диктатуры пролетариата». Последняя является переходной формой
государства, имеющей задачей создать коммунистическое общество и по сути
становящейся уже «не государством в собственном смысле слова».
Государство же в собственном смысле слова существует при капитализме.
Диктатура пролетариата — система власти, не ограниченная формальным
законом, она опирается на силу победившего класса - пролетариата.
«Становой хребет» диктатуры пролетариата составляет его партия,
складывается новая иерархия власти. «Что диктатура отдельных лиц очень
часто была в истории революционных движений выразителем, носителем,
проводником диктатуры революционных классов, об этом говорит непререкаемый
опыт истории... Поэтому нет решительно никакого противоречия между
советским (т. е. социалистическим) демократизмом и применением
диктаторской власти отдельных лиц». Такая трактовка определенно
базировалась на народническом ткачевском активизме и готовила почву для
грядущего «культа личности».
Мотивация необходимости единоличной диктаторской власти сводилась к
следующему: как всякая крупная машинная индустрия требует безусловного и
строжайшего единства воли, направляющей совместную работу сотен тысяч
людей, так и революционные социалистические преобразования требуют
беспрекословного повиновения масс единой воле руководителей. «Вся наша
задача... встать во главе истомленной и устало ищущей выхода массы, повести
ее по верному пути, по пути трудовой дисциплины... Несомненно, что очень
распространенным является мнение... будто единоличная диктаторская власть
несовместима ни с демократизмом, ни с советским типом государства, ни с
коллегиальностью управления. Нет ничего ошибочнее этого мнения». Нет иного
пути к освобождению масс, кроме пути подавления эксплуататоров (в 1917 г.
эта задача будет возложена на ВЧК).
Диктатуру осуществляет не весь народ, а только «революционный народ».
Волю одного класса «иногда осуществляет диктатор, который иногда один более
сделает и часто более необходим». В области государственного устройства эта
идея вылилась в предпочтении «централизованной пролетарской
государственности» перед федеративной.
На исторических примерах Франции и Швейцарии Ленин стремился
доказать, что «свободы больше давала централистическая республика, чем
федералистическая. Или иначе: наибольшая местная, областная и пр.
свобода, известная в истории, дана была централистической, а не
федеративной республикой». Федеративную форму большевики рассматривали как
переход от монархии к централистической республике или как мелкобуржуазную,
поэтому и анархистскую идеализацию. Реальной причиной создания федерации в
России стал национальный вопрос, но не идеология большевизма.
Диктатура пролетариата претендует стать мировой системой через
посредство мировой революции. Идея мировой революции (как и «перманентной»;
постоянно повторяющейся революции) стала главной в идеологии течения,
сформировавшегося внутри социал-демократической партии вокруг фигуры
Л.Д. Троцкого.
Глава 2. Особенности русского марксизма.
§ 1. Идеи русского марксизма.
Строго говоря, смерть М, в 1883 г. положила конец его систематическому
изучению России, в то время как именно с этого момента начинается здесь
наиболее интенсивное распространение его идей. В качестве
душеприказчика Марксова наследия выступает ф. Энгельс, пытавшийся
конкретизировать условия, при которых сельская община в России могла бы
стать опорным пунктом в движении страны к социализму, минуя мучительную
капиталистическую стадию. Первым необходимым условием он считал "толчок
извне" — антикапиталистическую революцию в Западной Европе. Расценивая в 90-
е гг. подобную ситуацию как "маловероятную", он пришел к выводу, что
крестьянская община обречена на гибель, превращается в мечту о невозвратном
прошлом. К такому же выводу приходят первые российские марксисты,
объединившиеся в 1883 г. в Женеве в группу "Освобождение труда" (Плеханов,
В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов). Глава этой
группы Плеханов еще в 1882 г. перевел "Манифест Коммунистической партии",
начав его распространение в России. В последующие годы члены группы
развернули активную издательскую деятельность, опубликовав на рус. языке с
1883 по 1900 1. около 30 работ основоположников марксизма, в том число
"Развитие социализма от утопии к науке" Энгельса (1884), "Нищету
философии" М. (1886), "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой
философии" Энгельса вместе с "Тезисами о Фейербахе" М. (1892). Плеханов
стал также первым российским теоретиком-марксистом. Его направленные против
народников работы "Социализм и политическая борьба" (1883) и "Наши
разногласия" (1885) — первые произведения русской марксистской литературы.
Усилению влияния марксизма в России в кон. XIX в. способствовали вес более
заметное развитие капитализма в стране, разочарование в идеях и
тактике народничества, а также успехи рабочего и социал-
демократического движения на Западе. Обращение к идеям Маркса означало:
(это признавали и некоторые позднейшие его критики) поворот части
российского общества к серьезному изучению последних достижений
европейской науки. Слабее всего воздействие марксистских идей
сказалось на наследниках народнических взглядов эсеровскою толка,
сохранивших бакунинскую непримиримость по отношению к учению Маркса.
Созданная Российская социал-демократическая рабочая партия, вставшая на
марксистские позиции, в 1903 г. раскололась по организационно-тактическим
вопросам па большевиков во главе с Лениным и меньшевиков во главе с
Плехановым. Это расхождение постепенно увеличивалось, хотя и не успело
дойти до раскола на революционеров и реформистов, характерного для рабочего
движения Запада. И большевики, и меньшевики считали себя революционерами и
спорили главным образом по вопросу о соотношении буржуазно-демократической
и пролетарской революций в России. Именно в соответствии с революционной
установкой на разрыв с существующим обществом они интерпретировали
марксизм как глобальное философско-научное учение, противостоящее др.
учениям. Если на Западе сразу же после смерти Энгельса был поставлен
вопрос, есть ли у марксизма собственная философия, то у Плеханова в этом
сомнений не было, такая философия есть, и это — диалектический и
исторический материализм. Создав ряд работ по философии марксизма,
Плеханов в то же время выступил как самый активный критик ревизионизма на
Западе (соединявшего марксизм с кантианской философией) и в России
(соединявшего марксизм с философией эмпириокритицизма). И этом, при всех их
разногласиях, с ним оказался солидарен Ленин, высоко оценивший именно
философские труды Плеханова (" лучшее в марксистской литературе ").
Есть все основания говорить о единой философской традиции, идущей от
Плеханова через Ленина до советских марксистов последних десятилетий.
Согласно этой традиции марксистская (позже - марксистско-ленинская)
философия включала в себя учение о всеобщих диалектико-
материалистических законах и принципах природы, общества и мышления
(диалектический материализм), учение об обществе, его структуре и развитии
(исторический материализм) и специальные философские дисциплины - этику,
эстетику и др. Такая философия, долженствующая служите философским
обоснованием и методологией двух других частей марксизма
(политэкономии и научного коммунизма), а также всех др. наук и
революционной практики, впоследствии стала официальной партийно-
государственной философией в СССР. Данная традиция противостояла другой
линии истолкования марксизма, согласно которой он сводится к научному (а не
философскому) учению об обществе, могущему дополняться какой-либо
другой (не марке и стекой) философией (К. Каутский, Э. Бернштейн,
австромарксисты, российские сторонники эмпириокритицизма — Богданов,
Луначарский, Валентинов, Юшкевич и другие). Позже эта традиция
противостояла также так называемому западному марксизму, идущему от Д,
Лукача и К. Корша. В целом распространение в России философских
взглядов Маркса проходило сложнее и медленнее, чем усвоение его
экономического наследия. Для образованных слоев российскою общества
материализм не являлся откровением ума уже со 2-й половины XVIII в. С
работами французских просветителей, а затем немецких материалистов (Л.
Фейербаха, Л. Бюхнера) были хорошо знакомы и те, кто испытал влияние
материалистических идей, и те, кто остался им чужд. В Марксе поначалу
увидели лишь одного из рядовых представителей материалистического
направления в философии. Даже некоторые из русских критиков Маркса начала
XX в. квалифицировали его философскую концепцию как "самый поздний и зрелый
плод просветительства" (Булгаков), "объедки с философского стола XVIII и
начала XIX в. " (Франк). Радикальная часть российской интеллигенции 70-х
гг. встретила философско-исторические взгляды Маркса враждебно, так как они
противоречили се представлениям о сугубо специфическом характере социальных
преобразований в России. Признание в марксистской философии нового этапа в
истории материализма, который получил в ней свое логическое завершение,
было обусловлено оформлением в оппозиционных кругах российского общества
течения, воспринявшею марксизм не только как научную или политическую
теорию, но и как учение мировоззренческого характера, приобретшее на
определенной стадии черты квазирелигиозной доктрины. Философские
воззрения русских последователей Маркса формировались в основном на базе
произведений Энгельса (таких, например, как "Анти-Дюринг", "Диалектика
природы" и т. д.), в которых марксизм предстает как законченная, цельная
система взглядов, имеющая свою внутреннюю структуру, а затем под
влиянием работ Плеханова и теоретиков российской социал-демократии как
меньшевистского, так и большевистского крыла (Л. Мартова, Ленина, Бухарина
и др.). Философия Маркса была провозглашена ими венцом исторического
развития всей мировой мысли, учением, способным не только объяснить мир во
всем его единстве и многообразии, но и указать пути его