Эстетические взгляды Платона на проблемы развития искусства и его роль в развитии древнегреческого общества

свободнорожденных. С другой стороны (как следствие первого), искусство

должно непрерывно, на протяжении всей жизни граждан, поддерживать созданный

им душевный настрой.

Речь шла, таким образом, о создании и поддержании средствами искусства

некоторого совершенно своеобразного наркотического состояния, причем не

отдельного человека , а целого общественного слоя.

Платон на протяжении своей создал свыше тридцати философских диалога.

Почти в каждом из них он так или иначе касается вопросов искусства. Из

всего этого складывается определенная форма философской теории Платона —

теория искусства.

Учитывая колоссальную роль, которую отводил Платон искусству в своем

"идеальном" государстве, и крайне пессимистическую оценку, каковую философ

давал реальному состоянию современного ему периода художественной жизни,

нетрудно представить себе общий размах запретительных мероприятий,

предусмотренных автором "Государства" и "Законов" для того, чтобы

превратить искусство в орудие справедливости. Чем более глубокая пропасть

пролегала между платоновским представлением об "истинном искусстве" и

фактическим состоянием искусства в платоновские времена, тем больше жертв

требовалось от искусства, дабы заполнить разверзнутую глубину.

Если подытожить все запреты, оформленные в связи с искусством в

"Государстве" и "Законах", то общая картина будет выглядеть следующим

образом.

Первая большая группа запретов вытекает из платоновских представлений

о роли искусства в формировании молодого поколения. В этой связи

формируются запреты, цель которых — устранить все "непедагогические"

мотивы, бытовавшие в искусстве (а также мифологии) платоновских времен.

Во-первых, предлагается изъять из числа допустимых при воспитании все

те произведения, в которых описываются действия богов, неблаговидные с

этической или "политической" точки зрения (например, войны, интриги,

злоумышления и прочие коварства).

Во-вторых, предлагается вычеркнуть из числа допустимых при воспитании

детей и юношества те художественные произведения, в которых излагаются

религиозно-мифологические представления, способные, согласно Платону,

ослабить мужество будущих воинов, защитников государства и закона: "Что же?

Представляя, какие вещи и ужасы находятся в преисподней, человек... будет

ли чужд страха смерти и в битве предпочтет ли смерть поражению и рабству?"

("Государство").

В-третьих, предлагается исключить из числа допустимых при воспитании

детей и юношества произведения, в которых предстают в неблагоприятном свете

герои — дети богов: "да, мы не допустим и не согласимся, будто Ахиллес был

столь корыстолюбив, что мог взять подарки Агамемнона, или опять — выдать

мертвое тело не иначе, как за выкуп" ("Государство"). Эта мысль проходит

рефреном через все места платоновского "Государства", посвященные критике

"неблагочестивых и несправедливых" представлении мифологии и поэзии о

богах.

В-четвертых, предлагается запретить, как не отвечающие целям

воспитания молодого поколения, все те произведения искусства, которые

противоречат принципу тождества счастья и справедливости для каждого

гражданина, постулированному автором "Государства" и "Законов".

Вторая группа запретительных требований Платона, в которую нас вводит

только что рассмотренный тезис (беззаветная вера выступает у Платона в

качестве единственного условия счастья индивида), вытекает из представлений

философа о роли искусства в "охране" человеческих душ "от внешних

неприятелей" ("Государство").

В первую очередь под эту группу запретов попадают произведения,

оказывающиеся в противоречии с законами "об оскорблении богов". Причем,

Платон считает возможным распространять упомянутые запреты лишь на

сочинения "молодого поколения мудрецов". Старые же сказания трудно укорять

"ввиду их древности", свидетельствующей о том, что они, по-видимому,

"любезны богам" ("Законы").

Подавляющая часть запретительных требований в этой группе касается уже

не столько содержания тех или иных произведений искусства, сколько их

формы, и формы не столько отдельных произведений, сколько формы искусства

вообще: жанров, видов и родов искусства, их соотношения, сравнительной

ценности и т.д. При этом платоновское рассмотрение углубляется до вопроса о

праве на существование различных способов художественного воплощения

(например, различных музыкальных ладов и инструментов), различных

художественных манер и приемов исполнения.

Разрабатывая эту программу, Платон создал своеобразную классификацию

искусства поэзии — один из первых опытов подразделения поэзии на роды. В

основу этой классификации Платон положил именно меру "подражания". Приложив

эту "меру" к поэтическому искусству, он нашел, что "всецело через

подражание создаются трагедия и комедия" ("Государство"), поскольку в них

приходится имитировать все персонажи произведений.

Таким образом, Платон выступает противником и трагедии и комедии.

Первое всецело противоречит платоновскому идеалу "счастливого человека",

второе — Платон представляет лишь как "шуточное воспроизведение... людей

безобразных", но в отношении комедии есть определенные оговорки. Платон-

законодатель позаботился о том, чтобы обеспечить непреодолимую дистанцию

между исполнителями и жителями: актеры — рабы и "чужестранные наемники",

зрители — свободные граждане.

Что касается остальных родов искусства, например, музыки, то философ

наложил ряд запретов и на нее: он отверг целый ряд музыкальных ладов,

например, ионийский и лидийский, оставив для граждан будущего общества

только дорийский и фригийский лады. Здесь решающую роль сыграло учение об

"этосе",– греки считали, что каждый лад (музыкальный) по-своему воспитывал

граждан этически и эстетически. Наложен был запрет и на ряд музыкальных

инструментов: тригоны, пекиды и флейты, т.к. Платон считал, что в

проектируемом им обществе "не потребуется ни многострунных инструментов, ни

инструментов, играющих на всех ладах" ("Государство").

Но что же предлагает Платон взамен всего этого? Как выглядит

позитивная сторона платоновской программы мероприятий в отношении

искусства? "Поэт не должен творить ничего вопреки государственным

узаконениям, вопреки справедливости, красоте и благу; свои творения он не

должен показывать никому из частных лиц, прежде, чем не покажет их судьям,

для того поставленным и законоохранителям и не получит их одобрения"

("Законы").

Таким образом, высшим судьей в делах искусства, определяющим

направление художественного творчества, равно как и соответствие или,

наоборот, несоответствие отдельных произведений этому направлению,

оказывается тот же философ-законодатель, который постоянно маячил перед

нами как инициатор всех запретительных мероприятий в обрасти искусства.

Более того, согласно Платону, этот философ-законодатель выступает не только

как высший судья, но и как создатель высшего образца в искусстве, на

который должны ориентироваться поэты и художники в "идеальном" государстве.

Поскольку философ был убежден, что приятной может стать "любая Муза",

к которой приучены слушатели, постольку вопрос о соответствующих дарованиях

и талантах (равно как и вопрос о мастерстве) вообще не волновал его. Это

тот случай, когда Платон склонен разрешить поэту свободу творчества. Это

тот случай, когда поэтическим творчеством займется, вдруг, кто-нибудь из

тех "убеленных сединой старцев", кому благопристойность всей предшествующей

жизни дает полное право самому стать в число "оценщиков" искусства.

Беспокоила его чисто техническая сторона дела: как привлечь стариков к

"воспеванию самого прекрасного", преодолев естественное отвращение

умудренных жизнью людей ко всему "несерьезному", в частности, к хороводам и

песнопениям, свойственным молодости. Эти затруднения, связанные еще и с

тем, что старики вообще не очень то охотно выступают с песнопениями,

стесняясь своих седин, Платон преодолевает весьма оригинальным способом.

Оговорившись предварительно насчет того, что он не решается "указывать

перед широкими толпами на величайшее благо", приносимое человечеству

воином, философ предлагает использовать этот "дар Диониса", чтобы сломать

последнее препятствие, мешающее пожилым людям выступать с нравоучительными

песнями ("Законы").

Так выглядит программа предусмотренных Платоном мероприятий в области

поэзии, музыки и пения. Что же касается плясок и хороводов, то истинная их

цель заключается в том, чтобы человек, в них участвующий, всю жизнь свою

"носил", воплощал в формах внешнего поведения такую "эстетическую

униформу", которая порождала бы и сохраняла бы в его душе строго

определенный настрой — "этос", предусмотренный философом-законодателем.

Живопись (да и все то, что теперь называем прикладными искусствами)

должна так организовать предметную среду поющих и танцующих

свободнорожденных, чтобы ничего в ней не противоречило Справедливости,

воспеваемой "самой прекрасной Музой", как нечто совершенно тождественное

Красоте и даже — личному счастью каждого отдельного человека.

Искусство таким образом должно замкнуть, сцементировать в некое

непротиворечивое целое государственную идеологию, согласно которой Закон и

политическая добродетель целиком совпадают с Красотой и личным счастьем

отдельного индивида. Оно должно дать универсальную, охватывающую все связи

индивида с окружающим миром форму, "надевая" которую, индивид "овнутрял" бы

эту идеологию, и с помощью которой философ-законодатель мог бы заранее

определить всю систему внешних проявлений каждого индивида, приведя ее в

соответствие со своими "Законами".

Теперь, когда мы изложили программу мероприятий в области искусства,

предусмотренную Платоном для идеального государства, встает вопрос: каков

же реальный смысл эстетической программы Платона?

Вся совокупность проблем, возникших в связи с отделением изящных

искусств от остальных ремесел, эстетических переживаний, в связи с

выделением художественного сознания в особую сферу, подчиненную принципу

наслаждения, как высшему и абсолютному, решалась Платоном столь же

радикально, сколь и однозначно. Борьба против "подражательных искусств",

наиболее отчетливо выразивших эту тенденцию искусства к замыканию в

специфическую сферу, свидетельствовала о том, что античный мыслитель хотел

сохранить только те области искусства, которые не были еще затронуты

процессами прогрессирующей дифференциации, проникшими в духовную культуру.

Иначе говоря, перспективу решения эстетических проблем, возникающих в его

время, Платон видел на пути ликвидации самих условий, их порождающих, на

пути возвращения общества к такому состоянию, которое исключало бы самую

возможность возникновения этих проблем.

Но поскольку эта перспектива выдвигалась в тот период, когда процессы,

которые хотел бы предотвратить Платон, практически уже полностью

господствовали в сфере художественной культуры, поскольку был неизбежен

разрыв между тем, чего хотел бы достичь сам философ и тем, что должно было

произойти из этого реально, что должно было бы означать осуществление

платоновских мероприятий на деле.

АКТУАЛЬНОСТЬ РЯДА ПОЛОЖЕНИЙ ЭСТЕТИКИ ПЛАТОНА

П

латон — философ, живший в IV в. до нашей эры. Но почему же проблемы,

поставленные им, уже в течении многих веков вызывают интерес, споры и

разногласия? О Платоне философствуют и спорят, его критикуют, оспаривают

и... возносят до небес, как идеал. В чем же тысячелетняя значимость его

философии?

Если говорить о философских взглядах Платона вообще (не только в

области искусства), то подобный вопрос выглядит таким образом: Платон —

самый первый представитель одного из крупнейших течений философской мысли —

объективного идеализма. Объективный идеализм жив и по сей день, и получил

широкое распространение среди буржуазных ученых. Поэтому спор о философии

Платона, о его отдельных философских взглядах — это и есть спор об

объективном идеализме вообще, а выявление корней объективного идеализма —

есть детальный разбор философских концепций Платона, как отца и основателя

этой философии.

Но в философии Платона есть еще и другая, не менее важная сторона. Она

тоже очень прочно связана с его идеализмом и его мифологией, хотя

отличается не столько научно-теоретическим, сколько жизненно-практическим

характером. Как мы видели выше, Платон жил и действовал в ту роковую эпоху

античного мира, когда погибал старый, но культурно-передовой и

свободолюбивый классический полис. Вместо него нарождались огромные

империи, абсолютно подчинявшие себе отдельную личность в политическом

отношении, но предоставлявшие ей широкое поле для разнузданной интимно-

субъективной жизни. Утопия, к которой обратился Платон, недовольный

разложением современных ему общественных и частных устоев жизни, была

реакционной, да и прямо связанной с мистикой, с упованиями на потусторонний

мир, а главное — с надеждой на перевоплощение человеческих душ (при помощи

искусства), с проповедью самоотверженного служения вечным идеям. Однако и

здесь при всем критическом отношении к платонизму можно обнаружить

положительную тенденцию.

Это то, что сейчас мы называем просто идейностью и необходимостью во

имя убеждений переделывать окружающую нас действительность. В этом смысле

Платон всегда был врагом только обывателей, которые уже всего достигли, и

которым не нужно ничего, кроме бытового благополучия; ведь всякий человек,

недовольный окружающей его действительностью и желающий хоть как-нибудь ее

изменить, так или иначе должен иметь какую-нибудь идеологию, какие-то

принципы и идеи, что-то высшее, во имя чего необходимо переделывать

настоящее и ради чего только и стоит жить. Идейный порыв, принципиальная

настороженность, самоотверженное служение идеалу — все это на целые

тысячелетия сделало философию Платона популярной, хотя конкретная оценка ее

всегда была разной, и хотя в своем конкретном виде, безусловно, она

заслуживает критики и осуждения. Конкретная мораль Платона ушла в глубины

истории, стала музейным экспонатом. Однако, с формальной стороны идейность,

необходимость которой отстаивал Платон, никогда не умирала. Проблема

идейности жива до сих пор и в нашем обществе. Ведь как часто заходит у нас

разговор об идейности литературы, об идейном содержании искусства.

Оказывается, проблема эта существует уже тысячелетия, решаясь в каждую

эпоху по-разному.

А идея всеобщей гармонии и гармонического воспитания человека? Разве

не проходит она красной нитью через мораль нашего общества? Другой

разговор, что "гармоническую личность" мы понимаем по-иному, чем Платон, но

идея всестороннего воспитания человеческой личности актуальна и для

философии Платона, и для нашей морали.

Таким образом, секрет тысячелетней значимости Платона заключается не в

буквальном содержании его философии и проповедуемой им морали, не в

буквальной направленности его научных, религиозных, эстетических или

социологических теорий. Передовые мыслители всегда производили здесь самый

беспощадный анализ платонизма. Но и при самом беспощадном анализе, после

исключения из него всей архаики и музейности, в нем все же оставалось

немало ценного. Конструктивно-логические принципы, проповедь

самоотверженного служения идее, пафос мировой гармонии, принципиальный

антидогматизм, беспокойный драматический диалог и язык — вот в чем

разгадка тайны тысячелетней значимости Платона.

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА

ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

Р Е Ф Е Р А Т

Эстетические взгляды Платона на проблемы развития

искусства и его роль в жизни древнегреческого общества

| |Соискатель: |

| |________________________ |

| | |

Калининград

1998

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Асмус В.Ф. Платон (из серии "Мыслители прошлого). - М., 1975.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1976.

3. Богомолов А.С. Античная философия. - М.: Мысль, 1991.

4. Давыдов Ю. Искусство как социологический феномен. - М., 1968.

5. История философии в кратком изложении. - М.: Мысль, 1991.

6. Лосев А.Ф. Историческое время в культуре классической Греции: (Платон и

Аристотель) - В книге "История философии и вопросы культуры". - М., 1975.

7. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. - М.,

1969.

8. Мир философии: книга для чтения. В 2-х частях. - М.: Политиздат, 1991.

9. Нерсесянц В.С. Платон. - М.: Юридическая литература, 1984.

10. Платон.Диалоги. - М.: Мысль, 1986.

11. Платон. Собрание сочинений. - М.: Мысль, 1990.

12. Платон и его эпоха. Сборник статей. - М.: Наука, 1979.

13. Платон. Фидр. - М.: Прогресс, 1989.

14. Шестаков В.П. От этоса к аффекту: История музыкальной эстетики от

античности до XVIII в. - М., 1975.

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

Введение...................................................................

............... 1 стр.

1.1. Искусство и общественно-политическая жизнь Афин.

1.2. Место искусства в "идеальном государстве" Платона.

Проблема прекрасного в эстетике Платона...........................2 стр.

2.1. Творческий процесс с точки зрения Платона.

Вопросы эстетического воспитания.......................................3

стр.

3.1. Цель искусства (по Платону).

3.2. Группа запретов.

3.3. Новое в искусстве "идеального государства".

Актуальность ряда положений эстетики Платона...............8 стр.

Список использованной литературы.......................................10

стр.

-----------------------

[1] Эстетические воззрения Платона вливаются в русло основных положений его

философии. Чувственные вещи (по Платону) изменчивы, преходящи. Они

беспрестанно возникают и уничтожаются и уже поэтому не представляют собой

истинного бытия. Подлинное бытие присуще лишь особого рода духовным

сущностям - "видам" или "идеям". Идеи у Платона - это общие понятия. Идея

противостоит материи как небытию. Между материей и идеями существует мир

чувственных вещей. Они - смесь бытия и небытия, идеи и материи. Идеи по

отношению к вещам являются "прототипами", прообразами. Чувственные вещи -

лишь отражение сверхчувственных идей.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты