Философия

Философия

Возрождение. Ни об одной культуре вплоть до Нового времени нельзя было

сказать, что стержнем и основой её развития был поиск индивидуальности,

стремление уяснить и обосновать незавивсимое достоинство особого

индивидуального мнения, вкуса, дарования, образа жизни, то есть

самоценность отличия. Получив первые импульсы в итальянском Возрождении,

пройдя череду сложных превращений в XVII веке, лишь в конце эпохи

Просвещения эта идея вполне сформировалась и в прошлом столетии стала

строить себе дорогу на европейской почве, понемногу утрачивая дерзкую

непивычность.

Идея “индивидуальности”, как это ни кажется странным, была неизвестна

всем традиционалистским обществам, включая и греко-римскую Античность.

Само это слово “индивидуальность”, как и слово “личность”, появилось каких-

то двести-триста лет назад. Специфическое и революционизирующее

представление об индивидуальности, которое по необходимости не могло быть

незнакомо любой культуре, поскольку отражало биосоциальную данность.

Эта фундаментальная надысторическая данность заключена в том простом

факте, что человечество состоит из людей... Из этого фундаментального факта

делались следующие два принципиальных вывода. Во-первых, утверждалось, что

человеческая природа подобно природе всего живого неоднородна. Как между

телами индивидов, между их личами, голосами, жестами нет полного сходства,

так и души их, темпераменты, нравы и склонности предстают похоже-

непохожими. Пытались обозреть и упорядочить это разнообразие, относя

каждого человека к известной разновидности и разряду. Тем самым удавалось

не оставить никого единственным в своём роде и объяснить своеобразие, сводя

его к общему.

Во-вторых, разумность со-знания, со-вести, со-оплодотворённое идеей

индивидуальности, понималось как знание (весть) лишь в голове одного

человека. И одновременно как продолжающиеся за пределами отдельных

сознаний, перекатывающееся через них и словно бы уносящее их в своём вечном

потоке. Однако всякая малая индивидная толика мировой разумности считалась

больше всего целого, ибо вмещала его в себя и порой пыталась добавить к

нему ещё нечто - с собою. Любая культура не могла не задумываться над этой

парадоксальностью сознания, над отношением к ней всеобщнго Духа и

отъединённого частичного существования.

В этих рамках двигалось ренессансное мышление (сознание) от понятия

“индивид” к “индивидуальности”.

“Индивид” - слово, которое изначально определяет одного человека через

его несамостоятельность, через его удел, производность. Существование

карпускул человечества создавало проблему для сознания людей, чья жизнь

была неоделима от рода, общины, конфессии, корпорации и чья духовность

нуждалась в абсолютной точке отсчёта. Индивидность существования была

очевидностью, но очевидностью пкгающей! Отмнимой психической атомарности от

поверхности вещей мысль упорно сворачивала к тому, что отдельный человек

родлинен лишь постольку, поскольку поставлен в общий ряд и даже в конечном

счёте сливается с мировым субстанциональным началом. В этом плане истинно и

единственно индивиден лишь живой Космос или Бог.

При всех подробностях европейских (античных или иудеохристианских)

социокультурных моделей, оказавшихся столь существенными на переходе к

Носому времени, когда региональные своеобразия были историчнски

востребованиы, использованы и когда впервые возникли понятия “Восток” и

“Запад” - До тех пор отдельность “Я” или оценивалась отрицательно, или, во

всяком случае, “Я” никак не воспринималось само по себе, но лишь в

контексте некой причастности. Социальная и метафизическая общность - вот

альфа и омега характеристики каждого индивида. Из неё, абсолютной и

авторитарной инстанции, выводилось и к ней возвращалось всякое выделение из

толпы. Это не означает, будто никто не выделялся. Напротив, превосходство

поощрялось. Достаточно вспомнить об олимпийских лаврах, об “агоне”,

сплошной состязательности у древних эллионов, о римских “триумфах” и прочих

почестях выдающихся граждан. В этой связи приходят на память средневековые

воинские, а позже, и поэтические турниры, наконец церковные жития и

беатификации юродивые и святые.

Выделенность античного героя, атлета, полководца или ритора, как и

избранность средневекового праведника, есть вместе с тем наибольшая степень

включённости, нормативности, максимальная воплощённость общепринятого -

определённая образцовость, то есть нечто противоположное тому, что

понимается под индивидуальностью в эиоху Возраждения.

Понятия “индивидуальности” и “личности” прорастали в Новое время с

известной синхронностью, только в обиходе смешиваясь, словно синонимы.

Являясь культурными, социальными, логическими проэкциями радикально

изменившегося отношения между индивидом и обществом, индивидом и миром, эти

понятия во многом родственны, но в целом, в сущности своей они различны.

В идее индивидуальности наиболее непосредственно выражаля себя

относящаяся к отдельному человеку новая экономическая и политическая

реальность европейской истории. Содержание категории “индивидуальность”,

обнимающее все сферы жизни, от государства до бытового разнообразия,

оплодотворяется пафосом единственности и оригинальности каждого индивида,

прямо сопряженно с утверждающимся в это время принципом индивидуальной

свободы.

Разрабатываемый в эту эпоху идеал социальности - это модель индивида,

а не общества, это образ чувствительной реальности, пронизанной высшим

мировым смыслом, это сквозная идея комизации (“универсализации”) человека и

окультуривания всего земного бытия, в центре которого он стоит. Со

временем, когда ход истории обнаружил, что, исходя только из

самодеятельности индивидуального человека, из его внутренних возможностей и

доблести, нельзя построить счастливое существование, тогда - к середине XVI

века - ренессансный идеал социальности начал превращаться в утопию, в нечто

себе противоположное.

Французское просвещение. Проблема человека занимает одно из

центральных мест в философии французского Просвещения. Решалась она

преимущественно с позиций открытого материализма (Ламетри, Дидро,

Гельвеций, Гольбах) или же с позиций деизма, точнее деистской формы

материалистической философии (Вольтер, Руссо).

Свое понимание человека французские материалисты противопоставляли

религиозно-философской антропологии, решительно отвергали дуалистическую

трактовку природы человека как сочетания телесной, материальной субстанции

и нематериальной, бессмертной души. Что касается философов-деистов, то

Руссо, например, допускал бессмертие души и загробное воздаяние, тогда как

Вольтер отрицал, что душа бессмертна, а по поводу того, возможна ли

"божественная справедливость" в загробной жизни, предпочитал хранить

"благоговейное молчание".

В истолковании человеческой природы Вольтер выступил противником

Паскаля, отвергая не только его дуализм, но и главную мысль философа, что

человек - одно из наиболее слабых и ничтожных существ в природе, своего

рода "мыслящий тростник". Люди не так жалки и не так злы, как полагал

Паскаль, подчеркивает Вольтер. Идее же Паскаля об одиночестве и

заброшенности людей он противопоставляет свой тезис о человеке как

общественном существе, стремящемся к образованию "культурных сообществ". Не

приемлет Вольтер и паскалевское осуждение человеческих страстей, эгоизма.

"Любовь к себе", другие влечения и страсти являются, согласно Вольтеру,

первопричиной всех человеческих деяний, тем импульсом, который объединяет

людей, приводит к образованию процветающих городов и великих государств .

Стремление к последовательно материалистическому решению проблемы

человека получило яркое выражение в сочинениях Ламетри, Дидро и Гельвеция,

извлечения из которых публикуются в настоящем издании. Лейтмотивом их

философской антропологии является положение о материальном единстве

человека, теснейшей зависимости "способностей души", всех психических

процессов, начиная с ощущения и кончая мышлением, от нервной системы и

мозга, от состояний "телесной субстанции". В соответствии с такой точкой

зрения смерть тела рассматривалась как причина прекращения всей психической

деятельности человека, как естественное и закономерное завершение земной

жизни, единственно возможной и реальной.

Материалистическое решение психофизической проблемы, отвергавшее

теологический спиритуализм и религиозно-философский дуализм, отличалось

вместе с тем механицизмом. Более всего он выступает в сочинении Ламетри

"Человек- машина". Однако механицизм французских материалистов не следует

трактовать буквально, упрощать их воззрения на человека. Последний

понимался не как обычный механизм или машина, а как инструмент природы,

наделенный способностью ощущать, чувствовать и мыслить. Поэтому особый

интерес проявляли философы-материалисты к физиологии, к изучению нервной

системы и мозга как материального субстрата психики.

В еще большей степени, чем Вольтер, французские материалисты

подчеркивали чувственно-эмоциональную природу человека, роль личного

интереса в деятельности людей. Особенно характерно это для Гельвеция.

"Чувственные впечатления, себялюбие, наслаждение и правильно понятый личный

интерес, - писал Маркс о Гельвеции, - составляют основу всей морали. Но

было бы ошибкой считать, что человек Гельвеция - это закоренелый эгоист и

себялюбец. Ведь речь шла у него о "правильно понятом личном интересе",

который предполагает разумное сочетание интереса отдельной личности, или

"частного интереса", с интересом общества, или "общественным интересом".

Подобный "разумный эгоизм" вовсе не исключал стремления человека к "общему

благу", к "общественному счастью". Таким образом, "эгоистическая мораль"

французских материалистов XVIII в., как нередко ее именуют, не только не

была чужда .общечеловеческим нравственным ценностям, а напротив,

предполагала гуманизацию межличностных отношений.

Дидро занимал в этом вопросе несколько иную позицию. Он разделял теорию

врожденного морального чувства, примыкая к сенсуалистической и

альтруистической этике английского просветителя Шефтсбери. Важнейшим

проявлением морального чувства, которым природа наделила человека, Дидро

считал стремление к добродетели, к взаимной любви и поддержке. Но

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты