Структура морального сознания

Структура морального сознания

3

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения»

Кафедра: «Философия»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Этика»

Тема: Структура морального сознания.

Выполнил: студент 4-го курса

ИИФО группы «СКС и Т»

Сащенко О.С.

К07-СиТ-573(в)

Проверил: Прокофьева Г.П.

Хабаровск

2007

Содержание:

1.Введение……………………………………………………………...….3

2.Норма - элементарная клеточка нравственности……………………..6

3.Моральные принципы и их роль в руководстве нравственным поведением человека…………………………………………………....10

4.Идеалы и ценности: верхний ярус морального сознания…………...13

5.Заключение……………………………………………………………..17

6.Список литературы…………………………………………………….20

Введение

Прежде чем приступить к изложению представленной работы, следует определить сущность таких фундаментальных понятий как «этика», «мораль», «нравственность».

Этику однозначно можно определить как философскую науку, объектом изучения которой является мораль. Несколько сложнее определить понятия «мораль» и «нравственность». Устойчивых определений этих понятий до сих пор не существует, несмотря на древнюю историю этики. Однако в ряде работ «мораль» и «нравственность» предлагается использовать как синонимы.

С другой стороны, наряду с отождествлением понятий «мораль» и «нравственность», существует и другие точки зрения. Согласно одной из них, мораль -- форма сознания, а нравственность -- область практических поступков. Другая точка зрения -- мораль всегда носит социально-групповой характер, а нравственность одна -- общечеловеческая. Таким образом, в условиях неопределенности терминологии мы по словарному определению в дальнейшем используем «мораль» и «нравственность» как синонимы. Тем более что в английском языке нет прямого разделения на «мораль» и «нравственность», есть просто термин «morality», и обычно уточняется, о какой морали идет речь -- общественной, или личной.

В современной этике наиболее распространены следующие толкования этих понятий:

-«мораль»- сфера общественных предписаний; опирается на законы и обычаи, религиозные и государственные нормы, существующие в данном обществе или свойственные человеку как таковому, т.е. является внешней силой воздействия на человека;

-«нравственность» согласуется с разумом человека, его размышлениями, его совестью; есть формирующееся внутри данной личности представление о добре и зле, т.е. сфера внутренних установок, прошедших через совесть человека.

Структура морали многоярусна и многопланова, охватить ее одновременно невозможно. Представим лишь некоторые ее варианты.

Сам способ освещения морали определяет видимую ее структуру. Различные подходы раскрывают различные ее стороны:

а) биологический - изучает предпосылки нравственности на уровне отдельного организма и на уровне популяции;

б) психологический - рассматривает психологические механизмы, обеспечивающие исполнение нравственных норм;

в) социологический - выясняет общественные условия, в которых складываются нравы, и роль морали для поддержания устойчивости общества;

г) нормативный - формулирует мораль как систему обязанностей, предписаний, идеалов;

д) личностный - видит те же идеальные представления в личностном преломления, в качестве факта индивидуального сознания;

е) философский - представляет мораль как особый мир, мир смысла жизни и назначения человека.

Эти шесть аспектов можно представить цветами граней « кубика - рубика». Такого кубика, который принципиально невозможно собрать, т.е. добиться одноцветных граней, однопланового видения. Рассматривая мораль

с одной стороны, приходится учитывать и другие. Так что такое структурирование весьма условно.

Очень простой вариант структуры морали был намечен еще в древности. Структурными компонентами морального сознания и нравственной регуляции являются: понятия, нормы, принципы, ценности, идеалы и законы. Соединение же слова и дела составляет суть нравственного отношения к действительности и нравственных отношений между людьми. Итого, элементов три: сознание, деятельность и отношения, связывающие их.

В общественном моральном сознании различают уровень групповой морали, идеологический уровень нравственного сознания и высший научно-теоретический уровень. Общественные элементы проявляются в виде норм, ценностей, принципов, законов, понятий, идеалов.

Наиболее полно специфика и сущность морали раскрывается в ее регулятивном функционировании. Поэтому для этического анализа морального сознания важнее всего рассмотреть его функциональную структуру. [2,20]

В представленной работе мы рассмотрим: нормы, принципы, идеалы и ценности.

Норма - элементарная клеточка нравственности

Итак, появилась мораль - проявление коллективной воли людей и навыков согласования интересов отдельных индивидов друг с другом и интересами общества в целом, через систему норм, правил и оценок. Мораль это нормы поведения.

Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимо общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представление о том, как им следует поступать, в каком направлении направлять свои усилия. При отсутствии такого представления нельзя добиться согласованных действий. Таким образом, человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют культурными нормами. В возникновении последних большую роль играют традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи и способы складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.

Так нормы нравственности возникают в самой практике массового взаимного общения людей. Моральные нормы воспитываются ежедневно силой привычки, общественного мнения, оценок близких людей. Уже маленький ребенок по реакции взрослых членов семьи определяет границы того, что «можно», а что «нельзя». Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими, сила личного и коллективного примера, наглядные образцы поведение ( как описанные в словесной форме, так и в виде образцов поведения ). Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных институтов. Огромную роль в передаче духовного опыта от поколения к поколению играет система образования. Индивид, вступающий в жизнь, усваивает не только знания, но также принципы, нормы поведения и восприятия, понимания и отношения к окружающей действительности.

Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те трансформации, которые претерпевает общество при совместной деятельности людей. В результате некоторые нормы перестают соответствовать удовлетворению потребностей членов общества, становятся неудобными или бесполезными. Более того, устаревшие нормы служат тормозом дальнейшего развития человеческих отношений, синонимом рутины и косности. Если в обществе или в какой либо группе появляются подобные нормы, люди стремятся их изменить, чтобы привести в соответствие с изменившимися условиями жизни. Преобразование культурных норм происходит по-разному. Если некоторые из них ( напр., нормы этикета, повседневного поведения ) могут быть преобразованы относительно легко, то нормы, которые направляют наиболее значимыми для общества сферами человеческой деятельности ( напр., государственные законы, религиозные традиции и т.д. ), изменить крайне сложно и принятие их в измененном виде членами общества может протекать крайне болезненно.

Различные социальные группы и общество в целом постепенно формируют набор «работоспособных» образцов поведения, позволяющих их членам наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом. Насчитываются тысячи общепринятых образцов поведения. Всякий раз из огромного числа вариантов возможного поведения выбираются самые «работоспособные» и удобные. Путем проб и ошибок, в результате влияния со стороны других групп и окружающей действительности социальная общность выбирает один или несколько вариантов поведения, повторяет, закрепляет их и принимает для удовлетворения отдельных потребностей в повседневной жизни. На основе успешного опыта такие варианты поведения становятся способами жизни народа, повседневной, обыденной культурой, или обычаями. Таким образом, обычаи - это просто привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности.

Можно выделить два типа обычаев: образцы поведения, которым следуют как примеру хорошим манер и вежливости, и образцы поведения, которым мы должны следовать, ибо они считаются существенными для благополучия группы или общества и их нарушение крайне нежелательно. Такие идеи относительно того, что должно совершать, а что не должно, которые соединены с определенными общественными способами существования индивидов, называются нравственными нормами, или нравами. Следовательно, нравственные нормы - это идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят различные приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно, через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности, называется институционализацией. Без институционализации, без социальных институтов, не одно современное общество существовать не может. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе.[1,396]

В то время как нравственные нормы базируются в основном на моральных запретах и разрешениях, существует сильная тенденция их объединения и реорганизации в законы. Люди подчиняются нравственным нормам, автоматически считая, что поступают правильно. При такой форме подчинения у некоторых возникает искушение нарушить нравственные нормы. Подобных индивидов можно подчинить существующим нормам угрозой узаконенного наказания. Следовательно, закон - это усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами( милиция, суд и т.д.)

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты