Рост населения Рима привел к застройке пустырей, к уплотнению
достроек. Некоторые улицы были вымощены булыжником. Была реконструирована
старая система клоак (канализация). Растущее население требовало хорошей
воды, для подведения которой были построены два водопровода, прорытые под
землей, длиной в несколько десятков километров.
Новый этап городского строительства начался со I I в до н.э.:
застраиваются не только пустыри, но и свалки, городская земля поднимается в
цене. Вместо примятивнгых жилищ из сырца и дерева возникают в I в. н. э.
многоэтажные, дома, виллы знати, построенные из обожженного кирпича и
бетона и даже из мрамора. Несколько новых водопроводов подводят за много
километров хорошую питьевую воду. Благоустраивается центр города - римский
форум, он расширяется, вокруг него строят новые общественные здания и
храмы, портики его мостят плиткой. Появляются новые типы общественных
зданий. Очень плотная застройка городской территории, скученность и теснота
не могла не вызвать необходимости в специальных зеленых зонах - парках,
расположенных на окраинах города. Так появились роскошные сады Саллюстия и
Лукулла. Город был разбит на кварталы, кварталы группировались в районы.
В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим и
италийские города. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне
стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею
силы, мощи и величия, которые подавляют человека. Отсюда родилась любовь
римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений,
которые поражают воображение своими размерами. Другой особенностью римской
архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому
декоративному убранству, ко множеству украшений, больший (чем у греков)
интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не
храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд (мосты,
акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новые
конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола,
наряду с колоннами использовали столбы и пилястры.
В отличие от греческих архитекторов, которые составляли план зданий,
не следуя строгой симметрии его разных частей, римляне исходили из строгой
симметрии. Они широко применяли греческие ордера - дорический, ионический и
коринфский, причем самым излюбленным был у них пышный коринфский ордер. В
отличие от греческой классической архитектуры, в которой ордера
представляли собой органическое сочетание декоративного убранства с
конструкцией здания, римляне использовали греческие ордера лишь как
декоративный, украшательный элемент. Однако римляне развили ордерную
систему и создали собственные ордера, отличающиеся от греческих. Такими
ордерами был композитный, т. е. представляющий соединение элементов всех
греческих ордеров в одном, ордер и так называемая ордерная аркада, т. е.
совокупность арок, опирающихся на столбы или колонны.
Римская архитектура в IV - I вв. до и. э. прошла два периода своего
развития. Первый период охватывает IV - III вв. до н. э., когда Рим был
относительно бедным и небольшим городом. Римская архитектура этого времени
развивалась под сильным влиянием этрусской архитектуры; например, формы
римского раннего храма и его декоративного убранства, применение арки и
свода были заимствованы от этрусков. Ведущим типом сооружений являются
военно-инженерные (оборонительные стены, например стена Сервия, построенная
в IV в. до н. э.; некоторые части стены восходят к VI в. до н. э.) и
гражданские (первые водопроводы и дороги - конец IV в. до н. э.). Второй
период (I I - I вв. до н. э.) характеризуется широким применением бетона и
сводчатых конструкций. Появляются новые типы зданий, например базилики где
совершались торговые сделки и вершился суд (первая базилика построена во I
I в. до н. э.), амфитеатры, где давались гладиаторские бои и бои со
зверями, цирки, где происходили ристания колесниц, термы - спожный комплекс
банных помещений, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные
парком. Возникает новый тип монумен-тального сооружения - триумфальная
арка. .Потребности торговли- вызвали к жизни строительство складов
(например, громадами портик Эмилиев - I I в. до н. э.), специальных
рыночных помещений.
Появились здания для нужд управления: канцелярии, архивы (центральный
сенатский архив Табулярий был построен в 80-х годах I в. до н. э.),
судебные помещения. Завоевание Италии и Средизем-номорья вызвало к жизни
интенсивную достройку постоянных военных лагерей, многослойных дорог,
опоясывающих всю Италию и продол-женных в провинции. Нужды растущего
городского населения приводят к совершенствованию канализации и постройке
новых водопроводов, подводящих воду в Рим за несколько десятков километров.
Рим в I в. до н. э. превращается в громадный город с миллионным населением,
многоэтажными домами, плотно застроенный многочисленными зданиями
обощественного назначения, живущий напряженной, нервной жизнью.
Не только Рим, но и небольшие города (например, Помпей) превращаются в
I в. до н. э. в благоустроенные, культурные центры с разнообразными
зданиями, прекрасными площадями, мощеными улицами, каменным театром и
амфитеатром, цирком, многочисленными лавками и тавернами.
6.Скульптура.
По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом,
который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного
им же храма Юпитера на Капитолии. Первой бронзовой скульптурой была статуя
богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н.э. С IV в. до н.э.
начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Многие
римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Во
I I в. до и. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что
было издано специальное решение, по которому многие из них были сняты.
Бронзовые статуи, как правило, отливались, в раннюю эпоху этрусскими
мастерами, а начиная со I I в. до н. э. - греческими скульпторами. Массовое
производство статуй не способствовало созданию хороших работ, да римляне к
этому и не стремились. Для них самым важным в статуе представлялось
портретное сходство с оригиналом. Статуя должна была прославить данного
человека, его потомков, и поэтому было важно, чтобы изображенное лицо не
спутали с кем-нибудь другим.
На развитие римского индивидуального портрета повлиял обычай снимать с
умерших восковые маски, которые затем хранились в глав-ной комнате римского
дома. Эти маски выносились из дома во время торжественных похорон, и чем
больше было таких масок, тем знатнее считался род. При скульптурных работах
мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. На появление и
развитие римского реалистического портрета оказала влияние этрусская
традиция, которой руководствовались этрусские мастера, работавшие на
римских заказчиков.
С конца III в. до н. э. на римскую скульптуру начинает оказывать
могущественное влияние замечательная греческая скульптура. При грабеже
греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые
вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. В Рим буквально
хлынул поток греческих статуй. Например, один из римских полководцев привез
в Рим после своего похода 285 бронзовых и 230 мраморных скульптур, другой
вез в триумфе 250 телег с греческими статуями. Греческие статуи выс-
тавляются везде: на форуме, в храмах, термах, вилллах, в городских домах.
Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рожда-ется
большой спрос на копии с наиболее известных статуй. В Рим переселяется
большое число греческих скульпторов, которые копиру-ют подлинники
знаменитых мастеров. Обильный приток греческих шедевров и массовое
копирование тормозили расцвет собственно римской скульптуры. Только в
области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские
традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколько
превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и
Цезаря). Под влиянием греческого искусства римский портрет начинает терять
черты натурализма, свойственные этрусской школе, и приобретает черты
некоторой обобщенности, т. е. является подлинно реалистическим.
7. Наука.
Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь не к
теоретическим, а к прикладным наукам. Так, например, высокого уровня
развития достигла в Риме агрономия. Сохранилось несколько
сельскохозяйственных трактатов - Марка Порция Катана (I Iв. до н.э.),
Теренция Варрона (I в. до н. э.), где тщательно и глубоко исследуются
различные агрономические проблемы.
Римский архитектор Витрувий написал спепиальньгй трактат «Об
архитектуре» в 10 книгах, свидетельствующий о высоком · уровне римской
архитектурной мысли.
Бурные события последнего столетия Республики, ожесточенная
политическая борьба, которая велась в народном собрании и сенате,
способствовали развитию ораторского искусства и риторики. Появля-ются
руководства по риторике, где излагались основные правила ораторского
искусства. Несмотря на сильную зависимость от греческих образцов, римская
риторика смогла преодолеть их и сказать здесь новое слово. Из руководств по
риторике нужно назвать работу неиз-вестного автора «Риторика к Гереннию»
(некоторые приписывают ее составление Цицерону) и несколько работ Цицерона
- «Брут», «Об ораторе».
Большое развитие получила наука о праве: правоведение, или
юриспруденция. Первые исследования появились еще во I I в. до н. э., а в I
в. до н.э. существовала уже солидная юридическая литература. Особенно нужно
отметить 18 книг «Гражданского права») и «Дефи-ниции» Квинта Муция Сцеволы
(они, к сожалению, не сохранились). Самые разнообразные юридические вопросы
затрагивались в многочисленных речах Цицерона.
В I в. до н. э. зародилась и римская филология. Появились спе-циальные
исследования по грамматике, об употреблении букв, возникновение латинского
языка, филологические комментарии к комедиям и трагедиям писателей I I в.
до н. э. Наиболее крупными специалистами в области римской филологии были
Нигидий Фигул, написавший обширные грамматические комментарии, и его ученик
Теренций Варрон, автор сочинения «О латинском языке» и многих других
произведений.
Как огромное Римское государство состояло из многих разнородных
частей, еще механически связанных между собой и не слившихся в органическое
целое, так и римская культура позднереспубликанской эпохи представляла
собой соединение многих начал - этрусского, исконно римского, италийского и
греческого. Составной характер римской культуры объясняет эклектизм многих
ее сторон.