Билеты по философии

потом. “Нагорная Проповедь” хорошо отражает некоторые из истоков

христиантсва, показывая откуда исторически взяли свои истоки этика

христианства. Так, например, призывая рассматривать любое историческое ( да

и нетолько историческое) событие, как деяние Бога, христиантсво следует

иудаистскому учению. Безграничное вера в Бога и служение ему так не

являются одними из основных особенностей и черт иудаизма, являясь тем не

менее, одним из основных положений христиантсва.

Основы христианской этики также является наследием Платона. Иисус Христос

говорит о существовании жизни после смерти. Платон в свою очередь говорил о

существовании трансдендентикой. , обладающей совершенсвом. Как и

Христос, так и Платон говорит о том, что божественная мудрость господствует

над миром и оба они говорят о первичности духовного по отношению к

материальному. Христос призывает к спасению души, а ведь именно Сократ,

ученик Платона, 1-м высказал идею о бессмертии души и говорил о

необходимости высоких требований к нравственности и морали.

Платон задавался вопросом о сущкствовании божественного правосудии после

смерти человека, а Иисус Христос прямо говорит, что оно существует. Забыть

про стасти и влечения и отказ от обилия.

Билет № 11

Блаженный Августин - развитие христианского мировоззрения.

Аврелий Августин Блаженный (354-430) - крупнейший средневековый философ,

виднейший представитель западных "отцов церкви". Он оказал сильнейшее

влияние на всю западноевропейскую жизнь средневековья. Родина Августина -

город Тагаст (современный Алжир). Интерес к философии у него появился под

влиянием чтения трактатов Цицерона.

По своим философским воззрениям Августин сначала примкнул к манихейству

(религиозное учение основанное в 3 веке. В основе - дуалистическое учение о

борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов

бытия), но разочаровавшись в нем, примкнул к скептицизму академиков. После

знакомства с Авросием Медиоланским, оказавшим на него большое влияние, и

чтения трудов неоплатоников Августин стал склоняться к христианству,

которое и принял в 387 г. Он развернул активную деятельность по

распространению христианского вероучения.

Центральный пункт философской системы Августина - Бог. Согласно Августину,

Бог представляет собой высшую сущность, он - единственное в мире, что не

зависит не от кого и не от чего, все остальнле определяется божественной

волей и зависит от нее. Первенство Бога над всем остальным имеет для

Августина большое философско-теологическое значение, т.к. в этом случае он

выступает причиной любого существования и всех изменений в мире. Бог

сотворил мир и продолжает постоянно творить его. Проблема креационизма

раскрывается Августина с рахличных сторон. Августин стоит на позициях

дуализма Бога и мира: природа и человек созданы Богом и полностью зависят

от него, Бог же от человека и природы никак не зависит.

Идея постоянного творения мира Бого приводит Августина к концепции

фатализма, что является характерной чертой августианства. Все что

происходит в мире, совершается по воле высшего существа - Бога, поэтому в

мире само по себе ничего не рождается и ничего не умирает.

Креационистская доктрина Августина по-своему трактует природу и человека.

Для Августина органический мир не обладает одушевленностью, не говоря уж о

неорганическом мире. Душой обладает только человек. Душа человека создается

Богом и после этого существует вечно. Разделяя душу и тело человека,

Августин признает превосходство человеческой души над телом. Августин

наделяет душу не только разумной способностью, но и способностью к волевой

деятельности.

В своих произведениях Августин много внимания уделял проблеме греха

божественного предопределения. Бог, согласно Августину, творит только

добро, зло же, которым наполнен мир, всецело лежит на совести человека, и

повинна в этом его свободная воля. Бог сотворил Адама и Еву свободными, но

они впали в грех, вкусив запретного плода и нарушив запрет Бога. Свободная

воля постоянно толкает человека на путь греха. Большинство людей совершают

греховные поступки вследствии того что это предопределено Богом.

Исходный пункт моральной доктрины Августина - безграничная любовь к Богу.

Именно любовь к Богу должна наполнять всю жизнь человека, вытеснить любовь

к человеку. Это Августин продемонстрировал своей собственной жизнью, выгнав

перед обращением в христианство свою любимую жену с единственным ребенком.

В согласии с эллинистической философией Августин полагал, что цель

человеческой жизни - счастье, которое состоит в познании Бога и испытании

души.

Августин противопоставляет государство и церковь. Если государство - это

царство греха и основано только на любви к самому себе, то церковь основана

на самоотверженной любви к Богу. Церковь - это общество Христа и вне ее

нельзя обрести спасение. Церковь - это представитель царства Божьего на

земле.

Философия истории Августина при всей своей теологичности заложила основы

теории общественного прогресса. История общества имеет начало и все время

развивается по пути свонго совершенствования. Эта история имеет смысл и

предназначение - победу христианства во всемирном масштабе.

Билет №12

Фома Аквинский – дальнейшее развитие христианской философии

Фома Аквинский (1225 – 1274) – самый крупный представитель философии

периода её расцвета.

Он родился в замке Роккасекка блих Неаполя и был седьмым сыном графа

Аквинского. Учился в Неаполитанском университете, где изучал Аристотеля и

семь свободных искусств: логику, риторику, арифметику, геометрию,

грамматику, музыку, астрономию.

В основном все произведения Фомы Аквинского касаются философксо-

теологических вопросов и обходят естественно-научную проблематику. Логика

интересует Фому Ак. Лишь постольку, постольку она образует структуру, в

которой происходит изложение схоластических проблем.

Фома Ак. известен как основатель томизма – одного из главных направлений

ортодоксальной схоластики. Он был крупнейшим системизатором всей философско-

теологической схоластиком и её обоснователем. В этом и состоит его

огромнейшая заслуга в истории философии.

Аквинат говорил о том, что религия и наука обладают разными способами

достижения истины. Так, если религия и теология обретают свои истины в

откровении, Священном писании, то наука и философия приходят к истинам

посредством опыта и разума. В то же время по предметам исследования наука и

религия, философия и теология не так резко отличаются, как по отношению к

методам исследования. Аквинат полагал, что в теологии существуют истины,

которые могут быть обоснованы с философских позиций.

К этим основным положениям вероучения относятся, в частности, вопрос о

бытии Бога, отдельные свойства Бога, бессмертие человеческой души. В тоже

время другие положения теологии не могут быть обоснованы рациональным

способом. К ним относятся: существование Божества одновременно в трёх лицах

– Бога-отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа, возникновение мира во времени

из ничего, учение о первородном грехе, вечном блаженстве и наказания в Раю

и Аду. Эти положения, согласно Аквинату, не доказуемы, но они не являются

ни разумными, ни рациональными, они, по его мнению, сверхразумны.

Утверждение о превосходстве веры над знанием доказывется Аквинатом не

только логическими рассуждениями, но и множеством примером,

свидетельствующих о чудесном проявлении божественной воли. Так, он

повествует о необычном, сверхъественном лечении больных, о воскресении

мёртвых, об исцелении идиотов.

Позиция превосходства веры над знанием продиктована также стремлением

Аквината устранить противоречия между ними, которые возникают, по его

мнению, в силу того, что учёные, стремясь к знанию, забывают о Боге, о

божественном откровении, и поэтому над ними госопдствует ошибки

чувственного восприятия и логического рассуждения. Если же возникают

противоречия между верой и разумом, то приоритет всегда должен принадлежать

вере. Более того, все науки должны согласовывать свои положения с теологией

как с высшей мудростью, они должны стремиться прежде всего к обоснованию

всего того, что содержится в Библии, а философия, занимаясь также

доказательством христианских догматов, выступает как преддверие веры.

Фома Ак. остолковывает учения Аристотеля о пассивной первоматерии в духе

сотворения её Богом из ничего, внося, таким образом, идею креационизму в

арестотелизм.

Согласно Аристотелю, Бог как конечная и бестелесная форма обладает высшей

активностью, или актуальностью, первая же материя – это пассивная

потенциальность. Первая материя не зависит от Бога, и Бог не принимает

какого-либо участия в делах земных, последние определяются лишь

взаимодействием мытерии и формы.

Философия Фомы Ак. явилась врешиной ортодоксальной схоластики и была

принята католицизмом как официальная философская доктрина. С

соответствующими изменениями она развивается в настоящее время неотомизмом.

Билет №13

Средневековая цивилизация

Существовала до, вовремя и после Рима. Основными представителями

средневековой цивилизации были Германцы, Франки, Галлы и другие народы,

жившие на территории Европы и не входящие в состав Рима. Они жили в

условиях природного сообщества, не пытаясь изменить природу (по сути

варвары). Социальное усройство: общинно-родовое. Во время войны отряды

формировались по родовому признаку. Существовала кровная месть. Они были

язычниками. Но у них была писменность, основанная на латинской и греческой

буквах. Но на них сказывалось влияние Рима: приезжали раимские купцы и

всячески воздействовали на них. Развал Рима и возникновение средневековой

цивилизации. Первоначальный этап – массовая миграция населения, отток

населения из городов. Упадок экономики, переход на натуральное хозяйство.

Кльтурные ценности были забыты вплоть до эпохи Возрождения. Но наряду с

этим возникновение государств на руинах Римской Империи: Ост-Готская,

Франкское и ряд других. В этих государствах существовали писанные законы на

основе Римских законов. Денежная система с хождением Римских монет.

Формируется частная собственность. Усиливалась роль церкви. Введение

коронации королей, т.е. церковь подтверждала божественную власть короля.

Королю делигировалась (присваивалась) судебная, законодательная,

исполнителная власть.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты