1985г.). Для удобства анализа необходимо привлечь более лаконичную
периодизацию, представленную Смирновым И.Н. Так, он отмечает, что при
анализе греческой философии в ней выделяют три периода: первый – от
Фалеса до Аристотеля, второй – греческую философию в римском мире и,
наконец, третий – неоплатоновскую философию.
История греческой философии представляет собой общий и вместе с тем
живой индивидуальный образ духовного развития вообще. Первый период по
преобладающим в нем интересам можно назвать космологическим, этико-
политическим и этико-религиозно философским. Абсолютно все ученые-
философы отмечают, что этот период развития античной философии был
периодом натурфилософии. Своеобразной чертой античной философии была
связь ее учений с учениями о природе, из которых в последствии развились
самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В VI и V вв. до н.э.
философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о
природе – отдельно от философии. Космологическое умозрение VII и VI
столетий до н.э. поднимает вопрос о последнем основании вещей. Таким
образом появляется понятие мирового единства, которое противостоит
множеству явлений и через которое пытаются объяснить связь этого
множества и многообразия, а также закономерность, проявляющуюся прежде
всего в самых общих космических процессах, в смене дня и ночи, в движении
звезд. Простейшая форма есть понятие единого мирового вещества, из
которого в вечном движении происходят вещи и в которое они опять
превращаются.
Второй период греческой философии (V-VI в. до н.э.) начинается
постановкой антропологических проблем. Натурфилософское мышление достигло
границ, за которые оно в то время не могло выйти. Данный период
представлен софистами, Сократом и сократиками. В своей философской
деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными
оракулами: «необходимостью каждому познать самого себя и тем, что ни один
человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он
ничего не знает». Сократом завершается натурфилософский период в истории
древнегреческой философии и начинается новый этап, связанный с
деятельностью Платона и Аристотеля. Платон далеко переступает за границы
сократовского духа. Платон – сознательный и последовательный объективный
идеалист. Он первый среди философов поставил основной вопрос философии,
вопрос о соотношении духа и материи. Строго говоря, о философии в Древней
Греции со значительной степенью определенности можно говорить, только
начиная с Платона.
Третий период античной философии – век эллинизма. Сюда относятся
стоики, эпикурейцы, скептики. Он включает в себя период раннего эллинизма
(III-I вв. до н.э.) и период позднего эллинизма (I-V вв. н. э.). Культура
раннего эллинизма характеризовалась прежде всего индивидуализмом,
обусловленным освобождением человеческой личности от политической,
экономической и моральной зависимости от полиса. Главным предметом
философского исследования становится субъективный мир личности. В период
позднего эллинизма были доведены до логического завершения основные
тенденции развития античной философской мысли. Произошел как бы возврат к
идеям классики, к ее философским учениям о бытии (неопифагореизм,
неоплатонизм), но возврат, обогащенный знанием субъективного мира
личности. Взаимодействие с восточными культурами в рамках единой Римской
империи привело философскую мысль к частному отходу от рационализма и
обращению к мистицизму. Философия позднего эллинизма, освобождаясь от
свободомыслия раннего эллинизма, пошла по пути сакрального, то есть
религиозного постижения мира.
Проблемы античной философии.
Совокупную проблематику античной философии можно тематически
определить следующим образом: космология (натурфилософы), в ее контексте
тотальность реального виделась как “physis” (природа) и как космос
(порядок), основной вопрос при этом: «Как возник космос?»; мораль
(софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических
способностей; метафизика (Платон) декларирует существование
интеллигибельной реальности, утверждает, что реальность и бытие
неоднородны, причем мир идей выше чувственного; методология (Платон,
Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы познания, при
этом метод рационального поиска понимается как выражение правил
адекватного мышления; эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы
искусства и прекрасного самого по себе; проблематика протоаристотелевской
философии может быть сгруппирована как иерархия обобщающих проблем:
физика (онтология-теология-физика-космология), логика (гносеология),
этика; и в завершение эпохи античной философии формируются мистико-
религиозные проблемы, они характерны для христианского периода греческой
философии.
Необходимо отметить, что в русле античной способности воспринимать
этот мир философски теоретическая философская мысль представляется
наиболее важной для последующего становления философского познания. По
крайней мере, доктрина философии как жизни в настоящее время претерпела
существенное изменение: философия – это уже не просто жизнь, а жизнь
именно в познании. Разумеется, что сохраняют свое значение и элементы
практической философии, развивающие идеи античной практической философии:
идеи этики, политики, риторики, теории государства и права. Таким
образом, именно теорию можно считать тем философским открытием
античности, которое определило не только мышление современного человека,
но и его жизнь. И без сомнения, «обратное влияние» механизмов познания,
порожденных древнегреческим сознанием, очень сильно сказалось на самой
структуре сознательной жизни человека. В этом смысле, если теория как
принцип организации познания и его результатов вполне выверена, то ее
«обратное» воздействие как реверсивного принципа организации сознания еще
не вполне ясно.
Школы античной философии.
По подсчетам римских историков, в Древней Греции было 288 философских
учений, из которых помимо великих философских школ выделяется учение
киников и киренских философов. В Афинах существовало четыре большие
школы: Академия Платона, Ликей Аристотеля, Портик (стоическая школа) и
Сад (эпикурейская школа).
Ионийская (или милетская, по месту возникновения) школа – древнейшая
натурфилософская школа. Как считает Чанышев А.Н., «Ионийская философия –
это протофилософия. Для нее характерно еще отсутствие поляризации на
материализм и идеализм…, наличие многих образов мифологии, значительных
элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие собственно философской
терминологии, представление физических процессов в контексте моральной
проблематики»[3]. Но ионийская философия уже философия в основном смысле
этого слова, потому что уже ее первые творцы – Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен – стремились понять то или иное начало как субстанцию (вода,
воздух, огонь и т.д.). Их первоначало всегда одно (в этом смысле
ионийские философы – монисты), оно вещественно, но также разумно, даже
божественно. Каждый из философов в качестве этого начала определял одну
из стихий. Фалес – основатель милетской, или ионийской школы, – первой
философской школы. Он был одним из родоначальников философии и
математики, первым сформулировал геометрические теоремы, изучал
астрономию и геометрию у египетских жрецов. Фалес стал основателем
натурфилософии и сформулировал две ее основные проблемы: начала и
всеобщего. Началом он полагал воду, в которой покоится земля, а мир
считал наполненным богами, одушевленным. Также Фалес разделил год на 365
дней. Гераклит говорил, что все рождается из огня путем разрежения и
сгущения и через определенные периоды сгорает. Огонь символизирует борьбу
противоположностей в космосе и его постоянное движение. Также Гераклит
ввел понятие Логоса (Слова) – принципа разумного единства, который
упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и
познать мир можно только через него. Анаксимандр (610 – ок. 540 годы до
н.э.) считал началом всего бесконечную природу – нечто среднее между
четырьмя элементами. Он говорил, что возникновение и уничтожение миров
представляет вечный циклический процесс. Анаксимен (ум. 525 до н.э.),
ученик Анаксимандра, считал первоначалом воздух. Разрежаясь, воздух
становится огнем, сгущаясь – ветром, водой и землей. Анаксагор, ученик
Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего космос из смеси
беспорядочных стихий. С ионийской школой связывают зарождение основ
астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук.
Независимо от этих древних малоазиатских ионийцев в нижне-италийских
колониях греков выступают мыслители, проникнутые той же идеей мирового
единства. К ним относятся прежде всего Пифагор и его ученики, которые
исследовали мировое целое. Они замечали прежде всего правильность в
движении небесных тел и от них пытались перенести эту правильность на
земные явления, явления физического и морального миров. Пифагорейская
школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала
до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу
после смерти Пифагора в 500 г. до н.э. По сути, это было религиозно-
философское аристократическое братство, оно имело большое влияние на
греческие полисы Южной Италии и Сицилии. Союз отличался строгими обычаями
и высокой нравственностью. Однако и облик, и поведение были лишь
следствием взглядов философов на человеческую душу и ее бессмертие,
подразумевавших в здешней, земной жизни определенное воспитание.
Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа
понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл.
Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10.
Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. Им мировой
порядок представлялся в виде господства чисел; и в этом смысле они
переносят на мир, «как целое, понятие космос, первоначально означавшее