Философия

Сознание

Отражение как всеобщее свойство материи.

Это способности материальных систем и явлений воспроизводить особенности

других систем в процессе взаимодействия с последними.

Примеры: Столкновение 2-ух бильярдных шаров, след ноги на песке.

С этой точки зрения наиболее сложные формы проявляются в животном мире.

Человеческое сознание это высшая форма отражения устойчивости.

Возникновение сознания:

Эволюция и формы отражения на уровне живой материи:

- раздражимость (исходная форма) – простейшая реакция организма

- чувствительность или способность к ощущениям, характерна только для

животных

- отражение на основе нервной системы – это активная работа по формированию

схемы поведения (рефлекс)

- психическое отражение – формируются внутренние образы, т.е. субъективная

реальность (только на основе нервной системы)

Разновидность человеческого мышления

Мышление – составная часть сознания. Эволюция форм отражения:

ощущение (единичное)

v

чел.

восприятие (комбинация ощущений) психика

v

представление

v

понятие (образ)

v

суждение (комбинация понятий и слов)

v

умозаключение (новое знание)

Сознание и познание.

Истина:

Проблема достоверного познания была поставлена ещё в древней Греции.

Софисты утверждали, что наши знания, особенно чувственные не способны дать

достоверные сведения о мире. Платон считал, что возможно знание только о

вечных истинах. Тут и возникла проблема соответствия между знаниями и

объективными явлениями. Аристотель сформулировал так называемую

классическую концепцию истины: это соответствие не между отдельными

понятиями и объективными явлениями, а между определённым утверждением и

настоящим положением дел. Например, утверждение стена не ложно и не

истинно, но утверждение стена является частью дома – истинно! В современной

философии выделяют 3 подхода: 1. Концепция соответствия: истинным явл

высказывание чувства или мысли соответствующей действительности: «снег

белый, если он действительно белый»; 2. Концепция когерентности: это не

противоречивость высказываний: «отдельное суждение приобретает смысл лишь в

системе суждений»; 3. Прагматическая концепция: надо на деле проверять

истинность суждения, а не тратить время на теоретические рассуждения.

Данная концепция соответствует утверждению: «теория мертва без практики»,

но всегда ли практика жива без теории?? Объективная истина – содержание

наших знаний, которое не зависит от особенностей человека или всего

человечества. Поэтому всякая истина объективна, иначе она перестаёт быть

истиной. Выделяют понятия абсолютной и относительной истины. Эти понятия

определяют границы между тем, что познано, и тем, что ещё будет

познаваться. Абсолютная истина имеет 2 смысла: 1. Полное, исчерпывающее

знание о действительности; 2. Тот элемент знаний, который в будущем будет

опровергнут. По мере развития познания и практики представления о природе

углубляются, поэтому научная истина явл относительной, а из суммы

относительных истин складывается абсолютная ( теория В.И Ульянова )

Наука – системное, обоснованное, предметное и объективное знание, нах в

процессе развития. Наука прогнозирует будущие способы практич деят. По сути

– это изучение законов мира. Основн отл наки от обыденного познания :

а.) Вырабатывает специальный язык науки (математич., символич)|_x|: -

12; б) Исп спец орудия для измерения и наблюдения; в) Научное знание явл

системным и обаснованным, т.е это теория.

Формы научного познания : Проблема – определение того что не изучено;

Догадка – первоначальное предположение; Гипотеза – знание в основе которого

лежит предположение; Теория – обоснованное и доказанное утверждение.

Ф – ции науки: 1. Культурно – мировоззренческая; Ф – ция соц силы; 3. Ф –

ция производительной силы.

Методы эмпирического исследования : внимание – целенаправленное восприятие;

описание - естественным языком результатов наблюдений; измерение –

сравнение по сходны свойствам; экспиримент – вмешательство в изучаемый

процесс. Общелогические методы: 1. Анализ – расчленение предмета на

элементы ради более тщательного изучения; 2. Синтез – соединение ранее

выделенных частей; 3. Индукция – переход от частных посылок к общему

выводу; 4. Дедукция – переход от общих закономерностей к частным выводам;

5.Моделирование – изучение оригинала путём создания его копии, которая

отражает изучаемое свойство.

Бытие человека.

Что такое человек?

Человек – [это высшее творение природы, наделенное разумом, кот

развивается по ступеням]

Многие мыслители употребляют понятие и сущность человека часто как

синонимы

Природа и сущность

Под природой человека понимают стойкие неизменные черты и св-ва, которые

присущи людям во все времена независимо от особенности биологической и

социальной эволюции.

Среди качеств человека философы выделяют главные и определяющие:

1. Разумность

2. Искусство общественного труда

3. Создание культуры

Выделить главенствующее качество значит познать сущность человека.

Разнообразие ответа зависит от общей мировоззренческой установки, т. е.

того что признается высшей ценностью.

Существуют разные подходы:

1. Религиозно – философское направление: высшая ценность – это Бог и

сущность человека соотносится с сущностью божественного.

2. Философы натуралисты исходят из культа природы, космоса и человека

воспринимается в основном как живое вещество, наделенное рядом

отличительных особенностей.

3. Многие философы оценивают мир через человека, рассматривая его главной

или высшей ценностью мироздания.

Все эти направления нередко сливаются и дополняют друг друга.

Различия между западным и восточным восприятием человека возникла не

сразу.

В мифологическом сознании природа, человек и божество взаимосвязаны. В 16 –

18 вв. развитие науки сопоставлено размеров Вселенной. Представление об

отсутствии центров мира породило трагическоёе мироощущение (атеизм). В

Европе с 18 века появляется страх смерти.

Бессознательное и сознательное в человеке.

Долгое время господствовал принцип антропологического рационализма –

поведение человека объяснялось только как проявление сознательной жизни. С

Нового времени начинает анализировать психические процессы неосознаваемые

человеком.

Особая роль принадлежит З. Фрейду. Он представлял бессознательное могучей

силой противостоящей сознанию.

Психика состоит из трех пластов:

Самый нижний и мощный слой «Оно» - по объему сравнимо с подводной частью

айсберга. В нем сосредоточены биологические влечения страсти.

Второй небольшой слой – сознательное «Я» человека.

Верхний класс – «супер Я».

Это идеалы и нормы общества, моральная цензура и сфера долженствования.

По Фрейду, оно имеет решающее влияние на мысли, чувства и поступки.

Ученики Фрейда критиковали его за толкование человека как существа

эротического. Юнг выделил в «оно» два слоя:

1. Личностное бессознательное - индивидуальный опыт.

2. Коллективное бессознательное – опыт предшествующих поколений.

Его содержание – это человеческие первообразы (архитипы). Образ Матери –

Родины, народного героя, богатыря.

Человек существо архитипное. Э. Фромм – человек имеет двойственную

природу, он подчинен законам природы и одновременно является соц. сущ-вом.

Основополагающие теории человеческого бытия.

Свобода ответственности.

Свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими

интересами и целями. Свобода, опирается на познание объективной

необходимости. В истории общественной жизни проблема свободы сводилась к

вопросу: обладает ли человек свободой воли или по другому говоря, зависят

ли его поступки от внешних факторов.

В 17 – 19 вв. среди естествоиспытателей распространились представления о

противопоставлении свободы и необходимости.

И Кант рассматривал их как противоречия сознания. Он считал, что

существования свободной воли нельзя теоретически не доказать не

опровергнуть, но практически разум диктует необходимость признать свободу

воли, иначе нравственный закон теряет свой смысл: при отсутствии выбора

исчезают понятия Добра и Зла.

Волюнтаризм проповедует произвольность человеческих поступков, которые

якобы основаны на субъективных желаниях и произволен.

Фатализм отвергает свободу действия и рассматривает их как

предопределенные.

Свобода неравнозначна произволу, независима от происхождения своих целей

и намерений. Люди обладают свободой, так как сохраняют реальную возможность

выбора и предпочтения. Абстрактной свободы не существует, она всегда

конкретна и относительна.

Она может быть в одних сферах деятельности и отсутствовать в других.

Свобода может быть в разной степени – и в выборе целей, средств и их

приспособлении.

Свобода присутствует в действительности как составная часть свободной

цепи свободы выбора, т. е. как составная часть необходимости.

Ответственность – понятие отражающее объективный, исторический конкретный

характер взаимоотношений между личностью, коллективом и обществом, как

сознательное осуществление предъявленных к ним взаимных требований

[ответственность – это выполнение требований].

Формирование веществ предполагает чувство ответственности, которая

становится его свойством.

Объективной основой ответственности является причина следственной связи.

Космос.

Термин др. греков для обозначения мира как структурно-организованного и

упорядоченного целого.

Пифагор первым назвал универсум или Вселенную космосом. У Платона и

Аристотеля аналогичным был термин «небо» (+ Конфуций).

Космос разумен и прекрасен. Для др. греков он предельная полнота бытия –

всеобъемлющее и разумное существо.

Этот подход противоположен иудео-христианской концепции « ущербности

природы как результата грехопадения».

Новое время дало представление о космосе как о пустоте, сохраняется в

основном до наших дней.

Современная техника позволяет изучать космос в 10-ки млрд. световых лет.

Бог.

В религиозных представлениях это высшее [сверхестественное] существо,

верховный предмет религиозного культа.

Теизм – Бог - сверхприродная личность.

Пантеизм – это безличная сила, свойственная природе или совпадающая с

ней.

Деизм – первопричина и создатель мира – Бог, но далее этот мир

развивается по своим естественным законам.

В религиях др. востока присутствует множество богов – это политеизм.

В монотеизме – вера в одного всемогущего Бога.

Кант отрицал возможность теоретического обоснования существования Бога, но

выдвинул нравственное обоснование.

Выдвинуты доказательства:

1. Онтологическое док-во (от слова онтос – бытие). Св. Августин –

предоставление о совершенном существе предполагает его наличие.

2. Телеологическое док-во – целесообразность природы это свидетельство её

разумного Создателя (творца). Таких знаний придерживались Сократ,

Платон.

3. Космологическое. Есть мир, и есть его причина, т. е. Бог.

Атеизм – отрицание бытия Бога.

Смысл жизни.

Разные учения по разному отвечают на этот вопрос. Представители т. н.

материалисты в ответе на этот вопрос обращаются к объективной

действительности и физической природе. Так называемые идеалисты обращаются

к пониманию смысла жизни к Богу, разуму, духу и т. д.

Сегодня сущ-ет множество подходов.

В России литература традиционно рассматривала эту тему. Вл. Соловьев «Путь

от зверочеловека до Богочеловека»

Л. Н. Толстой смысл и цель жизни в самосовершенствовании личности.

Но смысл жизни нельзя искать отдельно от смысла жизни других людей.

Итог размышлений Толстого «это тайна».

В 20-м веке примечательные взгляды экзистенциалистов:

1. религиозные экзистенциалисты – жизнь трагична и это преодолевается

продолжением ее в потустороннем мире, где происходит свободное

творчество души.

2. атеистический подход. Жизнь бессмысленна и абсурдна, но надо помогать

друг другу преодолевать трагизм.

Современный словарь дает набор подходов в понимании смысла жизни:

1. потребление (материальное или духовное)

2. жизнь ради общества (семья, община)

3. божественный смысл

4. эволюционный, космический смысл.

Общество.

Общество – в широком смысле – это совокупность всех способов

взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их

всесторонняя взаимозависимость.

(элементы взаимодействуют).

Общество – в узком смысле – это определенный тип общения и устойчивая

целостность (семья, сотрудники, друзья и т. д.)

Представление об обществе. Западная традиция осуществлять общество и

господство восходит к Платону [города-государства].

По Платону, гос-во – это совместное поселение людей для взаимопомощи и

удовлетворения потребностей.

Функции:

1. Внешняя защита

2. Внутренняя защита.

Он приводил полную аналогию между устройством гос-ва и человеческой Души –

«громадный человек». Семья растворяется в гос-ве.

Аристотель в политике выделяет основной тип общественных связей:

отношения «господство – подчинение». Вид отношений зависит от объекта

власти – раб, жена, дети, свободные граждане.

Аристотель отличал от гос-ва особые типы общения – семью и селение.

Новое время. Теория «естественного состояния»- это антиобщественная война

по Дж. Гоббсу – всех против всех.

Её причины:

1. абсолютная свобода изначально присущая каждому.

2. равенство как способность взаимного нанесения равного ущерба.

3. естественные желания зла.

Спасение является мирным общественным договором: взаимный отказ граждан

от посягательств на свободу.

А. Смит. Общество – это «меновой» союз людей. Разделение труда

удовлетворяет потребности. Работая на других – работаем на себя.

Это единство общественного и индивидуального.

А Смит считал, что разделение труда одновременно снижает быстроту ума,

возвышенность чувств, нравственность частной жизни становятся жертвами

односторонности под воздействием разделения труда.

Выход в развитие образования. В 19 в. понятие общество объединяет

механическую структуру и органическую эволюцию.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ

Понятие- словарное опред. Культура от латинрского связано с воспитанием

почитанием света. Это спец. способ организации жизнедеятельности людей

представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе

социальных норм , и учериждений. в духовных ценностях, савокупность

отношений людей к природе между собой и к себе. Понятие К. фиксируется 1)

общие отличия человеч дебтельности от биологической. 2) кач-ное своеобразие

исторических конкретных форм деятельности культа характеризует особености

разных сфер общ-ва: К труда, К быта, К политики, худож. К и.т.д. Культура-

область духовной свободы человека высшим считалось тв-во в искусстве и

философии. В 19в цивилизация считалась частью К в конце 19в Ц хар-ка всего

капитализма политики объясняли свои захваты Цивилизаторских мыслей.

Освальд Шпенглер (1889-936) напислл книгу "Закат Европы" выдвинул 8 отд. Ц

Египедская, Вавилонская,Индийская,Китайская ,Грекоримская, Везантийско-

Арабская, Мая, Русско-Сибирская. Восхождение-культкра, Низхождение Цивил.

Жестокий биологич ритм рождение молодость, Расцвет зрелость, старость

угосание 1000 лет. Ц- Омасовление всех сторон жизни глобализация нацки

техники в употребление неизбежны мировые войны при Ц. ее цель мировое

господство.

Немецкая классич фил Культура – обл духовной свободы человека. Высшим

считалось творчество в искусстве философии. В 19в цивилизация считалась

частью культуры. В конце 19в – это х – ка всего капитализма: политики

объясняли захваты коллоний цивилизаторской миссией.

(руск почв) О. Шпентлер – немец. Есть у него знаменитая книга «Закат

Европы» . Всего сущ 8 отдельных цивилизаций – египетская, вавилонская,

индийская, китайская, грекоримская, византийско – арабская, майя, русско –

сибирская пробуждающаяся. Восхождение – культура, нисхождение –

цивилизация. Жёсткий биологический ритм, бурная молодость, расцвет и

зрелость, старость и угасание ~1000 лет. Ц – омассовление всех сторон

жизни. Исх из воззрений Шпентлера, глобализация науки, техники и

потребление. Неизбежны мировые войны. Ц стремится к мировому господству.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты