Философия Альбера Камю
Альбер Камю родился в 1913 году в небольшом городе Мондови во
французском Алжире в семье сельскохозяйственных рабочих. В самом
начале первой мировой войны его отец, Люсьен Камю, погиб в битве
на Марне. Потеряв кормильца, семья - мать и двое сыновей -
перебираются в город Алжир, столицу одноименного департамента.. Мать
устраивается работать прачкой, обстирывает господ, денег едва
хватает для того, чтобы поднять на ноги сыновей. Старший брат
Альбера, как то было обычным делом в рабочих семьях, рано
начинает зарабатывать себе на хлеб. Младшему сыну было суждено
выйти из своего круга, стать властителем дум, кумиром
интеллектуалов. Для этого требовалось образование.
Окончив в 1924 году начальную школу в Белькуре, одном из
беднейших районов Алжира, Камю должен был бы пополнить ряды
рабочих после кратковременного обучения ремеслу. Судьба распорядилась
иначе: учитель начальной школы, Луи Жермен, обратил внимание на
одаренного подростка и добился для него стипендии. Французский
лицей давал хорошую гуманитарную подготовку и право без экзамена
поступить в университет. Учился Камю прекрасно, проблемы возникали,
скорее, социально-психологические. На нищего стипендиата, выходца из
Белькура, смотрели покровительно и преподаватели, и соученики -
потомки местной денежной аристократии. Стремление к справедливости,
к социальному равенству было у Камю в зрелые годы не умственной
конструкцией, а результатом жизненного опыта. В классе Камю
вторично повезло с преподавателем: учителем класса философии был
Жак Гренье, в будущем близкий друг Камю. Он способствовал
пробуждению интереса к метафизике, литературе, театру.
Материальную нужду, как вспоминал Камю, значительно легче
переносить там , где ее восполняет красота природы, полнота
телесной жизни. Средиземноморской природе посвящены самые прекрасные
страницы прозы Камю. Эта земля, сохранившая элементы античности,
постоянно присутствовала в сознании Камю как солнечный аполлоновский
мир, унаследовавший от эллинов ясность мысли и чувства. Несчастным,
обделенным Камю себя не считал хотя бы потому, что ему было
даровано Средиземное море, пляжи, спорт.
По окончании лицея он поступает на философско-исторический
факультет местного университета. Несмотря на постоянные заботы о
хлебе насущном, он успешно осваивает классические философские
тексты, знакомится с современной философией. Ницше, Кьеркегор,
Шестов, Ясперс входят в круг его чтения одновременно с
Достоевским, Прустом, Мальро. Завершая обучение в университете, он
пишет дипломную работу «Христианская метафизика и неоплатонизм». Эта
тема - соотношение христианской и языческой мысли - будет в
дальнейшем составлять одну из важнейших философствования Камю.
Сформировавшееся ко времени написания этой учебной работы понимание
христианства сохраняется и в «Бунтующем человеке» - в этом главном
философском произведении Камю есть отдельные страницы,
воспроизводящие текст дипломной работы, которая чрезвычайна важна
как этап формирования его мировоззрения. Христианству в нем места
не нашлось. Религиозного воспитания Камю не получил, веры у него
не было ни в юности, ни в зрелости. Идеалы евангельского
христианства он рассматривал через труды своего «земляка» - святого
Августина, а также современных философов - Кьеркегора, Шестова,
Ясперса. На всю жизнь у него сохранилось уважение к древним и
средневековым ересям - к гностикам, манихеям, катарам - и неприятие
католицизма ни как народной религии, ни как богословской доктрины.
Ницшеанского презрения к христианству Камю никогда не разделял;
выходцу из бедноты были чужды и гневные филиппики Ницше против
«подлой черни». Но провидение для него означало род фатализма
(сказывалось сведение христианства к учению Августина); первородный
грех, загробное воздаяние, спасение Камю считал мифами, примиряющими
человека с земной несправедливостью.
Огромное место в жизни Камю занимал театр. Камю был
талантливым актером, постановщиком, драматургом. В конце 30-х годов
с театральной труппой «Экип» он объезжает весь Алжир, играет в
небольших , неприспособленных залах, почти без декорации роли в
классических и современных пьесах, выполняет функции и режиссера, и
работника сцены, и суфлера. Главная его роль в то время - Ивана
в собственной постановке «Братьев Карамазовых». «Я играл его, быть
может плохо, но мне казалось, что понимаю я его в совершенстве»,
- вспоминал Камю о ролях Ивана в «Театре труда» и «Экип». Одной
из особенностей размышлений в «Мифе о Сизифе» и в «Бунтующем
человеке» является актерское вхождение Камю в роль - Прометей, Дон
Жуан, Иван Карамазов, «Завоеватель» или русский террорист-эсер - они
пережиты «изнутри», прочувствованы, сыграны. Размышления об актерском
принятии удела человеческого в «Мифе о Сизифе» прямо связаны с
личным опытом.
Эти годы являются переломными для Камю. Рухнули надежды на
продолжение учебы в Эколь Нормаль - высшей школе, готовящей
университетских преподавателей философии, - к конкурсному экзамену не
допускают по состоянию здоровья, из-за туберкулеза. Разваливается
первый брак. Камю едва сводит концы с концами, обостряется болезнь
- близко знавшие Камю в те годы полагали, что тема самоубийства
приходит в «Миф о Сизифе» из личных переживаний. Но в тоже самое
время он не только играет на сцене и делает наброски «Калигулы».
В печати появляются первые прозаические сборники - «Изнанка и
лицо», «Бракосочетания»; написан и отложен первый роман «Счастливая
смерть», начата работа над философским эссе, которое получит
название «Миф о Сизифе».
В начале 1938 г. в мансарду к Камю приходит Паскаль Пиа,
основавший газету «Республиканский Алжир», и Камю начинает осваивать
и еще один вид деятельности - журналистику, где он также сумел
достичь много. Эпопея Народного фронта уже завершается во Франции,
но в Алжире она не привела к каким-либо реформам. Новая газета
выступает за равные права арабов, разоблачает подтасовки на
выборах. Камю пишет статью за статьей о нищете и бесправии,
голоде арабского населения, вызывая все большее раздражение
истеблишмента.
Работа в «Республиканской газете» прекращается вскоре начала
второй мировой войны. Камю идет добровольцем на призывной пункт,
но туберкулез опять становится у него на пути. Между тем военным
положением воспользовались местные власти, статьи Камю вычеркиваются
военной цензурой. Наконец газета закрывается, а Камю остается без
работы. Через знакомых Пиа он получает работу технического
секретаря в столичной «Пари-Суар». Камю в первые приезжает в
Париж. «Странная война» скоро кончается, вместе с газетой Камю
сначала перебирается в Клермон-Ферран, потом в Лион. После
капитуляции остаются только газеты, прославляющие оккупантов и
правительство Петэна. С ними Камю отказывается сотрудничать и
уезжает в Алжир. Там его слишком хорошо знают - работы в газете
он не получит. Какое-то время Камю учит еврейских детей, изгнанных
из школ новым режимом. В феврале 1941 года он заканчивает «Миф
о Сизифе».
В 1942 г. Камю возвращается во Францию, вступает в подпольную
группу «Комба», образовавшуюся в результате слияния двух групп
Сопротивления с собственными печатными органами. Из последних
возникает газета «Комба», во главе которой сначала становится Пи,
но занятый другими делами в рядах Сопротивления, он фактически
передает управление газетой Камю. В подпольной прессе печатаются
«Письма немецкому другу». Идеальным прикрытием для подпольной
деятельности стало издательство «Галлимар», сотрудником которого Камю
был всю оставшуюся жизнь и где вышли основные его произведения.
24 августа 1944 г. Во время боев в Париже выходит первый,
уже не подпольный номер «Комба» с передовицей Камю «Кровь
свободы». В ней говорится о свершающейся революции: люди, годами
сражавшиеся против оккупации и фашистского режима, уже не потерпят
порядков Третьей республики, социальной несправедливости,
эксплуатации. Битва идет «не за власть, а за справедливость, не
за политику, а за мораль». Камю дает газете следующий
подзаголовок: «От Сопротивления к Революции». В передовице от 24
ноября того же года он уже о социализме.
В дальнейшем Камю недолгое время работал в еженедельнике
«Экспресс», но от журналистики он в целом отходит. Из публикаций
в «Комба» наибольший интерес представляет цикл его статей 1946 г.
«Ни жертвы, ни палачи», в котором уже поднимаются многие
философские и политические вопросы «Бунтующего человека».
В годы войны вышли два произведения, которые принесли Камю
широкую известность, - повесть «Посторонний» и эссе «Миф о Сизифе».
В 1947 г. вышел роман «Чума», за ним последовали пьесы «Осадное
положение» и «Праведники». «Бунтующий человек» был последним и
самым значительным произведением Камю, «Падение» - его последним
романом. Присуждение Нобелевской премии по литературе в 1957 году
было поводом для «Шведских речей», получивших широкий отклик во
всем мире. Из публикаций 50-х годов следует выделить «Размышления
о гильотине» - страстный призыв отменить смертную казнь.
4 января 1960 г. Камю принимает приглашение своего друга и
издателя М. Галлимара вернуться в Париж не поездом, а на