Анализ особенностей детерминизации общественных отношений и личности

буржуазные революции в ряде стран, можно придти к выводу, что разнообразие

форм их проявления (локальные особенности) является результатом

взаимодействия общих причин, а именно противоречий в феодальном способе

производства при множестве других факторов как национального, так и

интернационального порядков. Так, если в Англии уже в ХУ11 веке произошло

отделение производителя от средств производства и капиталистический

переворот совершился в наиболее "чистом" виде, то в России буржуазные

революции начала XX века из-за слабости и трусости российской буржуазии,

проводившей политику компромисса по отношению к помещикам, так и не смогли

уничтожить феодально-крепостнические пережитки - даже Столыпинской

реформой. Значительным тормозом на пути развития частного промышленного

предпринимательства в колониальных и зависимых странах Азии и Африки до

недавнего времени выступала экспансионистского характера политика

империалистических государств, стремившихся превратить эти страны в свой

сырьевой придаток и потому намеренно консервировавших в них отсталые

феодальные отношения.

Итак, детерминирующие факторы как элементы системы детерминации

явления наиболее общим образом могут быть подразделены на внутренние и

внешние, главные и второстепенные. Вместе с тем, наличие многообразных

детерминантных зависимостей показывает недостаточность подобной

классификации, нацеливая познание на выявление специфики каждого элемента.

Различные виды связей, образуя в совокупности систему его детерминации, с

одной стороны, "не сводимы друг к другу", а с другой, - "не действуют в

совершенно чистом виде", взаимодополняя друг друга.

Наиболее удачным вариантом типологии видов детерминации является

предложенная Я.Ф.Аскиным классификация на основе временных отношений[21].

Преимущество его подхода заключается в том, что он поставил теорию

детерминизма в связь с диалектической концепцией развития. Соответственно

таким временным модусам, как прошлое, настоящее и будущее, выделяются три

основных типа детерминации: детерминация из прошлого, из настоящего и из

будущего, которые могут выступать как в материальной, так и в идеальной

формах. Детерминация прошлым представлена такими видами, как причинность,

условия и связь состояний; детерминация настоящим - видами: функциональная

зависимость, корреляция, системная детерминация; детерминация будущим -

видами,: детерминация целью, зачатки будущего в явлении.

Рассматривая временной аспект следует согласиться с А.С.Борщевым,

утверждающим что детерминационные связи могут быть случайными, разовыми, а

могут носить и существенный, устойчивый, повторяющийся характер. Последние

выступают в качестве законов структуры, функционирования и развития

явления. В литературе общественные законы подразделяются на три группы: 1)

законы, выражающие взаимосвязь материальных сторон общественной структуры;

2) законы, выражающие связь элементов духовной жизни общества; 3) законы,

выражающие взаимосвязь материальных идеологических отношений. В зависимости

от роли в социальной системе общественные законы также делятся на

социологические и законы отдельных сфер общественной жизни. Относительная

особенность социологических законов заключается в том, что они выражают

природу общества как целого, выступая в качестве основы взаимодействия

между различными сферами и областями общественной жизни.

Поскольку возникновение, существование и развитие любого явления

осуществляется по определённым законам, то "помологическая детерминация"

(по мнению В.Н.Панибратова, введшего в научный оборот термин

"помологический детерминизм", он "раскрывает концепцию детерминизма,

интерпретируя последний через категорию закона") выступает, по существу, в

качестве основы системы его детерминантов. Взаимосвязь законов социального

явления образует своеобразный "каркас" системы его детерминации, вокруг

которого группируются все другие - случайные, преходящие - детерминирующие

факторы. Таким образом, системный подход в единстве с обобщённым пониманием

детерминизма позволяет установить структуру системы факторов,

детерминирующих развитие общества, и классифицировать их на различные виды.

Наконец, остановимся на характеристике причинности общественного

развития, как центральном моменте концепции социального детерминизма.

Социальные причины развития общества расчленяются на источники и движущие

силы этого развития. Их познание позволяет проникнуть в сущность

общественного бытия. К источникам развития следует отнести внутренние

диалектические противоречия. Это самая глубокая причина. Движущие силы

развития - это общие, существенные, необходимые, устойчивые детерминанты

развития. Таким образом, к социальным причинам следует отнести объективные

условия: общественные отношения - с одной стороны и деятельность личностей

с другой. История и социальные отношения людей, конечно, не существуют и не

могут существовать в отрыве от самой личности.

Глава 2

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Признание социальной детерминации в развитии и жизнедеятельности

личности в философии конца ХХ века можно считать свершившимся фактом.

Однако дальнейшее углубление в механизм этой детерминации позволяет увидеть

многообразие подходов и позиций, порой взаимоисключающих друг друга.

Обращаясь к проблеме детерминации личности со стороны общества, оправданным

на наш взгляд было бы рассматривать эту проблему на личностном уровне, а

на уровне личности проблема влияния на неё общества - это проблема

личностной свободы. В истории философии эта проблема решалась по разному.

Древний мир (Греция, Рим) знал личную свободу только как

противоположность рабству; всякий не находившийся в состоянии рабства

признавался свободным, хотя его свобода подвергалась очень многим

ограничениям и стеснениям со стороны государства (государственная власть

тогда могла свободно распоряжаться жизнью человека и его имуществом),

моральных принципов и общественного сознания людей того времени. Борясь в

отдельные периоды за политические свободы, древние вовсе не стремились к

свободе личности в современном смысле слова. Даже те мыслители, которые

особенно остро чувствовали недостатки общественного строя того времени

(Платон, Аристотель), в своих построениях более идеального государства

ничуть не возвышались над современными им понятиями, допуская для

государства вторжение в личную сферу и принижение человека как личности.

Средневековье, когда по сути власть светская подменялась властью

духовной, не способствовало развитию личности и её свободы. По мнению

Н.А.Бердяева, "недостаточность средневекового сознания прежде всего

заключается в том, что не была раскрыта настоящим образом свободная,

творческая сила человека и человек в средневековом мире не был отпущен на

свободу для свободного творческого дела, для свободного созидания

культуры"[22]. Следовательно, средневековая идеология и политика, по-своему

дисциплинируя человека, а вместе с тем и его сознание, поступки, волю,

понуждали индивидуума отказываться от формирования себя как личности. Для

того, чтобы стать личностью, человеку необходимо было обратиться к

собственной сущности: своей воле, сознанию, свободе, обрести уверенность в

себе, действовать по-новому в различных областях своей жизнедеятельности. В

Западной Европе этот процесс начинается с эпохи Возрождения. "Этот

исторический период, - пишет Н, Бердяев, " стоит под знаком отпущения на

свободу творческих сил человека, духовной децентрализации, отрывания от

духовного центра, дифференциации всех сфер общественной и культурной жизни,

когда все области человеческой культуры становятся автономными"[23]. Всё

это формировало предпосылку для "открытия человека человеком" и для

открытия в нём личности.

Таким образом, возникало стремление обозначить особую сферу для

личности, куда не могли бы вмешиваться ни государство, ни его деспотические

органы, ни общественные коллективы (или массы), которые могут быть в такой

же степени деспотичны по отношению к свободе личности, как и

государственные структуры. Английская Великая хартия вольностей,

американская Декларация Независимости, французская Декларация Прав человека

и гражданина, "Русская правда" ("Конституция") декабриста П.И.Пестеля и

другие акты - всё это приметы сложного и медленного пути к свободам

личности, видение личности как субъекта исторического процесса.

Возможно, здесь сказалось и то, что саму философию ХУ111-Х1Х вв.

крайне мало интересовала проблема свободы личности: она не была поставлена

ни Гоббоом, ни Локдом; даже Руссо признавал некую необходимость

существования "суверена", который должен быть "всем", не зная ограничений

ни в чём, поскольку в противном случае это будет уже не власть. Правда, по

Руссо, государство и власть существуют для того, чтобы охранять свободы

личностей, но практически это не осуществлялось ни в самой Франции, ни в

каких-либо других государствах мира вплоть до революционных бурь середины

XIX века.

Специфика обществ Востока определялась тем, что в его структурах

выделялись два основных полюса: система более или менее замкнутых и

разрозненных сельских общин и централизованная государственная

администрация ("восточная деспотия"), стоявшая над всеми. Здесь

существовали разнообразные кланы, касты, секты, землячества, общины и

прочие объединения, которые жестко определяли (детерминировали) место

человека в обществе. Выработанные на Востоке корпоративные связи были

закреплены традициями и освящены религиозными нормами. Система этих связей

стала основой социальной структуры, причём, её консервативность вполне

соответствовала политическому деспотизму восточного государства по

отношению к личности. В результате взаимозависимости государства и его

замкнутых социальных структур создались условия для необычайной

стабильности, неизменности, застойности стран Востока.

Таким образом, следует признать, что на всём протяжении истории

человечества, вплоть до наших дней, развитие социальных отношений

складывается не в пользу личности, её свобод и плодотворного

функционирования. В основу отношений в обществе кладется принцип подчинения

и самоподчинения человека вначале роду-племени, а затем государству,

различным коллективам, где над всеми другими принципами возвышается принцип

единства, наиболее значительно обусловленный в философии Гегелем: "...

всемирной истории .,. индивиды служат лишь в качестве средства её

поступательного движения"[24].

Будучи существом общественным, человек осуществляет свою деятельность

не изолированно, а в процессе взаимодействия о другими людьми. При этом

каждый человек преследует свои собственные, сознательно поставленные цели,

а общий итог ("равнодействующая") такого множества действующих по разным

направлениям стремлений и из разнообразных воздействий на внешний мир, "

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты