Философия эпохи романтизма

Философия эпохи романтизма

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РОМАНТИЗМА.

ОСНОВНЫЕ ЕГО ЧЕРТЫ.

Романтизм - это художественное направление, которое возникает в начале

19века Европе и продолжается до 40-х годов 19 века.

Основным является конфликт человека с миром. Возникает психология бунтующей

личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в произведении

“Путешествие Чайльд-Гарольда”.

Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности. “Я”

- это осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтического

героя. Но, сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт с

действительностью.

Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, была Великая

французская буржуазная революция.

До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый

человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества,

новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство

одиночества. Жизнь - поток, жизнь - игра, в которой кому- то повезет, а

кому- то нет.

Разлом, произошедший на рубеже 18-19 веков, был столь радикален, что

ему трудно отыскать аналогию. Великая французская революция, вызвала

небывалый энтузиазм европейских интеллектуалов, однако, ее финал

подействовал отрезвляюще. В 1792 г. во Франции монархия пала и была

провозглашена республика. В июне 1793г. король приговорен к смертной казни,

а в августе все узнали, что такое террор: сотни неповинных голов на

жертвенном алтаре революции. Позже Наполеоновские войны окончательно

разрушили идеалы просвещения.

Неблагодарное занятие – пытаться определить, что такое романтизм.

Кто-то насчитал свыше 150 дефиниций, Ф.Шлегель, основатель кружка

романтиков, отказался отправить почтой свое определение слова «романтик», в

виду того, что ему не хватило и 125 листов. Но, тем не менее, вот некоторые

существенные черты этого феномена: 1) этимологический генезис термина с

лексико-филологической точки зрения; 2) хронологические и географические

рамки феномена; 3) романтизм как психологическое и моральное явление; 4)

концептуальное наполнение, свойственное романтизму; 5) характерная форма

искусства; 6) наконец, романтическая философия.

Слово «романтик» имеет богатую историю. А.С. Baugh, историк английской

литературы, пишет, что прилагательное «романтический» появилось в Англии

около середины 17 века для обозначения чего-то экстравагантного,

фантастического и нереального (как в рыцарских романах, например).

Столетием позже им стали называть ситуации особо приятные, описываемые в

«романтической» поэзии и в прозе уже в нашем смысле слова. Постепенно его

начали употреблять в значении оживления инстинктов или эмоций, не до конца

задавленных рационализмом. Ф.Шлегель связывал романтизм с эпическим,

средневековым, психологическим и автобиографическим романом. Для него

современная форма искусства, взятая в его органическом развитии от

средневековья до наших дней, обладала особой сутью, красотой и правдой,

отличной от греческой.

С историографической и географической точек зрения, романтизм – это не

только поэзия и философия, но и музыка, и изобразительные искусства, бурным

расцветом которых отмечены конец 17 и первая половина 18 веков. Движение

распространилось во Франции, Италии, Испании, Англии, Германии, приобретя

национальные черты в каждой из этих стран.

Почти все представители романтизма прошли через религиозный кризис той или

иной степени интенсивности: Шлегель, Новалис, Якоби, Шлейермахер, Фихте,

Шеллинг.Религия подвергнута романтиками глубокой переоценке. Они увидели в

ней путь от конечного к бесконечному.Бесконечное это смысл и исток всего

конечного.

Романтизм заново открыл природу как всемогущую животворящую силу на пороге

нового столетия. Деистическому понятию божественного как Интеллекта,

высшего Разума, противопоставляется пантеизм, а религиозность обретает

новые формы. Ненависть к тиранам, экзальтированная свобода, чувства

сильные, страсти неукротимые, характеры цельные и бескомпромиссные - все

это вошло в моду романтического века.

Природа – гигантский организм наподобие человеческого, подвижная игра сил:

ее мощь божественна. Шеллинг заявлял, что природа – окаменевший разум.

Пантеистически звучат сентенции о чувстве бытия как органическом моменте

тотальности. Быть единым со всем, говорил Гельдерлин, - значит жить среди

богов, пребывать со всем, что живо, испытывая счастливое самозабвение. Для

романтиков характерен порыв к свободе. Быть всем, быть, безусловно, – это

мастерство. Мастер – властелин бытия, его свобода – часть сознания,

индивидуальности, святой и неприкосновенной. Каждое движение мастера –

откровение высшего мира, слова Божьего. И Фихте, и Гегель позже начнут с

того же тезиса.

Что касается романтического искусства, то указал на примат в нем «

содержания» над формой Шлегель, подчеркивавший выразительность

бесформенного наброска, фрагмента, чего-то незаконченного, где форма

вторична.

По поводу философии романтизма сказано немало, стоит напомнить одно

суждение Бенедетто Кроче: «Философский романтизм поднял знамя того, что

иногда называют не совсем точно интуицией и фантазией, в пику холодному

разуму, абстрактному интеллекту». Несомненно, обречены философские системы,

пренебрегающие интуитивным, как бесплодны те, что игнорируют логические

формы и элементарный порядок мышления. Еще задолго до романтизма Вико

внятно высказался в защиту интуитивного начала против крайностей

картезианского интеллектуализма; идеализм в этом смысле всегда романтичен.

Теперь, зная структуру, методы и содержание романтизма в общих черт ах, мы

можем отдельно поговорить о крупных его представителях.

«ДВИЖЕНИЕ БУРИ И НАТИСКА»

Немалый вклад в культуру внесли немецкие романтики братья Шлегели,

Гете,Шиллер,Новлис , Гёльдерлин ,Якоби,Гердер позже Шеллинг и

Гегель.Романтизм в Германии начался с движения

«Sturm und Drang»- « Буря и натиск». Это название одной из драм Фридриха

Максимилиана Клингера (1752-1831) использовал А. Шлегель в качестве

наименования целого движения. (Имелась в виду « буря чувств»,

лавинообразный поток страстей: ведь и Клингер сначала назвал свою драму

«Wirrwarr»-«Суматоха».)

Но не Клингер и составили славу романтизма. Его символами стали

Гете, Шиллер, Якоби, Гердер. О романтизме заговорили с появлением Гете в

Страсбурге и позже во Франкфурте.

Движение «Бури и натиска» иногда называют революцией на немецкий

манер, репетицией Великой французской революции. Другие ученые, напротив,

предвосхитившую эту революцию, своего рода аллергию на крайности

Просвещения, завершением которого и стола революция. Так или иначе, ясно,

что это была прелюдия к романтизму. « Штурмерцы» сумели выразить дух

целого народа, состояние немецкой души в час исторического перелома.

Классицизм - уже остепененная зрелость немецкой души. «Sturm» – это юность

Гердера и Гете, символ молодости нации, преодоление кризиса имело не только

персональный, но и социальный контекст.

Здесь классицизм выступает как корректив по отношению к движению

«Штурма и натиска», однако нельзя не видеть в нем существенный компонент и

диалектический полюс романтизма. Культ классики вовсе не чужд Просвещению,

но ему явно не доставало жизни и души, что заметил уже Иоганн Винкельман

(1717-1768) в своих работах об античном искусстве, призывая преодолеть

пассивное воспроизведение древних идеалов классицизма. «Для нас есть

единственный путь стать великими и, если возможно, неподражаемыми-это

подражать древним». Но нужна такая имитация, которая позволит усвоить

античный глазомер, каким он был у Микеланджело и Рафаэля, знавших

«подлинный вкус родниковой влаги» и безупречное правило живописи не

понаслышке. Поэтому естественно для Винкельмана, что такая «имитация» ведет

не просто к природе, но и выводит за ее пределы, к Идее чистой красоты,

творимой разумом, - это и есть истинная возвышенная природа. Если художник

взял за основание греческий канон красоты, он непременно найдет себя на

пути подражания природе. Понятие цельности и безупречности естества в

античном понимании очищают идею природной сущности. Узнав красоту нашей

натуры, он не замедлит связать ее с совершенно прекрасным. С помощью

утонченных форм, в нем присутствующих, художник станет правилом самому

себе.

Возрождение классики в немецком духе и от немецкого же духа,

благодаря вечной молодости природы и духа – этим вдохновлялись лучшие

писатели. От механической имитации греческого искусства к прорыву в новое,

гениальное питаемое греческим духом, - такова, по мнению известного

историка немецкой литературы Л. Миттнера, органическая эволюция немецкого

духа. Излить натуру в форму, а жизнь – в искусство, не повторяя, а,

обновляя греческие образцы, стало целью неоклассицизма.

Лучшие представители «Sturm» классическим идеалом называли меру,

предельность, равновесие. Именно этот, на первый взгляд странный, союз

безмерной стихии и «предела» произвел на свет романтизм. И в философии мы

видим новое обращение к классике: Шлейермахер не только перевел

платоновские диалоги, но сделал их частью философского дискурса. Шеллинг

уверенно использовал платоновскую теорию Идей, и понятие мировой души. Да и

гегелевская система появилась на свет после нового прочтения классики,

осознания смысла «диалектики» и роли спекулятивного элемента (фрагменты из

Гераклита Гегель широко использует в своей «Логике»).

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЯРКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА

Йена стала родиной романтизма, здесь на излете 18 в. нашли друг друга

братья Шлегели - Август Вильгельм (1767-1845) и Фридрих (о котором речь

впереди). – Каролина Михаэлис (1763-1809) (жена Шлегеля – старшего,

впоследствии жена Шеллинга) и сам Шеллинг. Каролина была вдохновительницей

кружка: Шиллер называл ее «мадам Люцифер». Повздорив с Шиллером, в 1797 г.

Фридрих Шлегель уехал в Берлин, где начал издавать журнал «Athenaeum»,

первый номер которого вышел в мае 1798 г. Просуществовав всего два года,

журнал стал необычно популярен. Благодаря активности обоих Шлегелей,

теоретические семинары состоялись в Дрездене (1798) и зимой 1799 – 1800 гг.

в Йене. К движению примкнули поэты Новалис, Людвиг Тик (1773-1853),

Вильгельм Генрих Ваккенродер (1773-1798). Шлейермахер сблизился со Шлегелем

в Берлине. Автор «Гипериона» Гёльдерлин, хотя и держался в стороне от

движения, не избежал романтизма в мыслях и стихах. Гёте и Шиллер,

высказывались против идеологических эксцессов романтиков, все же

принадлежали к веку романтическому, дышали его воздухом.

Фридрих Шлегель (1772-1829) отошел от классицизма Винкельмана и теории

Шиллера, обретя свой путь в философии после встречи с Фихте и Шеллингом.

Как для любого романтика, главное для него - бесконечное, к которому можно

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты