здесь у Спинозы, - это обьяснить, каким образом неподвижная и неизменная
субстанция является первопричиной непрерывно движущихся и меняющихся
модусов.
Спиноза также не смог решить вопрос о происхождении человеческого
разума. Но это связанно с историческими условиями и познаниями XVII века.
Кроме того, могие недостатки учения порожлают спинозовский фатализм.
Однако, несмотря на отдельные недостатки, учение Спинозы о природе явилось
величайшим прогрессивным событием в истории развития человеческой мысли.
II. УЧЕНИЕ Б. СПИНОЗЫ О ДУШЕ
Сложность человеческого организма является результатом деялельности
человеческой души, которая, согласно Спинозе не какая-то особая отличная от
тела сущность, а совокупность мыслительных способностей человека.
Человеческая душа - лишь один из модусов атрибута мышления, частица
"бесконечного разума Бога".
Учитывая низкий уровень биологических и психофизических знаний XVII
века, философ очень осторожно подходит к взаимоотношениям души и тела.
Деятельность души он ставит в зависимость от состояния тела. Действия
внешних обьектов на человеческую душу приводит к тому, что она ". . .
воспринимает вместе с природой своего тела и природу многих других тел, то
есть познает их. . . ".
В своем учении Спиноза критикует, так называемые, "родовые понятия",
которые составляют источник ложных представлений о мире. Он критикует
ошибочные стремления представить субстанцию с точки зрения определения
длительности, меры, делимости и так далее. Спиноза так же считал ложной
склонность людей приписывать природе какие-либо цели.
Спиноза считал ложным и представления людей о свободе человеческой
воли. Согласно его учению, нельзя говорить по отношению к человеку о
наличии у него свободной воли как какой-то независимой от тела способности
души. По мнению философа ". . . не столько душа влияет на тело, сколько
тело на душу. . . ". Спиноза вообще отрицает волю как особую
самостоятельную способность человеческой души. Воля, с его точки зрения,
состоит из отдельных желаний человека, которые вызванны определенными
причинами. По учению Спинозы ". . . воля и разум - это одно и то же. . . ".
Спиноза различал несколько видов познания. Чувственное познание он
считает не достоверным (неадекватным). Правильным же он считает метод,
основывающийся на способности души к адекватному познанию. Возможность
этого познания связанна с тем, что всем вещам как в целом, так и в
отдельных их частях присуще нечто общее. Это общее имеет свое соответствие
в человеческой душе в виде адекватных идей, которые Спиноза называет
"общими понятиями". Они лежат в основе рассудочного познания - познания
второго рода. Разум не исчерпывается только рассудочным познанием, а
заключает в себе и третий, высший род познания - интуицию. По Спинозе,
интелектуальная интуиция - это высшее проявление рациональных способностей
человека. Она основывается на высшем способе восприятия, при котором ". . .
вещь воспринимается единственно через ее сущность или через познание ее
ближайшей причины. . . ".
Разуму свойственен правильный взгляд на мир, постижение вещей в их
"первых причинах". Лишь воображению, основанному на чувственном познании,
вещи представляются случайными, тогда как разум способен постигнуть
истинную длительность каждой отдельной вещи, так как он рассматривает вещи
в их связи, стремиться постигнуть их всеобщую связь и взаимозависимость. И
когда это происходит, отдельные вещи перестают восприниматься как
неопределенно длящиеся, и существование начинает мыслиться адекватно. Тогда
неопределенная длительность этого существования превращается в определенную
и из случайных вещи становятся необходимыми. Адекватное понимание вещей
есть постижение их как модусов - необходимых проявлений единой и вечной
субстанции. В этом заключается учения Спиноза о познании.
Учение Спинозы о душе и познании неразрывно связано с его учением об
аффектах. Аффектом Спиноза называл как состояние человеческой души,
имеющейсмутные и ясные идеи, так и, связанное с этим, сотояние
человеческого тела. Основных аффектов, переживаемых человеком, три:
удовольствие или радость, неудовольствие или печаль, и желание. В
действительности существует бесчисленное множество аффектов, но все они,
согласно учению Спинозы, относится к этим трем видам.
Спиноза не ставил знак равенства между аффектом и страстью. Любая страсть -
это аффект, но не всякий аффект является страстью. Страстью он называл лишь
пассивные аффекты, которые связанны со смутными неадекватными идеями.
Бессилие человека в борьбе со своими страстями Спиноза называл
рабством. Свободой же он называл господство над своими аффектами, которое
достигается путем их познания. Таким образом, согласно Спинозе, путь к
свободе лежит через познание самого себя. Свободу он противопоставляет не
необходимости, а принуждению или насилию. Познание аффектов не
избавляет человека от них, но приводит их в соответствие с законами нашего
разума и, тем самым, уменьшает их действие на человека.
Свобода, достигаемая деятельностью сознания, противоречива по своей
сути. Первая ступень к свободе, по мнению Спинозы, состоит в том, что
человек приводит свои идеи в соответствие с порядком и связью вещей. Затем,
когда человек добивается совпадения своих идей с порядком всей природы он
получает возможность привести состояние своего тела в соответствие с
порядком своих идей. Так человек достигает господства над своими аффектами,
то есть гармонии. В этом заключается учение Спинозы о свободе.
III. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Б. СПИНОЗЫ
В своем учении об обществе Спиноза руководствовался методологией
механико-математических наук. Общество рассматривается им как механизм,
который целиком может найти свое обьяснение в категориях физической
природы. Спиноза отождествляет бощество и государство. По его мнению,
государство возникает не в результате определенных социально-экономических
процессов, а на основе общественного договора, в силу необходимости власти
и законов как норм ". . . умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные
порывы людей. . . ". С этой точки зрения, назначение государства состоит в
том, чтобы облегчить каждому человеку возможность руководствоваться разумом
и, тем самым, обретать свою свободу.
Спиноза выступал за сильную государственную власть. Однако он считал,
что верховная власть не может вмешиваться во внутреннюю жизнь людей и
диктовать им законы совести. Спиноза так же выступал за свободу мысли и
слова, свободу совести. Согласно взглядам Спинозы, свобода лучше всего
может быть обеспечена при демократической форме правления.
Учение о государстве Спинозы неразрывно связанно с его этическими
взглядами. Моральные и этические критерии человеческого общества не раз
менялись со временем, но этические воззрения Спинозы актуальны и сейчас,
так как они охватывают вечные человечества категории.
Спиноза видел главную задачу своей философии в обосновании этических
вопросов, в выработке теории индивидуального поведения. Этическая
направленность философских интересов Спинозы подчеркнута им самим, главный
труд философа называется "Этика".
В своем исследовании этических проблем, Спиноза обосновывает понятие
добродетели. Это совершенствование своего познания или разума, так как ". .
. в одном этом состоит высшее счастье или блаженство человека. . . ".
Вершина добродетели - это ". . . человек, руководствующийся разумом. . . ".
Философ считал, что желания, которые определяются разумом, всегда хороши.
В учении Спинозы обоснованны критерии индивидуального поведения
человека, которые должны привести его к вершине добродетели. Спиноза
убедительно доказывает, что жить в обществе лучше, чем одному: ". . . из их
сообщества гораздо больше удобств чем вреда. . . ", поэтому ". . . людям
всего полезнее делать то, что способствует укреплению дружбы. . . ". А для
этого надо помнить, что ". . . души побеждаются не оружием, а любовью и
великодушием. . . ". Кроме этого, Спиноза обосновывает брак и другие союзы,
считая их основой любого общества. Согласно Спинозе самовосхваление и
самоунижение одинакого дурны. Не надо делать то, после чего мы будем
испытывать стыд и угрызения совести, потому что эти чувства так же дурны.
Он так же считал, что щедрость хороша, но сострадание дурно, так как оно
унижает. Забота о бедных должна лежать на всем обществе. Многие из этих
постулатов актуальны и сегодня.
В своем учении об этике философ указал путь, который ведет к познанию
самого себя, к уменьшению власти страстей, к истинной свободе. Однако сам
Спиноза указывал, что этот путь труден и найти его нелегко, но высшая цель
человека идти поэтому пути.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Философское учение Бенедикта Спинозы имело большое значение в развитии
философии. Оно оказало большое влияние на философов XVIII-XIX веков, в том
числе на Дидро, Гегеля, Шелленга, Фейербаха и многих других. Философия
Спинозы нанесла мощный удар по религиозному консерватизму. Спиноза назван
одним из отцов свободомыслия. Практически все последующие революционные
прогрессивные мыслители были его сторонниками и последователями.
Спиноза первый в философии нового времени создал глубоко обоснованное
учение о несотворимости и вечности природы, о ее бесконечности и
господствующей в ней всеобщей закономерности. Одно из особенностей
материализма Спинозы является то, что он непосредственно приводит к
атеизму. Спиноза предвосхитил целый ряд диалектических положений, развитых
в дальнейшей системе Гегеля, в основном материалистическом учении. К любой
исследуемой области действительности Спиноза стремился подходить с научных
позиций.
Учение Спинозы - один из важнейших этапов развития материалистической
философии, развитие человеческой мысли вообще.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Б. Спиноза. Избранные произведения. В двух томах. Том I. Москва.
Госполитиздат. 1957 год.
2. Коников И. А. Материализм Спинозы. Москва. Наука. 1971 год.
Страницы: 1, 2