Доказательства бытия Бога в средневековой философии

Доказательства бытия Бога в средневековой философии

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА

(МИРБИС)

Реферат по философии

Тема: Доказательства бытия Бога в средневековой философии.

Студентки 1-го курса гр. 31-10

Сущенко Л.А.

Преподаватель: Аксенова О.В.

МОСКВА, 1996г

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ И ТЕОЛОГИИ

. Доказательства бытия Бога в концепции Ансельма Кентерберийского

. Доказательства бытия Бога в философии Фомы Аквинского

. Критика доказательств бытия Бога Иммануилом Кантом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Под эпохой средних веков принято понимать довольно

длительный исторический период, в рамки которого входит

зарождение и становление европейской средневековой цивилизации и

продолжительный процесс ее трансформации - перехода к Новому

времени. Эпоху Средневековья начинают обычно с условной даты - с

падения Западной Римской империи в 476 г.. Однако, по мнению

современных медиевистов, более справедливо проводить границу где-

то в к.VI - нач.VII столетия, после вторжения в Италию

лангобардов. Окончанием периода средних веков в отечественной

историографии традиционно принято считать Английскую буржуазную

революцию середины XVII в., хотя последние века перед ней имеют

особые, далеко не средневековые черты. Поэтому современные

исследователи склонны выделять период сер.XVI - нач. XVII вв.

как самостоятельную эпоху раннего Нового времени и ограничивать

его кануном историю собственно средних веков.[1] Таким образом,

Средневековье - это период VII-XV вв., хотя и эта периодизация

во многом условна. Роль церкви в жизни западноевропейского

средневекового общества, которое многие историки называют

христианским обществом или христианским миров, была

всеобъемлющей: религия и церковь заполняли всю жизнь человека

феодальной эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на

то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций,

которые позднее стали принадлежать государству. Средневековая

церковь была организована на строго иерархических началах. Во

главе ее стоял римский первосвященник - папа, имевший

собственное государство в Средней Италии, ему были подчинены

архиепископы и епископы во всех странах Европы. Это были

крупнейшие феодалы, обладавшие целыми княжествами и

принадлежавшими к верхушке феодального общества. Монополизировав

в обществе, состоящем главным образом из воинов и крестьян,

культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными

ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Умело

пользуясь этими средствами, церковь сосредоточила в своих руках

огромную власть: короли и сеньоры, нуждаясь в ее помощи, осыпают

ее подарками и привилегиями, стараются “купить” ее расположение

и содействие. Представить духовные искания средневекового

человека вне церкви невозможно. Именно познание мира и Бога,

вдохновляемое церковными идеалами, породило красочную,

многообразную, живую культуру Средневековья. Именно церковь

создавала университеты и школы, поощряла богословские диспуты и

книгопечатание.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

Все это обуславливает, тот факт, что главной

характеристикой европейской средневековой философии является

теоцентризм (в центре Бог). В этот период философия развивается

в рамках теологии, выполняя скорее вспомогательную функцию,

поэтому большинство авторов называют ее служанкой богословия.

Богословские сочинения нацелены на рациональное обоснования

догматов христианской веры, и философия играет роль

методологической основы, не претендуя на отыскание истины,

которая трактуется как откровение. Центральными проблемами

средневековой философии можно назвать проблему соотношения веры

и разума, которая легко интерпретируется как проблема

соотношения философии и теологии, спор об универсалиях и

различные способы доказательства бытия Бога, сформулированные в

сочинениях разных авторов - наиболее значимыми следует считать

работы Ансельма Кентерберийского и Фомы Аквинского.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА КАК ПРОБЛЕМА ТЕОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ

Доказательство бытия Бога в концепции Ансельма

Кентерберийского.

Ансельм Кентерберийский родился в 1033 г. в городе Аоста

(Италия), был монахом и затем аббатом, с 1093 - архиепископом

Кетерберийским. На его взгляды оказал сильное влияние Августин

Блаженный. Как и Августин, Ансельм уверен в том, что разум не

всегда способен обосновать истины веры, важнейшей его задачей

Ансельм полагает доказательство существования Бога.

Ансельм предложил четыре доказательства бытия Бога. В трех

из них, существование Творца он доказывает он доказывает, исходя

из рассмотрения творений. Все творения отличаются друг от друга

степенью овладения каким-то совершенством; вещи, наделенные

совершенством в разной степени, получают свои относительные

совершенства от совершенства как такового, совершенства высшей

степени. Например, всякая вещь есть благо. Мы желаем вещей

потому, что они - некие блага. Но вещи не являются одинаково

благими, и ни одна из них не обладает полнотой блага. Они

благи, поскольку в большей или меньшей степени причастны Благу

самому по себе, причине всех частичных относительных благ. Благо

само по себе есть первичное бытие, которое превосходит все, что

существует, и это Бытие, которое мы называем Богом.

В онтологическом доказательстве Ансельма ставится задача

показать, что понятие бытия фактически, хотя и неявно,

содержится в понятии “Бог”. Бог - это то, больше чего ничего

нельзя помыслить. Позже Николай Кузанский назовет его

“абсолютным максимумом”. Каждый человек, даже не верящий в Бога,

понимает смысл этого слова, следовательно, понятие “Бог” есть в

его понимании. Но оно не может быть только в разуме, т.к.

источником разума является реальность, следовательно, Бог

существует в реальности. Реально существующим быть больше, чем

просто мыслимым и понимаемым, но не существуя, нельзя быть

мыслимым. В данном доказательстве предполагается, что человек

способен, не восходя постепенно по лестнице сотворенных существ

(понятие Августина), соприкоснуться с первым Бытием; такое

соприкосновение может произойти и в сфере мысли. Как и

большинство христианских мыслителей Ансельм полагал, что путь

религиозного постижения Бога не тождественен интеллектуальной

деятельности, но не отказывал последней в способности идти по

этому пути.

Доказательства бытия Бога в философии Фомы Аквинского

Христианским философом, возвысившим разум до уровня веры в

процессе богопознания и сформулировавшим развернутую систему

доказательств бытия Бога был Фома Аквинский. Фома Аквинский

родился в 1225 году, умер в 1274. До сих пор во всех

католических университетах его систему предписано преподавать

как единственно истинную философию. Следовательно, его идеи

имеют ценность не только архаико-историческую, а имеют

современное звучание и остаются действенной силой формирования

мировоззрения и мировосприятия людей. Благодаря его вниманию и

следованию Аристотелю, последний становится для католической

философии наивысшим авторитетом, критиковать который считается

чуть ли не богохульством. Именно такое значение аристотелевской

философии побудило Ф.Бэкона написать свое сочинение “Новый

органон”, в котором он противопоставляет себя схоластической

учености, основанной на логике Аристотеля. Схоластика - это

основное направление средневековой философии, ставшее

господствующим в XIII-XVвв., одним из центральных фигур которого

является Фома Аквинский.

Св.Фома был сыном графа Аквинского, замок которого был

расположен близ Монте Кассино, в неаполитанском королевстве, где

началось образование “ангельского доктора”, как его стали

называть впоследствии. Шесть лет он провел в университете

ФридрихаII в Неаполе; затем вступил в доминиканский орден и

отправился в Кельн, чтобы продолжить образование под руководство

Альберт Великого, который был ведущим аристотеликом того

времени. Проведя некоторое время в Кельне и Париже, Фома

вернулся в Италию, где прошла вся его остальная жизнь.

Главное из произведений Фомы Аквинского “Сумма теологий”

ставит своей целью утвердить истинность христианского

вероучения, для чего он активно использует аргументы и методы

аристотелевской философии, в частности, учение о четырех

причинах, форме и материи, божественном начале мира.

Естественный разум, по мнению Фомы, недостаточен для того, чтобы

в полном объеме доказать истинность вероучения, но ему

подвластны некоторые наиболее важные его части. Он может

доказать существование Бога и бессмертие души, но не троичности

и воплощения или последнего суда. Все, что может быть доказано

при помощи разума (поскольку дело касается этого) находится в

полном соответствии с христианским вероучением, и в откровении

нет ничего противоречащего разуму. Но важно разграничивать и

отделить те части вероучения, которые могут быть доказаны при

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты