Что такое философия

Что такое философия

Характерные черты и особенности современной западной философии отчетливо

проявляются в тех оживленных, а порой и весьма острых дискуссиях о природе

и призвании философии, которые по сей день ведутся в самых различных

регионах западного мира.

Вопросы «зачем философия?», «нужна ли еще философия?» и другие, ставящие

под сомнение оправданность и правомочность философии как самостоятельной

духовной деятельности или научной дисциплины, в последнее десятилетие не

сходят со страниц журнальных статей и специальных, посвященной именно этой

теме монографических изданий.

Широкий размах и особую остроту приняло обсуждение этих проблем в

западногерманских философских кругах. Положение философии, ее возможности

по-разному оцениваются в западногерманской философской среде. Из всего

многообразия существующих подходов к этому вопросу наибольший резонанс

получили два – критико-пессимистический и проблемно-оптимистический. Из

выступлений представителей первого подхода складывается крайне

неутешительная картина западной философии. Сторонники второго подхода, не

отрицая всех трудностей современной философской ситуации, рассматривают их

как трудности развития и предлагают различные программы восстановления

правомочия философии, ее научной и социальной практической действенности.

Скептики и пессимисты констатируют, прежде всего, один несомненный факт

– утрату культуры масштабного, стратегического философского мышления,

охватывающего и объясняющего мир в целом, способного к анализу и оценке

общей социально-политической, культурной и духовной ситуации времени.

Обращается внимание на отсутствие крупных мыслителей, философов, могущих

стать родоначальниками влиятельных направлений мысли. Эра великих мастеров

философствования (Хайдеггера, Ясперса, Рассела и др.) осталась позади-

отмечают Лобкович и Хоккепель.

Несостоятельность и беспомощность философии Хоккепель видит в

непреодолимом методологическом плюрализме, непрекращающейся «критике всех

против всех», ведущей, в конечном счете, к аннигиляции самой философии.

Западнная философия, по мнению ее самокритичных представителей, не

выработала ни каких критериев и норм, которые бы могли воплотиться в

конкретных способах действия, поведения, и поэтому она должна признать свою

беспомощность перед практикой. «Философская теория науки»- пишит Ридель,-

«не содействует научному прогрессу, социальная и политическая философия на

протяжении всей своей истории редко разрабатывали концепции, которые

способствовали бы человеческому общежитию».

Эта скептическая оценка возможностей философии принимает крайние меры у

Маркарда. Философия, по его мнению, не смогла и не сможет оправдать

возлагаемых на нее с разных сторон надежд. Она не справилась с функцией

утешительницы душ человеческих, которую нередко брала на себя.

Не оправдали себя и так называемые «технологические» притязания

философии, связанные с ожиданием, что она сможет способствовать развитию

«технологически реализуемого полезного знания». «Наконец»,- считает Маркард

- «стала очевидна также несостоятельность политических притязаний философии

на роль устроительницы общественных дел, науки о жизненной мудрости,

указающей человечеству путь к достижению справедливого и заслуженного

счастья».

И, в конце концов, Маркард заключает: «Сперва философия была компетентна

во всем, позднее - компетентна лишь в некоторых областях, и, наконец,

философия сегодня компетентна лишь в одном, а именно в признании своей

некомпетентности… Философия? Она кончилась. Мы занимаемся философий после

конца философии».

Однако есть философы, настроенные не столь пессиместично как Маркард.

Важным условием определения места философии в современном мире, согласно

Баумгартнеру, является анализ ее функций в конкретных общественных

формациях. В данном случае имеется в виду положение философии в

индустриально развитом капиталистическом обществе, в сложных

обстоятельствах его динамического и противоречивого развития, с его

перманентными социально-экономическими потрясениями, политическими

конфликтами и кризисами. В этих условиях Баумгартнер утверждает

необходимость философии, харрактеризуя ее в согласии с Люббе, как

«интеллектуальное искусство рефлексии, имеющее своей целью разрешение

кризисов». Философия, по его мнению, должна выполнят не просто функцию

элементарной схемы ориентации в конкретных изменившихся условиях, а более

масштабную ориентационную функцию, определяемую ее собственными и

«формально-априорными знаниями о мире и человеке».

Следущая постановка вопроса о судьбах философии уже относится к более

конкретному и фактическому ее институциональному положению. В дискуссиях на

эту тему речь идет о том, должна ли философия существовать и быть

использована в рамках научно-исследовательских и учебных заведений, на

специальных философских факультетах университетов. И вообще оправдывает ли

себя философия как профессиональная академическая дисциплина?

В размышлениях на эту тему западногерманские философы исходят из того

реального положения философии, которое сложилось в условиях современных

форм общественной организации духовной деятельности. Имеется ввиду то

обстоятельство, что реальная философская работа осуществляется сегодня в

Германии, как правило, институционально, т.е. в рамках крупных организаций,

и в условиях общества, где наука стала важной производительной силой.

Вообще Ридель выделяет три группы людей занимающихся философией. К

первой он относит «философов по обстоятельствам», каким может быть каждый в

своих размышлениях о судьбах мира и человека, о той или иной жизненной

ситуации. Во вторую группу входят те, для кого философия является побочной

профессией,- это большая армия философских экспертов, специалистов по

определению границ и возможностей конкретного вида научной и практической

деятельности. И, наконец, к третьей группе Ридель относит уже тех, для кого

философия является главной профессией. И вот между философами-

профессионалами и множеством непрофессионально и побочнопрофессионально

занимающихся философией, прежде всего, обнаруживаются различия, зачастую

несовместимые представления о природе философии и ее функциях в современном

мире.

Сложный и синтетический характер объекта философского познания, а также

специфические теоретические средства, с помощью которых философия познает и

объясняет мир и человека, определяют и ее собственную природу. Философия -

не общая теория или мира или человека, она есть общая теория мира и

человека. В своих обобщениях философия опирается на научное знание и на

ценностное отношение к действительности, выражающее ту или иную жизненно-

мировозренческую позицию человека, социальной группы, класса. Философские

законы и принципы воплощают в себе одновременно и истину, и ценность,

научное знание, понимание человека и мира и постижение их смысла и

значения. Философия говорит человеку как о его реальном, фактическом

положении в мире, так и о его жизненном назначении, не только о том, что он

есть, но и том, чем он должен быть. Соответственно, существо той или иной

философии во многом определяется тем, как она сочетает, соотносит в себе

научнотеоритический и ценностнопрактический моменты. Как в прошлом, так и в

настоящем философия выступаоа и выступает не только как теория мира и

человеческого познания, но и как наука о жизненной мудрости, как способ

ориентации в мире, как практически-духовный способ освоения и

преобразования действительности.

Итак, каковы же функции философии в сложном комплексе общественно-

исторической жизни людей? Прежде всего, философия выявляет наиболее общие

идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная

конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их

называют универсалиями культуры. Философская мысль выявляет не только

интеллектуальные, но также нравственно-эмоциональные и другие универсалии.

Помимо функции выявления универсалий философия берет на себя задачу

рационализации- перевода в логическую, понятийную форму, а также

систематизации, теоретического выражения суммарных результатов

человеческого опыта во всех его формах.

Философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. В

качестве формы теоретической мысли она обладает мощными конструктивными

возможностями творческого формирования принципиально новых идей,

мировозренческих образов, идеалов.

Используемая литература:

Журнал «Вопросы философии» 1985 г.

Реферат по философии

Тема: Что такое философия и зачем она?

Выполнил: Лихачев О.А.

Гр. 714.2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты