Философия экзастециализма: САРТР
Реферат по философии
на тему
“Сартр (Sartre)”
студента юридического факультета
Международного Университета
12 группы
Бытенского Валентина.
Москва, 1997
Жан Поль Сартр (родился 21 июня 1905 года) - французский философ,
представитель экзистенциализма (так называемого атеистического его
варианта), писатель, драматург и эссеист. Он также был общественным
деятелем, участником Французского движения Сопротивления, в послевоенные
годы - многочисленных демократических движений и организаций. Явился
основателем и директором журнала “Les Temps Modernes” (1945). Образование
получил в лицеях Ла-Рошели, кончил высшую нормальную школу в Париже,
стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Преподавал
философию в различных лицеях Франции (1929-39 и 1941-44); с 1944 целиком
посвятил себя литературной работе. Известность Сартру принесли роман
“Тошнота” (1938) и сборник рассказов “Стена”. Основная философская работа -
“Бытие и ничто”. Но популярность Сартр приобрел в послевоенные годы.
Мировоззрение Сартра сложилось под влиянием прежде всего Бергсона,
Гуссерля и Хейдеггера. Экзистенциальная философия Сартра обнаруживает себя
как одно из современных ответвлений феноменологии Гуссерля, как приложение
его метода к “живому сознанию”, к субъективно-деятельной стороне того
сознания, с каким конкретный индивид, заброшенный в мир конкретных
ситуаций, предпринимает какое-либо действие, вступает в отношение с другими
людьми и вещами, стремится к чему-либо, принимает житейские решения,
участвует в общественной жизни и так далее. Все акты деятельности
рассматриваются Сартром как элементы определенной феноменологичной
структуры и расцениваются фактически в зависимости от задач личностного
самоосуществления индивида. Сартр рассматривает роль “субъективного”
(подлинно-личностного) в процессе человеческой персонализации и
исторического творчества. По Сартру, акт специфически человеческой
деятельности есть акт обозначения, придания смысла (тем моментам ситуации,
в которых проглядывает объективность - “другое”, “данное”). Предметы лишь
знаки индивидуальных человеческих значений, смысловых образований
человеческой субъективности. Вне этого они - просто данность, сырая
материя, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное
индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в
качестве так или иначе очерченной индивидуальности. Внешние предметы -
здесь просто повод для “решений”, “выбора”, который должен быть выбором
самого себя.
Поскольку у Сартра человеческая деятельность - в той мере, в какой она
свободная и творческая, - лишена корней в содержании объективности, в том
числе и в содержании форм опредмеченной человеческой деятельности (то есть
культуры), то содержанием ее оказывается натуралистически взятое содержание
природы самого индивида, его уникальные биологические зависимости, события
и травмы глубокого детства, довлеющие над индивидом, как рок. В этой связи
Сартр развивает метод, называемый им экзистенциальным психоанализом,
который призван прояснить облик индивидуальности путем выявления тех
обстоятельств детства и тех специфических биологических зависимостей, в
ответ на которые она себя строит.
Философская концепция Сартра развивается на основе абсолютного
противопоставления и взаимоисключения понятий: “объективность” и
“субъективность”, “необходимость” и “свобода”. Источник этих противоречий
Сартр усматривает не в конкретном содержании сил социального бытия, а во
всеобщих формах этого бытия (вещественные свойства предметов, коллективные
и обобществленные формы бытия и сознания людей, индустриализация,
техническая оснащенность современной жизни и так далее). Свобода индивида
как носителя беспокойной субъективности может быть лишь “разжатием бытия”,
образованием в нем “трещины”, “дыры”, ничто. Индивида современного общества
Сартр понимает как отчужденное существо, возводя это конкретное состояние в
метафизический статус человеческого существования вообще. Всеобщее значение
космического ужаса приобретают у Сартра отчужденные формы человеческого
существования, в которых индивидуальность стандартизирована и отрешена от
исторической самостоятельности, подчинена массовым, коллективным формам
быта, организаций, государства, стихийным экономическим силам, привязана к
ним также и своим рабским сознанием, где место самостоятельного
критического мышления занимают общественно принудительные стандарты и
иллюзии, требования общественного мнения и где даже объективный разум науки
представляется отделенной от человека и враждебной ему силой. Отчужденный
от себя человек, обреченный на неподлинное существование, не в ладу и с
вещами природы - они глухи к нему, давят на него своим вязким и солидно-
неподвижным присутствием, и среди них может себя чувствовать благополучно
устроенным только общество “подонков”, человек же испытывает “тошноту”. В
противовес всяким вообще “объективным” и опосредованным вещами отношениям,
порождающим индивидуальные производительные силы, Сартр утверждает особые,
непосредственные, натуральные и цельные человеческие отношения, от
реализации которых зависит подлинное содержание человечности.
В мифологизирующем утопическом мышлении Сартра все же на первый план
выступает неприятие действительности современного общества и его культуры,
выражающее сильную струю современного социального критицизма. Жить в этом
обществе, согласно Сартру, как живет в нем “довольное собой сознание”,
можно лишь отказавшись от себя, от личной подлинности, от “решений” и
“выбора”, переложив последние на чью-либо анонимную ответственность - на
государство, нацию, расу, семью, других людей. Но и этот отказ -
ответственный акт личности, ибо человек обладает свободой воли.
Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории “проекта”,
согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, “собирает”
себя в качестве такового. Поэтому трус, например, ответственен за свою
трусость, и “для человека нет алиби”. Экзистенциализм Сартра стремится
заставить человека осознать, что он полностью в ответе за самого себя, свое
существование и окружающее, ибо исходит из утверждения, что, не будучи чем-
то заданным, человек постоянно строит себя посредством своей активной
субъективности. Он всегда “впереди, позади себя, никогда - сам”. Отсюда то
выражение, которое Сартр дает общему принципу экзистенциализма: “...
существование предшествует сущности...” По сути это означает, что всеобщие,
общественно-значимые (культурные) объективации, которые выступают как
“сущности”, “природа человека”, “всеобщие идеалы”, “ценности” и так далее,
являются лишь отложениями, застывшими моментами деятельности, с которыми
конкретный субъект никогда не совпадает. “Экзистенция” и есть постоянно
живой момент деятельности, взятый в виде внутрииндивидуального состояния,
субъективно. В более поздней работе “Критика диалектического разума” Сартр
формулирует этот принцип как принцип “несводимости бытия к знанию”. Но
экзистенциализм Сартра не находит иной основы, из которой человек мог бы
развить себя в качестве подлинно самодеятельного субъекта, кроме абсолютной
свободы и внутреннего единства “проектирующего я”. В этом своем возможном
развитии личность одинока и лишена опор. Место активной субъективности в
мире, ее онтологическую основу Сартр обозначает как “ничто”. По мысли
Сартра, “... человек, без всякой опоры и помощи, осужден в каждый момент
изобретать человека” и тем самым “человек осужден на свободу”. Но тогда
основой подлинности (аутентичности) могут быть только иррациональные силы
человеческого подполья, подсказки подсознательного, интуиции, безотчетные
душевные порывы и рационально не осмысленные решения, неминуемо приводящие
к пессимизму или к агрессивному своеволию индивида: “История любой жизни
есть история поражения”. Появляется мотив абсурдности существования:
“Абсурдно, что мы рождаемся, и абсурдно, что мы умираем”. Человек, по
Сартру, - бесполезная страсть.
Все эти темы своей философии Сартр развивает в виде определенной
психологической диалектики жизни индивида в обществе, схемы которой он
переводит также и на язык художественного творчества (для экзистенциализма
характерно вообще слияние философии с формами искусства). По своему
содержанию эта философия очень близка к религиозному переживанию,
воспроизводит его морально-психологическую схему и своеобразную логику, но
освобожденную от теистического аппарата представлений и ритуалов, от бога.
Напряженность атмосферы, царящих в романах и философских трактатах Сартра
(как и других экзистенциалистов), часто выглядит как выражение эмоции
потери бога в отчужденном мире (нечто вроде религии наоборот), а самое ее
содержание легко может быть расшифровано в терминах “греха”, “бренности
существования”, “страдания и искупления”, болезненно ощущаемой “вины”,
“ответственности” и так далее. Такое сочленение экзистенциализма и религии
связано с общими им элементами социального утопизма. Особенно явственными
эти элементы стали у Сартра в послевоенные годы. Теория, сформулированная в
“Критике диалектического разума”, остается экзистенциалистской. В этой
работе Сартр уже включает в “проект” материальную обусловленность
человеческой деятельности и пытается, исходя отсюда, дать картину
общественно-исторического процесса как целого. Проект обладает структурой
практики. Индивид практически “тотализирует” выступающие в поле “проекта”
материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и сам творит
историю - в той же мере, в какой она - его. Строение общественно-
исторического процесса должно быть понято и выведено из цельности
индивидуального действия, из его логики. Но зависимость индивида в
диалектике его проекта от бытия, материальную его обусловленность Сартр
понимает как схему отчуждения и продолжает в качестве человеческого
рассматривать лишь субъективность индивида и его “отношения внутреннего” с
другими людьми. Объективные экономические и социальные структуры выступают
в целом как отчужденная надстройка над внутренне-индивидуальными элементами
“проекта”. Объективно-материальное как таковое оказывается чуждым,
“колдовским”, его элементом, приводящим к иррациональному отклонению всех
человеческих намерений и целей. Оно - “античеловеческое”.
“...Материальность вещи или института есть радикальное отрицание
изобретения или творчества...” и “через социальную материю и материальное
отрицание как инертное единство человек конституируется в качестве другого,
чем человек”. Таким образом, исторический процесс рассматривается в плане
экзистенциалистской антитезы социальных отношений и отношений
непосредственно “человеческих”, а объективно-социальное бытие введено в
структуру индивидуального проекта в виде мифологической силы. Сумма
отношений, складывающихся в этой области, очерченной взаимодействием и
борьбой между “человеческим” и “античеловеческим” внутри проекта, и
является, по Сартру, источником исторических судеб людей, скрытым
двигателем истории. Но это скорее движение судьбы.
Сартр завершил курс философии в 1929, когда разразился мировой
экономический кризис. Он был степендиатом Французского института в Берлине
в 1934, когда гитлеризм угрожал миру разрушением всех человеческих
ценностей. Во французской университетской культуре тогда господствовал
абстрактный идеализм Брюнсвика.
Миропонимание Сартра сформировалось в мире, зашедшем в тупик,
абсурдном, где все традиционные ценности рухнули. Первый акт философа
должен был, следовательно, быть отрицанием, отказом, чтобы выбраться из
этого хаотического мира без порядка, без цели. Отстраниться от мира,
отвергнуть его - это и есть в человеке специфически человеческое: свобода.
Сознание - это именно то, что не увязает “в себе”, это противоположность “в
себе”, дыра в бытии, отсутствие, ничто. Это сознание свободы человека есть
в то же время сознание одиночества человечества и его ответственности:
ничто в “Бытии” не обеспечивает и не гарантирует ценности и возможности
успеха действия. Существование - это именно переживаемый опыт
субъективности и трансцендентности, свободы и ответственности. Воспроизводя
формулу Достоевского “Если бога нет, все позволено”, Сартр добавляет: “Это
отправная точка экзистенциализма”. Этот способ восприятия мира,
подкрепленный у Сартра изучением Кьеркегора, Хейдеггера и Гуссерля, нашел
выражение прежде всего в его психологических этюдах и романах. Он изучает
прежде всего воображение, в котором открывается существенный акт сознания:
суть его в том, чтобы отстраниться от данного мира “в себе” и оказаться в
присутствии того, что отсутствует. “Акт воображения - магический акт: это
колдовство, заставляющее появиться вещь, которая желательна”.
Романы Сартра переводят тот же опыт в план морали или политики: в
“Тошноте” Сартр показывает, что мир не имеет смысла, “Я” не имеет цели.
Через акт сознания и выбора “Я” придает миру значение и ценность.
Докторская диссертация Сартра “Бытие и ничто” - изложение в философской
форме пережитого опыта. Отправляясь от основной идеи экзистенциализма -
существование предшествует сущности, - Сартр пытается избежать одновременно
и материализма, и идеализма. Идеализма потому, что он предстает перед ним
только в гегелианской форме: “Действительность измеряется сознанием” и
потому, что, следуя в этом Гуссерлю, он утверждает, что сознание есть
всегда сознание чего-либо (какой-либо вещи). Материализма - потому, что, по
его мнению, бытие не порождает сознание, “для себя” не может быть
порождением “в себе”.
В действительности концепция Сартра является эклектичной: он дает в
качестве отправного пункта некое “в себе”, о котором мы ничего не знаем,
кроме того, что оно “нацеленное” сознанием и является его основой. Но если
сознание есть цель, то как оно могло родиться, поскольку в себе, по
исходному определению, ничего не происходит.
Это противоречие Сартр никогда не мог преодолеть, хотя не оставлял
попытки это сделать. Причина этого в том, что его отправная точка глубоко
индивидуалистическая. Сартр остается пленником экзистенциалистской,
субъективистской настроенности. По причине своих исходных постулатов Сартр
не может выйти за рамки позитивизма, агностицизма и субъективности. Даже в
своей последней философской работе “Критика диалектического разума” он
противопоставляет “позитивистский разум”, который должен довольствоваться
пределами естественных наук, “разуму диалектическому”, единственно
достойному называться разумом, поскольку он позволяет понимать, а не только
предугадывать, но который применим только для наук о человеке.
В области морали Сартр не смог выйти за пределы своего изначального
индивидуализма. Он может превозносить и ответственность и свободу
индивидуума, но он не может ответить на вопрос, что же нужно делать с этой
свободой.
Сартр, безусловно, заметная фигура в писательском и философском мире.
Он также появлялся и на политической арене. Например, выступал как
сторонник мира на Венском конгрессе народов в защиту мира в 1952 году, в
1953 году был избран членом всемирного совета мира. Философ закончил свой
жизненный путь совсем недавно, в 1980 году.