Древнегреческая философия

плотность и некоторое расстояние от другой части и так до бесконечности,

стало быть, каждая вещь бесконечно велика.

В этой антиномии (неразрешаемости противоречий) Зенон ставит проблему

конечного и бесконечного, проблему бесконечной делимости конечных вещей.

Заслуга его заключается именно в постановке проблемы, а не в ее решении, в

котором обе противоположности – конечное и бесконечное исключают друг друга

и представляют нечто внешнее по отношению друг к другу. Зенон видит только

противоположность конечности и бесконечности, но не видит их единства.

Крупным шагом по пути развития онтологического подхода в решении

философских проблем является атомизм Демокрита (460-370 до н.э.). Демокрит

стремился к созданию стройного, ясного и логически обоснованного учения.

Исходная мысль этого учения: «в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты,

все существующее разрешается в бесконечное множество первоначальных

неделимых вечных и неизменных частиц, которые вечно движутся в бесконечном

пространстве, то сцепляясь, то разлучаясь».

Суть онтологии Демокрита сводилась к двум основным положениям: 1. Все

вещи образуются из сочетания атомов: все многообразие мира проистекает из

их соединения и разъединения. А потому вещи различаются лишь по количеству

своих атомов, по их форме, порядку и положению; 2. Атомы вечно движутся в

окружающей их пустоте: по отношению к атому место, занимаемое им совершенно

случайно.

Теория Демокрита носит умозрительный характер, и сам Демокрит

признавал умозрительный характер своего атомизма, поскольку в чувственном

восприятии мы никогда не находим атомов. Но элеаты поставили серьезную

проблему существования множественности и движения, и Демокрит на

теоретическом уровне дал ей определенное решение.

Демокрит пытался применять свою теорию для объяснения происхождения и

развития Вселенной. По его мнению, бесконечное движение атомов приводит к

их совпадению, взаимной встрече и столкновению сначала отдельных атомов, а

потом их целых комплексов. При этом подобные отходят к себе подобным.

Имеющие одинаковый вес образуют различные соединения, тонкие тельца

отступают в наружные части пустоты, прочие же остаются в центре и образуют

некое шарообразное соединение. Из этой шарообразной массы отделяется нечто

вроде «оболочки», которая в виде неба простирается над всем миром. Более

плотные и тяжелые тельца собираются в середине и образуют землю, занимающую

центр мироздания. По Демокриту, Вселенная бесконечна и бесконечно в ней

количество миров. Организмы возникли под влиянием тех же механических

причин. Человек – то же скопление атомов и отличается от других существ

наличием души. Душа – это вещество, состоящее из подвижных, более мелких

огненных атомов. Демокрит также связывает душу с дыханием. В воздухе

находится большое количество мелких круглых атомов; вместе с вдохом в тело

входит воздух, а с ним и душевные атомы. Это удерживает давление внешнего

воздуха и препятствует выходу души наружу. Поэтому во вдыхании заключены

жизнь и смерть. Душа смертна, она уничтожается со смертью тела; душа

состоит из двух частей: она имеет разумную часть, находящуюся в груди, и

неразумную, рассеянную по всему телу.

Атомистическая теория Демокрита распространялась и на истолкование

познания. Демокрит объясняет познание мира на основе принципа «истечения».

Согласно этому принципу, процесс познания состоит в восприятии человеком

воздействия на него тел через соответствующие органы чувств. Это

воздействие проявляется в форме истечения с поверхности всех вещей копий.

Проникая в тело человека, образы вещей соприкасаются с атомами души и

вызывают у него соответствующее ощущение внешнего мира. Демокрит не видит

связи чувственного уровня познания с рациональным рассуждением, резко

отделяет и противопоставляет их друг другу. Истинное познание достигается

только разумом.

Демокрит является сторонником крайнего детерминизма переходящего в

фатализм. Он отождествляет причинную обусловленность явлений и

необходимость. Ни одна вещь не возникает на каком-нибудь основании в силу

необходимости. Случайность – это лишь неизвестная человеческому разуму

причина. Бесконечная цепь причин и следствий создает, по Демокриту,

неотвратимую необходимость.

2. Софисты и Сократ

2.1. Философское учение софистов

Софисты – условное обозначение группы древнегреческих мыслителей

середины V- первой половины VI вв. до н.э. Первоначально оно было

синонимично слову «мудрый» и обозначало человека авторитетного в различных

вопросах частной и общественной жизни. С середины Vв. до н.э. софистами

стали называть появившихся тогда частных преподавателей красноречия и

всевозможных знаний, считавшихся необходимыми для активного участия в

гражданской жизни.

Софисты навлекли на себя нападки со стороны консервативных

общественных групп (обвинение в нечестивости против Протагора; изображение

Сократа в виде типичного софиста в комедии Аристофана «Облака»).

При оценке воззрений софистов мы наталкиваемся на значительные

трудности. Основные сочинения софистов до нас не дошли, а изучение с

помощью непрямых сведений сложно тем, что они не стремились создавать

определенную ценную систему знаний. Об их взглядах можно судить главным

образом по той полемике, которую вели с ними Платон и Аристотель,

находившиеся под их влиянием позднейшие авторы.

При обучении софисты не придавали большого значения систематическому

овладению учащихся знаниями, их цель было обучить учеников использовать

приобретенные знания в дискуссиях и полемике. Поэтому значительный упор они

делали на риторику.

В античной софистике практически невозможно найти цельные школы или

течения, скорее она характеризуется пестротой воззрений и учений ее

представителей. Натурофилософские проблемы интересовали софистов меньше,

чем мыслителей предшествующих поколений, - чаще всего они принимали

характер ионийской философии. Некоторым общим признаком представителей

софистов является их общественное положение

Общей чертой учений софистов был релятивизм, нашедший классическое

выражение в Положении Протагора: «Человек – мера всех вещей». Этому

способствовал самый характер деятельности софистов: они должны были научить

обратившегося к ним молодого человека убедительно защищать свою точку

зрения. Основой такого обучения было представление об отсутствии абсолютной

истины и объективных ценностей. Сопоставление противоречивых норм,

господствовавших у различных народов, быстрый распад традиционной идеологии

в греческих городах расшатывали представление о божественном нравственном

едином законе. Неизвестному софисту принадлежит дошедшее до нас сочинение

«Двоякие речи». Относительность понятий добра и зла «Двоякие речи» доводят

почти до карикатуры:» Болезнь есть зло для умирающих; а для продавцов

вещей, нужных для похорон и для могильщиков – благо».

Важнейшую роль в мировоззрении играло противопоставление природы как

элемента относительно постоянного человеческому закону или установлению.

Расцвет деятельности софистов падает на период Пелопонесской войны

(431-404 до н.э.). Во время Аристотеля софизм уже приходит в упадок.

Относительно исторической последовательности говорят о «старших» и

«младших» софистах.

К старшим (вторая половина Vв до н.э.) причисляют Протагора, Горгия,

Гиппия, Продика, Антифонта, Крития.

Горгий (ок. 483-373 до н.э.). Он являлся виднейшим сторонником

релятивизма среди софистов. Его релятивизм граничит со скептицизмом. В

сочинении «О не-сущем или о природе» Горгий последовательно приводил три

тезиса:

1. ничего не существует;

2. если что-то и существует, то его нельзя познать;

3. если что-то и можно познать, то нельзя его передать и

объяснить другому лицу.

При доказательстве этих тезисов он использует аргументацию,

напоминающую аргументацию элеатов. Вся конструкция доказательства каждого

из этих тезисов состоит в принятии определенной предпосылки из которой

потом выводится следствие, ведущее к спору.

Горгий весьма точно различает значения слов и использует изменения

значения в разном контексте. Манипуляция с речью, ее логической и

грамматической структурой, характерна и для других софистов. Большое

внимание он обращал на риторику и ее теорию, на влияние словесного

воздействия на слушателей. Речь он считал наилучшим и совершеннейшим

инструментом человека.

Вклад Горгия в философию не ограничивается лишь риторикой, его

релятивизм и скептицизм, осознание различия между познаваемым и познающим,

между мыслью и ее изложением сыграли позитивную роль в конфронтации с

элейской философией.

Релятивизм проявляется и в произведениях другого представителя

старших софистов – Протагора (ок. 481-411 до н.э.)

В его воззрениях наиболее выразительно проявляется материалистическая

ориентация старших софистов. Протагор говорит, что «материя текуча, поэтому

нечто постоянно приходит на место того, что отходит, а восприятия

преобразуются и изменяются соответственно возрасту и прочему состоянию

тел». Материализм Протагора связан с атеизмом. Приписываемый ему трактат «О

богах» начинается мыслью: «О богах ничего не могу знать: ни что они

существуют, ни что они не существуют, ни какое они имеют подобие». По

сохранившимся сведениям Протагор был обвинен в безбожии и вынужден оставить

Афины Большинство мыслей Протагора относится прямо к человеку, его жизни, к

практической и познавательной деятельности.

Наиболее выдающимся представителям младших софистов относят

Ликофрона, Алкидамена, Трасимаха.

Хотя некоторые софисты были последователями аристократической партии,

большинство из них целиком и полностью стояли на стороне рабовладельческой

демократии. Их философские воззрения по большей части имели

материалистический и атеистический характер.

Сохранились мысли Продика, который естественным образом пытался

объяснить возникновение религии. Он утверждал, что «солнце, луну, реки,

источники и все, что полезно нашей жизни, предки считали божествами».

Также с откровенной декларацией атеизма можно встретиться у

Фразимаха. Он говорит:» Боги не видят людские дела, ибо они не могли бы

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты