Этика, учение о морали и нравственности
Институт Транспорта и Связи
[pic]
ЭТИКА
УЧЕНИЕ О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ
Тема: учение о морали и нравственности
Тип: контрольная работа №1
Выполнил: Ситников Максим
группа 3301 BN
Дата сдачи на проверку: ______ ___
Дата возврата на доработку:______ ___
Зачет/не зачет
Преподаватель: О.В. Позднякова
Рига-2004
Контрольная работа № 1.
ЭТИКА - УЧЕНИЕ О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ
Цель контрольной работы:
• определение предмета этики;
• выявление места этики в системе гуманитарных наук;
• рассмотрение основных функций науки о морали; анализ роли морали в
жизни общества.
Основные вопросы:
1. Предмет, метод и основные функции этики.
2. Понятие морали, ее сущность.
3. Назначение и функции морали.
* * *
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения соответствуют друг
другу:
а) нравственность 1) внутренние, духовные качества, которыми
руководствуется человек;
б) норма 2) этически узаконенное установление, признанный
обязательный порядок;
в) этика; 3) философское учение о морали, ее
развитии,
в принципах, нормах и роли в обществе;
г) обычай 4) традиционно установившиеся правила
общественного поведения;
д) мораль 5) нравственные нормы поведения, отношений
с
людьми;
е) добродетель 6) положительное нравственное качество, высокая
нравственность.
2. Какие формы познания морали предшествовали этической науке?
Способом познания мира и морали являлись непосредственно чувства
человека.
3. С именами, каких мыслителей прошлого связано развитие этических
исследований?
Сократ – фактически родоначальник диалектики, как метода отыскания
истины путем постановки наводящих вопросов. Сократ первым из философов
делает моральное бытие человека и вопросы блага и добродетели, добра и зла,
пользы и счастья, предметом рассмотрения философии.
Платон – ученик Сократа, его библиограф и толкователь, создал ряд
трудов по морали, космогонии, политике. В труде «Государство, политика,
закон» определил типы государств и предложил макет совершенного
государства, основанного на 4 доблестях - мудрости, мужестве, благоразумие,
справедливости.
Аристотель – ученик Платона, отвергнувший его учение и, в последствии
создавший собственное. Аристотель – определил и классифицировал науки,
разделив их на три большие группы: теоретические, практические и
творческие. Аристотель считал разум мерилом истинной сущности человека,
признаком его индивидуальности.
Протагор – философ, виднейший из софистов. Утверждал субъективную
обусловленность знания и выдвинул тезис: «Человек есть мера всех вещей,
существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют».
В Афинах Протагор обвинялся в атеизме
Эпикур – Основная идея философии Эпикура заключается в том, что
человек, удовлетворяющий свои естественные, необходимые, телесные
потребности уже может вполне считаться счастливым. В философии Эпикура
основное внимание уделено наслаждению и счастью, которое от него
происходит. Человек, испытывающий наслаждение является свободным от
страданий. Человек может обрести полную свободу, покой и безмятежность лишь
при полном отрешении индивида от окружающего мира. Внутреннее раскованное
безразличное отношение к удовольствиям позволяет индивидууму постичь всю их
сладость.
4. Назовите причины, обусловливающие интерес многих философов к этической
проблематике.
Этика выясняет место морали в системе общественных отношений,
анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и
историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную
ее систему. Тот смысл, который вкладывается в нравственный идеал,
существенно зависит от миропонимания людей и поэтому различен в тех или
иных философских системах. Когда становиться ясным, то поведением человека
управляют обычаи людей, установления культуры, все то, что составляет иную,
вторую, не - вещную природу, эта "вторая природа" предстает как результат
выбора и продукт творчества, активности самого человека. Она рукотворна и
создана самим человеком. А это означает, что нравственности можно
научиться. Для многих философов процесс развития морали, образа мышления,
проблемы добра и зла представлял и представляет огромный интерес. Каждый,
выдвигая ту или иную точку зрения, пытается объяснить поступки людей и
создать модель идеальной морали, идеального человека, общества и
государства. Возможно, кого-то к этому побуждает тщеславие, а кого-то
искреннее желание изменить мир к лучшему. Дать людям идеал, к которому они
будут стремиться.
5. В какой исторический период этика оформилась как самостоятельная научная
дисциплина?
а) IV в. до н.э.;
б) XI-XII вв.;
в) конец XVIII в.
г) XIX в.;
д) середина ХХ в.
6. Назовите известных Вам мыслителей, внесших наибольший вклад в процесс
становления современной этики и оказавших наибольшее влияние на ее
дальнейшее развитие.
Гоббс, Спиноза, Кант, Ницше
7. Кто из мыслителей ввел в научный обиход термин «этика»?
а) Сократ;
б) Аристотель;
в) И. Кант;
г) Л. Толстой.
8. Что из перечисленного ниже является предметом этики как науки?
а) общество в целом;
б) общественные отношения;
в) мораль общества;
г) мораль индивида;
д) моральное сознание;
е) нравственные оценки и ценности;
ж) совокупность правил и норм поведения;
з) само поведение людей;
и) свойства и способности человеческого характера.
9. В чем заключается гносеологическая функция этики?
а) в определении альтернатив общественного развития;
б) в познании механизмов функционирования общества;
в) в приобщении индивидов к определенным традициям, обычаям, правилам
поведения.
10. В чем заключается прогностическая функция этики?
а) в магическом предсказании будущего;
б) в разработке эффективных способов преобразования общества;
в) в выработке способности рационально оценивать общественные
процессы;
г) в разработке возможных альтернатив развития общественных процессов.
11. В чем заключается инструменталистская функция этики?
а) в разработке эффективных методов этических исследований;
б) в разработке эффективных методов реформирования общества;
в) в приобщении индивида к определенной культуре;
г) в определении и разработке возможных сценариев общественного
развития.
12. Как говорил Аристотель, юноша – неподходящий слушатель для лекций по
этике. Как Вы считаете, что имел в виду древнегреческий мыслитель? Всегда
ли этика может повлиять на человека?
Я считаю, что Аристотель подразумевал молодость если не как глупость,
то как хаотичность в суждениях и взглядах. Вопросы морали и нравственности
становятся интересны человеку лишь по достижению какой-либо вехи, при
накоплении каких-то знаний, что, вступая в конфликт с его личностными
суждениями, заставляют обраться к изучению этики. Большинство людей никогда
не задумываются о таких сложностях, если они и слышали о Платоне и Канте,
то разницу между ними объяснить не в состоянии. Да им это и ни к чему.
Основной запас этических ценностей человеку прививают родители, исходя из
собственных взглядов на жизнь, и школа, исходя из соображений общества,
политики т.п. Большинству людей этого вполне достаточно, и если с течением
лет их этические взгляды меняются, то не намного. Насколько этика может
повлиять на человека? В моем понимании повлиять – значит сделать лучше.
Тогда это опять же это зависит от человека. Одни способны учиться и
воспринимать новое, другие нет. Одни способны поступить морально, другие
нет. Но в любом случае этика не сможет повлиять на человека, если он сам
этого не захочет. Кому-то в его стремлении поможет та или иная религия.
Кому-то тщательный неторопливый самоконтроль и самоанализ. Но отбросить
свои старые суждения и ценности и начать действовать с позиции какой-либо
моральной концепции не способен никто.
13. Какой смысл вкладывается в понятие «мораль»? С чем связана
многозначность этого термина?
Слово "мораль" означает в современном языке примерно то же самое, что
и нравственность. Поэтому большинство специалистов не проводят строгого
разграничения между моралью и нравственностью, и считает эти слова
синонимами. Понятие "мораль" чрезвычайно многозначно. Существует несколько
десятков определенной морали. Чаще всего под моралью понимают один из
основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а
также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений.
Мораль по большому счету это система ценностей характерная определенному
человеку и обществу в определенный момент времени. Мораль, регулируя
человеческие отношения, опирается не на силу государственной власти, а на
силу сознания, на убеждение. Можно сказать, что мораль держится на трех
важнейших основаниях.
Во-первых, это традиции обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе,
в среде данного класса, социальной группы. Человек усваивает эти нравы,
традиционные нормы поведения, которые входят в привычку, становятся
достоянием духовного мира личности. Они реализуются в его поведении, мотивы
которого при этом формулируются следующим образом: "так принято" или "так
не принято", "так все делают", "как люди, так и я", "так исстари велось",
"наши отцы и деды так поступали и мы будем так же". Важность подобных
мотивов несомненна. Ведь без усвоения того, что принято или не принято в
данном обществе, нельзя понять, "что такое хорошо и "что такое плохо".
Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью
Страницы: 1, 2