Этика и эстетика как научные дисциплины

Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

Наконец, в-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть. О реальности названия трех обоснований морали говорит вся ее история. Зафиксировано это и народной мудростью. Ведь недаром говорят об очень плохом, аморальном человеке: «Ни стыда, ни совести». Значит, общественное мнение на него не действует, а совесть неразвита. Такого человека моралью не проймешь, приходится применять более жесткие средства воздействия, рассчитанные на низкий уровень сознательности. («Кого честь не берет, того палка проймет», -- говорит одна из пословиц).

Указанные три обоснования морали неодинаковы по своим размерам, силе и значению. Для морали, опирающейся на привычки, традиции и силу общественного мнения, особое значение имеет сознательность личности, добровольность ее нравственного поведения.

Таким образом, мораль является одним из важнейших социальных регуляторов. Она включает в себя совокупность норм и правил поведения и является важным способом раскрытия возможностей человека, становления и утверждения человеческой личности.

Слово «эстетика» -- одно из наиболее употребимых в нашей повседневной жизни, рассеяно в разных ее сферах. Говорят об эстетике одежды, эстетике спектакля, эстетике фильма, эстети-ке интерьера и т.д. Как известно, понятие эстетики обозначает и философскую науку об искусстве.

Многообразие использования понятия «эстетика» за предела-ми науки -- свидетельство его широкой содержательности, дли-тельности исторического пути, в ходе которого возникали раз-ные его ипостаси. При всем различии употребления на обыден-ном и профессиональном уровнях («эстетика интерьера», «эсте-тика спектакля») это понятие обозначает некий единый принцип, обобщающее чувственно-выразительное качество, как произведе-ний искусства, так и предметов повседневного обихода, феноме-нов природы. На это обратил внимание еще немецкий просвети-тель А. Баумгартен, когда в середине XVIII в. ввел в оборот само понятие «эстетика» (от греч. aistheticos -- чувственный, относя-щийся к чувственному восприятию).

Однако история эстетики как мировой науки восходит свои-ми корнями к глубокой древности, к древним мифологическим текстам. Всегда, когда речь шла о принципах чувственной вырази-тельности творений человеческих рук и природы, обнаружива-лось единство в строении предметов и явлений, способных сооб-щать чувства эмоционального подъема, волнения, бескорыстно-го любования, т.е. закладывались традиции эстетического анализа. Так сложилось представление о мире выразительных форм (создан-ных человеком и природой), выступавших предметом эстетичес-кой рефлексии.

Активно обсуждалось их строение и внутренняя структура -- связь чувственной оболочки с символическим, духовным содер-жанием, совмещенность в эстетическом явлении осознаваемых и невыразимых с помощью слов качеств и т.д. Свойства произведе-ний и сопутствующие им чувства эмоционального подъема опи-сывались через понятие прекрасного, явившееся центральным в эстетической науке. Все прочие эстетические понятия (возвышен-ное, трагическое, комическое, героическое и т.п.) обретали свой смысл только через соотнесенность с категорией прекрасного, демонстрируя безбрежные оттенки разных типов чувственного восприятия мира.

Строго говоря, все здание эстетической науки строится на един-ственной категории прекрасного. Доброе -- прерогатива этики; ис-тинное -- науки; другие, более частные эстетические категории (трагическое, сентиментальное, возвышенное и т. п.) являются категориями-«гибридами», вмещающими в себя и этическое, и религиозное содержание. Важно понимать, что фокусирование в каком-либо понятии определенного типа эмоциональных реакций вовсе не означает, что перед нами -- тот или иной тип эстети-ческого отношения. Так, трагические или сентиментальные чув-ства, взятые сами по себе, составляют предмет для изучения сво-еобразия психологических реакций. Эстетическими их делает преломленность и выраженность в определенном качестве художественной формы. Более того, именно распространенность, повсеместность и массовость трагических, мелодраматических и комических эмоциональных реакций породили в художественной сфере такие популярные межэпохальные устойчивые жанры, как трагедия, мелодрама, комедия. Само же по себе трагическое или сен-тиментальное отношение в жизни (как и любое иное, за исклю-чением прекрасного) по существу не является собственно эстети-ческим переживанием и эстетическим отношением. Все чувства приобретают эстетический статус лишь тогда, когда обозначае-мое ими содержание оказывается соответственно оформленным, начинает действовать на художественной «территории», когда эмо-циональное переживание выражает себя через произведение ис-кусства, придающее ему особое эстетическое измерение, выра-зительность, структуру, рассчитанную на определенный эффект. Точно в такой же мере и природные явления способны посылать эстетический импульс, когда их восприятие опирается на худо-жественный принцип, угадывающий за явлением -- сущность, за поверхностью -- символ. «Все естественное прекрасно, когда имеет вид сделанного человеком, а искусство прекрасно, если походит на природу», -- отмечал И. Кант.

Часто, не замечая того, что эстетическим началом становятся воображение и память, «оформляющие» наши эмоции, человек отождествляет эмоциональное и эстетическое переживания. «Что пройдет, то будет мило» -- эта поговорка отразила механизм по-рождения эстетических представлений. Наблюдения о том, что именно наша память эстетизирует жизнь, высказывал и М.М. Бахтин. Дистанция времени придает эмоциональным пере-живаниям законченные формы, порождает своеобразный «герба-рий чувств»: это уже не столько само чувство, сколько повество-вание о чувстве со всеми необходимыми элементами, сообщаю-щими ему композиционную целостность, выразительность, т.е. эстетическую структуру. Данные замечания чрезвычайно важны, так как помогают устранить путаницу в предмете и структуре эс-тетики, приводящую и по сей день к патетическим заявлениям типа «эстетика -- это этика будущего» и т.п.

1. 1. Эволюция взглядов на сущность «эстетического».

Эстетическое стало изучаться недавно. В истории эстетики его сущность часто постигалась в ходе рассмотрения прекрасного.

По мнению Сократа эстетическое - это производное от утилитарно - практической значимости предмета.

Поиски сущности эстетического шли и в направлении, которое было противоположно сократовскому направлению утилитаризма.

Индийский философ Шанкара подчеркнул, что эстетическому восприятию присущи состояние покоя, отсутствие чувственных вожделений, успокоенность и просветленность.

Иммануил Кант утверждал, что при эстетическом восприятии предмета прежде всего отношение человека к нему бескорыстно, человек получает удовольствие, и предмет воспринимается непосредственно как целесообразный. Он обратил внимание на духовную специфику эстетического и выделил его из утилитарной сферы.

Отождествление эстетического было свойственно тем мировоззренческим течениям, которые обобщали опыт сознания, не постигшего еще своей духовной природы, однако освоившего сферу практических интересов, погруженного в мир предметов. Концепции, которые трактовали эстетическое как бесполезное, наоборот развивали понимание эстетического как сферы сугубо человеческого и духовного отношения.

1. 2. Понятийно - категориальный аппарат.

Как и все науки, этика и эстетика располагают богатым арсеналом категорий. Именно они наряду с законами, принципами, методами составляют основу содержания любой науки. Само слово «категория» греческого происхождения. Им обозначаются наиболее общие понятия, отражающие существенные стороны действительности. Это - узловые пункты человеческого познания.

В этическом отношении категории отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. Другими словами, категории этики можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный и т. п.

Однако категории добра и зла, их нравственная оценка разными людьми часто бывает различной. Это объясняется тем, что категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме.

Объективность содержания означает, что в нем сконцентрировано то, что есть в реальной жизни и не зависит от сознания людей. И именно это содержание по - разному оценивается людьми. Эта оценка зависит от целого ряда факторов: интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также образа жизни.

Категории этики принято классифицировать. Одни ученые делят их на структурные и субстанциональные. Другие кладут в основу иной принцип: всю классификацию строят на основе одной из категорий, которая рассматривается как функциональная. Например, Эпикур подчинял все категории этики категории счастье. Аристотель главной считал категорию блага, а Кант - категорию долга. Впрочем, нет единого взгляда на этот счет и в наше время. В отечественной науке всю совокупность категорий часто делят исходя из структуры морали. В качестве основных элементов этой структуры некоторые авторы выделяют моральную практику, моральное сознание и нравственное самосознание, а нравственные отношения и нравственная деятельность в совокупности составляют нравственную практику.

Приняв за основу вторую позицию, среди категорий этики можно выделить: категории морального сознания, категории нравственных отношений и категории нравственной деятельности. Следует заметить, что и эта классификация весьма уязвима, ибо все категории находятся в тесном единстве, взаимно дополняют друг друга, переходят из одной группы в другую, оказывают взаимное влияние друг на друга.

На основе морали, категории этики можно подразделить на 3 группы:

категории собственно морального морального сознания (моральный принцип, моральная норма, моральное убеждение, нравственная цель, моральный выбор)

категории нравственных отношений (нравственное взаимодействие, нравственный конфликт, моральный авторитет, моральная репутация)

категории моральной практики (моральный поступок, моральное воздаяние, моральные последствия, моральные последствия.

В принципе можно утверждать, что все категории этики являются и категориями морального сознания, ибо какие бы стороны морали они не отражали - все они фиксируются в моральном сознании. Сущностные категории морального сознания: добро, зло, долг, честь, достоинство, совесть и другие занимают центральное место в системе категорий, но их нельзя отрывать от нравственных отношений и моральной практики.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты