Что такое философия, ее предназначение, социальные функции и роль в жизни человека
Оглавление
1. Введение
. 3 стр.
2. Основная часть
4-8 стр.
1. Что такое философия
4-5 стр.
2. Предмет философии, ее предназначение
5-6 стр.
3. Социальные функции философии
6-7 стр.
4. Роль философии в развитии и жизни человека и общества 7-8 стр.
3. Заключение
9 стр.
3. Список литературы
10 стр.
Введение
Многое из того, что окружает человека, он впускает в собственную
душу безотчетно, без какой - либо критической оценки, принимая окружающий
мир таким, как он есть, не задумываясь о его природе. Обычно человек
старается жить просто и не испытывает потребности в последовательном
размышлении. Но человеку присуще и иное состояние души, и он открывает в
себе способность продвигаться к истине, открывать тайны реальности,
открывать тайны реальности, пытается ответить на вопросы, которые как -
будто не имеют значения для него лично. Откуда взялся мир? Куда движется
история? Каково предназначение человека? Но люди навсегда размышляют о
будущем человечества с достаточной глубиной и встревоженностью. Современное
человечество располагает огромным объемом информации и знаний о мире,
созданном в процессе эволюции общества, но оно не стало намного мудрее. А
между тем обретение мудрости - одна из главных задач человечества, для
обеспечения дальнейшего существования и попытки разобраться в вопросах
поставленных человечеством еще на заре цивилизации и нерешенных по сей
день.
2.1 Что такое философия
Что такое философия? Термин «философия» происходит от греческих
слов phileo - любовь и sophia - мудрость и означает любовь к мудрости.
Однако любовь к мудрости не делает человека ее обладателем, хотя и является
важным условием, чтобы стать философом. Философия есть определенная
способность думать о вечных вопросах, о человеческой жизни и смерти, о
предназначении человека, и в таком своем качестве она возникла вместе с
появлением человеческого рода, Философия имеет дело с предельными,
вековечными вопросами. Наука, конечно, тоже пытается выстроить относительно
целостную картину мира. Но она погружена в конкретности, решает множество
частных задач. В этом смысле философия гораздо свободнее. Она задумывается,
размышляет над универсальными проблемами.
Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор. Согласно
Пифагору, смысл философии - в поиске истины. Разделял это мнение и
древнегреческий философ Гераклит.
Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Главная
задача философа, считали они, - научить своих учеников мудрости. Мудрость
они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что
каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались
приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений.
Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача
философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу
лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой.
По мнению Аристотеля, задача философии - постижение всеобщего в
самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия.
Таким образом одни мыслители видели суть философии в отыскании
истины, другие - в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к
собственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие - на землю;
одни обращаются к богу, другие - к человеку; одни утверждают, что философия
самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку.
Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и
пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее
множественном характере.
Философию можно определить как учение об общих принципах бытия,
познания и отношений человека и мира. Прежде всего, философия всегда
оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему,
закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской
теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят
всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество,
человека и само мышление.
2.2 Предмет философии ее предназначение
Круг вопросов изучаемых философией называется предметом философии.
Общую структуру предмета философии составляют четыре основных раздела:
а) Исследование наиболее общих вопросов бытия, то есть проблема бытия в
универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное;
бытие природы общества и человека. Философское учение о бытие получило
название антологии.
б) Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем
мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность
самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания.
Философское учение о познании получило название гносеологии.
в) Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества.
Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной
философией.
г) Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека. Именно
человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и
действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется
философской антропологией. Философское знание позволяет понимать глубинные
основы бытия, проникать в сущность предметов и явлений, ориентироваться в
потоке сложных и противоречивых событий. Философия выступает как духовное
рационально - теоретическое освоение действительности. Несмотря на свою
относительную абстрактность, философия изначально практична и гуманна, ее
предназначение - научить человека самостоятельно и творчески мыслить,
понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире,
определить направление деятельности не только в отношении ближайшей цели,
но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.
Философия формирует мировоззрение не только отдельных личностей,
но и общества в целом, отражая в действиях, определенных социальных сил его
идеалы, устремления, цели и задачи. В истории общества переход к новому
уровню философского мышления всегда является подготовкой глубоких
социальных и политических перемен.
2.3 Социальные функции философии
Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной
степени полно, не затрагивая вопрос о ее функциях.
Одной из функций является социальная, которая является довольно
многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты
общественной жизни. Но в общем плане философия призвана выполнить двуединую
задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и
духовному изменению. В общественной жизни социальные изменения,
эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем
пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо
объяснить. И именно философии принадлежит прерогатива в разработке
всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества.
Ее задача - помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить
усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом
степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько
каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой
всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку.
Социальная функция призвана объяснить общество, причины его возникновения,
эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы;
вскрыть противоречие, указать пути их устранения или смягчения,
совершенствования общества. Все функции философии диалектически
взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные так или иначе включает
их. Так с социальной функцией тесно связана гуманитарная функция философии.
Философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого
человека, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов,
утверждению позитивного смысла и цели жизни. Социально - гуманитарные
функции призваны осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая
особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние
кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться и завоевать
авторитет; когда человеческое состояние находится на грани бытия и небытия,
и каждый должен сделать свой нелегкий выбор.
4 Роль философии в развитии и жизни человека и общества
философия по самому своему предназначению пытается проникнуть в самое
существо мироздания и в своих исканиях соприкасается со всеми областями
науки и искусства, с религией, помогает человеку в познании мира и самого
себя. Современная философия получила новую форму за счет расширения всех
своих основных функций, придания им актуального творческого и практического
содержания. Важнейшими достижениями современной философии является
цивилизованный подход к анализу общественных явлений и мировоззренческий
принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включением
в него человека как сознательно - деятельного фактора. В развитии философии
проблема человека в окружающем мире всегда являлась ведущей, а в настоящее
время она играет решающую роль в понимании современного мира.
Современный мир уходит от капитализма и социализма, но надо
сохранить все позитивное, что создали люди на предыдущих этапах развития
общества, обогатить анализом новых реалий жизни.
Человек как мыслящая материя все глубже осознает себя активно
действующим фактором социальной и окружающей его природной среды, всего
бытия в масштабах мироздания. Это определяет представление о человеке как
сознательном соучастнике мировой эволюции, делает ответственным за
результаты своей деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню
субъективного фактора в целом, выдвигает на первый план профессиональные,
нравственные и духовные качества личности. Возрастающее значение
приобретают его самопознание и самосознание, определение механизмов
регулирования и саморегулирования духовной сферы, овладение знаниями
функционирования интеллекта, установление контроля за результатами своей
деятельности.
Формирующаяся современная научная картина мира включает в себя и
достижения технических наук, которые в настоящее время дают наибольший
прирост новых знаний. Достижения технических наук в области информационных
процессов, микроэлектроники, кибернетики искусственного интеллекта,
биотехнологии и других современных научных направлений отражают глубокую
структурную революцию не только в технике и технологии, но и во всей
системе материальной и духовной культуры. Научно - технический прогресс,
определяя качественно новое состояние науки в целом, одновременно
характеризует и становление новой формы философского мышления - современной
философии. Овладение современной философской культурой повышает уровень
профессиональных знаний, дает ориентир в научной деятельности, позволяет
вырабатывать механизмы реализации деятельности общества в соответствии с
требованиями времени.
Переход человечества на качественно новый виток развития в
социальном, духовном, культурном отношениях - на сегодняшний день лишь
реальная возможность выхода его из глобального кризиса, но далеко еще
нереализованное состояние. Трудности и опасности в осуществлении этой
задачи проистекают в основном от самого человека: невысокого уровня
сознания, непонимания обществом причин и механизмов функционирования
природных, антропологических и социальных явлений в их взаимодействии как
специфически особых элементов единого мирового бытия. Человечество должно
овладеть в полном объеме достижениями духовной культуры, наукой разумного
управления и регулирования мировыми процессами. Эта задача не может быть
решена вне современного философского знания о мире.
Заключение
Если человечество вдруг лишится философии, ее утрата приведет к
непоправимым последствиям. Развивая философию, люди не просто шлифуют свой
разум. Они мобилизуют свои интеллектуальные ресурсы для понимания судеб
человечества, и у них нет другого более надежного, чем философия, средства
кристаллизации знаний, метода сомнений и поиска наиболее продуманных и
универсальных ответов на те вопросы, которые ставит человечество. В XX веке
философы сделали множество открытий, которые, безусловно, отразятся на
судьбе человечества. Это касается не только различных сфер философии -
теории познания или логики, философской антропологии или эстетики, этики
или истории философии. Именно в XX столетии философы проникли в глубины
сознания и научились распознавать многие протекающие в нем процессы,
осознали неисчерпаемость потенциала человеческой психики. Они буквально
вчувствовались в безбрежный опыт человеческого бытия, выразив его в формах
прежнего и тревожного человеческого самосознания. Человек сказался
осмысленным по - новому, чему содействовали философская антропология,
психоанализ. Наука, история культура, человек подверглись неожиданному и
глубинному постижению.
Список литературы
1. Введение в философию. Ч. 1, М., 1989.
2. Гуревич П. С. Основы философии. М. 2000.
3. Добрынина В. И. Философия XX века. М. 1997.
4. К. Ясперс Введение в философию. Минск 2000.
5. Лавриненко В. Н. Философия. М. 2001.
6. Основы современной философии. М. 1996.
7. Солонин Ю. Н. Основы современной философии. С.- Петербург 2001.
8. Философия и история культуры. М. 1985.
9. Философия и ценностные формы сознания. М. 1984.