Бердяев. Смысл творчества

меряются своими силами как равные. Познание есть борьба равных по силе, а

не борьба карлика и великана. И повторяю: это исключительное самосознание

человека не есть одна из истин, добытых в результате философствования, это

– истина, предваряющая всякий творческий акт философского познания. Эта

предпосылка и предположение всякой философии часто бывают бессознательными,

а должны стать сознательными. Человек потому лишь силён познавать мир, что

он не только в мире как одна из частей мира, но и вне мира и над миром,

превышая все вещи мира как бытие, равнокачественное миру.

Человек – точка пересечения двух миров. Об этом свидетельствует

двойственность человеческого самосознания, проходящая через всю его

историю. Человек сознаёт себя принадлежащим к двум мирам, природа его

двоится, и в сознании его побеждает то одна природа, то другая. И человек с

равной силой обосновывает самые противоположные самосознания, одинаково

оправдывает их фактами своей природы. Человек сознаёт своё величие и мощь и

своё ничтожество и слабость, свою царственную свободу и свою рабскую

зависимость, сознаёт себя образом и подобием Божьим и каплей в море

природной необходимости. Почти с равным правом можно говорить о

божественном происхождении человека и о его происхождении от низших форм

органической жизни природы. Почти с равной силой аргументации защищают

философы первородную свободу человека и совершенный детерминизм, вводящий

человека в роковую цепь природной необходимости. Человек – одно из явлений

этого мира, одна из вещей в природном круговороте вещей; и человек выходит

из этого мира как образ и подобие абсолютного бытия и превышает все вещи

порядка природы. Странное существо – двоящееся и двусмысленное, имеющее

облик царственный и облик рабий, существо свободное и закованное, сильное и

слабое, соединившее в одном бытии величие с ничтожеством, вечное с тленным.

Глава III: Творчество и искупление.

Нет пометок :-(

Глава IV: Творчество и гносеология.

Нет пометок :-(

Глава V: Творчество и бытие.

Творчество не есть переход мощи творящего в иное состояние и тем

ослабление прежнего состояния – творчество есть создание новой мощи из

небывшей, до того не сущей. И всякий творческий акт по существу своему есть

творчество из ничего, т.е. создание новой силы, а не изменение и

перераспределение старой. Во всяком творческом акте есть абсолютная

прибыль, прирост. Тварность бытия, совершающийся в нём прирост, достигнутая

прибыль без всякой убыли – говорят о творящем и творчестве. О творящем и

творчестве говорит тварность бытия в двояком смысле: есть Творец,

сотворивший тварное бытие, и возможно творчество в самом тварном бытии. Мир

сотворён не только тварным, но и творческим.

Творчество в мире возможно потому лишь, что мир творим, т.е. тварен.

Мир, не сотворённый, не знавший творческого акта прибыли и прироста

бытийственной мощи, не знал бы ничего о творчестве и не был бы способен к

творчеству.

Проникновение в тварность бытия приводит к осознанию противоположности

между творчеством и эманацией. Если мир творится Богом, то есть творческий

акт и творчество оправдано. Если мир лишь эманирует из Бога, то творческого

акта нет и творчество не оправдано.

В подлинном творчестве ничто не убывает, а всё лишь прибывает, подобно

тому как в Божьем творчестве мира не убывает Божественная мощь от своего

перехода в мир, а прибывает мощь новая, не бывшая.

Творческий акт предполагает моноплюрализм, т.е. допущение множества

свободных и самостоятельных существ наряду с Существом Божьим. Вопрос

совсем не в том, что мир и человек внебожественны, а в том, что каждое

лицо, каждое существо имеет бытие свободное и самостоятельное.

Глава VI: Творчество и свобода. Индивидуализм и универсализм.

Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит. Из необходимости

рождается лишь эволюция; творчество рождается лишь из свободы. Когда мы

говорим на нашем несовершенном человеческом языке о творчестве из ничего,

то мы говорим о творчестве из свободы.

Творчество – необъяснимо. Творчество – тайна. Тайна творчества есть

тайна свободы. Тайна свободы – бездонна и неизъяснима, она – бездна. Так же

бездонна и неизъяснима тайна творчества.

В творческой свободе есть неизъяснимая и таинственная мощь созидать из

ничего, недетерминированно, прибавляя энергию к мировому круговороту

энергии.

Творчество есть то, что идёт изнутри, из бездонной и неизъяснимой

глубины, а не извне, не из мировой необходимости. Само желание сделать

понятным творческий акт, найти для него основание есть уже непонимание его.

Понять творческий акт и значит признать его неизъяснимость и безосновность.

Желание рационализировать творчество связано с желанием рационализировать

свободу.

Глава VII: Творчество и аскетизм. Гениальность и святость.

Во всякой подлинной творческой гениальности накоплялась святость

творческой эпохи, святость иная, более жертвенная, чем святость

аскетическая и каноническая. Гениальность и есть иная святость, но она

может быть религиозно осознана и канонизирована лишь в откровении

творчества. Гениальность – святость дерзновения, а не святость послушания.

Творческий путь гения требует жертвы, не меньшей жертвы, чем

жертвенность пути святости. На пути творческой гениальности так же нужно

отречься от "мира", победить "мир", как и на пути святости. Но путь

творческой гениальности требует ещё одной жертвы – жертвы безопасным

положением, жертвы обеспеченным спасением.

Гениальность непонятна "миру", не относима ни к каким "мирским"

дифференциациям человеческой деятельности. Гениальность не может

объективироваться в творчестве дифференцированной культуры, она не

относится ни к какой специфической форме культуры, не производит никаких

специфических ценностей культуры. В гениальности нет ничего специального,

она всегда есть универсальное восприятие вещей, универсальный порыв к иному

бытию.

Гениальный художник соединяет в себе гениальную натуру с художественным

талантом. Природа таланта не органическая, не онтологическая, а

функциональная. Природа таланта не универсальная. В таланте нет

жертвенности и обречённости. Талант может создавать более совершенные

объективные ценности, чем гениальность.

Глава XII: Творчество и общественность.

Все основные элементы общественности, несмотря на претерпеваемую ими в

истории эволюцию, – ветхи. Всякое государство, право, хозяйство – ветхо по

существу, принадлежит к царству закона, послушно необходимости, религиозно

пребывает всё ещё в Ветхом Завете и язычестве. Хозяйственно-государственно-

правовая общественность, консервативная, либеральная или революционная,

феодальная, буржуазная или социалистическая, – всегда общественность по

необходимости, а не по свободе, всегда – приспособление, а не творчество,

всегда – ветхая общественность.

Глава XIII: Творчество и мистика. Оккультизм и магия.

В мистике во все времена раскрывался мир внутреннего человека и

противостоял миру человека внешнего.

В преобладающей форме теософического и оккультического сознания есть всё

та же опасность отрицания творчества. Задача жизни как бы сводится к

усвоению древней мудрости. Задача жизни не столько творческая, сколько

педагогическая.

Магия приобретёт характер творчески активный и расколдует природу,

выведет из оцепенения. И мистика, которая есть богообщение, а не

природообщение, которая духовна, а не душевно-телесна, в творческую мировую

эпоху может быть лишь творчески активной. Мистический путь к Богу

претворится в путь к спасению, к множественному бытию, к человеку.

Пассивная нечеловечность старой мистики и старой магии должна быть

преодолена, к ней нет возврата. Творчество в мистике и творчество в магии

стяжается лишь жертвой безопасностью в этом мире, вплоть до согласия пройти

через богооставленность.

Глава XIV: Три эпохи. Творчество и культура. Творчество и церковь.

Творчество и христианское возрождение.

Существует двоякая трагедия творчества, двусторонне раскрывающая ту

истину, что в мире не было ещё религиозной эпохи творчества. Творчество

антагонистично, с одной стороны, совершенству человека, с другой –

совершенству культуры.

Культура по глубочайшей своей сущности и по религиозному своему смыслу

есть великая неудача. Философия и наука есть неудача в творческом познании

истины; искусство и литература – неудача в творчестве красоты; семья и

половая жизнь – неудача в творчестве любви; мораль и право – неудача в

творчестве человеческих отношений; хозяйство и техника – неудача в

творческой власти человека над природой. Культура во всех её проявлениях

есть неудача творчества, есть невозможность достигнуть творческого

преображения бытия.

В последней, тайной своей сущности творчество, конечно, церковно. В

религиозном творчестве творится мировое богочеловеческое тело. Само

прохождение через богооставленность и богоотступничество, через расщепление

есть путь божественной жизни.

В третью эпоху, эпоху религиозного творчества, должны выявиться все

концы и пределы человеческой жизни и культуры. Творчество этой эпохи по

существу направлено на последнее, а не на предпоследнее, все её достижения

должны уже быть не символическими, а реалистическими, не культурными

только, а бытийственными.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты