Доказательства бытия Бога в средневековой философии
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА
(МИРБИС)
Реферат по философии
Тема: Доказательства бытия Бога в средневековой философии.
Студентки 1-го курса гр. 31-10
Сущенко Л.А.
Преподаватель: Аксенова О.В.
МОСКВА, 1996г
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ И ТЕОЛОГИИ
. Доказательства бытия Бога в концепции Ансельма Кентерберийского
. Доказательства бытия Бога в философии Фомы Аквинского
. Критика доказательств бытия Бога Иммануилом Кантом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Под эпохой средних веков принято понимать довольно
длительный исторический период, в рамки которого входит
зарождение и становление европейской средневековой цивилизации и
продолжительный процесс ее трансформации - перехода к Новому
времени. Эпоху Средневековья начинают обычно с условной даты - с
падения Западной Римской империи в 476 г.. Однако, по мнению
современных медиевистов, более справедливо проводить границу где-
то в к.VI - нач.VII столетия, после вторжения в Италию
лангобардов. Окончанием периода средних веков в отечественной
историографии традиционно принято считать Английскую буржуазную
революцию середины XVII в., хотя последние века перед ней имеют
особые, далеко не средневековые черты. Поэтому современные
исследователи склонны выделять период сер.XVI - нач. XVII вв.
как самостоятельную эпоху раннего Нового времени и ограничивать
его кануном историю собственно средних веков.[1] Таким образом,
Средневековье - это период VII-XV вв., хотя и эта периодизация
во многом условна. Роль церкви в жизни западноевропейского
средневекового общества, которое многие историки называют
христианским обществом или христианским миров, была
всеобъемлющей: религия и церковь заполняли всю жизнь человека
феодальной эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на
то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций,
которые позднее стали принадлежать государству. Средневековая
церковь была организована на строго иерархических началах. Во
главе ее стоял римский первосвященник - папа, имевший
собственное государство в Средней Италии, ему были подчинены
архиепископы и епископы во всех странах Европы. Это были
крупнейшие феодалы, обладавшие целыми княжествами и
принадлежавшими к верхушке феодального общества. Монополизировав
в обществе, состоящем главным образом из воинов и крестьян,
культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными
ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Умело
пользуясь этими средствами, церковь сосредоточила в своих руках
огромную власть: короли и сеньоры, нуждаясь в ее помощи, осыпают
ее подарками и привилегиями, стараются “купить” ее расположение
и содействие. Представить духовные искания средневекового
человека вне церкви невозможно. Именно познание мира и Бога,
вдохновляемое церковными идеалами, породило красочную,
многообразную, живую культуру Средневековья. Именно церковь
создавала университеты и школы, поощряла богословские диспуты и
книгопечатание.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Все это обуславливает, тот факт, что главной
характеристикой европейской средневековой философии является
теоцентризм (в центре Бог). В этот период философия развивается
в рамках теологии, выполняя скорее вспомогательную функцию,
поэтому большинство авторов называют ее служанкой богословия.
Богословские сочинения нацелены на рациональное обоснования
догматов христианской веры, и философия играет роль
методологической основы, не претендуя на отыскание истины,
которая трактуется как откровение. Центральными проблемами
средневековой философии можно назвать проблему соотношения веры
и разума, которая легко интерпретируется как проблема
соотношения философии и теологии, спор об универсалиях и
различные способы доказательства бытия Бога, сформулированные в
сочинениях разных авторов - наиболее значимыми следует считать
работы Ансельма Кентерберийского и Фомы Аквинского.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА КАК ПРОБЛЕМА ТЕОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ
Доказательство бытия Бога в концепции Ансельма
Кентерберийского.
Ансельм Кентерберийский родился в 1033 г. в городе Аоста
(Италия), был монахом и затем аббатом, с 1093 - архиепископом
Кетерберийским. На его взгляды оказал сильное влияние Августин
Блаженный. Как и Августин, Ансельм уверен в том, что разум не
всегда способен обосновать истины веры, важнейшей его задачей
Ансельм полагает доказательство существования Бога.
Ансельм предложил четыре доказательства бытия Бога. В трех
из них, существование Творца он доказывает он доказывает, исходя
из рассмотрения творений. Все творения отличаются друг от друга
степенью овладения каким-то совершенством; вещи, наделенные
совершенством в разной степени, получают свои относительные
совершенства от совершенства как такового, совершенства высшей
степени. Например, всякая вещь есть благо. Мы желаем вещей
потому, что они - некие блага. Но вещи не являются одинаково
благими, и ни одна из них не обладает полнотой блага. Они
благи, поскольку в большей или меньшей степени причастны Благу
самому по себе, причине всех частичных относительных благ. Благо
само по себе есть первичное бытие, которое превосходит все, что
существует, и это Бытие, которое мы называем Богом.
В онтологическом доказательстве Ансельма ставится задача
показать, что понятие бытия фактически, хотя и неявно,
содержится в понятии “Бог”. Бог - это то, больше чего ничего
нельзя помыслить. Позже Николай Кузанский назовет его
“абсолютным максимумом”. Каждый человек, даже не верящий в Бога,
понимает смысл этого слова, следовательно, понятие “Бог” есть в
его понимании. Но оно не может быть только в разуме, т.к.
источником разума является реальность, следовательно, Бог
существует в реальности. Реально существующим быть больше, чем
просто мыслимым и понимаемым, но не существуя, нельзя быть
мыслимым. В данном доказательстве предполагается, что человек
способен, не восходя постепенно по лестнице сотворенных существ
(понятие Августина), соприкоснуться с первым Бытием; такое
соприкосновение может произойти и в сфере мысли. Как и
большинство христианских мыслителей Ансельм полагал, что путь
религиозного постижения Бога не тождественен интеллектуальной
деятельности, но не отказывал последней в способности идти по
этому пути.
Доказательства бытия Бога в философии Фомы Аквинского
Христианским философом, возвысившим разум до уровня веры в
процессе богопознания и сформулировавшим развернутую систему
доказательств бытия Бога был Фома Аквинский. Фома Аквинский
родился в 1225 году, умер в 1274. До сих пор во всех
католических университетах его систему предписано преподавать
как единственно истинную философию. Следовательно, его идеи
имеют ценность не только архаико-историческую, а имеют
современное звучание и остаются действенной силой формирования
мировоззрения и мировосприятия людей. Благодаря его вниманию и
следованию Аристотелю, последний становится для католической
философии наивысшим авторитетом, критиковать который считается
чуть ли не богохульством. Именно такое значение аристотелевской
философии побудило Ф.Бэкона написать свое сочинение “Новый
органон”, в котором он противопоставляет себя схоластической
учености, основанной на логике Аристотеля. Схоластика - это
основное направление средневековой философии, ставшее
господствующим в XIII-XVвв., одним из центральных фигур которого
является Фома Аквинский.
Св.Фома был сыном графа Аквинского, замок которого был
расположен близ Монте Кассино, в неаполитанском королевстве, где
началось образование “ангельского доктора”, как его стали
называть впоследствии. Шесть лет он провел в университете
ФридрихаII в Неаполе; затем вступил в доминиканский орден и
отправился в Кельн, чтобы продолжить образование под руководство
Альберт Великого, который был ведущим аристотеликом того
времени. Проведя некоторое время в Кельне и Париже, Фома
вернулся в Италию, где прошла вся его остальная жизнь.
Главное из произведений Фомы Аквинского “Сумма теологий”
ставит своей целью утвердить истинность христианского
вероучения, для чего он активно использует аргументы и методы
аристотелевской философии, в частности, учение о четырех
причинах, форме и материи, божественном начале мира.
Естественный разум, по мнению Фомы, недостаточен для того, чтобы
в полном объеме доказать истинность вероучения, но ему
подвластны некоторые наиболее важные его части. Он может
доказать существование Бога и бессмертие души, но не троичности
и воплощения или последнего суда. Все, что может быть доказано
при помощи разума (поскольку дело касается этого) находится в
полном соответствии с христианским вероучением, и в откровении
нет ничего противоречащего разуму. Но важно разграничивать и
отделить те части вероучения, которые могут быть доказаны при
Страницы: 1, 2