Единство мира и проблема психики

Единство мира и проблема психики

Чувашский Государственный Университет

им. И. Н. Ульянова

РЕФЕРАТ

на тему

"Единство мира и проблема психики "

кафедра " Педагогики и психологии "

|Выполнил: студент группы |

|ФТ-21-96 Самсонов Евгений |

|Проверил: кандидат |

|педагогических наук Кириллова |

|Ольга Васильевна |

Чебоксары 1998

Содержание

|1. Мозг и психика |2 |

|2. Понятие о сознании |2 |

|3. Развитие психики |5 |

|4. Психика и среда |6 |

|Различия психики животных и человека |8 |

|Список используемой литературы |12 |

| | |Психика - от греческого |

| | |psychikos - душевный, |

| | |свойство |

| | |высокоорганизованной |

| | |материи, являющейся особой |

| | |формой отражения |

| | |действительности; результат |

| | |специфических взаимодействий|

| | |живых систем с окружающей |

| | |средой. |

Мозг и психика

Психика является свойством мозга. “Ощущение, мысль, сознание есть

высший продукт особым образом организованной материи”.

Психическая деятельность организма осуществляется посредством

множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают

воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения и

контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность,

четвертые - приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа

обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных

задач.

На протяжении длительной эволюции органического мира - от амебы до

человека - физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись,

дифференцировались, становясь благодаря этому все более гибкими и

оперативными.

Понятие о сознании

Психика как отражение действительности в мозгу человека

характеризуется разными уровнями.

Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание.

Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-

исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при

постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле

сознание, как это подчеркивали классики марксизма, есть “общественный

продукт”, сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Какова же структура сознания, его важнейшие психологические

характеристики?

Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании:

сознание. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об

окружающем нас мире. К. Маркс писал: “Способ, каким существует сознание и

каким нечто существует для него, это - знание”. В структуру сознания, таким

образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых

человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть

отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью

ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг

раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он

представляется человеку в данный момент.

Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение

- строить образные модели того, что является объектом потребностей, но

отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем

использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о

полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов,

неизбежно становятся расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое

различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “я” человека и

его ”не - я”. Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из

него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем

сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых

существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую

деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную

самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение “я” от ”не - я”

- путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в

процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей

деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей

деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются

волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него

необходимые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что “человек не только

изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он

осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон

определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять

свою волю”. Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным

причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее

координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его состав

определенного отношения. “Мое отношение к моей среде есть мое сознание”, -

писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где

находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные

отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены

эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих

других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального

сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания

характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений: больной

ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких

людях и т. д.

Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное -

это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных

воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета. Оставаясь

психическим (отсюда ясно, что понятие психики шире, чем понятие “сознание”,

“социальное”), бессознательное представляет собой такую форму отражения

действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени

и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В

бессознательном, в отличии от сознания, невозможен целенаправленный

контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка

их результата.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во

сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но

реально воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные”

реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению

автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к

деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным

явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в

психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Было бы не верно на

том основании, что бессознательное - это противоположное сознанию,

приравнивать его к животной психике. Бессознательное - это столь же

специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно

детерминировано общественными условиями существования человека, выступая

как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

Развитие психики

Возникновение и развитие психики человека является одной из самых

сложных проблем, встававших когда-либо перед исследованиями, стремившимися

осмыслить законы природы. Ученые материалистического направления объясняют

возникновение психики длительным развитием материи. Исследуя природу

материи, они изучают различные формы движения материи, т. к. движение есть

способ существования материи, неотъемлемое ее свойство, внутренне ей

присущее. Материи неподвижной, неизменно прибывающей в абсолютном покое,

вообще не существует. В состоянии движения, изменения и развития находится

вся материя во вселенной, вся неорганическая и органическая природа.

Вся материя, начиная от неживой, неорганической, и кончая самой

высшей и сложной материей - человеческим мозгом, обладает всеобщим

качеством материального мира - качеством отражения, т. е. способностью

отвечать на воздействия. Формы отражения зависят от форм существования

материи: отражение проявляется в способности отвечать на внешние

воздействия в соответствии с характером воздействия и формой существования

материи.

В неживой природе движение может выступать в виде механического,

физического или химического взаимодействия тел или веществ. Простейшие

примеры движения в неорганической природе: скала, омываемая морем,

оказывает воздействию воды определенное сопротивление - волны разбиваются о

скалу, но и скала постепенно разрушается; солнечный луч, отражаемый от

поверхности воды; появившийся в результате электрических зарядов озон. При

переходе к живой материи качественно изменяются и формы ее движения. Живой

материи присущи биологические формы отражения, а на определенном этапе

живой материи возникает психика как качественно новая форма отражения.

Биологическая форма движения материи - жизнь - качественно новая

ступень развития природы.

Психика и среда

Если бы среда обитания живых существ была повсюду совершенно

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты