Философия Аврелия Августина

Философия Аврелия Августина

Московская государственная академия водного транспорта

Кафедра гуманитарных наук

Контрольная работа по философии

Тема: “Философия Аврелия Августина”.

Студентка I

курса УП-4

Полунина Е.А.

Москва 2003

[pic]

АВГУСТИН (Augustinus) Аврелий — христианский теолог. Родился в г.

Тагасте (Северная Африка). В своем духовном развитии прошел несколько

этапов. Проявил способности к наукам, изучал риторику в Карфагене, затем

преподавал красноречие в Риме, а позже в Медиолане (Милан). В течение 9 лет

был приверженцем манихейства — религиозного учения, исходившего из принципа

дуализма добра и зла, света и тьмы в мире, затем оказался под влиянием

скептицизма. Решающую роль в развитии Августина сыграло его знакомство с

неоплатонизмом — философским течением, опиравшимся на идеи великого

древнегреческого мыслителя — Платона. В 387 г. принял христианство. В

следующем году возвратился в свой родной город и стал во главе местной

общины христиан. В 395 году был посвящен в епископы г. Гипона, руководя

всей африканской церковью. Умер во время осады Гипона вандалами.

Августин — автор трактата по эстетике «О прекрасном и пригодном», в

котором, опираясь на идеи Аристотеля, развивал положение о том, что красота

представляет собой единство в многообразии. Однако этот принцип

разрабатывался им на принципиально отличной от античной эстетики основе.

Красота в мире, по Августину, существует не сама по себе и не как отражение

идеальной красоты, сосредоточенной в мире высших смыслов, а как проявление

и свидетельство попечения Творца о твари, постоянное участие Бога в делах

мира. Центральный пункт размышлений Августина — «новый» человек в его

отношении к Богу и миру; становление человека как личности от ветхого к

новому, преодоление себялюбия в любви к Богу. Теоретические основы процесса

— философская теология, учение о тринитарной структуре личности как чистого

«я» разработаны в трактате «О Троице».

Широко известна "Исповедь" Августина, где он с глубоким психологизмом

и предельной искренностью описал свою жизнь и основания своей веры. В ней

Августин немало и с непревзойденной интеллектуальной изобретательностью

рассуждает о проблемах времени и пространства. Он ставит перед собой

смелые богословские вопросы: мог ли Бог создать этот мир раньше или позже,

чем создал? что делал Бог до того, как создал мир? Как соотносится Бог с

понятиями времени и вечности? В решении их Августин примыкает к

платоновскому истолкования времени, то есть считает время сотворенной

субстанцией. Мир создан не в текущем времени, утверждает Августин, но время

начинает идти от сотворения мира. Бог находится в вечности, и потому к ней

неприменимы временные понятия: "раньше", "позже", неправомерно спрашивать

Бога, что он делал тогда, когда мира не было. "Когда не было времени, не

было и "тогда"... Всякое время создал Ты, и до всякого времени был Ты, и не

было времени, когда времени вовсе не было" (Исповедь, с.326).

Следовательно, Бог не мог создать мир ни раньше ни позже, чем создал, то

есть время начинает идти только и сразу с сотворением мира.

Аврелий Августин обсуждает вопросы долготы и краткости времени,

длительности прошлого, измерения времени, психологические подходы к

времени? Время разбивается на прошлое, настоящее и будущее, причем первого

уже нет, третьего еще нет, а настоящее неуловимо, непрерывно проходит.

"Время, становясь из будущего настоящим, выходит из какого-то тайника, и

настоящее, став прошлым, уходит в какой-то тайник" (там же, с. 333).

Тем не менее, не могли бы мы измерять какую-то иллюзию, следовательно,

время есть некоторая реальность. Что же мы измеряем во времени, если никак

не можем уловить его суть? - спрашивает он. Реальностью можно назвать и

прошлое, которое было когда-то настоящим, и будущее, которому только

предстоит стать настоящим. Каждый из нас образ прошедшего несет в своей

душе, вспоминает о нем. Будущее видят предсказатели. Значит, существуют на

самом деле, имеют не мечтательное бытие все три ипостаси времени.

В нашей душе находится тот тайник или источник длительности, которым мы

измеряем глубину прошлого, которое существует не само по себе, а только в

связи с глубиной воспоминания. Ничто иное, как память несет слова и образы

вещей. Количество конкретного воспоминания для нас равно силе и глубине

впечатлений. Точно также и предсказание, предварительное обдумывание на

основании тех образов, которые находятся у нас внутри, в памяти, рисуют нам

облик будущего. Следовательно, говорит Августин, нет ни будущего, ни

прошлого самих по себе, а есть три лика одного времени - настоящее

прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего, связанные с памятью

и впечатлением, которые суть важнейшие инструменты понимания времени. Бог

хочет сказать нам, что мы не должны допускать рассеивания внимания; наша

обязанность по отношению к сущему - помнить все, прошедшее удерживать в

своей душе.

Более отчетливо, чем философы античности, Августин выделяет понятие

пространства, которое тогда в основном называлось местом. Для него так же

как и время, пространство имеет некоторую реальность независимо от

наполняющих его вещей. Он называет пространство не передвигающимся сосудом,

то есть не совпадающим с границами тел.

Рассуждения Аврелия Августина значительно очистили от наслоений

традицию Платона и Аристотеля и развили субстанциальную концепцию времени,

приверженцы которой стремятся обосновать независимость течения времени и

существования пространства от движения материальных тел. Логические

построения и неожиданная постановка вопросов Августина о времени и

пространстве всегда вызывали философский интерес; они способны и сегодня

служить источником новых образов и ассоциаций.



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты