Античная философия

1985г.). Для удобства анализа необходимо привлечь более лаконичную

периодизацию, представленную Смирновым И.Н. Так, он отмечает, что при

анализе греческой философии в ней выделяют три периода: первый – от

Фалеса до Аристотеля, второй – греческую философию в римском мире и,

наконец, третий – неоплатоновскую философию.

История греческой философии представляет собой общий и вместе с тем

живой индивидуальный образ духовного развития вообще. Первый период по

преобладающим в нем интересам можно назвать космологическим, этико-

политическим и этико-религиозно философским. Абсолютно все ученые-

философы отмечают, что этот период развития античной философии был

периодом натурфилософии. Своеобразной чертой античной философии была

связь ее учений с учениями о природе, из которых в последствии развились

самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В VI и V вв. до н.э.

философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о

природе – отдельно от философии. Космологическое умозрение VII и VI

столетий до н.э. поднимает вопрос о последнем основании вещей. Таким

образом появляется понятие мирового единства, которое противостоит

множеству явлений и через которое пытаются объяснить связь этого

множества и многообразия, а также закономерность, проявляющуюся прежде

всего в самых общих космических процессах, в смене дня и ночи, в движении

звезд. Простейшая форма есть понятие единого мирового вещества, из

которого в вечном движении происходят вещи и в которое они опять

превращаются.

Второй период греческой философии (V-VI в. до н.э.) начинается

постановкой антропологических проблем. Натурфилософское мышление достигло

границ, за которые оно в то время не могло выйти. Данный период

представлен софистами, Сократом и сократиками. В своей философской

деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными

оракулами: «необходимостью каждому познать самого себя и тем, что ни один

человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он

ничего не знает». Сократом завершается натурфилософский период в истории

древнегреческой философии и начинается новый этап, связанный с

деятельностью Платона и Аристотеля. Платон далеко переступает за границы

сократовского духа. Платон – сознательный и последовательный объективный

идеалист. Он первый среди философов поставил основной вопрос философии,

вопрос о соотношении духа и материи. Строго говоря, о философии в Древней

Греции со значительной степенью определенности можно говорить, только

начиная с Платона.

Третий период античной философии – век эллинизма. Сюда относятся

стоики, эпикурейцы, скептики. Он включает в себя период раннего эллинизма

(III-I вв. до н.э.) и период позднего эллинизма (I-V вв. н. э.). Культура

раннего эллинизма характеризовалась прежде всего индивидуализмом,

обусловленным освобождением человеческой личности от политической,

экономической и моральной зависимости от полиса. Главным предметом

философского исследования становится субъективный мир личности. В период

позднего эллинизма были доведены до логического завершения основные

тенденции развития античной философской мысли. Произошел как бы возврат к

идеям классики, к ее философским учениям о бытии (неопифагореизм,

неоплатонизм), но возврат, обогащенный знанием субъективного мира

личности. Взаимодействие с восточными культурами в рамках единой Римской

империи привело философскую мысль к частному отходу от рационализма и

обращению к мистицизму. Философия позднего эллинизма, освобождаясь от

свободомыслия раннего эллинизма, пошла по пути сакрального, то есть

религиозного постижения мира.

Проблемы античной философии.

Совокупную проблематику античной философии можно тематически

определить следующим образом: космология (натурфилософы), в ее контексте

тотальность реального виделась как “physis” (природа) и как космос

(порядок), основной вопрос при этом: «Как возник космос?»; мораль

(софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических

способностей; метафизика (Платон) декларирует существование

интеллигибельной реальности, утверждает, что реальность и бытие

неоднородны, причем мир идей выше чувственного; методология (Платон,

Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы познания, при

этом метод рационального поиска понимается как выражение правил

адекватного мышления; эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы

искусства и прекрасного самого по себе; проблематика протоаристотелевской

философии может быть сгруппирована как иерархия обобщающих проблем:

физика (онтология-теология-физика-космология), логика (гносеология),

этика; и в завершение эпохи античной философии формируются мистико-

религиозные проблемы, они характерны для христианского периода греческой

философии.

Необходимо отметить, что в русле античной способности воспринимать

этот мир философски теоретическая философская мысль представляется

наиболее важной для последующего становления философского познания. По

крайней мере, доктрина философии как жизни в настоящее время претерпела

существенное изменение: философия – это уже не просто жизнь, а жизнь

именно в познании. Разумеется, что сохраняют свое значение и элементы

практической философии, развивающие идеи античной практической философии:

идеи этики, политики, риторики, теории государства и права. Таким

образом, именно теорию можно считать тем философским открытием

античности, которое определило не только мышление современного человека,

но и его жизнь. И без сомнения, «обратное влияние» механизмов познания,

порожденных древнегреческим сознанием, очень сильно сказалось на самой

структуре сознательной жизни человека. В этом смысле, если теория как

принцип организации познания и его результатов вполне выверена, то ее

«обратное» воздействие как реверсивного принципа организации сознания еще

не вполне ясно.

Школы античной философии.

По подсчетам римских историков, в Древней Греции было 288 философских

учений, из которых помимо великих философских школ выделяется учение

киников и киренских философов. В Афинах существовало четыре большие

школы: Академия Платона, Ликей Аристотеля, Портик (стоическая школа) и

Сад (эпикурейская школа).

Ионийская (или милетская, по месту возникновения) школа – древнейшая

натурфилософская школа. Как считает Чанышев А.Н., «Ионийская философия –

это протофилософия. Для нее характерно еще отсутствие поляризации на

материализм и идеализм…, наличие многих образов мифологии, значительных

элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие собственно философской

терминологии, представление физических процессов в контексте моральной

проблематики»[3]. Но ионийская философия уже философия в основном смысле

этого слова, потому что уже ее первые творцы – Фалес, Анаксимандр,

Анаксимен – стремились понять то или иное начало как субстанцию (вода,

воздух, огонь и т.д.). Их первоначало всегда одно (в этом смысле

ионийские философы – монисты), оно вещественно, но также разумно, даже

божественно. Каждый из философов в качестве этого начала определял одну

из стихий. Фалес – основатель милетской, или ионийской школы, – первой

философской школы. Он был одним из родоначальников философии и

математики, первым сформулировал геометрические теоремы, изучал

астрономию и геометрию у египетских жрецов. Фалес стал основателем

натурфилософии и сформулировал две ее основные проблемы: начала и

всеобщего. Началом он полагал воду, в которой покоится земля, а мир

считал наполненным богами, одушевленным. Также Фалес разделил год на 365

дней. Гераклит говорил, что все рождается из огня путем разрежения и

сгущения и через определенные периоды сгорает. Огонь символизирует борьбу

противоположностей в космосе и его постоянное движение. Также Гераклит

ввел понятие Логоса (Слова) – принципа разумного единства, который

упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и

познать мир можно только через него. Анаксимандр (610 – ок. 540 годы до

н.э.) считал началом всего бесконечную природу – нечто среднее между

четырьмя элементами. Он говорил, что возникновение и уничтожение миров

представляет вечный циклический процесс. Анаксимен (ум. 525 до н.э.),

ученик Анаксимандра, считал первоначалом воздух. Разрежаясь, воздух

становится огнем, сгущаясь – ветром, водой и землей. Анаксагор, ученик

Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего космос из смеси

беспорядочных стихий. С ионийской школой связывают зарождение основ

астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук.

Независимо от этих древних малоазиатских ионийцев в нижне-италийских

колониях греков выступают мыслители, проникнутые той же идеей мирового

единства. К ним относятся прежде всего Пифагор и его ученики, которые

исследовали мировое целое. Они замечали прежде всего правильность в

движении небесных тел и от них пытались перенести эту правильность на

земные явления, явления физического и морального миров. Пифагорейская

школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала

до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу

после смерти Пифагора в 500 г. до н.э. По сути, это было религиозно-

философское аристократическое братство, оно имело большое влияние на

греческие полисы Южной Италии и Сицилии. Союз отличался строгими обычаями

и высокой нравственностью. Однако и облик, и поведение были лишь

следствием взглядов философов на человеческую душу и ее бессмертие,

подразумевавших в здешней, земной жизни определенное воспитание.

Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа

понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл.

Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10.

Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. Им мировой

порядок представлялся в виде господства чисел; и в этом смысле они

переносят на мир, «как целое, понятие космос, первоначально означавшее

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты