предприятий.
Особый социальный слой городского населения представляло черное и
белое духовенство. Белое духовенство совершало общественные богослужения,
исполнение церковных треб, постоянно наблюдало за тем, чтобы население
исполняло все предписание православной церкви. Черное духовенство -
монахи Троицкого и Знаменского монастырей - вели замкнутый образ жизни,
смыкаясь в остальном с белым. Белое духовенство, особенно притч
многочисленных церквей, было тесно связано с городским мещанством, хотя
и пользовалось рядом привилегий, главной из которых было освобождение от
налогов и податей. Священники, дьяконы и т.п. могли
быть домовладельцами.Лица духовного звания составляли в Ельце 0,8 %
населения. К 1910 году население выросло до 57 тыс. человек. По числу
жителей Елец обогнал губернскую Калугу, вдвое превосходил Липецк, в
шесть раз Ефремов.
§ 8. ЛЕТОПИСЬ В КАМНЕ.
Памятники культуры принадлежат
народу , и не одному только наше-
му поколению. Мы несем ответс-
твенность перед нашими потомками
С нас будет спрос и через сто и
через двести лет.
Академик Д.С. Ли-
гачев Земля родн-
ая., М., 1983, с.97
Историческая часть Ельца - своеобразный архитектурный заповедник.
От отдельных фрагментов зданий, несущих в себе формы от
средневековой Руси до классических усадебных комплексов, зданий в стиле
модерн и советского конструктивизма 20-х годов XX века, все разнообразие
архитектурных стилей живет здесь в согласии, в присущей Ельцу соразмерности
с человеком. Требования к застройке города , заложенные 220 лет назад в
период классицизма, позволили мастерам, строившим в разные годы и в
разных архитектурных стилях, не вступать в противоречие с уже
существовавшей застройкой города, а дополнять ее. Лишь в последние годы
в некоторых частях исторической зоны эта соразмерность была нарушена при
застройке 3 - 5 ти этажными зданиями. Секреты такого единства в застройке
нужно искать в преемственности строительного мастерства, тех приемов,
которые передавались, оттачиваясь от поколения к поколению, народными
мастерами, с годами создали, если не елецкую архитектурно-строительную
школу, то своеобразный местный народный подход к каменному и деревянному
зодчеству. Постройки города узнаваемы и отличны от современных им зданий
других городов теми или другими излюбленными деталями и приемами,
которые при частом их применении никогда в точности не повторялись.
1. ЦЕРКОВЬ ВВЕДЕНИЯ.
Церковь состоит из двух высоких объемов: колокольни и храма,
соединяются они низким помещением - это " трапезная"; с юга и севера она
выходит за основные объемы колокольни и храма - эти выступы называют
"приделами", так как при расширении церкви их приделывали. С востока к
храму примыкает полукруглое помещение - это "апсида", в которой
размещался алтарь.
Сам храм построен по древнерусскому образу "восмерик на четверике".
Так строили в глубокой древности деревянные шатровые церкви и башни
крепостей, укладывая на сруб в четыре стены ("четверик") сруб в восемь
стен ("восьмерик"), так позже стали стали ставить и похожие на них, но из
камня церкви - известные всем церковь в Коломенском, храм Василия
Блаженного.
Особенно полюбилась русским мастерам такая конструкция с середины
XVII века, только перекрывали храмы уже ни шатром, а куполом. При
Петре I c начала XVII века в России получил распространение стиль
"барокко". В архетектуре европейских стран этот стиль уже отмирал, а в
России он прозвучал особенно ярко переработанный руками талантливых
русских мастеров.
Пышное оформление окон и дверей,полуколонки на восьмерике да и
конструкция самого храма говорит о том, что памятник принадлежит к
расцвету барокко, когда опыт зодчих позволял придавать своим постройкам
праздничность, характерную русской архитектуре. У каждого времени свои
строительные приемы. В XII-XII веках древнерусские мастера возводили храмы
из каменных блоков, а позже - из кирпича. Кирпич в Веденской церкви
очень крупный (больше современного на 7-8 см), и кладка стены велась
"ложок-тычок", т.е. длинная и короткая стороны кирпича чередовались.
За много лет не раз перестраивали и ремонтировали церковь
Введения. Шло время, росло население города, увеличилось число
прихожан церкви, и трапезная между колокольней и храмом стала мала. В
самом начале XIX века ее расшририли двумя приделами - северным и
южным. В то время в архитектуре господствовал классицизм, но народные
мастера тактично подошли к перестройке, сохранив в приделах наличники
старой трапезной, позже с юга и севера храма пристроили полукруглые
паперти - боковые всходы.
В 1969 году оно была взята под охрану как памятник
республиканского значения. Начался период исследований, работы над
проектом реставрации. Руководила разработкой проекта московский
реставратор из всесоюзного научно - реставрационного комбината М. И.
Кулакова. В 1979 году памятник оделся в леса. Началась совместная
кропотливая работа московских проектировщиков с елецкими
мастерами-каменщиками. Постепенно проступил декоративный наряд,
появились древние решетки окон, зазолотился купол храма. Много еще
работы, но редкий образец архитектуры XVIII века на елецкой земле
будет жить новой жизнью: храм передан Русской Православной церкви.
2. ВОЗНЕСЕНСКИЙ СОБОР.
Двадцать второго августа 1845 года торжественный звон-благовест
всех семнадцати елецких церквей возвестил о закладке крупнейшего храма
Ельца - Вознесенского собора. Огромное здание, на постройку которого
только кирпича по смете требовалось более 10 миллионов штук,
предполагалось построить за 6-7 лет. Но прошло ровно 44 года с момента
торжественного богослужения в честь основания храма до торжества по
поводу его освящения, состоявшегося 22, 24, 26 августа 1889 года.
Но за 44 года собор так и не был окончательно достроен. Не были
выполнены предусмотренные проектом ажурные крыльца над северным и
южным входами, храм остался без мощной колокольни, которая должна была
взметнуться на семь метров выше креста главного купола, не полностью была
закончена роспись стен.
Первый проект собора был разработан в 1824 году в классическом
стиле "итальянской архитектуры". Его размеры поражали воображение храм
должен был иметь 104 метра в длину и 39 метров в ширину. Проект был
одобрен епархиальным начальством, но дальше дело не пошло. Массовое
строительство каменных церквей в первой половине прошлого века
испытывало затруднения из-за разработки проектов. И царское
правительство издало сборник типовых чертежей храмов различных размеров. Их
автором был придворный архитектор Константин Андреевич Тон(1794-1881).
По проектам К.А. Тона были построены Большой Кремлевский дворец,
Оружейная палата Московского кремля, здания вокзалов в Москве и
Петербурге, знаменитый храм Христа Спасителя в Москве.
В мае 1842 года ктитор Иван Герасимович Петров отправился в
Москву просить самого Тона составить проект и смету храма. Заказ был
принят. Уже в ноябре архитектор прислал проект, а в мае следующего, 1843
года, - смету. В том же году проект был одобрен в Главном
управлении путей сообщения и публичных зданий и "высочайше утвержден".
Вознесенский собор в Ельце является ярчайшим представителем
официального русско-византийского стиля в архитектуре. По своему
объемно-планировочному решению собор восходит к традициям, сложившимся на
Руси к XVII веку. Такого рода обращения к истории существовали и прежде.
Объемно-планировочная структура собора традиционна: с восточной
части кубический объем пятиглавого храма с
пониженными полукружьями трех апсид, средняя из которых больше боковых,
далее к западу трапезная, и завершать композицию с запада должна
была вертикаль колокольни с крыльцом-сенью (недостроены).
Все элементы оформления: кокошники в основаниях барабанов глав и
завершения объема храма, луковицы глав, крыльца-сени, пучки колонн,
пышные завершения наличников - все элементы имеют прямые аналоги в
архитектуре Руси.
В целом Вознесенский собор ценен как образец высокой строительной
культуры России середины XIX века и как важнейший элемент
градостроительной структуры Ельца.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Заканчивая свою работу ,я хочу обратить ваше внимание на вопрос о
важности изучения истории.
Прошлое не уходит беследно, его нельзя отменить. Его забвение -
трагедия для последующих поколений. Оно ведет к духовному плебейству и
обнищанию. А человек незнающий свои истоки - жалкое существо.
Нельзя жить на земле не зная о трудах, славе и искренних
заблуждениях, ошибках наших предков, не помня по именам самых знаменитых из
них, чьими мыслями и достижениями мы пользуемся как сомо разумеется,
известно существующим.
Человек должен иметь духовное наследие.
Моя работа не единтственная в своем плане.
В этом году городу Елецу исполняется 850 лет. К этой круглой дате
ельчане потрудились на славу.
Собрано и издано огромное колличество научного, художественного и
информационного материала. В их числе вышедшие в свет книги А. Новосельцева
и В. Горлова “Елец веками строился.”, серия книг “Елецкая быль” и др.
Большую работу по их выпуску провел историко культурный центр г.
Ельца, ведущий огромную работу по изучению исторического наследия города.
ЕКМ также работает в этой сфере деятельности.
В его экспозициях отображены все этапы развития города.
В своей работе мне пришлось сталкнуться с материалами музея и я
получил массу интересной и полезной информации, которая очень помогла мне в
работе с рефератом.
Я также внес свой посильный вклад в историю развития города и
надеюсь, что когда-то
его прочитают мои потомки и получат массу интересных знаний о прошлом.
А город продолжает жить своей жизнью, записываются новые страницы его
истории. Страницы полные нового , интересного еще не изученного.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Авдусин Д.А. Происхождение древнерусских городов (по
археологическим данным). Вопросы истории, 1980 г., N 12.
2. Анпилогов Г.Н. Новые документы о России конца XVI- начала XVII
века. Издательство московского университета. 1967 г.
3. Воропаев Р.Н., Помабугин В.К. Очерки истории Елецкой земли.
Воронеж. 1985 г.
4. Дубов И.В. Города, величеством сияющие. Издательство
Ленинградского университета., Л., 1985 г.
5. Карамзин Н.М. История государства Российского. 12-томное издание.
6. Кожухов Н. Елец. Историческое исследование. (ЕКМ).
7. "Красное знамя." Елецкая городская общественно-политическая
газета. 1996 г.
8. Мироненко А. Современная летопись уездного города Ельца.
Московские ведомости, N 88, 93, 1860 г. (ЕКМ).
9. Назаров Е.И. Из истории Ельца. Орловский вестник, 1897 г., N
218, 15 авг. (ЕКМ).
10. Пилявский В.И. История русской архитектуры. М., Стройиздат,
1984 г. 11. Риденгер А.Н. Материал для истории и статистики г.
Ельца. Орел, Губернская типография, 1865 г. (ЕКМ).
12. Трубников А.Д., Ершов С.П., Силаев М.Ф. Елец. Липецкое книжное
издательство, 1961 г.
СОКРАЩЕНИЯ:
ЦГАДА - Центральный Государственный архив древних актов, г. Москва.
ЦГВИА - Центральный Государственный военно-исторический архив, г.
Москва.
ЕКМ - Елецкий краеведческий музей, г. Елец.