Артур Шопенгауэр

Артур Шопенгауэр

ШКОЛА № 116

АРТУР ШОПЕНГАУЭР

Работу выполнила:

Шардакова М.П.

ученица 10 А кл.

ПЕРМЬ-1998 г.

Краткие сведения из биографии.

Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года в городе Данциге. Когда

Артуру было 5 лет вольный город Данциг подвергся блокаде со стороны

королевских прусских войск. Тогда отец Шопенгауэра решился совершенно

выселиться из родного города, за несколько часов до вступления в Данциг

пруссаков, родители Артура выехали из города и направились в вольный город

Гамбург. Во время двенадцатилетнего пребывания в Гамбурге они предпринимали

целый ряд более или менее отдаленных путешествий. Одной из целей этих

путешествий было желание Шопенгауэра-отца содействовать всестороннему

развитию Артура. Девятилетним мальчиком он сопровождал отца своего во

Францию, причем отец оставил его на два года у своего хорошего знакомого,

гаврского купца Грегуара, с сыном которого маленький Артур обучался у

лучших учителей этого города. Одиннадцати лет от роду Артур поступил в

частную гимназию некоего Рунге, но, так как программа этого училища

охватывала преимущественно коммерческую сторону, то первоначальное

образование Шопенгауэра оказалось довольно односторонним. Отец Шопенгауэра

хотел сделать из него купца , но к великому огорчению представителя

старинной данцигской торговой фирмы, Артур не выказывал к этому ни малейшей

наклонности; в нем рано сказалась пламенная любовь к отвлеченной науке.

Чтобы отвлечь Артура от мысли о поступлении в гимназию, его отец предложил

ему отправиться вместе в новое путешествие, предпринятое весною 1803 года

в Бельгию, Англию, Францию, Швейцарию и Южную Германию. В Англии они

пробыли около полугода. Чтобы не останавливать школьного образования сына

, родители поместили его в дом одного пастора в Уимблдоне, близ Лондона. По

прибытии в Берлин Шопенгауэр-отец отправился по делам в Гамбург, а Артур с

матерью - в Данциг. Здесь осенью 1804 года шестнадцати с половиной лет от

роду, он был конфирмован в той же церкви св. Марии, в которой его в 1788

году крестили. В декабре того же года он вернулся в Гамбург. Весною 1805

года скоропостижно умер отец Артура, это событие произвело на него

сильное, удручающее впечатление.

После смерти отца Артур Шопенгауэр решает поступить в университет, он

переезжает в Готу , где профессор Деринг взялся подготовить его по

латинскому языку, а профессор Якобс занялся с ним немецкой литературой.

Оба они отзывались с величайшей похвалой о своем ученике. Но он позволил

себе кое-какие насмешки над некоторыми из гимназических учителей, и те ,

узнав об этом, не допустили его к сдаче экзаменов на аттестат зрелости.

Тогда он решил переселиться в Веймар и там продолжать подготовку к

университету. Молодой человек энергично стал стремиться к достижению

намеченной цели. Уроки нескольких дельных профессоров и прирожденные

способности к изучению языков позволили ему довольно быстро пополнить свое

одностороннее и далеко не систематическое первоначальное образование. Он

работал днями и ночами, и когда он в 21 год поступил в славный тогда

Геттингенский университет, то оказался настолько основательно и

многосторонне подготовленным к слушанью университетских лекций , как

немногие из его товарищей. Сначала он записался на медицинский факультет и

слушал лекции по естественной истории , но вскоре под влиянием Г. Е. Шульца

заинтересовался философией и перешел на философский факультет. В

Геттингене Шопенгауэр пробыл с 1809 по 1811 год. Будучи нелюдим по природе,

он не принимал почти никакого участия в обычной шумной студенческой жизни,

и круг его знакомств ограничивался лишь очень немногими товарищами. Во

время каникул Артур предпринимал экскурсии в Гарц, в Веймар и в Эрфурт, где

ему пришлось побывать во время знаменитого Эрфуртского конгресса. Но этот

молодой мыслитель, уже носившийся в то время с планом своего будущего

капитального труда о «мире как воле», по-видимому, не слишком-то

интересовался этой волей, воплотившейся в человека и называемой Наполеоном.

В 1811 году двадцатитрехлетний Шопенгауэр переселяется из Веймара в

Берлин, куда его влекла громко гремевшая в это время философская репутация

Фихте ; но уже в это время у молодого философа сложилась слишком

самостоятельная манера мышления , для того чтобы всецело идти по стопам

этого мыслителя , часто ударявшегося , по мнению Шопенгауэра , в софистику

. но уже вскоре априорное преклонение его перед Фихте , по его собственным

словам, уступило место пренебрежению и насмешке. Шопенгауэр уже собирался

держать в Берлине докторский экзамен, когда сомнительный исход сражения

при Баццене и Люцене заставил его покинуть Берлин и искать более покойного

для его научных занятий убежища в Саксонии. Вовремя двенадцатидневного

бегства в Дрезден он очутился в самом разгаре военной сутолоки; бургомистр

одного городка, узнав случайно , что Шопенгауэр хорошо владеет французским

языком , обратился к его услугам, и ему пришлось взять на себя роль

переводчика . Лето Артур провел в деревне невдалеке от саксонского городка

Рудольштадта , где он, среди окружавшего его военного шума, обдумывал план

своего сочинения «О четверояком корне закона достаточного основания.» В

начале октября Иенский университет , на основании присланной Шопенгауэром

диссертации, заочно провозгласил его доктором философии, а на зиму он

переселился к матери , в Веймар. Но с ней он не смог ужиться из-за полного

различия характеров. Привычку молодого человека произносить свысока

приговоры можно объяснить унаследованной самоуверенностью. Развитая в

Артуре Шопенгауэре вера в свою непогрешимость, его мания величия и

угрюмость, бесспорно , возникли на почве прирожденной ненормальности

нервной системы, и их , конечно, нельзя поставить в вину юноше, как нечто

вытекающее из своеволия; но вместе с тем нельзя не пожалеть о том, что

никто не был настолько близок к Артуру Шопенгауэру , чтобы ласкою и

увещаниями прочно и благотворно повлиять на эти особенности его душевного

строя. Около этого же времени Шопенгауэр познакомился с известной в то

время актрисой Ягеман и серьезно увлекся ею.

В 1813 году он издал за свой счет первый свой труд «О четверояком корне

закона достаточного основания.» Труд этот сразу обратил на себя внимание,

вызвал похвальные отзывы в периодических изданиях и горячие похвалы со

стороны учителя Шопенгауэра, профессора Шульца . Но Шопенгауэр не только

ничего не выручил от издания этой книги, но ему даже пришлось довольно

чувствительные убытки. Окончив осенью 1818 года свой труд «Мир как воля и

представление», Шопенгауэр заключил договор с издателем Бронгаузом, но, не

дождавшись выхода в свет сочинения, над которым работал четыре года и

которое сделало его имя знаменитым, он отправился путешествовать по Италии.

Возвратившись оттуда, Шопенгауэр решил домогаться профессуры. При этом он

имел в виду три университета: Гейдельбергский, Геттингентский и Берлинский.

От гейдельбергской профессуры Шопенгауэр сам отказался. В Геттингене ему

предвещали благосклонный прием, но крайне ограниченное число слушателей,

поэтому он остановил свой выбор на Берлине, куда и прибыл летом 1820 года.

Но его философия пришлась не ко двору тогдашней «молодой Германии».

Шопенгауэр сам в этом не замедлил убедиться, и, после довольно неуспешной

годовой профессуры, весною 1822 года снова отправился путешествовать в

южно-европейские страны.

В 1833 году Шопенгауэр окончательно решил поселиться во Франкфурте-на-

Майне и прожил в этом городе безвыездно двадцать восемь лет. До

последнего года своей жизни Шопенгауэр обладал замечательным здоровьем.

Но с апреля 1860 года у него стали случаться учащение сердцебиения и

ощущение стеснения в груди. 21 сентября врач застал Шопенгауэра

опрокинувшимся на спинку дивана и безжизненным: паралич легких положил

конец его жизни. Согласно письменно выраженному им желанию, тело

Шопенгауэра не вскрывали. Чело его было увенчано лавровым венком; 26

сентября смертные останки Шопенгауэра были преданы земле. Могилу

Шопенгауэра украшает простая надгробная плита, увитая плющом. На этой плите

высечены только два слова: Артур Шопенгауэр и больше ничего: ни года его

рождения, ни года его смерти , ни каких-либо других слов.[ 1 ]

Философская концепция Артура Шопенгауэра.

В 1818 году Шопенгауэр написал книгу «Мир как воля и представление»,

особенно популярной она стала на рубеже XIX - XX столетий. Отталкиваясь

от кантовской идеи о примате практического разума, важнейшим компонентом

которого была свободная, «автономная» воля, Шопенгауэр затем стал

отстаивать примат воли по отношению к разуму, то есть начал двигаться

скорее в антикантовском, антиклассическом направлении. На этом пути он

развил немало интересных и здравых идей относительно специфики волютивных

(связанных с волей) и эмотивных (связанных с эмоциями) сторон человеческого

духа, их роли в жизни людей. Например, он критиковал классический

рационализм за противоречащее реальной жизни превращение воли в простой

придаток разума. На деле же, рассуждал Шопенгауэр, воля, то есть мотивы,

желания человека, побуждения к действию и сами процессы совершения его

специфичны, относительно самостоятельны и в значительной степени

определяют направленность , результаты разумного познания. «Разум»», как

его понимала классическая философия, Шопенгауэр объявлял фикцией и резко

критиковал традиционный рационализм. На место разума и должна быть, по

Шопенгауэру, поставлена воля. Но чтобы воля могла «померяться силами»с

«всемогущим» разумом, каким его сделали философы-классики, Шопенгауэр, во-

первых, в своем толковании представлял волю независимой от контроля со

стороны разума, превратил ее в «абсолютно свободное хотение», которое якобы

не имеет ни причин ни оснований. Во-вторых, воля была им как бы опрокинута

на мир, вселенную: Шопенгауэр объявил, что человеческая воля родственна

«неисповедимым силам» вселенной, неким ее «волевым порывам». Итак, воля

была превращена в первоначало и абсолют - мир в изображении Шопенгауэра

стал «волей и представлением». Идеализм рационализма, «мифология разума»

классической философии уступили место идеалистической «мифологии воли».

Односторонностям рационализма были противопоставлены крайности волюнтаризма

[2].

Шопенгауэр известен преимущественно как один из главных представителей

пессимистического направления в философии. Шопенгауэр считает одной из

величайших ошибок почти всех метафизических систем то, что они считают зло

чем-то отрицательным; напротив, оно есть нечто положительное, нечто дающее

себя чувствовать. Зло, по его мнению, неизбежно, как следствие утверждения

желания жить. Существует не только утверждение желания жить, но и

отрицании, даже полное упразднение его: в этом последнем случае являются

совершенно иной мир, совершенно иное существование, о котором мы, правда,

не имеем понятия и которое кажется нам ничем, но ничем не абсолютным, а

лишь относительным. Шопенгауэр считает освобождение от мирового зла

возможным, хотя, правда, лишь путем радикального лечения, полного

возрождения и обновления. Шопенгауэр находит утешение против существующей в

мире массы зла в росте познания.

Сущность взгляда Шопенгауэра на историю, в том виде, в каком она

изложена в его «Мире как воля и представление», заключается приблизительно

в следующем. История не есть наука, так как ей недостает основного

характера науки, - взаимных причинностей трактуемых его явлений, - вместо

которой она представляет одно только соотношение; поэтому и не может

существовать никакой системы истории, между тем как существуют системы

всякой иной науки. История - знание а не наука. История, имея постоянно в

виду лишь единичные, индивидуальные факты, считая только факты чем-то

исключительно реальным, представляет собой , по мнению Шопенгауэра, прямую

противоположность философии. Истории недостает единства, целостности,

логической связи.

В связи со взглядами Шопенгауэра на историю, на ее роль и значение,

находятся и взгляды его на современные ему политические и социальные

порядки. Из изучения истории он пришел к тому убеждению, что в очень редких

случаях торжество остается на стороне правого дела, что правое дело чаще

всего само себя компрометирует и гибнет в следствии избытка

принципиальности. По мнению Шопенгауэра, правовое государство есть не что

иное, как фикция: политика, чем яснее она сознает свою задачу, тем скорее

становится наукой, имеющей в виду прежде всего ближайшие потребности. Он, с

одной стороны, отрицает за каким либо смертным право властвовать над

народом против воли последнего, но, с другой стороны, называет этот самый

народ «вечно несовершеннолетним державцем», который постоянно должен

находится под опекой [1].

Сам Шопенгауэр без всякой ложной скромности был очень высокого мнения

о своем уме. С другой стороны, будучи высокого мнения о своем уме,

Шопенгауэр признавал в то же время, что ум и вообще интеллект как нечто

физическое, как мозговая деятельность органического тела, может цвести лишь

сравнительно непродолжительное время, что достигнув кульминационного

пункта, ум идет на уклон, - и это сознание Шопенгауэр переносит и на свой

ум [1].

Библиографический список:

1) Библиотека Флорентия Павленкова. Т.9 Челябинск, 1995.

2) Введение в философию. Учебник для ВУЗов. ч.1 Москва, 1985.



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты