Движение материи

тех или иных законов. Можно сделать вывод, что формой "движения вообще"

являются законы движения. Однако эти законы по-разному связаны друг с

другом. Поэтому на основании некоторых критериев их можно объединить во

взаимосвязанные группы. Тогда формами движения будем называть группы

изменений, объединенные подчинением действию определенных законов.

Неисчерпаемость материи, многообразие объектов и явлений связаны с

многообразием форм движения, ибо последнее, как уже выяснено, является

способом существования материи. Очевидно, что познание движения невозможно

без изучения его специфических форм, поскольку общее, не существует наряду

с единичным.

Диалектико-материалистическое учение о формах движения материи было

разработано Ф. Энгельсом. Его идеи по данному вопросу отнюдь не устарели.

Ф. Энгельс выделял пять основных форм движения материи[8]. Критерием

выделения этих форм движения является связь каждой из них с определенными

материальными носителями.

Механическое движение – пространственное перемещение объектов, но,

нужно отметить сегодня, – не любое, а лишь характеризующееся наличием

траектории, - распространение в пространстве полей, например, - это не

механический процесс. "В механике, – писал Ф. Энгельс, – мы не встречаем

никаких качеств"[9]. Но уже в физике любое изменение – это переход

количества в качество.

Физическое движение - теплота, электромагнетизм, гравитация...

Химическое движение - превращение атомов и молекул, связанное с

перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер). Химическая форма

движения материи имеет дело с образованием и разрушением молекул вещества.

"Органическая жизнь, – указывал Ф. Энгельс, – невозможна без механического,

молекулярного, химического, термического, электрического изменений"[10]. Но

совокупность этих изменений не является основным признаком биологической

формы движения.

Биологическое движение - специфические для живого процессы. Последнее

можно охарактеризовать так: "Жизнь представляет собой способ существования

белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является

непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы

отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство

организмов[11]. Эти признаки вскрывают специфику живого только взятые как

система[12].

Социальное движение (с которым связано и мышление).

Формы движения расположены именно в этом порядке не случайно: каждая

последующая включает в себя предыдущие. В основе классификации Ф. Энгельса

лежат принципы: структурности (каждая форма движения имеет специфического,

главного материального носителя); развития (высшие формы движения возникают

в результате развития низших); историзма (характеризует последовательность

познания человеком основных форм движения: от относительно простого к более

сложному).

Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов

движения. Даже, по Энгельсу, простейшая механическая включает в себя такие

виды движения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное

(замедленное), криволинейное, хаотическое. Наиболее сложной формой движения

является социальная, т.к. материальный носитель есть самый сложный вид

материи – социальный. Эта форма движения включает и изменения, происходящие

в организме отдельного человека. Так, сердце человека - это механический

двигатель, обеспечивающий движение крови в сосудах. Но это не чисто

механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами высшей

нервной системой деятельности человека. А жизнедеятельность организма –

условие участия человека в труде, в общественной жизни. Сюда входят

изменения социальных групп, слоев, классов, этнические изменения,

демографические процессы, развитие производительных сил и производственных

отношений и другие изменения, определяемые законами движения на социальном

уровне материи. Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны

переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и

движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости

материи и движения. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя,

инертности – масса.

Классификация основных форм движения материи, разработанная Энгельсом,

опиралась на достижения наук XIX в. Оставаясь верной в принципиальном

плане, она тем не менее должна быть уточнена и развита в связи с развитием

естественных и общественных наук. Развитие квантовой механики поставило

вопрос об анализе новой основной формы движения – квантово-механической,

которая, видимо, на сегодняшний день является простейшей. В развитие

представлений об основных формах движения речь в настоящее время идет о

геологической, космической формах движения, имеющих специфических

материальных носителей, изучаемых современными науками - физикой,

астрофизикой, геологией. Таким образом, развитие современной науки ведет к

обогащению наших знаний об основных формах движения. К тому же сейчас

возникает проблема уяснения природы особых биополей, "читаемых"

экстрасенсами, ясновидцами, и, следовательно, становится насущной проблема

дальнейшего развития учения о формах движения, считающихся пока загадочными

и необъяснимыми. Так, подтверждаются догадки, сформулированные еще в начале

ХХ в., что в природе будет открыто еще много диковинного. Все сказанное

выше свидетельствует о том, что мир принципиально познаваем, хотя каждая

ступень в развитии нашего познания расширяет область незнаемого, ставит

новые проблемы.

3. Пространство и время.

3.1 Основы концепций пространства и времени.

О том, что такое пространство и время, люди задумывались еще в глубокой

древности. В наиболее отчетливой форме представления о пространстве и

времени сложились в виде двух противоположных концепций, названных

впоследствии концепциями Демокрита-Ньютона и Аристотеля-Лейбница. Первая

концепция допускала существование пространства как некоторой пустоты, не

связанной с материальными предметами. При этом считалось также, что время

представляет собой самостоятельную сущность, не связанную с материей и

пространством. С точки зрения второй концепции, не мыслились пространство и

время, оторванные от вещей. В науке до конца XIX и начала ХХ в.

господствовала первая концепция. Древнегреческие философы Демокрит, Эпикур,

Лукреций Кар и др. пришли к пониманию пространства как пустоты исходя из

своего атомистического учения. Они считали, что для существования и

движения атомов требуется пустота - некое вместилище, где атомы, сочетаясь

различным образом в движении, образуют многообразие тел. С развитием

классической физики идеи Демокрита о сущности пространства и времени были

развиты в трудах Бруно, Галилея, Декарта и др. Особенно большой вклад в

этом отношении был сделан Ньютоном, искавшим при создании классической

механики универсальную систему отсчета, относительно которой происходит

механическое движение тел. В качестве такой универсальной системы Ньютон и

выбрал пространство. По Ньютону, пространство суть пустое абсолютное

вместилище, в котором располагаются все тела как нечто внешнее по отношению

к нему. Все тела обладают протяженностью независимо от существования других

тел. Ньютон полагал, что пространство трехмерно, непрерывно, однородно и

изотропно. Его различные части ничем не отличаются друг от друга, и,

значит, пространственные отношения были всюду одними и теми же и

описывались единой геометрией - геометрией Евклида. Время суть чистая

длительность, присущая любому единичному явлению самому по себе. Оно также

абсолютно. Абсолютность пространства и времени Ньютоном понималась в двух

различных, хотя и взаимосвязанных, аспектах. Во-первых, "абсолютным

пространством" Ньютон называл пустое и неподвижное по отношению к материи

пространство (некое вместилище тел), с которым связывалась

привилегированная система координат. Во-вторых, термин абсолютности

употребляется для характеристики инвариантности, т.е. неизменности длин

отрезков в любых системах отсчета. Аналогично понятие "абсолютное время"

характеризовало его, с одной стороны, как чистую длительность, с другой

стороны, как неизменность (инвариантность) временных интервалов в любых

системах отсчета. Это означало, что всюду в пространстве существует единое

"мировое" время, не зависящее от выбора системы координат и взаимного

движения тел. Ньютоновские представления о пространстве и времени

удовлетворяли потребностям классической физики, так как была найдена

универсальная система отсчета, относительно которой совершалось любое

механическое движение, - абсолютное пространство.

Далее рассмотрим кратко сущность второй концепции пространства и

времени. Аристотель, выступая против идеи атомистического строения мира,

отбросил вместе с ней и идею пустого пространства. С точки зрения

Аристотеля, пространство представляет собой совокупность мест занимаемых

телами. Иными словами, пространство - это порядок взаимного расположения

множества различных тел, а время - порядок сменяющих друг друга явлений и

состояний тел, т.е. время связывалось с движением, изменением тел.

Дальнейшее развитие вторая концепция получила в трудах Лейбница, Гюйгенса,

Дидро и др. Согласно Лейбницу, пространство и время не могут существовать

вне материи и процессов, происходящих в ней. Лейбниц выступал против

Ньютоновского понимания чистой протяженности и чистой длительности. С точки

зрения диалектического материализма пространство и время неразрывно связаны

между собой и с движущейся материей, формами существования которой они

являются. По этой концепции бытие вне времени есть такая же величайшая

бессмыслица, как бытие вне пространства, пространство и время без материи -

пустые представления, абстракции, существующие только в нашей голове.

Конечно, в диалектико-материалистической концепции раскрыта сущность

пространства и времени в основном с общефилософских позиций. Однако с

развитием современной науки ее выводы получили естественно-научное

подтверждение. Научное определение пространства и времени, и также более

или менее полное раскрытие их свойств связано с развитием современной

науки, прежде всего физики и философии. В настоящее время, как мне кажется,

достаточно точно выражается сущность пространства и времени в следующих

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты