Философия Бердяева

Философия Бердяева

"О культуре" по работе Н.А.Бердяева

"Философия неравенства"

Значение культуры.

В жизни общественной духовный примат принадлежит культуре. Не в

политике в экономике ,а в культуре осуществляются цели общества. И высоким

качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество

общественности.

Культура и

цивилизация.

Происхождение и

сущность культуры.

Культура и цивилизация - не одно и то же. Культура родилась из культа.

Вокруг храма зачалась она и была связана с жизнью религиозной. Так было в

великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой,

в культуре раннего возрождения. Культура - благородного происхождения.

Культура имеет религиозные основы. Это нужно считать установленным с

самой позитивно-научной точки зрения.

Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от

культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена

духовная жизнь... В ней даны не последние достижения бытия, а лишь

символические его знаки. Такова же и природа культа ... Цивилизация не

имеет такого благородного происхождения. ... В ней нет связи с символикой

культа. Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с

природой, вне храмов и культа. Культура всегда идет сверху вниз, путь ее

аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь ее буржуазный и

демократичекий. Культура есть явление глубоко индивидуальное и

неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся.

Культуры древних народов очень своеобразны и неповторимо индивидуальны.

Переход от варварства к цивилизации имеет общие признаки у всех народов

(напр. употребление железа). Культура имеет душу. Цивилизация же имеет

лишь методы и орудия.

Культура всегда гордится древностью своего происхождения,

неразрывной связью с великим прошлым. Культура ... более всего дорожит

своей преемственностью... В культуре происходит великая борьба вечности

с временем, великое противление разрушительной власти времени. Культура

борется со смертью... Ей дорого увековечение, непрерывность,

преемственность, прочность культурных творений и памятников.

Цивилизация дорожит своим недавним происхождением, она не ищет

древних и глубоких источников. Она гордится изобретением сегодняшнего. У

нее нет предков. Цивилизация всегда имеет такой вид, точно она возникла

сегодня или вчера. Цивилизация, в отличие от культуры, не борется со

смертью, не хочет вечности. Цивилизация футуристична. В цивилизации есть

хамизм зазнавшегося parvenu (выскочки). Этот хамизм сообщается и культуре,

которая хочет быть окончательно безрелигиозной.

В культуре действуют два начала - консервативное, обращенное к

прошлому, и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое,

обращенное к будущему и созидающее новые ценности. Но в культуре не может

действовать начало революционное, разрушительное. Революционное начало по

существу враждебно культуре , антикультурно. Дух революционный хочет

вооружить себя цивилизацией, присвоить себе ее утилитарные завоевания , но

культуры он не хочет. И революционеры с легкостью готовы разрушить все

памятники великих культур, все творческие их ценности во имя утилитарных

целей, во имя блага народных масс.

Источники европейской

культуры. Культура и

религия.

Вся европейская культура связана с преданиями античности. Настоящая

культура и есть античная греко-римская культура. Античная культура вошла в

христианскую церковь, и церковь была хранительницей преданий культуры в

эпоху варварства и тьмы.

Культ церковный насыщен культурой, и вокруг него творилась и новая

культура старой Европы. В ней есть неразрывная связь с античностью.

Культура имеет религиозные основы, она полна религиозной символики.

Невозможна и низка совершенно безрелигиозная культура, но невозможна и

онтологически (суще) религиозная культура. Культура явилась дифференциацией

культа , она явилась уже в результате выделения из храма, отделения от

религиозного центра. Культура религиозна по своему происхождению и

религиозна по своему заданию. И в самых классических и совершенных своих

достижениях, в самых строгих своих формах она теряет религиозный свой

характер.

Революция и

культура.

Социализм не несет с собой в мир никакого нового типа культуры. Новой

культуры вы не можете создать, потому что вообще нельзя создать новой

культуры, не имеющей никакой преемственной связи с прошлой культурой, не

почитающей предков. Нельзя делать культуру приложением к какому-то

существенному, основному делу, чем-то вроде воскресного развлечения.

Культуру можно творить лишь тогда, когда она сама считается существенным,

основным делом. Социалисты хотят направить волю и сознание человека

исключительно на материальную, экономическую сторону жизни. Применение к

культуре чисто экономических оценок мешает войти внутрь культуры и

узнать ее таинственную жизнь. Революционные демократические и

социалистические движения отбрасывают назад в сфере культуры и ослабляют

интерес к проблеме культуры. ..."Пролеткульты" означают лишь то, что

культура пролетает мимо вас и вы мимо нее.

Культура есть неотвратимый путь человека и человечества. Нельзя

миновать его. Человечество обречено культуре. Но в нем действуют и силы,

враждебные путям совершения культуры, силы нигилистические и

анархические. Нигилистическое и анархическое отношение к культуре не

имеет оправдания. Нигилистическое и анархическое восстание против культуры

никогда не ведет к выходу за пределы культуры, оно лишь отбрасывает назад

и требует новой работы культуры.

Студент группы ИУ 2 - 11

/Сидоров А.Г./



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты