Этика, учение о морали и нравственности

Этика, учение о морали и нравственности

Институт Транспорта и Связи

[pic]

ЭТИКА

УЧЕНИЕ О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ

Тема: учение о морали и нравственности

Тип: контрольная работа №1

Выполнил: Ситников Максим

группа 3301 BN

Дата сдачи на проверку: ______ ___

Дата возврата на доработку:______ ___

Зачет/не зачет

Преподаватель: О.В. Позднякова

Рига-2004

Контрольная работа № 1.

ЭТИКА - УЧЕНИЕ О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ

Цель контрольной работы:

• определение предмета этики;

• выявление места этики в системе гуманитарных наук;

• рассмотрение основных функций науки о морали; анализ роли морали в

жизни общества.

Основные вопросы:

1. Предмет, метод и основные функции этики.

2. Понятие морали, ее сущность.

3. Назначение и функции морали.

* * *

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения соответствуют друг

другу:

а) нравственность 1) внутренние, духовные качества, которыми

руководствуется человек;

б) норма 2) этически узаконенное установление, признанный

обязательный порядок;

в) этика; 3) философское учение о морали, ее

развитии,

в принципах, нормах и роли в обществе;

г) обычай 4) традиционно установившиеся правила

общественного поведения;

д) мораль 5) нравственные нормы поведения, отношений

с

людьми;

е) добродетель 6) положительное нравственное качество, высокая

нравственность.

2. Какие формы познания морали предшествовали этической науке?

Способом познания мира и морали являлись непосредственно чувства

человека.

3. С именами, каких мыслителей прошлого связано развитие этических

исследований?

Сократ – фактически родоначальник диалектики, как метода отыскания

истины путем постановки наводящих вопросов. Сократ первым из философов

делает моральное бытие человека и вопросы блага и добродетели, добра и зла,

пользы и счастья, предметом рассмотрения философии.

Платон – ученик Сократа, его библиограф и толкователь, создал ряд

трудов по морали, космогонии, политике. В труде «Государство, политика,

закон» определил типы государств и предложил макет совершенного

государства, основанного на 4 доблестях - мудрости, мужестве, благоразумие,

справедливости.

Аристотель – ученик Платона, отвергнувший его учение и, в последствии

создавший собственное. Аристотель – определил и классифицировал науки,

разделив их на три большие группы: теоретические, практические и

творческие. Аристотель считал разум мерилом истинной сущности человека,

признаком его индивидуальности.

Протагор – философ, виднейший из софистов. Утверждал субъективную

обусловленность знания и выдвинул тезис: «Человек есть мера всех вещей,

существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют».

В Афинах Протагор обвинялся в атеизме

Эпикур – Основная идея философии Эпикура заключается в том, что

человек, удовлетворяющий свои естественные, необходимые, телесные

потребности уже может вполне считаться счастливым. В философии Эпикура

основное внимание уделено наслаждению и счастью, которое от него

происходит. Человек, испытывающий наслаждение является свободным от

страданий. Человек может обрести полную свободу, покой и безмятежность лишь

при полном отрешении индивида от окружающего мира. Внутреннее раскованное

безразличное отношение к удовольствиям позволяет индивидууму постичь всю их

сладость.

4. Назовите причины, обусловливающие интерес многих философов к этической

проблематике.

Этика выясняет место морали в системе общественных отношений,

анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и

историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную

ее систему. Тот смысл, который вкладывается в нравственный идеал,

существенно зависит от миропонимания людей и поэтому различен в тех или

иных философских системах. Когда становиться ясным, то поведением человека

управляют обычаи людей, установления культуры, все то, что составляет иную,

вторую, не - вещную природу, эта "вторая природа" предстает как результат

выбора и продукт творчества, активности самого человека. Она рукотворна и

создана самим человеком. А это означает, что нравственности можно

научиться. Для многих философов процесс развития морали, образа мышления,

проблемы добра и зла представлял и представляет огромный интерес. Каждый,

выдвигая ту или иную точку зрения, пытается объяснить поступки людей и

создать модель идеальной морали, идеального человека, общества и

государства. Возможно, кого-то к этому побуждает тщеславие, а кого-то

искреннее желание изменить мир к лучшему. Дать людям идеал, к которому они

будут стремиться.

5. В какой исторический период этика оформилась как самостоятельная научная

дисциплина?

а) IV в. до н.э.;

б) XI-XII вв.;

в) конец XVIII в.

г) XIX в.;

д) середина ХХ в.

6. Назовите известных Вам мыслителей, внесших наибольший вклад в процесс

становления современной этики и оказавших наибольшее влияние на ее

дальнейшее развитие.

Гоббс, Спиноза, Кант, Ницше

7. Кто из мыслителей ввел в научный обиход термин «этика»?

а) Сократ;

б) Аристотель;

в) И. Кант;

г) Л. Толстой.

8. Что из перечисленного ниже является предметом этики как науки?

а) общество в целом;

б) общественные отношения;

в) мораль общества;

г) мораль индивида;

д) моральное сознание;

е) нравственные оценки и ценности;

ж) совокупность правил и норм поведения;

з) само поведение людей;

и) свойства и способности человеческого характера.

9. В чем заключается гносеологическая функция этики?

а) в определении альтернатив общественного развития;

б) в познании механизмов функционирования общества;

в) в приобщении индивидов к определенным традициям, обычаям, правилам

поведения.

10. В чем заключается прогностическая функция этики?

а) в магическом предсказании будущего;

б) в разработке эффективных способов преобразования общества;

в) в выработке способности рационально оценивать общественные

процессы;

г) в разработке возможных альтернатив развития общественных процессов.

11. В чем заключается инструменталистская функция этики?

а) в разработке эффективных методов этических исследований;

б) в разработке эффективных методов реформирования общества;

в) в приобщении индивида к определенной культуре;

г) в определении и разработке возможных сценариев общественного

развития.

12. Как говорил Аристотель, юноша – неподходящий слушатель для лекций по

этике. Как Вы считаете, что имел в виду древнегреческий мыслитель? Всегда

ли этика может повлиять на человека?

Я считаю, что Аристотель подразумевал молодость если не как глупость,

то как хаотичность в суждениях и взглядах. Вопросы морали и нравственности

становятся интересны человеку лишь по достижению какой-либо вехи, при

накоплении каких-то знаний, что, вступая в конфликт с его личностными

суждениями, заставляют обраться к изучению этики. Большинство людей никогда

не задумываются о таких сложностях, если они и слышали о Платоне и Канте,

то разницу между ними объяснить не в состоянии. Да им это и ни к чему.

Основной запас этических ценностей человеку прививают родители, исходя из

собственных взглядов на жизнь, и школа, исходя из соображений общества,

политики т.п. Большинству людей этого вполне достаточно, и если с течением

лет их этические взгляды меняются, то не намного. Насколько этика может

повлиять на человека? В моем понимании повлиять – значит сделать лучше.

Тогда это опять же это зависит от человека. Одни способны учиться и

воспринимать новое, другие нет. Одни способны поступить морально, другие

нет. Но в любом случае этика не сможет повлиять на человека, если он сам

этого не захочет. Кому-то в его стремлении поможет та или иная религия.

Кому-то тщательный неторопливый самоконтроль и самоанализ. Но отбросить

свои старые суждения и ценности и начать действовать с позиции какой-либо

моральной концепции не способен никто.

13. Какой смысл вкладывается в понятие «мораль»? С чем связана

многозначность этого термина?

Слово "мораль" означает в современном языке примерно то же самое, что

и нравственность. Поэтому большинство специалистов не проводят строгого

разграничения между моралью и нравственностью, и считает эти слова

синонимами. Понятие "мораль" чрезвычайно многозначно. Существует несколько

десятков определенной морали. Чаще всего под моралью понимают один из

основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а

также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений.

Мораль по большому счету это система ценностей характерная определенному

человеку и обществу в определенный момент времени. Мораль, регулируя

человеческие отношения, опирается не на силу государственной власти, а на

силу сознания, на убеждение. Можно сказать, что мораль держится на трех

важнейших основаниях.

Во-первых, это традиции обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе,

в среде данного класса, социальной группы. Человек усваивает эти нравы,

традиционные нормы поведения, которые входят в привычку, становятся

достоянием духовного мира личности. Они реализуются в его поведении, мотивы

которого при этом формулируются следующим образом: "так принято" или "так

не принято", "так все делают", "как люди, так и я", "так исстари велось",

"наши отцы и деды так поступали и мы будем так же". Важность подобных

мотивов несомненна. Ведь без усвоения того, что принято или не принято в

данном обществе, нельзя понять, "что такое хорошо и "что такое плохо".

Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты