Эксперимент - основа естествознания
Государственный Университет Управления
Институт Информационных Систем Управления
Специальность Информационные системы в
управлении
РЕФЕРАТ
На тему
ЭКСПЕРИМЕНТ - ОСНОВА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Выполнен студентом Никитиным А.А.
Студенческий билет №2-99И
Группа №2
Дата выполнения работы
Руководитель Горбатова Р.К.
Оглавление
стр
I.Введение…………………………………………………………………. 3
II.Главная часть……………………………………………………………….4-26
2.1 Практические и теоретические
знания…………………………………. 4-11
2.1.1 Практическая направленность
эксперимента………..……………4-6
2.1.2Теоретические предпосылки
эксперимента………………………..6-8
2.1.3Сочетание практических и
теоретических знаний…………………8-10
2.1.4Обработка экспериментальных
результатов………………………10-11
2.2 Современные средства естественно – научных
исследований…………11-20
2.2.1 Специфика современных
экспериментальных и теоретических
исследований………………………………………………………...11-12
2.2.2 Современные методы и технические
средства эксперимента…...12-16
2.2.3.Важнейшие достижения современного
естествознания………….16-20
2.3 Экспериментальные
измерения……………………………….…………20-27
2.3.1 Сведения……………………………………………………………..20-
22
2.3.2 Ошибки
измерения…………………………………………………22-24
2.3.3 Измерительные
приборы…………………………………………..24-28
III.Заключение……………………………………………………………....….28-
29
IV.Список литературы………………………………………………………...30
В данном реферате рассмотрены практические и
теоретические экспериментальные основы
естествознания. Также показаны концепции
экспериментальных исследований, используемые в
важнейших достижениях современного естествознания.
I. Введение
С самого момента возникновения философии
человек размышляет о возможностях и границах
познания. Филосовские размышления велись главным
образом либо в русле эмпиризма, пренебрегающего
ролью творческого мышления и развитием понятийного
аппарата, либо в русле рационализма, который не
учитывал практики как критерия истины, как основы,
отправной точки и цели познания. В результате успехов
естественных наук многим эмперикам стало казаться,
что исследователь- ская работа в этой области
нуждается лишь в прагматическом оправдании, а не в
философском обосновании. Ф. Энгильс показал, однако,
Что «самая плоская эмпирия, презирающая
всякую теорию и относящаяся с недоверием ко всякому
мышлению», - это самый верный путь от естествознания
к мистицизму.
Диалектика познания нуждается в филосовском
осмыслении. При этом речь идет как о
материалистическом обьяснении процессов мышления, так
и о сложных отношениях, возникающих в процессе
теоретического и практического освоения
действительности людьми. Попытка Канта преодолеть
эмпиризм и рационализм оказалась безуспешной.
Разработка теории познания, отвечающей
современному развитию науки, не может быть задачей
одной лишь философии. Поскольку она должна давать для
отдельных научных
дисциплинмировоззренческие,гносеологические и
методологические основы, поскольку она делает это с
помощью анализа результатов этих наук, истории науки
и философско-гносеологических воззрений ученых.
Философский аспект изучения процесса познания
заключается в обосновании теории отражения, в учете
исторического характера познания и диалектики
развития познания.
Философская постановка вопроса выходит, однако,
за рамки проблем истории теорем познания.Она
включает мировоззренческие проблемы, касающиеся связи
познания с гуманизмом, и рассмотрение эффективности
результатов познания. Речь идет об ответственности
ученых в двояком отношении. С одной стороной, должно
учитываться соотношение между приложенными затратами
и полученной пользой с целью обеспечения наибольшей
эффективности исследований. Это особенно трудно
сделать в отношении фундаментальных исследований, так
как практические результаты здесь нередко проявляются
в более или менее отдаленном будущем. С другой
стороны, эксперименты, поскольку они прямо или
косвенно затрагивают людей, не могут связываться
только с критериями экономической эффективности.
Эксперименты с людьми и на людях требуют соблюдения
гуманистических принципов. Общественная потребность в
научных знаниях может быть удовлетворена только при
наличии соответствующегозадела и полном высвобождении
творческих потенций.Для этого необходимы определенные
условия.4)
II
1.Практическая направленность эксперимента
Развитие общества в значительной степени
определяется уровнем наукоемких технологий,
многочисленные направления которых основаны на
достижениях соответствующих отраслей естествознания.
Современное естествознание обладает большим
многообразием методов исследований, среди которых
эксперимент – наиболее эффективное и действенное
средство познания.
Для эксперимента сегодняшнего дня характерны
три основные особенности:
1) возрастание роли теоретической базы
эксперимента. Во многих случаях эксперименту
предшествует теоретическая работа,
концентрирующая громадный труд большого
числа теоретиков и экспериментаторов;
2) сложность технического оснащения
эксперимента. Техника эксперимента, как
правило, насыщена многофункциональной
электронной аппаратурой, прецизионными
механическими устройствами,
высокочувствительными приборами,
высокоточными преобразователями и т.п.
Большинство экспериментальных установок
представляет собой полностью замкнутую
систему автоматического регулирования, в
которой технические средства обеспечивают
заданные условия эксперимента с вполне
определенной точностью, регистрируют
промежуточные экспериментальные результаты и
производят последовательную их обработку;
3) масштабность эксперимента. Некоторые
экспериментальные установки напоминают
сложные объекты крупных масштабов.
Строительство и эксплуатация таких объектов
стоит больших финансовых затрат. Кроме того,
экспериментальные объекты могут оказать
активное действие на окружающую среду.
Эксперимент базируется на практическом
воздействии субъекта на исследуемый объект и часто
включает операции наблюдения, приводящие не только к
качественным, описательным, но и к количественным
результатам, требующим дальнейшей математической
обработки. С этой точки зрения эксперимент-
разновидность практического действия,
предпринимаемого с целью получения знания. В процессе
экспериментального естественно-научного исследования
в контролируемых и управляемых условиях изучаются
многообразные свойства и явления природы.
Отличаясь от простого наблюдения активным
воздействием на объект, в большинстве случаев
эксперимент осуществляется на основе той или иной
теории, определяющей постановку экспериментальной
задачи и интерпретацию результатов. Нередко основная
задача эксперимента - проверка гипотез и
предсказаний теории, имеющих фундаментальное,
прикладное и принципиальное значение. Являясь
критерием естественнонаучной истины, эксперимент
представляет собой основу научного познания
действительности.
Эксперимент, как и наблюдение, относится к
эмпирическим формам естественнонаучного познания.
Однако между ними есть существенные различия:
эксперимент - преобразующая внешний мир деятельность
человека, а наблюдению свойственны черты
созерцательности и чувственного восприятия
исследуемого объекта. В процессе эксперимента при
активном вмешательстве исследуемый объект
искусственно выделяются те или иные его свойства,
которые и являются предметом изучения в естественных
либо в специально созданных условиях.
В процессе естественнонаучного эксперимента
часто прибегают к физическому моделированию как
исследуемого объекта, так и различных управляемых
условий, в которых находится объект. Для этого
создаются специальные установки и устройства:
барокамеры, термостаты, магнитные ловушки, ускорители
и т.п. С помощью их создаются сверхнизкие и
сверхвысокие температуры и давления, вакуум и другие
условия. В некоторых случаях моделирование
исследуемого объекта – единственное средство
реализации эксперимента.
Многие экспериментальные исследования
направлены не только на обоснование
естественнонаучной истины, но и на обработку
технологий изготовления новых видов разнообразной
высококачественной продукции. Именно в этом наиболее
сильно проявляется практическая направленность
эксперимента как прямого пути совершенствования
любого технологического цикла.
Экспериментальные средства по своей сути не
однородны: их можно разделить на три основные,
отличающиеся функциональным назначением системы:
( содержащую исследуемый объект с заданными
свойствами;
( обеспечивающую воздействие на исследуемый
предмет;
( сложную приборную измерительную систему;
В зависимости от экспериментальной задачи
данные системы играют разную роль. Например, при
определении магнитных свойств вещества результаты
эксперимента во многом зависят от чувствительности
приборов. В то же время при проведении экспериментов
с веществом, не встречающимся в природе при обычных