Этика и философия самураев

собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.

1.4. Истоки кодекса самураев.

Самурайская мораль сформировалась в общих чертах одновременно с

системой сёгуната, однако основы её существовали задолго до этого времени.

Нитобэ Инадзо выделял в качестве основных источников бусидо буддизм и

синто, а также учения Конфуция и Мэн-цзы. И действительно, буддизм и

конфуцианство, пришедшие в Японию из Китая вместе с его культурой, имели

большой успех у аристократии и быстро распространились среди самурайства.

То, чего не доставало самураям в канонах буддизма и конфуцианства, в

изобилии давало воинам синто.

Наиболее важными доктринами, которые бусидо почерпнуло из синтоизма

Особенно сильное влияние на бусидо оказал буддизм махаянистского

направления, проникший в Японию в 522 г. Многие философские истины буддизма

наиболее полно отвечали потребностям и интересам самураев. При этом

популярнейшей сектой буддизма была "дзен", монахи которой внесли

значительный вклад в дело развития бусидо.

Созвучие мировоззрения сословия воинов, с положениями дзен-буддизма

позволили использовать секту "дзен" в качестве религиозно-философской

основы этических наставлений самурайства. Так, например, бусидо восприняло

из дзен идею строгого самоконтроля. Самоконтроль и самообладание были

возведены в ранг добродетели и считались ценными качествами характера

самурая.

В непосредственной связи с бусидо стояла также медитация дзен,

вырабатывавшая у самурая уверенность и хладнокровие перед лицом смерти,

которые рассматривались как нечто положительное и великое, как мужественное

вхождение в "му" - небытие.

Из конфуцианства идеология самураев прежде всего восприняла

конфуцианские требования о "верности долгу", послушании своему господину, а

также требования, касающиеся морального совершенствования личности.

Конфуцианство способствовало возникновению в среде самураев и в их

идеологии презрения к производительному труду, в частности к труду

крестьян. То же самое легло в основу этико-политической философии Мэн-цзы,

другого корифея конфуцианства, который называл принцип управления

господствующего класса "всеобщим законом вселенной".

Так под воздействием синто, буддизма и конфуцианства формировались

основные принципы самурайской этики, входившие в качестве составной части в

мораль феодального общества, имеющую название "дакоту" (кит.: дао-дэ).

В числе главных принципов самурайской морали выделялись: верность

господину; вежливость; мужество; правдивость; простоту и воздержанность;

презрение к личной выгоде и деньгам.

1.5.Основные принципы бусидо.

Основным в бусидо были верность сюзерену, с которым буси находился в

отношениях покровительства и служения, и честь оружия, являвшегося

привилегией воина-профессионала, а не идеи лояльности к монарху или

патриотического отношения ко всей Японии.

Принцип верности выражался в беззаветном служении сюзерену и опирался

на положения о верности, почёрпнутые из синто, буддийское убеждение в

бренности всего земного, которое усиливало у самурая дух самопожертвования

и не боязни смерти, и философию конфуцианства, сделавшую лояльность

(верность вассала феодалу) первой добродетелью.

В моральном кодексе самураев феодальной эпохи большое значение

придавалось также катакиути - кровной мести, узаконенной бусидо в качестве

вида нравственного удовлетворения чувства справедливости. Верность сюзерену

требовала непременного отмщения за оскорбление господина.

Рядом с верностью стоял принцип долга, превративший естественную

настойчивость и упорство воинов в возвышенное начало морального порядка. В

соответствии с догмами конфуцианства долг - это "смысл и закон явлений и

жизни", "прямота души и поступков", или "справедливость". Из понятия

справедливость выводилось понятие "благородство", которое считалось "высшей

чуткостью справедливости". "Благородство, - сказал один знаменитый буси, -

это способность души принять определённое решение… согласно с совестью, без

колебания: "Умереть, если это нужно, убить - когда это потребуется". Другой

самурай заметил, что без понятия о благородстве "ни талант, ни наука не

могут выработать характера самурая".

В японском языке долг, чувство (сознание) долга обозначается словом

"гири" (букв.: "справедливый принцип"), которое произошло от "гиси" -

"верный вассал, человек чести и долга, человек благородства". Выбор между

долгом (гири) и чувствами (ниндзё) всегда должен был разрешаться в пользу

долга.

Кроме верности и чувства долга одним из ключевых требований Бусидо

была личная храбрость, несгибаемое мужество самурая, пример которого даёт

нам биография Такэда Сингэна. Мужество подобного рода было плодом

физической закалки, психической уравновешенности и спокойного презрения к

смерти.

Бусидо признавало только разумную храбрость, осуждая напрасный риск;

неразумная, бесцельная смерть считалась "собачьей смертью".

Принцип скромности вырабатывался вследствие подчинённого положения

рядовых воинов, невозможности для них поднимать голову перед своим

господином. К скромности было близко также понятие "вежливость",

подразумевавшее терпение, отсутствие зависти и зла. В лучшей своей форме

вежливость приближалась, по конфуцианским понятиям, к любви. Развитию

принципа вежливости способствовали постоянные упражнения в правильности

манер, которые должны были привести все члены организма в гармонию, "при

которой поведение будет показывать господство духа над плотью".

1.6. Второстепенные принципы самурайской этики.

Наряду с указанными выше основными принципами самурайская этика

включала в себя ряд второстепенных, неразрывно связанных с главными и

определявших поступки и поведение самураев.

Умение владеть собой и управлять своими чувствами было доведено у

самураев до большого совершенства. Душевное равновесие являлось идеалом

бусидо, поэтому самурайская этика возвела этот принцип в ранг добродетели и

высоко его ценила. Яркой иллюстрацией способности к самоконтролю самураев

является обряд харакири.

Отношение самурая к смерти, многократно воспетое в литературе и

неоднократно подтверждённое историческими примерами, отнюдь не являлось чем-

то исключительным для народов Дальнего Востока. Наоборот, оно было

естественным для всей даосско-буддийской системы мировоззрения,

определявшей жизнь человека как звено в бесконечной цепи перерождений.

Самоценность земной жизни для ревностного буддиста любого толка была очень

невелика. Буддийский тезис о непостоянстве всего сущего (мудзё-кан) лежит

в основе всей японской культуры.

С чем же сравнить тело твоё, человек?

Призрачна жизнь, словно роса на траве,

словно мерцанье зарниц.

В этом стихотворении дзенского мастера Роана отражён не субъективный

взгляд на действительность, а универсальная истина, не требующих никаких

подтверждений. Именно такое представление о смерти было присуще и самураям,

которые видели своё предназначение в том, чтобы "уподобиться опадающим

лепесткам сакуры", погибнуть в бою, "словно яшма, разбивающаяся об утёс".

Самодисциплина, усугублявшаяся изощрёнными регламентациями, заставляла

самурая всегда и во всём следовать закону чести, что, согласно убеждениям

верующего буддиста, благотворным образом влияло на карму и обеспечивало

счастье в следующих рождениях.

Речь идёт не о презрении к смерти, а о равнодушном отношении к ней, о

естественном принятии небытия, ожидающего "по ту сторону добра и зла".

Самураи превратили тривиальную религиозную догму в средство воспитания

сверхчеловеческого бесстрашия. Самурай по долгу службы становился носителем

целого комплекса бу-дзюцу, и применение их на ратном поле зависело прежде

всего от глубины презрения к смерти, от стремления к смерти.

"Бусидо - Путь воина - означает смерть. Когда для выбора имеется два

пути, выбирай тот, который ведёт к смерти. Не рассуждай! Направь мысль на

путь, который ты предпочёл, и иди!

Каждое утро думай о том, как надо умирать. Каждый вечер освежай свой

ум мыслями о смерти. И пусть так будет всегда.»

Дзен воспитывал в самураях не просто равнодушие к смерти, но даже

своеобразную любовь к ней как к верному средству самоутверждения. Такому

подходу нельзя отказать в рационализме.

Уэсуги Кэнсин, бывший, как и его извечный соперник Такэда,

"обращённым", или монахом в миру (ню-до), ревностным адептом Дзен, поучал

вассалов:

"Те, кто держится за жизнь, умирают, а те, кто не боится смерти,

живут. Всё решает дух. Постигнете дух, овладейте им, и вы поймёте, что есть

в вас нечто превыше жизни и смерти - то, что, в воде не тонет и в огне не

горит".

Умение абстрагироваться от мирской суеты, от прозы жизни, от

жестокостей военного времени высоко ценилось в самурайской среде.

Способность видеть "вечность в чашечке цветка" с ранних лет заботливо

пестовалась в юношах и девушках родителями, учителями, всем их окружением.

В подражание китайским классикам такой образ жизни, при котором человек

может даже на грани между жизнью и смертью наслаждаться красотами пейзажа,

называли в Японии фурю (кит. Фэнлю), что означает "ветер и поток". Подобное

мировоззрение позволяло неизменно воспринимать жизнь как "ветер и поток" во

всей её эфемерной полноте. Наиболее совершенным воплощением философии

"ветра и потока" стал широко распространённый среди самураев обычай слагать

перед смертью "прощальное" стихотворение - чаще всего в жанре пейзажной

лирики.

Так как конкретная земная жизнь для буддиста была лишь звеном в

длинной цепи перерождений, обусловленных кармой, то для него не

существовало стены между бытием и небытием, жизнью и смертью. Однако

человек способен облагородить каждое мгновение жизни, осознав и

прочувствовав первозданную красоту окружающего "бренного мира", красоту

непостоянства.

Парадоксально, но именно в смерти идеологи самурайства усматривали

дополнительный источник силы, почти сверхъестественного могущества и

одновременно гражданской добродетели: "Путь самурая есть одержимость

смертью. Подчас десятеро противников не в силах одолеть одного воина,

проникнутого решимостью умереть. Великие дела нельзя совершить в обычном

состоянии духа. К тому времени, когда разовьётся в человеке способность

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты