Философия Бердяева
"О культуре" по работе Н.А.Бердяева
"Философия неравенства"
Значение культуры.
В жизни общественной духовный примат принадлежит культуре. Не в
политике в экономике ,а в культуре осуществляются цели общества. И высоким
качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество
общественности.
Культура и
цивилизация.
Происхождение и
сущность культуры.
Культура и цивилизация - не одно и то же. Культура родилась из культа.
Вокруг храма зачалась она и была связана с жизнью религиозной. Так было в
великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой,
в культуре раннего возрождения. Культура - благородного происхождения.
Культура имеет религиозные основы. Это нужно считать установленным с
самой позитивно-научной точки зрения.
Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от
культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена
духовная жизнь... В ней даны не последние достижения бытия, а лишь
символические его знаки. Такова же и природа культа ... Цивилизация не
имеет такого благородного происхождения. ... В ней нет связи с символикой
культа. Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с
природой, вне храмов и культа. Культура всегда идет сверху вниз, путь ее
аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь ее буржуазный и
демократичекий. Культура есть явление глубоко индивидуальное и
неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся.
Культуры древних народов очень своеобразны и неповторимо индивидуальны.
Переход от варварства к цивилизации имеет общие признаки у всех народов
(напр. употребление железа). Культура имеет душу. Цивилизация же имеет
лишь методы и орудия.
Культура всегда гордится древностью своего происхождения,
неразрывной связью с великим прошлым. Культура ... более всего дорожит
своей преемственностью... В культуре происходит великая борьба вечности
с временем, великое противление разрушительной власти времени. Культура
борется со смертью... Ей дорого увековечение, непрерывность,
преемственность, прочность культурных творений и памятников.
Цивилизация дорожит своим недавним происхождением, она не ищет
древних и глубоких источников. Она гордится изобретением сегодняшнего. У
нее нет предков. Цивилизация всегда имеет такой вид, точно она возникла
сегодня или вчера. Цивилизация, в отличие от культуры, не борется со
смертью, не хочет вечности. Цивилизация футуристична. В цивилизации есть
хамизм зазнавшегося parvenu (выскочки). Этот хамизм сообщается и культуре,
которая хочет быть окончательно безрелигиозной.
В культуре действуют два начала - консервативное, обращенное к
прошлому, и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое,
обращенное к будущему и созидающее новые ценности. Но в культуре не может
действовать начало революционное, разрушительное. Революционное начало по
существу враждебно культуре , антикультурно. Дух революционный хочет
вооружить себя цивилизацией, присвоить себе ее утилитарные завоевания , но
культуры он не хочет. И революционеры с легкостью готовы разрушить все
памятники великих культур, все творческие их ценности во имя утилитарных
целей, во имя блага народных масс.
Источники европейской
культуры. Культура и
религия.
Вся европейская культура связана с преданиями античности. Настоящая
культура и есть античная греко-римская культура. Античная культура вошла в
христианскую церковь, и церковь была хранительницей преданий культуры в
эпоху варварства и тьмы.
Культ церковный насыщен культурой, и вокруг него творилась и новая
культура старой Европы. В ней есть неразрывная связь с античностью.
Культура имеет религиозные основы, она полна религиозной символики.
Невозможна и низка совершенно безрелигиозная культура, но невозможна и
онтологически (суще) религиозная культура. Культура явилась дифференциацией
культа , она явилась уже в результате выделения из храма, отделения от
религиозного центра. Культура религиозна по своему происхождению и
религиозна по своему заданию. И в самых классических и совершенных своих
достижениях, в самых строгих своих формах она теряет религиозный свой
характер.
Революция и
культура.
Социализм не несет с собой в мир никакого нового типа культуры. Новой
культуры вы не можете создать, потому что вообще нельзя создать новой
культуры, не имеющей никакой преемственной связи с прошлой культурой, не
почитающей предков. Нельзя делать культуру приложением к какому-то
существенному, основному делу, чем-то вроде воскресного развлечения.
Культуру можно творить лишь тогда, когда она сама считается существенным,
основным делом. Социалисты хотят направить волю и сознание человека
исключительно на материальную, экономическую сторону жизни. Применение к
культуре чисто экономических оценок мешает войти внутрь культуры и
узнать ее таинственную жизнь. Революционные демократические и
социалистические движения отбрасывают назад в сфере культуры и ослабляют
интерес к проблеме культуры. ..."Пролеткульты" означают лишь то, что
культура пролетает мимо вас и вы мимо нее.
Культура есть неотвратимый путь человека и человечества. Нельзя
миновать его. Человечество обречено культуре. Но в нем действуют и силы,
враждебные путям совершения культуры, силы нигилистические и
анархические. Нигилистическое и анархическое отношение к культуре не
имеет оправдания. Нигилистическое и анархическое восстание против культуры
никогда не ведет к выходу за пределы культуры, оно лишь отбрасывает назад
и требует новой работы культуры.
Студент группы ИУ 2 - 11
/Сидоров А.Г./