Философия Альбера Камю

Философия Альбера Камю

Альбер Камю родился в 1913 году в небольшом городе Мондови во

французском Алжире в семье сельскохозяйственных рабочих. В самом

начале первой мировой войны его отец, Люсьен Камю, погиб в битве

на Марне. Потеряв кормильца, семья - мать и двое сыновей -

перебираются в город Алжир, столицу одноименного департамента.. Мать

устраивается работать прачкой, обстирывает господ, денег едва

хватает для того, чтобы поднять на ноги сыновей. Старший брат

Альбера, как то было обычным делом в рабочих семьях, рано

начинает зарабатывать себе на хлеб. Младшему сыну было суждено

выйти из своего круга, стать властителем дум, кумиром

интеллектуалов. Для этого требовалось образование.

Окончив в 1924 году начальную школу в Белькуре, одном из

беднейших районов Алжира, Камю должен был бы пополнить ряды

рабочих после кратковременного обучения ремеслу. Судьба распорядилась

иначе: учитель начальной школы, Луи Жермен, обратил внимание на

одаренного подростка и добился для него стипендии. Французский

лицей давал хорошую гуманитарную подготовку и право без экзамена

поступить в университет. Учился Камю прекрасно, проблемы возникали,

скорее, социально-психологические. На нищего стипендиата, выходца из

Белькура, смотрели покровительно и преподаватели, и соученики -

потомки местной денежной аристократии. Стремление к справедливости,

к социальному равенству было у Камю в зрелые годы не умственной

конструкцией, а результатом жизненного опыта. В классе Камю

вторично повезло с преподавателем: учителем класса философии был

Жак Гренье, в будущем близкий друг Камю. Он способствовал

пробуждению интереса к метафизике, литературе, театру.

Материальную нужду, как вспоминал Камю, значительно легче

переносить там , где ее восполняет красота природы, полнота

телесной жизни. Средиземноморской природе посвящены самые прекрасные

страницы прозы Камю. Эта земля, сохранившая элементы античности,

постоянно присутствовала в сознании Камю как солнечный аполлоновский

мир, унаследовавший от эллинов ясность мысли и чувства. Несчастным,

обделенным Камю себя не считал хотя бы потому, что ему было

даровано Средиземное море, пляжи, спорт.

По окончании лицея он поступает на философско-исторический

факультет местного университета. Несмотря на постоянные заботы о

хлебе насущном, он успешно осваивает классические философские

тексты, знакомится с современной философией. Ницше, Кьеркегор,

Шестов, Ясперс входят в круг его чтения одновременно с

Достоевским, Прустом, Мальро. Завершая обучение в университете, он

пишет дипломную работу «Христианская метафизика и неоплатонизм». Эта

тема - соотношение христианской и языческой мысли - будет в

дальнейшем составлять одну из важнейших философствования Камю.

Сформировавшееся ко времени написания этой учебной работы понимание

христианства сохраняется и в «Бунтующем человеке» - в этом главном

философском произведении Камю есть отдельные страницы,

воспроизводящие текст дипломной работы, которая чрезвычайна важна

как этап формирования его мировоззрения. Христианству в нем места

не нашлось. Религиозного воспитания Камю не получил, веры у него

не было ни в юности, ни в зрелости. Идеалы евангельского

христианства он рассматривал через труды своего «земляка» - святого

Августина, а также современных философов - Кьеркегора, Шестова,

Ясперса. На всю жизнь у него сохранилось уважение к древним и

средневековым ересям - к гностикам, манихеям, катарам - и неприятие

католицизма ни как народной религии, ни как богословской доктрины.

Ницшеанского презрения к христианству Камю никогда не разделял;

выходцу из бедноты были чужды и гневные филиппики Ницше против

«подлой черни». Но провидение для него означало род фатализма

(сказывалось сведение христианства к учению Августина); первородный

грех, загробное воздаяние, спасение Камю считал мифами, примиряющими

человека с земной несправедливостью.

Огромное место в жизни Камю занимал театр. Камю был

талантливым актером, постановщиком, драматургом. В конце 30-х годов

с театральной труппой «Экип» он объезжает весь Алжир, играет в

небольших , неприспособленных залах, почти без декорации роли в

классических и современных пьесах, выполняет функции и режиссера, и

работника сцены, и суфлера. Главная его роль в то время - Ивана

в собственной постановке «Братьев Карамазовых». «Я играл его, быть

может плохо, но мне казалось, что понимаю я его в совершенстве»,

- вспоминал Камю о ролях Ивана в «Театре труда» и «Экип». Одной

из особенностей размышлений в «Мифе о Сизифе» и в «Бунтующем

человеке» является актерское вхождение Камю в роль - Прометей, Дон

Жуан, Иван Карамазов, «Завоеватель» или русский террорист-эсер - они

пережиты «изнутри», прочувствованы, сыграны. Размышления об актерском

принятии удела человеческого в «Мифе о Сизифе» прямо связаны с

личным опытом.

Эти годы являются переломными для Камю. Рухнули надежды на

продолжение учебы в Эколь Нормаль - высшей школе, готовящей

университетских преподавателей философии, - к конкурсному экзамену не

допускают по состоянию здоровья, из-за туберкулеза. Разваливается

первый брак. Камю едва сводит концы с концами, обостряется болезнь

- близко знавшие Камю в те годы полагали, что тема самоубийства

приходит в «Миф о Сизифе» из личных переживаний. Но в тоже самое

время он не только играет на сцене и делает наброски «Калигулы».

В печати появляются первые прозаические сборники - «Изнанка и

лицо», «Бракосочетания»; написан и отложен первый роман «Счастливая

смерть», начата работа над философским эссе, которое получит

название «Миф о Сизифе».

В начале 1938 г. в мансарду к Камю приходит Паскаль Пиа,

основавший газету «Республиканский Алжир», и Камю начинает осваивать

и еще один вид деятельности - журналистику, где он также сумел

достичь много. Эпопея Народного фронта уже завершается во Франции,

но в Алжире она не привела к каким-либо реформам. Новая газета

выступает за равные права арабов, разоблачает подтасовки на

выборах. Камю пишет статью за статьей о нищете и бесправии,

голоде арабского населения, вызывая все большее раздражение

истеблишмента.

Работа в «Республиканской газете» прекращается вскоре начала

второй мировой войны. Камю идет добровольцем на призывной пункт,

но туберкулез опять становится у него на пути. Между тем военным

положением воспользовались местные власти, статьи Камю вычеркиваются

военной цензурой. Наконец газета закрывается, а Камю остается без

работы. Через знакомых Пиа он получает работу технического

секретаря в столичной «Пари-Суар». Камю в первые приезжает в

Париж. «Странная война» скоро кончается, вместе с газетой Камю

сначала перебирается в Клермон-Ферран, потом в Лион. После

капитуляции остаются только газеты, прославляющие оккупантов и

правительство Петэна. С ними Камю отказывается сотрудничать и

уезжает в Алжир. Там его слишком хорошо знают - работы в газете

он не получит. Какое-то время Камю учит еврейских детей, изгнанных

из школ новым режимом. В феврале 1941 года он заканчивает «Миф

о Сизифе».

В 1942 г. Камю возвращается во Францию, вступает в подпольную

группу «Комба», образовавшуюся в результате слияния двух групп

Сопротивления с собственными печатными органами. Из последних

возникает газета «Комба», во главе которой сначала становится Пи,

но занятый другими делами в рядах Сопротивления, он фактически

передает управление газетой Камю. В подпольной прессе печатаются

«Письма немецкому другу». Идеальным прикрытием для подпольной

деятельности стало издательство «Галлимар», сотрудником которого Камю

был всю оставшуюся жизнь и где вышли основные его произведения.

24 августа 1944 г. Во время боев в Париже выходит первый,

уже не подпольный номер «Комба» с передовицей Камю «Кровь

свободы». В ней говорится о свершающейся революции: люди, годами

сражавшиеся против оккупации и фашистского режима, уже не потерпят

порядков Третьей республики, социальной несправедливости,

эксплуатации. Битва идет «не за власть, а за справедливость, не

за политику, а за мораль». Камю дает газете следующий

подзаголовок: «От Сопротивления к Революции». В передовице от 24

ноября того же года он уже о социализме.

В дальнейшем Камю недолгое время работал в еженедельнике

«Экспресс», но от журналистики он в целом отходит. Из публикаций

в «Комба» наибольший интерес представляет цикл его статей 1946 г.

«Ни жертвы, ни палачи», в котором уже поднимаются многие

философские и политические вопросы «Бунтующего человека».

В годы войны вышли два произведения, которые принесли Камю

широкую известность, - повесть «Посторонний» и эссе «Миф о Сизифе».

В 1947 г. вышел роман «Чума», за ним последовали пьесы «Осадное

положение» и «Праведники». «Бунтующий человек» был последним и

самым значительным произведением Камю, «Падение» - его последним

романом. Присуждение Нобелевской премии по литературе в 1957 году

было поводом для «Шведских речей», получивших широкий отклик во

всем мире. Из публикаций 50-х годов следует выделить «Размышления

о гильотине» - страстный призыв отменить смертную казнь.

4 января 1960 г. Камю принимает приглашение своего друга и

издателя М. Галлимара вернуться в Париж не поездом, а на

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты