будущим или какой-нибудь проблемой?
59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или
списывать у товарищей домашнее задание?
60. Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?
61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на
своем месте?
62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении,, а проснуться в
удрученном и несколько часов оставаться в нем?
63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?
64. Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?
65. Часто ли вы смеетесь?
66. Можете ли вы быть приветливыми с людьми, не открывая своего истинного
отношения к ним?
67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?
68. Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?
69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?
70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти,
выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?
71. Пугливы ли вы?
72. Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных
причин для этого нет?
73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках худ. самодеятельности, в
театральном кружке?
74. Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?
75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?
76. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой
тоски за короткий период времени?
77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?
78. Переносите ли вы злость длительное время?
79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?
80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы
поставили на него кляксу?
81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели
доверчивы?
82. Часто ли вы видите страшные сны?
83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна под
приближающийся поезд?
84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?
85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о
них?
86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлились?
87. Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)?
88. Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении,
с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о
себе?
КЛЮЧ:
1. Демостративный тип:
+: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.
-: 51.
Сумму ответов умножить на 2.
2. Застревающий тип:
+: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81.
-: 12, 46, 59.
Сумму ответов умножить на 2.
3. Педантичный тип:
+: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.
-: 36.
Сумму ответов умножить на 2.
4. Возбудимый тип:
+: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 81.
Сумму ответов умножить на 3.
5. Гипертимный тип:
+: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.
Сумму ответов умножить на 3.
6. Дистимический тип:
+: 9, 21, 43, 75, 87.
Сумму ответов умножить на 3.
7. Тревожно-боязливый тип:
+: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.
-: 5.
Сумму ответов умножить на 3.
8. Эффективно-экзальтированный тип:
+: 10, 32, 54, 76.
Сумму ответов умножить на 6.
9. Эмотивный тип:
+: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79.
-: 25.
Сумму ответов умножить на 3.
10. Циклотимный тип:
+: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.
Сумму ответов умножить на 3.
Максимальная сумма баллов после умножения – 24. По некоторым
источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12
баллов. Другие же на основании практического применения теста считают,
что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому
или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта
характера является акцентуированной.
Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены
на 2 группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный,
застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента ( гипертимический,
дистимический, тревожно- боязливый, циклотимический, аффективный).
На примере 3 опрошенных мною людей хочу проиллюстрировать определение
этим тестом акцентуации личности:
|1 человек. |2 человек. |3 человек. |
|- |30) |+ |- |+ |- |- |+ |+ |
| |+ | | | | | | | |
|+ |+ |- |+ |+ |+ |+ |- |+ |
|+ |+ |+ |+ |+ |- |+ |- |- |
|- |- |+ |- |+ |- |- |- |- |
|+ |- |- |+ |+ |+ |- |- |+ |
|+ |+ |+ |+ |+ |- |+ |+ |- |
|- |- |+ |- |- |+ |- |- |+ |
|- |+ |- |+ |+ |- |+ |+ |- |
|+ |+ |- |+ |- |+ |+ |+ |+ |
|+ |- |+ |+ |+ |- |- |+ |- |
|- |- |- |+ |- |- |- |- |+ |
|+ |- |+ |- |- |- |+ |- |+ |
|+ |- |+ |+ |+ |- |+ |- |- |
|+ |- |- |- |+ |- |- |+ |+ |
|+ |- |+ |+ |+ |+ |+ |- |+ |
|+ |+ |- |+ |- |+ |- |- |+ |
|+ |- |+ |+ |- |+ |+ |- |+ |
|+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |
|- |- |- |- |- |+ |- |- |- |
|+ |- |- |+ |+ |+ |+ |+ |+ |
|- |- |- |+ |+ |- |- |- |+ |
|- |+ |+ |+ |+ |- |+ |+ |+ |
|- |- |- |+ |- |+ |23) |- |+ |
| | | | | | |+ | | |
|+ |- |- |+ |+ |- |24) |- |- |
| | | | | | |- | | |
|- |- |+ |+ |+ |+ |25) |- |- |
| | | | | | |- | | |
|- |- |- |+ |+ |- |26) +|+ |+ |
|- |+ |+ |- |+ |+ |27) +|- |- |
|28) |+ |- |- |+ |+ |28) +|+ |+ |
|+ | | | | | | | | |
|29) |+ |- |- |+ |- |29) +|+ |- |
|+ | | | | | | | | |
| |+ | | |- | | |+ | |
После обработки результатов выявляется следующее распределение баллов
по типам характера:
|№№ |Тип характера |1 опр. |2 опр. |3 опр. |
|п/п | |человек |человек |человек |
|1 |Демонстративный |4 |6 |10 |
|2 |Застревающий |14 |22 |12 |
|3 |Педантичный |8 |12 |16 |
|4 |Возбудимый |12 |21 |15 |
|5 |Гипертимный |6 |12 |9 |
|6 |Дистимический |3 |18 |12 |
|7 |Тревожно-боязливый |12 |9 |21 |
|8 |Эффектно-экзальтирован|18 |24 |8 |
| |ный | | | |
|9 |Эмотивный |21 |18 |21 |
|10 |Циклотимный |18 |9 |9 |
Отсюда видно, что у 1-ого опрошенного человека преобладает эмотивный
тип характера, который означает, что для этого человека характерны
эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость,
глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная их
черта - гуманность, сопереживание другим людям или животным,
отзывчивость, мягкосердечность, они радуются чужим успехам.
Впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезней,
чем другие люди.
Акцентуация личности 2-ого опрошенного человека - эффектно -
экзальтированный тип, яркой чертой которого является способность
восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощущение счастья,
радости, наслаждения. Эти чувства у них могут возникать по причине,
которая не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от
радостных событий и в полное отчаяние - от печальных. Им свойственна
высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто
спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. Они привязаны к
друзьям, близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус,
проявляют яркость искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены
сиюминутным настроениям, порывисты.
У 3-его опрошенного человека по тревожному и эмотивному типам
характера набрано равное количество баллов, это значит, что у него
преобладают два эти типа. Тревожный тип - людям данного типа свойственна
низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость,
неуверенность в себе. Свойственные им с детства обидчивость,
чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется,
особым слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих.
Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за
себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в
конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в
конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием,
самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности
нередко служат козлами отпущения, мишенью для шуток.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем
жизненном пути человека. Анотомо-физиологические задатки не предопределяет
абсолютно развитие того или иного характера. Признание же зависимости
характера от таких факторов, как внешний облик, конституция тела, дата
рождения, имя и т.п., ведет к признанию невозможности сколько-нибудь
существенным образом изменять и воспитывать характер. Однако вся практика
воспитания опровергает тезис о постоянстве характера, подобные случаи
возможны лишь в случае патологии личности.
Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся
личность. Человек способен подняться над своим характером, способен
изменить его, поэтому, года говорят о прогнозировании поведения, не
забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть
абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой
(если, конечно, она не скрывает свое бессилие за фразой “Такой уж у меня
характер”).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 г.
1. Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред.
Ю.Б.Гиппенрейдера, В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 1982 г.
1. Краткий словарь системы психологических понятий /К.К.Платонов - М.
Высшая школа 1984 г.
2. Практическая психология в тестах.