Древний Рим

Рост населения Рима привел к застройке пустырей, к уплотнению

достроек. Некоторые улицы были вымощены булыжником. Была реконструирована

старая система клоак (канализация). Растущее население требовало хорошей

воды, для подведения которой были построены два водопровода, прорытые под

землей, длиной в несколько десятков километров.

Новый этап городского строительства начался со I I в до н.э.:

застраиваются не только пустыри, но и свалки, городская земля поднимается в

цене. Вместо примятивнгых жилищ из сырца и дерева возникают в I в. н. э.

многоэтажные, дома, виллы знати, построенные из обожженного кирпича и

бетона и даже из мрамора. Несколько новых водопроводов подводят за много

километров хорошую питьевую воду. Благоустраивается центр города - римский

форум, он расширяется, вокруг него строят новые общественные здания и

храмы, портики его мостят плиткой. Появляются новые типы общественных

зданий. Очень плотная застройка городской территории, скученность и теснота

не могла не вызвать необходимости в специальных зеленых зонах - парках,

расположенных на окраинах города. Так появились роскошные сады Саллюстия и

Лукулла. Город был разбит на кварталы, кварталы группировались в районы.

В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим и

италийские города. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне

стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею

силы, мощи и величия, которые подавляют человека. Отсюда родилась любовь

римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений,

которые поражают воображение своими размерами. Другой особенностью римской

архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому

декоративному убранству, ко множеству украшений, больший (чем у греков)

интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не

храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд (мосты,

акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новые

конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола,

наряду с колоннами использовали столбы и пилястры.

В отличие от греческих архитекторов, которые составляли план зданий,

не следуя строгой симметрии его разных частей, римляне исходили из строгой

симметрии. Они широко применяли греческие ордера - дорический, ионический и

коринфский, причем самым излюбленным был у них пышный коринфский ордер. В

отличие от греческой классической архитектуры, в которой ордера

представляли собой органическое сочетание декоративного убранства с

конструкцией здания, римляне использовали греческие ордера лишь как

декоративный, украшательный элемент. Однако римляне развили ордерную

систему и создали собственные ордера, отличающиеся от греческих. Такими

ордерами был композитный, т. е. представляющий соединение элементов всех

греческих ордеров в одном, ордер и так называемая ордерная аркада, т. е.

совокупность арок, опирающихся на столбы или колонны.

Римская архитектура в IV - I вв. до и. э. прошла два периода своего

развития. Первый период охватывает IV - III вв. до н. э., когда Рим был

относительно бедным и небольшим городом. Римская архитектура этого времени

развивалась под сильным влиянием этрусской архитектуры; например, формы

римского раннего храма и его декоративного убранства, применение арки и

свода были заимствованы от этрусков. Ведущим типом сооружений являются

военно-инженерные (оборонительные стены, например стена Сервия, построенная

в IV в. до н. э.; некоторые части стены восходят к VI в. до н. э.) и

гражданские (первые водопроводы и дороги - конец IV в. до н. э.). Второй

период (I I - I вв. до н. э.) характеризуется широким применением бетона и

сводчатых конструкций. Появляются новые типы зданий, например базилики где

совершались торговые сделки и вершился суд (первая базилика построена во I

I в. до н. э.), амфитеатры, где давались гладиаторские бои и бои со

зверями, цирки, где происходили ристания колесниц, термы - спожный комплекс

банных помещений, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные

парком. Возникает новый тип монумен-тального сооружения - триумфальная

арка. .Потребности торговли- вызвали к жизни строительство складов

(например, громадами портик Эмилиев - I I в. до н. э.), специальных

рыночных помещений.

Появились здания для нужд управления: канцелярии, архивы (центральный

сенатский архив Табулярий был построен в 80-х годах I в. до н. э.),

судебные помещения. Завоевание Италии и Средизем-номорья вызвало к жизни

интенсивную достройку постоянных военных лагерей, многослойных дорог,

опоясывающих всю Италию и продол-женных в провинции. Нужды растущего

городского населения приводят к совершенствованию канализации и постройке

новых водопроводов, подводящих воду в Рим за несколько десятков километров.

Рим в I в. до н. э. превращается в громадный город с миллионным населением,

многоэтажными домами, плотно застроенный многочисленными зданиями

обощественного назначения, живущий напряженной, нервной жизнью.

Не только Рим, но и небольшие города (например, Помпей) превращаются в

I в. до н. э. в благоустроенные, культурные центры с разнообразными

зданиями, прекрасными площадями, мощеными улицами, каменным театром и

амфитеатром, цирком, многочисленными лавками и тавернами.

6.Скульптура.

По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом,

который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного

им же храма Юпитера на Капитолии. Первой бронзовой скульптурой была статуя

богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н.э. С IV в. до н.э.

начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Многие

римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Во

I I в. до и. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что

было издано специальное решение, по которому многие из них были сняты.

Бронзовые статуи, как правило, отливались, в раннюю эпоху этрусскими

мастерами, а начиная со I I в. до н. э. - греческими скульпторами. Массовое

производство статуй не способствовало созданию хороших работ, да римляне к

этому и не стремились. Для них самым важным в статуе представлялось

портретное сходство с оригиналом. Статуя должна была прославить данного

человека, его потомков, и поэтому было важно, чтобы изображенное лицо не

спутали с кем-нибудь другим.

На развитие римского индивидуального портрета повлиял обычай снимать с

умерших восковые маски, которые затем хранились в глав-ной комнате римского

дома. Эти маски выносились из дома во время торжественных похорон, и чем

больше было таких масок, тем знатнее считался род. При скульптурных работах

мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. На появление и

развитие римского реалистического портрета оказала влияние этрусская

традиция, которой руководствовались этрусские мастера, работавшие на

римских заказчиков.

С конца III в. до н. э. на римскую скульптуру начинает оказывать

могущественное влияние замечательная греческая скульптура. При грабеже

греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые

вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. В Рим буквально

хлынул поток греческих статуй. Например, один из римских полководцев привез

в Рим после своего похода 285 бронзовых и 230 мраморных скульптур, другой

вез в триумфе 250 телег с греческими статуями. Греческие статуи выс-

тавляются везде: на форуме, в храмах, термах, вилллах, в городских домах.

Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рожда-ется

большой спрос на копии с наиболее известных статуй. В Рим переселяется

большое число греческих скульпторов, которые копиру-ют подлинники

знаменитых мастеров. Обильный приток греческих шедевров и массовое

копирование тормозили расцвет собственно римской скульптуры. Только в

области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские

традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколько

превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и

Цезаря). Под влиянием греческого искусства римский портрет начинает терять

черты натурализма, свойственные этрусской школе, и приобретает черты

некоторой обобщенности, т. е. является подлинно реалистическим.

7. Наука.

Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь не к

теоретическим, а к прикладным наукам. Так, например, высокого уровня

развития достигла в Риме агрономия. Сохранилось несколько

сельскохозяйственных трактатов - Марка Порция Катана (I Iв. до н.э.),

Теренция Варрона (I в. до н. э.), где тщательно и глубоко исследуются

различные агрономические проблемы.

Римский архитектор Витрувий написал спепиальньгй трактат «Об

архитектуре» в 10 книгах, свидетельствующий о высоком · уровне римской

архитектурной мысли.

Бурные события последнего столетия Республики, ожесточенная

политическая борьба, которая велась в народном собрании и сенате,

способствовали развитию ораторского искусства и риторики. Появля-ются

руководства по риторике, где излагались основные правила ораторского

искусства. Несмотря на сильную зависимость от греческих образцов, римская

риторика смогла преодолеть их и сказать здесь новое слово. Из руководств по

риторике нужно назвать работу неиз-вестного автора «Риторика к Гереннию»

(некоторые приписывают ее составление Цицерону) и несколько работ Цицерона

- «Брут», «Об ораторе».

Большое развитие получила наука о праве: правоведение, или

юриспруденция. Первые исследования появились еще во I I в. до н. э., а в I

в. до н.э. существовала уже солидная юридическая литература. Особенно нужно

отметить 18 книг «Гражданского права») и «Дефи-ниции» Квинта Муция Сцеволы

(они, к сожалению, не сохранились). Самые разнообразные юридические вопросы

затрагивались в многочисленных речах Цицерона.

В I в. до н. э. зародилась и римская филология. Появились спе-циальные

исследования по грамматике, об употреблении букв, возникновение латинского

языка, филологические комментарии к комедиям и трагедиям писателей I I в.

до н. э. Наиболее крупными специалистами в области римской филологии были

Нигидий Фигул, написавший обширные грамматические комментарии, и его ученик

Теренций Варрон, автор сочинения «О латинском языке» и многих других

произведений.

Как огромное Римское государство состояло из многих разнородных

частей, еще механически связанных между собой и не слившихся в органическое

целое, так и римская культура позднереспубликанской эпохи представляла

собой соединение многих начал - этрусского, исконно римского, италийского и

греческого. Составной характер римской культуры объясняет эклектизм многих

ее сторон.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты