вписан, который бы он понимал, с которым бы был соритмичен?» Сегодня наряду
с существующей механистической картиной мира, в философии возникает
холистическое (целостное) мировидение. Науки уже не разделяются
дисциплинарно. Но для познавания объектов нового типа требуется иной
субъект познавательной деятельности, иной тип мышления и восприятия,
который и позволит нам выйти из кризиса. Данный тип понятия прослеживается
в различных религиях, которые мы очень часто любим называть мистическими,
из-за того, что многое из них непонятно обычному человеческом сознанию. Но
попытаемся связать мистику и науку.
Мистика и наука
Связь мистики и науки представляется в первую очередь тем, что наука
имеет некие ограничения (граничные условия) и также ограничения связанные с
применимость во всех областях. Мистика в свою очередь также не может при
помощи словесных описаний точно и полно выразить свою мысль, так как эта
мысль понимается только в ощущении. Наши ощущения не имеют объяснения в
устной речи, так же как наука всегда оперирует абстрактными понятиями,
например понятие атома не может быть четко передано словами, а может лишь
быть описано при помощи видимых и чувствуемых моделей (т. е. атом-
окружность имеющая свою орбиту свое движение, может взаимодействовать с
другими атомами).
Человеку проще поверить в научное знание являющееся по себе таким же
мистичным, как и религия. Почему-то никогда не встает вопрос о том,
насколько преуспел человек в своих достижениях, и как на эти достижения
мог бы отреагировать человек начала прошлого века, определив их скорее
более мистичными, чем религия или та область знания не поддающаяся
пониманию. Нам проще всего, конечно, принимать рациональное знание,
которое мы приобретаем в процессе повседневного взаимодействия с
различными предметами и явлениями нашего окружения. Оно относится к области
интеллекта, функции которого различать, разделять, сравнивать, измерять и
распределять по категориям. Однако задумываться о том, что мир вокруг нас
полон разнообразия и отклонений от норм, мы не хотим. В нем нет абсолютно
прямых линий и правильных форм, явления происходят не одно за другим, а
одновременно, и даже пустое пространство, по свидетельству современной
физики, искривлено. Понятно, что при помощи системы абстрактных
понятий полностью такой мир описать нельзя, так же, как нельзя
покрыть сферическую поверхность Земли плоскими картами. Мы можем надеяться
лишь на приблизительное представление о реальности, и поэтому рациональное
познание изначально ограничено в своих возможностях. Рациональное познание,
прежде всего, свойственно науке, которая измеряет, оценивает,
классифицирует и анализирует, но тоже не дает ответов на многие вопросы.
Например, физики четко знают, что при помощи их аналитических методов и
логики нельзя описать сразу все природные явления, поэтому они выделяют
определенную группу явлений и пробуют построить модель для ее описания.
При этом они оставляют без внимания остальные явления, и поэтому модель не
соответствует реальной ситуации полностью.
Современная физика самым драматическим образом подтвердила одно из
основных положений восточного мистицизма, смысл которого заключается в
том, что все используемые нами для описания природы понятия ограничены,
что они являются не свойствами действительности, как кажется нам, а
продуктами мышления-частями карты, а не местности. При любом расширении
сферы наших знаний становится очевидной ограниченность возможностей
рационального мышления, и нам приходится изменить некоторые из наших
понятий, или даже отказаться от них.
Восточные мистики постоянно настаивают на том факте, что высшая
реальность не может быть объектом рефлексии или передаваемого знания. Она
не может быть адекватно описана словами, поскольку лежит вне области
чувств и интеллекта, из которой происходят наши слова и понятия.
Восточные мистики тоже хорошо осведомлены о том, что все словесные
описания действительности неточны и неполны. Непосредственное восприятие
реальности лежит за пределами мышления и языка, а поскольку именно на
таком непосредственном восприятии всегда основывается мистицизм, любое
его описание может лишь частично быть правдивым. В физике можно измерить
степень приблизительности каждого утверждения, и прогресс заключается в
том, что приблизительность постепенно уменьшается в результате новых
открытий. Каким же образом, в таком случае, рассматривают проблему
вербальной коммуникации восточные традиции?
Прежде всего, мистики, в основном, интересуются восприятием
реальности, а не его описанием. Поэтому их, как правило, не интересует
анализ такого описания. Если же восточные мистики хотят передать кому-либо
свое знание, они сталкиваются с ограниченностью возможностей языка. На
Востоке существует несколько способов ее преодоления.
Глубинная сущность бытия не может не казаться парадоксальной и абсурдной,
будучи подвергнута интеллектуальному анализу. Мистики всегда признавали
это, но наука лишь недавно столкнулась с этой проблемой. Ученые на
протяжении столетий изучали "фундамeнтaльныe законы природы", лежащие в
основе всех природных явлений. Эти явления происходили в их
макроскопической окружающей среде и могли восприниматься при помощи
органов чувств. Поскольку образы и понятия человеческого языка берут свое
начало именно в чувственном восприятии, они удовлетворительно описывали
явления природы. Но сейчас с возникновением квантовой физики, становиться
очень трудно оперировать обычными понятиями, но другими мы еще оперировать
не можем. Мы стоим на пороге, когда все простые задачи решены, а новые мы
решить не можем при современном мировидении. Но пока мало, кто из ученых
начинает задумываться о том, что «бьется головой о стену» и лишь некоторые,
осознавая это начинают говорить в открытую. В новом свете перед нами должны
предстать и такие понятия, как сон, мышление, закон свободы воли и т.д. Не
получаем ли мы все это от тонких миров, которые в нас есть, и мы свободны
только в выборе того, что они нам предлагают? И вся наша свобода воли в
конечном итоге сводится к выбору между добром и злом?
Человечество уже созрело, чтобы все это осмыслить. Помочь должна наука, но
для этого надо сменить привычные представления и по-новому взглянуть на
мир, человека и его место в этом мире. Готовы ли мы на этот шаг? [5].
Социокультурный кризис и ноосферное знание
Сопоставим для дальнейшего анализа такие понятия как культура и наука
(техногенность). И попытаемся сформулировать выход из сложившейся ситуации
при помощи холистического мировидения и ноосферного знания.
Важнейшим итогом развития культуры, воспринятой в нашем столетии,
является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней
социокультурная система- наука. Еще в XIX в. появляются первые признаки
того, что наука стала мировой, объединив усилия ученых разных стран.
Возникла, развилась в дальнейшем интернационализация научных связей.
Расширение сферы применения науки в конце XIX- начале XX в. привело к
преобразованию жизни десятков миллионов людей, живших в новых промышленных
странах, и объединению их в новую экономическую систему.
Техногенное отношение к природе как к средству удовлетворения не
духовных, а сугубо технических потребностей становится, начиная с первой
половины XX в. одной из ведущих тенденций в развитии культуры. Наука
перестает быть орудием понимания природы, а становиться в первую очередь
средством наживы и обогащения. Техногенная цивилизация основана на таком
взаимоотношении между человеком и природой, при котором природа является
объектом человеческой деятельности, объектом эксплуатации, причем
эксплуатации неограниченной. Ей присущ такой тип развития, который можно
выразить одним словом: больше. Цель состоит в том, чтобы накапливать все
больше материальных благ, богатств и на этой основе решать все человеческие
проблемы, в том числе социальные, культурные и другие. Техногенной
цивилизации присуще представление, что природа неисчерпаема, именно как
объект ее эксплуатации человеком. Понимание глубины экономического кризиса
кладет конец такому представлению. Экологический кризис намечает границы
существующему типу экономического развития. Речь идет о необходимости новых
отношений с природой и между людьми. Эти отношения должны быть направлены
на гармонизацию природы и человека, для решения глобальных проблем
современности и вновь заставить работать такие понятия как этическая норма
и нравственность по отношению к культуре и природе. Вспомнить о том, что
нравственный и экологический императивы столь же неразделимы, сколь
нераздельны личность и человек. Нарушение экологических и культурных норм
ведет к разрушению человечества, так же как несоблюдение нравственных
нормативов разрушает личность. Изменения, вносимые в мир, человеком, в
конечном итоге отражаются на нем самом.
Суть новой культуры вырастает из разрушения характерных для
классического индустриального общества систем, внешне детерминирующих жизнь
личности. Человек перестает быть элементом технологической, экономической
или политической систем, где его деятельность жестко определяется внешними
по отношению к его личностной культуре качествами. Эта жесткая
детерминированная схема не просто ослабевает, возникает принципиально новая
ситуация, означающая, что социально-экономическое развитие зависит уже от
состояния духовного мира личности, от ее развития и социокультурной
устремленности. Задача создания новой культуры очень сложна и возможна лишь
при изменении мировоззрения и более правильного понимания основных законов
природы.
Понятия «техносфера» и «ноосфера» взаимно противоположные именно по
этому и появляется новая философская наука, ноосферное знание, вводимая
философами современности. В работах В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, Тейяра
де Шардена были поставлены принципиально новые проблемы и идеи космической
роли человечества, единства человека и космоса, морально-этической
ответственности в ходе космической экспансии человечества.
Идея активной эволюции, в которой выражается новое качество
взаимоотношений человека и природы. Опираясь на естественно-научные