Античная философия классического периода
Античная философия
классического периода
План.
1. Софисты и Сократ.
2. Мир идеи Платона.
3. Аристотель:Онтология и этика.
Философия-одна из древнейших сфер духовной жизни.Вся многогранная культура
обуславливающая различные цивилизации,существовавшие в прошлом и
существующие в наши дни,в качестве важнеишеи составляющеи включает в себя
ту или иную сумму философских знаний.
Софисты появились и могли появиться только тогда,когда развитие
греческой демократии уже сильно размыло те границы,которые существовали
между сословиями.Оно таким образом смыло прежние каналы бытового уклада и
ценностных установок,ранее не подвергавшихся никакой рефлексии.Индивид
почувствовал себя уже не просто членом своего ''цеха '',а самостоятельным
лицом и осознал, что всё,прежде принимавшееся им на веру,должно быть
подвергнуто критике.Субъектом критики он считал самого себя.Вот это
выделение индивида,как самостоятельной реальности и было той почвой ,на
которой только и смогла появиться софистика. Во второй половине 5 в.до н.э.
в Греции возникло интеллектуальное течение,называемое софистикой.Слово
происходит от двух слов:любовь и мудрость.
Софисты способствовали дальнейшему развитию
индивидуализма,релятивизируя всё то,что прежде выступало в качестве
традиционных истин.Софисты были в Греции особым слоем осуществляющим
философию связывания воедино всех остальных групп и индивидов ,не случайно
политическая деятельность и подготовка к ней были одним из основных занятий
софистов.
Софистов справедливо называли представителями греческого
Просвещения.Они не только углубляли философские учения прошлого,сколько
популяризировали знания,распространяя в широких кругах своих многочисленных
учеников то,что уже было преобретено к тому времени философиеи и наукой.
Софистика-учение хитроумно вести прения Софисты сделали важный шаг
на пути к созданию науки о языке,в частности Протагор занимавшийся
категориями словоизменения и синтаксисом предложения ,он заложил основы
учения о синонимах,а Гиппий-граматики.
Главным тезисом Протагора был следующий:Человек есть мера всех
вещей,существующих в том,что они существуют,и несуществующих,в том,что они
не существуют.Горгий доказывал в своих трудах,что бытие и небытие-суть одно
и тоже.Отсюда делал софистический вывод о том,что вообще ничего не
существует,либо существует только небытие.Трасимах и Критий скептически
относились к социальной справедливости.
Но с другой стороны софистика-это нечестный путь ведения споров,с
помощью которого используются уловки,позволяющие обескуражить других,любой
аргумент,лишь бы добиться поставленной цели.Протагор говорил:’’То что я
думаю и есть истина’’.Софисты положили начало такой науки как аргументация.
Софисты создали в Греции небывалый культ слова и тем самым
превознесения риторики.Язык был орудием воздействия на сознание.Сразить
противника любым аргументом-стратегия софистов.
Софисты были первыми философами,которые за своё учение брали деньги.
Главным противником софистов был Сократ.Это один из самых известных
персонажей древнегреческой философии,чьи идеи стали предметом философских
размышлений и дискуссий не только в Древнем мире,но и сейчас.
Родился он в Афинах между 470 и 469гг. до нашей эры.Жизнь его была
яркой,однако сложилась непросто,ибо он был сыном каменотёса и повивальной
бабки.О Сократе мы можем узнать лишь из диалогов Ксенофонта и
Платона.Мудрейший из всех ничего не написал,так как проповедовал свою
философию только в устнои форме,полагая,что только живое слово и
непринуждённый диалог смогут донести мысль до слушающего.Афиняне любили
Сократа,считали его мудрецом,который победил софистов.
По натуре это был очень добрый человек.Расхаживая в заплатанном
плаще по площади,он любил затевать разговоры с прохожими.И когда его
спрашивали почему ты,Сократ,ходишь босой и в таком одеянии ,он отвечал:,,Вы
живёте для того,чтобы есть,а я ем для того,чтобы жить’’.Казалось бы,какой
простой ответ,но сколько в этих словах мудрости!
Сократ учил,что есть обязательные для всех неписанные моральные
законы,но овладеть нравственностью удаётся лишь немногим,которые смогли
этому научиться и следовать получённым знаниям .Добродетель,высшее и
абсолютное благо,составляющие цель человеческой жизни,ибо только она даёт
счастье.
Люди же часто заблуждаются и поступают безнравственно потому,что
просто не знают,что добро,а что зло.Добродетель неотделима от знания,как
неотделима и от счастья.Однако Сократ не обещал своим ученикам,что раскроет
им истину,ведь он сам говорил о себе:,,Я знаю что ничего не знаю’’.Он лишь
предлагал вместе,в дружеской беседе,отыскивать эту истину.Метод обучения-
диалектический:путем наводящих вопросов и ответов соображения собеседника
последовательно доводятся до абсурда и таким образом выясняется
истина,отделяемая от иных,ложных суждении.Сократ исходил из того,что каждый
человек уже содержит в себе знания истины,он не осознаёт её,пока
предложенные ему вопросы не приведут его к противоречию с самим собою,а
следовательно,к признанию собственного невежества,сомнения же в истинности
прежних суждений ведёт к самопознанию.Философ любил сравнивать себя с
повивальной бабкой,ибо помогал родиться истине.
Он собирал возле себя большое количество молодёжи,которая жадно
внимала учениям босого мудреца,но ирония,с какой он обличал человеческую
глупость,предрассудки,кое-кого раздражала, и в Афинах у него было много
врагов.
Ему ставили в вину скептическое отношение к демократическому
строю Афин.А он лишь ставил перед собою цель:как добиться того,чтобы власть
в государстве принадлежала компетентным людям.
Итак,недовльные,подозрительные,и с опаской относившееся к
Сократу,сограждане имели достаточно поводов,чтобы привлечь его к суду за
развращение молодёжи и за беззбожие и обречь великого философа на смерть.
Софисты научили греков рассуждать,но прочная духовная основа
была утрачена людьми образованными таким образом:вместе с традицией пали и
духовные ориентиры.Каждый сам начинает устраивать себе ориентиры, в
зависимости от своих нужд.
Всё относительно,мы свободны резать или не резать,убивать или
не убивать.И народ почувствовал опасность такой субъективной свободы.
Первым человеком,который осознал противоречие был Сократ.Он
размышлял:Что есть подлинная свобода?Это свобода,которой дирижирует не
рассудок,а разум.Произвол-это формальная свобода,имеющая бесконечное единое
Основание,а не множество конечных оснований,хотя бы и очень большое
множество.
В диалоге,,Хармид” Сократом поставлена проблема :поиск целомудрия
в отличии от многомудрия и суемудрия софистов.Софистический рассудок не
только не видит единого содержания,но и утверждает,что целомудрия нет,что
истина не существует.
Софисты всегда имеют свой субъективный интерес.Для разумномыслящего
нет субъективного интереса.
Сократ никогда за своё учение не брал денег,т.к. в этом случае
размышление стало бы средством,а не целью.Вот за это он критикует софистов.
Резюме:принцип философии Сократа почти софистический:человек
есть мера всех вещей,но именно как размышляющий,становлящийся разумным.При
этом разум-способность не врождённая,её нужно воспитывать.Способ воспитания
разумного мышления-диалог с самим собой,цель которого достигнуть заранее не
данного единства формы и содержания или целомудрия.
Мир идей Платона.
Платон родился в Афинах в 427г. до нашей эры.Настоящее имя Аристокл-
широкоплечий.А прозвали его в молодости так за мощное
телосложение.Происходил из знатного рода и получил прекрасное
образование.Стал учеником Сократа,написал его знаменитые диалоги,что
определило всю его жизнь и творчество.
Платон как великий политический мыслитель,приложил все усилия к
тому,чтобы разработать проект государственного устройства,основанного на
справедливости,создав в результате философию объективного идеализма.
Учение о государстве,теория идей,этика и гносеология-основные
составляющие платоновской философии.
Учения Платона,в особенности его диалектический метод,оказали
огромное воздействие на развитие мировой философской мысли и науки.
Он также занимался анализом языка и мышления,проблемой бытия,а также
соотношением единичного и общего.
Был он также комическим поэтом,представителем древнегреческой
комедии.В пьесах Платона чувствуется политическая направленность и
злая,остроумная критика.
Философия для Платона-это некоторого рода созерцание истины.Оно
является чисто интеллектуальным,это не просто мудрость,но любовь к
мудрости.Каждый,кто занимается каким либо видом творческого труда,находится
в таком состоянии духа,когда истина или прекрасное представляется во
внезапном озарении.
В своём ,,Государстве” Платон подводит читателя через разные
предворительные рассуждения,чтобы заставить увидеть мир идей.
Истинным бытием по Платону,обладает только идея.Идея –это то,что
обычно мы называем всеобщим,которое,однако в данном случае берётся не как
лишь некоторое свойство конкретной вещи,а как само по себе существующее,как
сущность.Сущность представляет наднебесную область вместе с небесными
душами.Он говорит,что душа устремляется туда,где сияют истины и бытие,она
воспринимает их и познаёт,а это показывает её разумность.А когда она
уклоняется в область смешения со мраком-она тупеет.Это приводит к образу
платоновской пещеры.
Тех,кто лишены философии,можно сравнить с узниками пещеры,которые
способны видеть лишь в одном направлении,где в глубине мерцание зажжённых
факелов,которые отбрасывают тени.Распознать,где тени,а где реальные
предметы-задача Платона.
Идея-греческое слово( род,вид,форма,образец).Любовь к идеям Платон
называет Энтузиазмом.Энтузиазм-есть первое порождение идей,но в разумной
развитой форме идеи извлекаются через познание.Мир материальных вещей это
только подобие идей.Число идей велико,говорит Платон:идеи математических
объектов(треугольников и др.),идеи видов живых существ(идея
четвероного),идеи всех нравственных и эстетических качеств.Идеи расположены
в иерархическрм порядке,выше всех,а значит ближе к Богу-идея блага.
Значение блага в философии Платона своеобразно.Знание и
истина,говорит он,подобны благу,но благо следует ставить выше.Реальность,в
противоположность видимости является полным и совершенным
благом.Воспринимать благо,означает воспринимать реальность.
Платон стремится найти первоначала мира:такими идеями являются для
него идеи,материя( как источник зла),демург(Бог),эрос(как любовь к
идеальному),мировая душа( по воле которой идеи соединяются с материей).
Что касается сооотношения чувственных идей и вещей,Платон указывает 3
вида:
1. Во-первых,вещи лишь причастны идеям,т.е. они возникают через
причастность особой идеальной сущности.
2. Во-вторых,вещи стремятся к идеям или подражают идеям.
3. В-третьих,идеи присуствуют в вещах,благодаря чему вещи становятся
похожими на идеи.
Теория идей представляет важный шаг вперёд в философии,поскольку является
первой теорией,которая подчёркивает проблему универсалий.Платон
полагал,что идеи существовали во времени всегда,они не созданы
человеческим разумом, и истина всегда существовала в былые времена.
Аристотель:онтология и этика.
Аристотель-величайший из древнегреческих философов,основоположник
дуализма, ,,отец” логики,ученик и решительный противник Платона.Он
родился в 384 году до нашей эры в Стагире в семье врача.
Литературная-научная и философская продуктивность Аристотеля была
чрезвычайно велика.По существу в его сочинениях охвачены все отрасли
современного философского и научного знания.
Этика
Аристотель выделил этику в особую и притом значительную проблему
философии.С именем Аристотеля связывают три сочинения по
этике:,,Никомахова этика”, ,,Евдемова этика” и ,,Большая этика”.
Основой этики Аристотеля служит психология.Этика изучает
индивидуальное поведение человека,его политику.Является по преимуществу
социально-политической этикой т.е. областью знаний,исследующей
нравственные задачи гражданина и государства,вопросы воспитания хороших
граждан и заботы об общем благе.
В древности ,,этика”-учение о нравственности,означала жизненную
мудрость, ,,практические” знания относительно того,что такое счастье и
каковы средства для его достижения.Этика-это учение о нравственности, о
привитии человеку деятельно-волевых,душевных качеств,необходимых ему в
первую очередь в общественной жизни,а затем и личной.Она учит
практическим правилам поведения и образу жизни отдельного человека.Но
Аристотель не мыслит отдельного гражданина вне общества.Для него человек
–существо общественно-политическое.Этика Аристотеля тесно связана с его
политикой,с учением о сущности и задачах государства.
Согласно Аристотелю,поступки нераздельно связаны с человеком,с его
деятельностью,со свободным выбором,с общими нравственными и правовыми
нормами граждан общества.
Нравственная деятельность направлена на самого человека,на развитие
заложенных в нём способностей,особенно его духовно-нравсвенных сил,на
совершенствование его жизни,на реализацию смысла своей жизни и
назначение.В сфере ,,деятельности”,связанной со свободой воли,человек
,,выбирает”личности,сообразующей своё поведение и образ жизни с
нравственным идеалом,с представлениями и понятием о добре и зле,должном и
сущем.
Человек должен родиться со стремлением к истинной цели,чтобы хорошо
выбрать истинное благо,т.е. быть благородным.И такой человек будет
владеть прекраснейшим и совершенным.
Согласно Аристотелю, в нашей власти и добродетельность,и
порочность, и воздержание.Добродетели-приобретённые свойства,возникающие
при действии,направленном на отыскание середины.Она середина между двумя
пороками:избытком и недостатком.
Аристотель высоко ценит добродетели
человека:мудрость,мужество,справедливость и дружбу.
Философ исходит из того,что люди не одинаковы по своим
способностям,формам деятельности и степени активности,поэтому и уровень
счастья или блаженства разный.
Этика и политика Аристотеля изучают один и тот же вопрос:воспитание
добродетелей и формирование привычек жить добродетельно для достижения
счастья.Для воспитания добродетельного образа жизни и поведения одной
нравственности мало,необходимы ещё законы.
Онтология.
Учение о бытие стали называть онтологией-от греч.онтос-учение о
существе или о сущности,бытии,сути.
Всякое единичное имеет свою суть,которая постигается умом,а не
чувствами.Такая суть вечна и в себе неизменна,неподвижна,совокупность
этих сутей образует высший,сверхчувствительный уровень бытия.
Сущность-ключ к сущему.Аристотель говорит,что сущностью признают
субстрат,суть бытия и то,что из них состоит,а также-
всеобщее.(vii,13.с.133)
Сущность-это единичное,обладающее самостоятельностью бытие.Она
отвечает на вопрос:,,Что есть вещь?''.
По Аристотелю,для нашего понятия и познания единичное бытие есть
сочетание ,,формы'' и ,,материи''.
Модель бытия Аристотеля воплощается в четырёх причинах.Его
задача:научиться различать объекты и идеи.Суть учения:чтобы определить
вещь,необходимо и достаточно знать четыре основания:
1. Материальные,то из чего состоят вещи,их субстрат.
2. Формальные,в которых форма проявляет себя,образуя сущность,субстанцию
бытия.Каждая вещь есть то что она есть.
3. Действующие или производящие-рассматривающие источник движения и
превращения возможности в действительность,энергетическая база
формирования вещей.
4. Целевая или конечная причина,отвечающая на вопрос:,,Почему?'' и ,,Для
чего?''.
В плане бятия форма-сущность предмета,в плане познания-понятие о
предмете.Форма,согласно Аристотелю-это активное начало,начало жизни и
деятельности.Высшие сущности он называет чистыми формами.Форма не
существует сама по себе:она как бы оформляет вещи и тогда становится
сутью бытия.
Материя амфорна и бесформенна:она как бы является неопределённым
бытием,хотя она и источник вещей,но без формы она не творит
вещи.Материя даёт лишь как бы возможность вещи,а её действительность
возникает из оформленности материи.
Возможность-одна из форм существования небытия.Материя может
обладать формой,но может быть и лишена её.Лишённость-это и есть
небытие.
Поэтому у Аристотеля ,,форма'' и ,,материя''-два первоначала
всего сущего.
Аристотель всегда связывает движение с соответствующей
энергией,без которой не может произойти превращение из потенциального
в актуальное.Высшее,безусловно единство действительности и
возможности,всеобщее тождество энергии мышления и дела,осуществляемое
им,Аристотель называет энтелехией.Форма уже наперёд содержит то,что
должно возникнуть.Это-ум,его содержание есть цель,идея,которая
осуществляется посредством деятельности творца,замыслившего что-то и
реализующего свой замысел.Понятие энтелехии вносит в движение
теологический характер.Теологизм Аристотеля находит своё высшее
развитие в его учении о Перводвигателе.Движение вечно и поэтому должно
существовать нечто,что приводит в движение все тела.Это и есть первый
Двигатель.Без первого Двигателя не может быть никаких других
двигателей,не может быть никакого движения.Перводвигатель есть
энергия,чистая деятельность.Будучи энергией,Перводвигатель не обладает
,,материей'',в нём нет костного,он есть чистая форма-цель.Как вечная и
невозникшая причина мирового процесса,как причина всех происходящих в
мире движений,Перводвигатель мира есть,согласно мысли Аристотеля,Бог.
В этом акте соединяются понимание и понимаемое.Мысль понимаемое
в субстанцию.Следовательно,сама жизнь предстаёт в форме созерцательной
активности разума.Высшее её воплощение-Бог как неподвижный
Двигатель,сверхчувственная субстанция,чистый акт,мышление о
мышлении.Бог- не действующая причина.Мир не сотворён Богом,ибо в таком
случае до акта творения должна была быть потенция-хаос.Универсум
Аристотеля вечен,Бог,оставаясь неделимым,неизменным и
бесстрастным,лишь двигает его к совершенству.
Литература:
1. Кессиди Ф. ,,Сократ’’
2. Поппер К. ,,Чары Платона’’
3. Асмус В. ,,История античной философии’’
4. Аристотель ,,Метафизика’’
Ии