потом. “Нагорная Проповедь” хорошо отражает некоторые из истоков
христиантсва, показывая откуда исторически взяли свои истоки этика
христианства. Так, например, призывая рассматривать любое историческое ( да
и нетолько историческое) событие, как деяние Бога, христиантсво следует
иудаистскому учению. Безграничное вера в Бога и служение ему так не
являются одними из основных особенностей и черт иудаизма, являясь тем не
менее, одним из основных положений христиантсва.
Основы христианской этики также является наследием Платона. Иисус Христос
говорит о существовании жизни после смерти. Платон в свою очередь говорил о
существовании трансдендентикой. , обладающей совершенсвом. Как и
Христос, так и Платон говорит о том, что божественная мудрость господствует
над миром и оба они говорят о первичности духовного по отношению к
материальному. Христос призывает к спасению души, а ведь именно Сократ,
ученик Платона, 1-м высказал идею о бессмертии души и говорил о
необходимости высоких требований к нравственности и морали.
Платон задавался вопросом о сущкствовании божественного правосудии после
смерти человека, а Иисус Христос прямо говорит, что оно существует. Забыть
про стасти и влечения и отказ от обилия.
Билет № 11
Блаженный Августин - развитие христианского мировоззрения.
Аврелий Августин Блаженный (354-430) - крупнейший средневековый философ,
виднейший представитель западных "отцов церкви". Он оказал сильнейшее
влияние на всю западноевропейскую жизнь средневековья. Родина Августина -
город Тагаст (современный Алжир). Интерес к философии у него появился под
влиянием чтения трактатов Цицерона.
По своим философским воззрениям Августин сначала примкнул к манихейству
(религиозное учение основанное в 3 веке. В основе - дуалистическое учение о
борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов
бытия), но разочаровавшись в нем, примкнул к скептицизму академиков. После
знакомства с Авросием Медиоланским, оказавшим на него большое влияние, и
чтения трудов неоплатоников Августин стал склоняться к христианству,
которое и принял в 387 г. Он развернул активную деятельность по
распространению христианского вероучения.
Центральный пункт философской системы Августина - Бог. Согласно Августину,
Бог представляет собой высшую сущность, он - единственное в мире, что не
зависит не от кого и не от чего, все остальнле определяется божественной
волей и зависит от нее. Первенство Бога над всем остальным имеет для
Августина большое философско-теологическое значение, т.к. в этом случае он
выступает причиной любого существования и всех изменений в мире. Бог
сотворил мир и продолжает постоянно творить его. Проблема креационизма
раскрывается Августина с рахличных сторон. Августин стоит на позициях
дуализма Бога и мира: природа и человек созданы Богом и полностью зависят
от него, Бог же от человека и природы никак не зависит.
Идея постоянного творения мира Бого приводит Августина к концепции
фатализма, что является характерной чертой августианства. Все что
происходит в мире, совершается по воле высшего существа - Бога, поэтому в
мире само по себе ничего не рождается и ничего не умирает.
Креационистская доктрина Августина по-своему трактует природу и человека.
Для Августина органический мир не обладает одушевленностью, не говоря уж о
неорганическом мире. Душой обладает только человек. Душа человека создается
Богом и после этого существует вечно. Разделяя душу и тело человека,
Августин признает превосходство человеческой души над телом. Августин
наделяет душу не только разумной способностью, но и способностью к волевой
деятельности.
В своих произведениях Августин много внимания уделял проблеме греха
божественного предопределения. Бог, согласно Августину, творит только
добро, зло же, которым наполнен мир, всецело лежит на совести человека, и
повинна в этом его свободная воля. Бог сотворил Адама и Еву свободными, но
они впали в грех, вкусив запретного плода и нарушив запрет Бога. Свободная
воля постоянно толкает человека на путь греха. Большинство людей совершают
греховные поступки вследствии того что это предопределено Богом.
Исходный пункт моральной доктрины Августина - безграничная любовь к Богу.
Именно любовь к Богу должна наполнять всю жизнь человека, вытеснить любовь
к человеку. Это Августин продемонстрировал своей собственной жизнью, выгнав
перед обращением в христианство свою любимую жену с единственным ребенком.
В согласии с эллинистической философией Августин полагал, что цель
человеческой жизни - счастье, которое состоит в познании Бога и испытании
души.
Августин противопоставляет государство и церковь. Если государство - это
царство греха и основано только на любви к самому себе, то церковь основана
на самоотверженной любви к Богу. Церковь - это общество Христа и вне ее
нельзя обрести спасение. Церковь - это представитель царства Божьего на
земле.
Философия истории Августина при всей своей теологичности заложила основы
теории общественного прогресса. История общества имеет начало и все время
развивается по пути свонго совершенствования. Эта история имеет смысл и
предназначение - победу христианства во всемирном масштабе.
Билет №12
Фома Аквинский – дальнейшее развитие христианской философии
Фома Аквинский (1225 – 1274) – самый крупный представитель философии
периода её расцвета.
Он родился в замке Роккасекка блих Неаполя и был седьмым сыном графа
Аквинского. Учился в Неаполитанском университете, где изучал Аристотеля и
семь свободных искусств: логику, риторику, арифметику, геометрию,
грамматику, музыку, астрономию.
В основном все произведения Фомы Аквинского касаются философксо-
теологических вопросов и обходят естественно-научную проблематику. Логика
интересует Фому Ак. Лишь постольку, постольку она образует структуру, в
которой происходит изложение схоластических проблем.
Фома Ак. известен как основатель томизма – одного из главных направлений
ортодоксальной схоластики. Он был крупнейшим системизатором всей философско-
теологической схоластиком и её обоснователем. В этом и состоит его
огромнейшая заслуга в истории философии.
Аквинат говорил о том, что религия и наука обладают разными способами
достижения истины. Так, если религия и теология обретают свои истины в
откровении, Священном писании, то наука и философия приходят к истинам
посредством опыта и разума. В то же время по предметам исследования наука и
религия, философия и теология не так резко отличаются, как по отношению к
методам исследования. Аквинат полагал, что в теологии существуют истины,
которые могут быть обоснованы с философских позиций.
К этим основным положениям вероучения относятся, в частности, вопрос о
бытии Бога, отдельные свойства Бога, бессмертие человеческой души. В тоже
время другие положения теологии не могут быть обоснованы рациональным
способом. К ним относятся: существование Божества одновременно в трёх лицах
– Бога-отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа, возникновение мира во времени
из ничего, учение о первородном грехе, вечном блаженстве и наказания в Раю
и Аду. Эти положения, согласно Аквинату, не доказуемы, но они не являются
ни разумными, ни рациональными, они, по его мнению, сверхразумны.
Утверждение о превосходстве веры над знанием доказывется Аквинатом не
только логическими рассуждениями, но и множеством примером,
свидетельствующих о чудесном проявлении божественной воли. Так, он
повествует о необычном, сверхъественном лечении больных, о воскресении
мёртвых, об исцелении идиотов.
Позиция превосходства веры над знанием продиктована также стремлением
Аквината устранить противоречия между ними, которые возникают, по его
мнению, в силу того, что учёные, стремясь к знанию, забывают о Боге, о
божественном откровении, и поэтому над ними госопдствует ошибки
чувственного восприятия и логического рассуждения. Если же возникают
противоречия между верой и разумом, то приоритет всегда должен принадлежать
вере. Более того, все науки должны согласовывать свои положения с теологией
как с высшей мудростью, они должны стремиться прежде всего к обоснованию
всего того, что содержится в Библии, а философия, занимаясь также
доказательством христианских догматов, выступает как преддверие веры.
Фома Ак. остолковывает учения Аристотеля о пассивной первоматерии в духе
сотворения её Богом из ничего, внося, таким образом, идею креационизму в
арестотелизм.
Согласно Аристотелю, Бог как конечная и бестелесная форма обладает высшей
активностью, или актуальностью, первая же материя – это пассивная
потенциальность. Первая материя не зависит от Бога, и Бог не принимает
какого-либо участия в делах земных, последние определяются лишь
взаимодействием мытерии и формы.
Философия Фомы Ак. явилась врешиной ортодоксальной схоластики и была
принята католицизмом как официальная философская доктрина. С
соответствующими изменениями она развивается в настоящее время неотомизмом.
Билет №13
Средневековая цивилизация
Существовала до, вовремя и после Рима. Основными представителями
средневековой цивилизации были Германцы, Франки, Галлы и другие народы,
жившие на территории Европы и не входящие в состав Рима. Они жили в
условиях природного сообщества, не пытаясь изменить природу (по сути
варвары). Социальное усройство: общинно-родовое. Во время войны отряды
формировались по родовому признаку. Существовала кровная месть. Они были
язычниками. Но у них была писменность, основанная на латинской и греческой
буквах. Но на них сказывалось влияние Рима: приезжали раимские купцы и
всячески воздействовали на них. Развал Рима и возникновение средневековой
цивилизации. Первоначальный этап – массовая миграция населения, отток
населения из городов. Упадок экономики, переход на натуральное хозяйство.
Кльтурные ценности были забыты вплоть до эпохи Возрождения. Но наряду с
этим возникновение государств на руинах Римской Империи: Ост-Готская,
Франкское и ряд других. В этих государствах существовали писанные законы на
основе Римских законов. Денежная система с хождением Римских монет.
Формируется частная собственность. Усиливалась роль церкви. Введение
коронации королей, т.е. церковь подтверждала божественную власть короля.
Королю делигировалась (присваивалась) судебная, законодательная,
исполнителная власть.