Буддизм. Учение Будды
Основная часть.
Учение Будды.
Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных
сторон человеческого бытия – страданий, невзгод, страстей, страха смерти.
Буддизм учит, что под влиянием поступков человека его бытие постепенно
меняется. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая
хорошо вкушает радость и умиротворенность. Таков закон кармы (модального
в—даяния), который определяет участь человека в сансаре (циклическом
существовании, «круговороте» рождений, смертей и перерождений).
Этот закон составляет механизм сансары, который называется бхавачакра –
«колесо жизни». Любое живое существо замкнуто внутри «колеса жизни» с его
бесконечной цепью перерождений. Гнев, неведение и вожделение не дают ему
возможности вырваться из «колеса жизни». Бхавачакра состоит из 12 нидан –
звеньев , взаимосвязанных причин, порождающих беспрерывный поток жизней:
неведение обуславливает появление кармических импульсов; они формируют
индивидуальное сознание; сознание определяет характер физического и
психического облика человека: это в свою очередь способствует формированию
шести чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния, ощущения вкуса и
воспринимающего ума. Восприятие окружающего мира порождает само чувство;
затем желание , в свою очередь, порождает привязанность к тому, что
чувствует и о чем мыслит человек. Привязанность приводит к вхождению в
существование, следствием чего является рождение. А всякое рождение
неизбежно ведет за собой старость и смерть
Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и
дело оставляет свой кармический след, который приводит человека к
следующему воплощению. Цель буддиста – жить так, чтобы как можно меньше
оставить кармических следов. Это значит, что он не должен зависеть от
желаний и привязанности к объектам желаний.
«Нет уз у тех, у которых нет приятного и неприятного»; «Из привязанности
рождается печаль, из привязанности рождается страх, у того , кто
освободится от привязанности, нет печали, откуда возьмется страх?».
«Как дерево, хотя вырванное, продолжает расти, если корень его не
поврежден и крепок, так и страдание рождается снова и снова, если не
искоренена склонность к желанию».
Так сказано в «Дхаммападе».
Высшую цель жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга
сансары. Такое состояние человека, достигшего освобождения, в буддизме и
называется нирваной.
Люди, поверхностно знакомые с буддизмом, считают, что нирвана – это
смерть. Но это не так. Нирвана – это угасание обычных желаний и страстей.
Это не смерть, а жизнь, только в ином качестве, жизнь совершенно
освобожденного духа.
Буддизм не относится ни к монотеистическим, ни к политеистическим
религиям. Будда не отрицает существование богов и других сверхъестественных
существ (демонов, духов, созданий ада и т.п.), но считает , что они тоже
подчинены действию кармы и , несмотря на свои сверхъестественные силы, не
могут самого главного – выйти за пределы непрерывного круга перерождений.
Только человек способен «встать на путь» и , последовательно меняя себя,
искоренить причину перерождений, достичь нирваны. Чтобы освободиться от
перерождений богам и другим существам придется родится в человеческом
облике. Только среди людей могут появится высшие духовные существа: будды –
люди, достигшие Просветления, и бодхисаттвы – те, кто откладывает уход в
нирвану ради помощи другим существам.
Но будды не могут , как боги других религий , создавать мир , управлять
стихиями; они , как правило , не могут карать грешников или награждать
праведников. Буддизм подчеркивает, что судьба человека зависит только от
его собственных усилий в неустанной сознательной работе над собой. Поэтому
в «Дхаммападе» сказано: «Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют
себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя».
Четыре благородных истины: проповедь учения Будда начал с «четырех
благородных истин» : о страдании и причине страдания, об устранении причины
страдания и о пути к прекращению страданий, обращаясь к ученикам (бхи---)
так: «А вот, бхи ---, благая истина о том, что существуют страдания.
Вожделение – страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, смерть –
страдание; соединение с тем, что неприятно – страдание; разъединение с тем,
что приятно – страдание; когда нет возможности достичь желаемого – это тоже
страдание.
А вот, бхи----, благая истина о том, что страдание имеет свою причину.
Это жажда, ведущая к перерождениям, связанная с наслаждением и страстью,
находящая удовольствие то в одном, то в другом. Жажда бывает трех видов:
жажда чувственных удовольствий, жажда перерождений, жажда существования.
А вот, бхи----, благая истина о том, что страдание может быть уничтожено.
Это уничтожение жажды и полное уничтожение страсти, отказ от них, отречение
от них, освобождение от них, отвращение от них.
А вот, бхи----, благая истина о том, что существует путь, ведущий к
уничтожению страданий»[1].
Согласно первой истине все существование человека есть страдание,
неудовлетворенность, разочарование. Даже счастливые моменты его жизни в
конечном итоге приводят к страданию, поскольку они связаны с «разъединением
с приятным».хотя страдание универсально, оно не является изначальным и
неизбежным состоянием человека, поскольку имеет свою причину – желание или
жажду удовольствий, которая лежит в основе привязанности людей к
существованию в этом мире. Такова вторая благородная истина.
Пессимизм первых двух благородных истин преодолевается благодаря
следующим двум. Третья истина гласит, что причина страдания, поскольку она
порождена самим человеком, подвластна его воле и может быть им же
устранена: чтобы положить конец страданиям и разочарованиям надо прекратить
испытывать желание.
О том, как достичь этого, говорит четвёртая истина, указывающая
восьмеричный благородный путь: «Этот благой восьмеричный путь таков:
правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные
действия, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное осознание и
правильное сосредоточение.»[2]
То есть восьмеричный путь включает три основные составляющие: культуру
поведения (правильные мысль, слово, действие), культуру медитации
(правильные осознание и сосредоточение) и культуру мудрости (правильные
взгляды). Культура поведения – это пять (или десять) основных заповедей: не
убей, не бери чужого, не лги, не пьянствуй, не прелюбодействуй: а также
добродетели щедрости, благонравия, смирения, очищения и т.п.
Культура медитации - - это система упражнений, ведущих к достижению
внутреннего умиротворения, отстранённости от мира и обузданию страстей.
Культура мудрости - это знание четырех благородных истин.
Из всех четырех благородных истин именно восьмеричный благородный путь
составляет ядро буддийской религии. Будда не просто говорит о возможности
освобождения, но и указывает путь, следуя которому каждый человек
собственными силами, без помощи Будды, способен достичь Свободы и сам стать
буддой. Все это отличается от других известных религий: ни одно религиозное
учение не признает, что человек может своими усилиями сделать себя
богоподобным существом.
Другими важными положениями учения Будды являются три характеристики
бытия (трилакшама): страдание (духкха), изменчивость (анитья) и отсутствие
неизменной души (анатман), а так же учение о взаимозависимости
возникновения всех вещей (пратетоя самутпада).
В мире не ничего вечного – всякое существование имеет начало и конец, а
раз так, то не может быть и неизменной души. Каждый человек состоит из пяти
совокупностей, буквально «груд» элементов (скандх): телесного (пупа),
ощущений (ведана), распознавания (санджня), кармических импульсов (санскар)
и сознания (виджняна). После смерти большая часть скандх разрушается.
Дхарма – закон, истина, путь.
Важнейшим для буддистов является понятие дхармы. Оно олицетворяет учение
Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. Понятие «дхарма»
также означает в буддизме моральную добродетель, прежде всего моральные и
духовные качества Будды, которые следует развивать в себе. Кроме того,
дхармы – это конечные элементы, на которые, с точки зрения буддистов,
разбивается поток существования.
Будда, как никто иной, понимая, что люди от рождения не похожи друг на
друга и нельзя к ним подходить с одной и той же меркой: одним дхарму нужно
растолковывать, другие схватят её на лету, третьим потребуется множество
примеров и т.п. Не существует единого, универсального свода буддийского
вероучения, пригодного для всех. Нет универсальной формы Дхармы на все
случаи жизни, есть Дхарма, изложенная с учетом индивидуальных особенностей
каждого типа последователей.
Различные цели преследуют и буддийские проповеди. Высшей целью всегда
остается просветление, но достичь его довольно трудно – это под силу лишь
самым упорным и одаренным. Для простых людей, не способных на значительные
духовные усилия в нынешнем своем состоянии, промежуточным этапом может
стать воплощение в лучших условиях на земле или в чистой сфере какого-
нибудь будды, с помощью которого они в дальнейшем достигнут нирваны.
Вселенная и её устройство.
«Важной особенностью буддийского представления о мире является
нерасторжимое слияние в нем черт реального, то есть подсказанного прямым
наблюдением, правильно зафиксированного человеческим созданием, с идеями,
установками, существами и процессами, порожденными религиозной фантазией.
Слияние это настолько полно, что здесь можно было бы говорить о тождестве
естественного и сверхъестественного, если бы последнее не было бы всегда
для буддиста главным и определяющим.»[3]
Мир сансары в буддизме – это непрерывный поток рождений, смертей и новых
рождений, возникновения, разрушения и нового возникновения. В него
вовлечено все живое и неживое на всех уровнях существования .
В отличие от других мировых религий количество миров в буддизме
практически бесконечно. Буддийские тексты говорят, что больше, чем капель в
океане и песчинок в Ганге. В каждом из миров есть свои суша, океан, воздух,
множество небес, где обитают боги, и ступеней ада, населенных демонами,
злыми духами и другими существами. В центре мира стоит огромная гора Меру,
Страницы: 1, 2