Эксперимент - основа естествознания

Эксперимент - основа естествознания

Государственный Университет Управления

Институт Информационных Систем Управления

Специальность Информационные системы в

управлении

РЕФЕРАТ

На тему

ЭКСПЕРИМЕНТ - ОСНОВА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Выполнен студентом Никитиным А.А.

Студенческий билет №2-99И

Группа №2

Дата выполнения работы

Руководитель Горбатова Р.К.

Оглавление

стр

I.Введение…………………………………………………………………. 3

II.Главная часть……………………………………………………………….4-26

2.1 Практические и теоретические

знания…………………………………. 4-11

2.1.1 Практическая направленность

эксперимента………..……………4-6

2.1.2Теоретические предпосылки

эксперимента………………………..6-8

2.1.3Сочетание практических и

теоретических знаний…………………8-10

2.1.4Обработка экспериментальных

результатов………………………10-11

2.2 Современные средства естественно – научных

исследований…………11-20

2.2.1 Специфика современных

экспериментальных и теоретических

исследований………………………………………………………...11-12

2.2.2 Современные методы и технические

средства эксперимента…...12-16

2.2.3.Важнейшие достижения современного

естествознания………….16-20

2.3 Экспериментальные

измерения……………………………….…………20-27

2.3.1 Сведения……………………………………………………………..20-

22

2.3.2 Ошибки

измерения…………………………………………………22-24

2.3.3 Измерительные

приборы…………………………………………..24-28

III.Заключение……………………………………………………………....….28-

29

IV.Список литературы………………………………………………………...30

В данном реферате рассмотрены практические и

теоретические экспериментальные основы

естествознания. Также показаны концепции

экспериментальных исследований, используемые в

важнейших достижениях современного естествознания.

I. Введение

С самого момента возникновения философии

человек размышляет о возможностях и границах

познания. Филосовские размышления велись главным

образом либо в русле эмпиризма, пренебрегающего

ролью творческого мышления и развитием понятийного

аппарата, либо в русле рационализма, который не

учитывал практики как критерия истины, как основы,

отправной точки и цели познания. В результате успехов

естественных наук многим эмперикам стало казаться,

что исследователь- ская работа в этой области

нуждается лишь в прагматическом оправдании, а не в

философском обосновании. Ф. Энгильс показал, однако,

Что «самая плоская эмпирия, презирающая

всякую теорию и относящаяся с недоверием ко всякому

мышлению», - это самый верный путь от естествознания

к мистицизму.

Диалектика познания нуждается в филосовском

осмыслении. При этом речь идет как о

материалистическом обьяснении процессов мышления, так

и о сложных отношениях, возникающих в процессе

теоретического и практического освоения

действительности людьми. Попытка Канта преодолеть

эмпиризм и рационализм оказалась безуспешной.

Разработка теории познания, отвечающей

современному развитию науки, не может быть задачей

одной лишь философии. Поскольку она должна давать для

отдельных научных

дисциплинмировоззренческие,гносеологические и

методологические основы, поскольку она делает это с

помощью анализа результатов этих наук, истории науки

и философско-гносеологических воззрений ученых.

Философский аспект изучения процесса познания

заключается в обосновании теории отражения, в учете

исторического характера познания и диалектики

развития познания.

Философская постановка вопроса выходит, однако,

за рамки проблем истории теорем познания.Она

включает мировоззренческие проблемы, касающиеся связи

познания с гуманизмом, и рассмотрение эффективности

результатов познания. Речь идет об ответственности

ученых в двояком отношении. С одной стороной, должно

учитываться соотношение между приложенными затратами

и полученной пользой с целью обеспечения наибольшей

эффективности исследований. Это особенно трудно

сделать в отношении фундаментальных исследований, так

как практические результаты здесь нередко проявляются

в более или менее отдаленном будущем. С другой

стороны, эксперименты, поскольку они прямо или

косвенно затрагивают людей, не могут связываться

только с критериями экономической эффективности.

Эксперименты с людьми и на людях требуют соблюдения

гуманистических принципов. Общественная потребность в

научных знаниях может быть удовлетворена только при

наличии соответствующегозадела и полном высвобождении

творческих потенций.Для этого необходимы определенные

условия.4)

II

1.Практическая направленность эксперимента

Развитие общества в значительной степени

определяется уровнем наукоемких технологий,

многочисленные направления которых основаны на

достижениях соответствующих отраслей естествознания.

Современное естествознание обладает большим

многообразием методов исследований, среди которых

эксперимент – наиболее эффективное и действенное

средство познания.

Для эксперимента сегодняшнего дня характерны

три основные особенности:

1) возрастание роли теоретической базы

эксперимента. Во многих случаях эксперименту

предшествует теоретическая работа,

концентрирующая громадный труд большого

числа теоретиков и экспериментаторов;

2) сложность технического оснащения

эксперимента. Техника эксперимента, как

правило, насыщена многофункциональной

электронной аппаратурой, прецизионными

механическими устройствами,

высокочувствительными приборами,

высокоточными преобразователями и т.п.

Большинство экспериментальных установок

представляет собой полностью замкнутую

систему автоматического регулирования, в

которой технические средства обеспечивают

заданные условия эксперимента с вполне

определенной точностью, регистрируют

промежуточные экспериментальные результаты и

производят последовательную их обработку;

3) масштабность эксперимента. Некоторые

экспериментальные установки напоминают

сложные объекты крупных масштабов.

Строительство и эксплуатация таких объектов

стоит больших финансовых затрат. Кроме того,

экспериментальные объекты могут оказать

активное действие на окружающую среду.

Эксперимент базируется на практическом

воздействии субъекта на исследуемый объект и часто

включает операции наблюдения, приводящие не только к

качественным, описательным, но и к количественным

результатам, требующим дальнейшей математической

обработки. С этой точки зрения эксперимент-

разновидность практического действия,

предпринимаемого с целью получения знания. В процессе

экспериментального естественно-научного исследования

в контролируемых и управляемых условиях изучаются

многообразные свойства и явления природы.

Отличаясь от простого наблюдения активным

воздействием на объект, в большинстве случаев

эксперимент осуществляется на основе той или иной

теории, определяющей постановку экспериментальной

задачи и интерпретацию результатов. Нередко основная

задача эксперимента - проверка гипотез и

предсказаний теории, имеющих фундаментальное,

прикладное и принципиальное значение. Являясь

критерием естественнонаучной истины, эксперимент

представляет собой основу научного познания

действительности.

Эксперимент, как и наблюдение, относится к

эмпирическим формам естественнонаучного познания.

Однако между ними есть существенные различия:

эксперимент - преобразующая внешний мир деятельность

человека, а наблюдению свойственны черты

созерцательности и чувственного восприятия

исследуемого объекта. В процессе эксперимента при

активном вмешательстве исследуемый объект

искусственно выделяются те или иные его свойства,

которые и являются предметом изучения в естественных

либо в специально созданных условиях.

В процессе естественнонаучного эксперимента

часто прибегают к физическому моделированию как

исследуемого объекта, так и различных управляемых

условий, в которых находится объект. Для этого

создаются специальные установки и устройства:

барокамеры, термостаты, магнитные ловушки, ускорители

и т.п. С помощью их создаются сверхнизкие и

сверхвысокие температуры и давления, вакуум и другие

условия. В некоторых случаях моделирование

исследуемого объекта – единственное средство

реализации эксперимента.

Многие экспериментальные исследования

направлены не только на обоснование

естественнонаучной истины, но и на обработку

технологий изготовления новых видов разнообразной

высококачественной продукции. Именно в этом наиболее

сильно проявляется практическая направленность

эксперимента как прямого пути совершенствования

любого технологического цикла.

Экспериментальные средства по своей сути не

однородны: их можно разделить на три основные,

отличающиеся функциональным назначением системы:

( содержащую исследуемый объект с заданными

свойствами;

( обеспечивающую воздействие на исследуемый

предмет;

( сложную приборную измерительную систему;

В зависимости от экспериментальной задачи

данные системы играют разную роль. Например, при

определении магнитных свойств вещества результаты

эксперимента во многом зависят от чувствительности

приборов. В то же время при проведении экспериментов

с веществом, не встречающимся в природе при обычных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты