тех или иных законов. Можно сделать вывод, что формой "движения вообще"
являются законы движения. Однако эти законы по-разному связаны друг с
другом. Поэтому на основании некоторых критериев их можно объединить во
взаимосвязанные группы. Тогда формами движения будем называть группы
изменений, объединенные подчинением действию определенных законов.
Неисчерпаемость материи, многообразие объектов и явлений связаны с
многообразием форм движения, ибо последнее, как уже выяснено, является
способом существования материи. Очевидно, что познание движения невозможно
без изучения его специфических форм, поскольку общее, не существует наряду
с единичным.
Диалектико-материалистическое учение о формах движения материи было
разработано Ф. Энгельсом. Его идеи по данному вопросу отнюдь не устарели.
Ф. Энгельс выделял пять основных форм движения материи[8]. Критерием
выделения этих форм движения является связь каждой из них с определенными
материальными носителями.
Механическое движение – пространственное перемещение объектов, но,
нужно отметить сегодня, – не любое, а лишь характеризующееся наличием
траектории, - распространение в пространстве полей, например, - это не
механический процесс. "В механике, – писал Ф. Энгельс, – мы не встречаем
никаких качеств"[9]. Но уже в физике любое изменение – это переход
количества в качество.
Физическое движение - теплота, электромагнетизм, гравитация...
Химическое движение - превращение атомов и молекул, связанное с
перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер). Химическая форма
движения материи имеет дело с образованием и разрушением молекул вещества.
"Органическая жизнь, – указывал Ф. Энгельс, – невозможна без механического,
молекулярного, химического, термического, электрического изменений"[10]. Но
совокупность этих изменений не является основным признаком биологической
формы движения.
Биологическое движение - специфические для живого процессы. Последнее
можно охарактеризовать так: "Жизнь представляет собой способ существования
белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является
непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы
отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство
организмов[11]. Эти признаки вскрывают специфику живого только взятые как
система[12].
Социальное движение (с которым связано и мышление).
Формы движения расположены именно в этом порядке не случайно: каждая
последующая включает в себя предыдущие. В основе классификации Ф. Энгельса
лежат принципы: структурности (каждая форма движения имеет специфического,
главного материального носителя); развития (высшие формы движения возникают
в результате развития низших); историзма (характеризует последовательность
познания человеком основных форм движения: от относительно простого к более
сложному).
Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов
движения. Даже, по Энгельсу, простейшая механическая включает в себя такие
виды движения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное
(замедленное), криволинейное, хаотическое. Наиболее сложной формой движения
является социальная, т.к. материальный носитель есть самый сложный вид
материи – социальный. Эта форма движения включает и изменения, происходящие
в организме отдельного человека. Так, сердце человека - это механический
двигатель, обеспечивающий движение крови в сосудах. Но это не чисто
механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами высшей
нервной системой деятельности человека. А жизнедеятельность организма –
условие участия человека в труде, в общественной жизни. Сюда входят
изменения социальных групп, слоев, классов, этнические изменения,
демографические процессы, развитие производительных сил и производственных
отношений и другие изменения, определяемые законами движения на социальном
уровне материи. Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны
переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и
движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости
материи и движения. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя,
инертности – масса.
Классификация основных форм движения материи, разработанная Энгельсом,
опиралась на достижения наук XIX в. Оставаясь верной в принципиальном
плане, она тем не менее должна быть уточнена и развита в связи с развитием
естественных и общественных наук. Развитие квантовой механики поставило
вопрос об анализе новой основной формы движения – квантово-механической,
которая, видимо, на сегодняшний день является простейшей. В развитие
представлений об основных формах движения речь в настоящее время идет о
геологической, космической формах движения, имеющих специфических
материальных носителей, изучаемых современными науками - физикой,
астрофизикой, геологией. Таким образом, развитие современной науки ведет к
обогащению наших знаний об основных формах движения. К тому же сейчас
возникает проблема уяснения природы особых биополей, "читаемых"
экстрасенсами, ясновидцами, и, следовательно, становится насущной проблема
дальнейшего развития учения о формах движения, считающихся пока загадочными
и необъяснимыми. Так, подтверждаются догадки, сформулированные еще в начале
ХХ в., что в природе будет открыто еще много диковинного. Все сказанное
выше свидетельствует о том, что мир принципиально познаваем, хотя каждая
ступень в развитии нашего познания расширяет область незнаемого, ставит
новые проблемы.
3. Пространство и время.
3.1 Основы концепций пространства и времени.
О том, что такое пространство и время, люди задумывались еще в глубокой
древности. В наиболее отчетливой форме представления о пространстве и
времени сложились в виде двух противоположных концепций, названных
впоследствии концепциями Демокрита-Ньютона и Аристотеля-Лейбница. Первая
концепция допускала существование пространства как некоторой пустоты, не
связанной с материальными предметами. При этом считалось также, что время
представляет собой самостоятельную сущность, не связанную с материей и
пространством. С точки зрения второй концепции, не мыслились пространство и
время, оторванные от вещей. В науке до конца XIX и начала ХХ в.
господствовала первая концепция. Древнегреческие философы Демокрит, Эпикур,
Лукреций Кар и др. пришли к пониманию пространства как пустоты исходя из
своего атомистического учения. Они считали, что для существования и
движения атомов требуется пустота - некое вместилище, где атомы, сочетаясь
различным образом в движении, образуют многообразие тел. С развитием
классической физики идеи Демокрита о сущности пространства и времени были
развиты в трудах Бруно, Галилея, Декарта и др. Особенно большой вклад в
этом отношении был сделан Ньютоном, искавшим при создании классической
механики универсальную систему отсчета, относительно которой происходит
механическое движение тел. В качестве такой универсальной системы Ньютон и
выбрал пространство. По Ньютону, пространство суть пустое абсолютное
вместилище, в котором располагаются все тела как нечто внешнее по отношению
к нему. Все тела обладают протяженностью независимо от существования других
тел. Ньютон полагал, что пространство трехмерно, непрерывно, однородно и
изотропно. Его различные части ничем не отличаются друг от друга, и,
значит, пространственные отношения были всюду одними и теми же и
описывались единой геометрией - геометрией Евклида. Время суть чистая
длительность, присущая любому единичному явлению самому по себе. Оно также
абсолютно. Абсолютность пространства и времени Ньютоном понималась в двух
различных, хотя и взаимосвязанных, аспектах. Во-первых, "абсолютным
пространством" Ньютон называл пустое и неподвижное по отношению к материи
пространство (некое вместилище тел), с которым связывалась
привилегированная система координат. Во-вторых, термин абсолютности
употребляется для характеристики инвариантности, т.е. неизменности длин
отрезков в любых системах отсчета. Аналогично понятие "абсолютное время"
характеризовало его, с одной стороны, как чистую длительность, с другой
стороны, как неизменность (инвариантность) временных интервалов в любых
системах отсчета. Это означало, что всюду в пространстве существует единое
"мировое" время, не зависящее от выбора системы координат и взаимного
движения тел. Ньютоновские представления о пространстве и времени
удовлетворяли потребностям классической физики, так как была найдена
универсальная система отсчета, относительно которой совершалось любое
механическое движение, - абсолютное пространство.
Далее рассмотрим кратко сущность второй концепции пространства и
времени. Аристотель, выступая против идеи атомистического строения мира,
отбросил вместе с ней и идею пустого пространства. С точки зрения
Аристотеля, пространство представляет собой совокупность мест занимаемых
телами. Иными словами, пространство - это порядок взаимного расположения
множества различных тел, а время - порядок сменяющих друг друга явлений и
состояний тел, т.е. время связывалось с движением, изменением тел.
Дальнейшее развитие вторая концепция получила в трудах Лейбница, Гюйгенса,
Дидро и др. Согласно Лейбницу, пространство и время не могут существовать
вне материи и процессов, происходящих в ней. Лейбниц выступал против
Ньютоновского понимания чистой протяженности и чистой длительности. С точки
зрения диалектического материализма пространство и время неразрывно связаны
между собой и с движущейся материей, формами существования которой они
являются. По этой концепции бытие вне времени есть такая же величайшая
бессмыслица, как бытие вне пространства, пространство и время без материи -
пустые представления, абстракции, существующие только в нашей голове.
Конечно, в диалектико-материалистической концепции раскрыта сущность
пространства и времени в основном с общефилософских позиций. Однако с
развитием современной науки ее выводы получили естественно-научное
подтверждение. Научное определение пространства и времени, и также более
или менее полное раскрытие их свойств связано с развитием современной
науки, прежде всего физики и философии. В настоящее время, как мне кажется,
достаточно точно выражается сущность пространства и времени в следующих