Философия эпохи романтизма
ВОЗНИКНОВЕНИЕ РОМАНТИЗМА.
ОСНОВНЫЕ ЕГО ЧЕРТЫ.
Романтизм - это художественное направление, которое возникает в начале
19века Европе и продолжается до 40-х годов 19 века.
Основным является конфликт человека с миром. Возникает психология бунтующей
личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в произведении
“Путешествие Чайльд-Гарольда”.
Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности. “Я”
- это осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтического
героя. Но, сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт с
действительностью.
Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, была Великая
французская буржуазная революция.
До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый
человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества,
новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство
одиночества. Жизнь - поток, жизнь - игра, в которой кому- то повезет, а
кому- то нет.
Разлом, произошедший на рубеже 18-19 веков, был столь радикален, что
ему трудно отыскать аналогию. Великая французская революция, вызвала
небывалый энтузиазм европейских интеллектуалов, однако, ее финал
подействовал отрезвляюще. В 1792 г. во Франции монархия пала и была
провозглашена республика. В июне 1793г. король приговорен к смертной казни,
а в августе все узнали, что такое террор: сотни неповинных голов на
жертвенном алтаре революции. Позже Наполеоновские войны окончательно
разрушили идеалы просвещения.
Неблагодарное занятие – пытаться определить, что такое романтизм.
Кто-то насчитал свыше 150 дефиниций, Ф.Шлегель, основатель кружка
романтиков, отказался отправить почтой свое определение слова «романтик», в
виду того, что ему не хватило и 125 листов. Но, тем не менее, вот некоторые
существенные черты этого феномена: 1) этимологический генезис термина с
лексико-филологической точки зрения; 2) хронологические и географические
рамки феномена; 3) романтизм как психологическое и моральное явление; 4)
концептуальное наполнение, свойственное романтизму; 5) характерная форма
искусства; 6) наконец, романтическая философия.
Слово «романтик» имеет богатую историю. А.С. Baugh, историк английской
литературы, пишет, что прилагательное «романтический» появилось в Англии
около середины 17 века для обозначения чего-то экстравагантного,
фантастического и нереального (как в рыцарских романах, например).
Столетием позже им стали называть ситуации особо приятные, описываемые в
«романтической» поэзии и в прозе уже в нашем смысле слова. Постепенно его
начали употреблять в значении оживления инстинктов или эмоций, не до конца
задавленных рационализмом. Ф.Шлегель связывал романтизм с эпическим,
средневековым, психологическим и автобиографическим романом. Для него
современная форма искусства, взятая в его органическом развитии от
средневековья до наших дней, обладала особой сутью, красотой и правдой,
отличной от греческой.
С историографической и географической точек зрения, романтизм – это не
только поэзия и философия, но и музыка, и изобразительные искусства, бурным
расцветом которых отмечены конец 17 и первая половина 18 веков. Движение
распространилось во Франции, Италии, Испании, Англии, Германии, приобретя
национальные черты в каждой из этих стран.
Почти все представители романтизма прошли через религиозный кризис той или
иной степени интенсивности: Шлегель, Новалис, Якоби, Шлейермахер, Фихте,
Шеллинг.Религия подвергнута романтиками глубокой переоценке. Они увидели в
ней путь от конечного к бесконечному.Бесконечное это смысл и исток всего
конечного.
Романтизм заново открыл природу как всемогущую животворящую силу на пороге
нового столетия. Деистическому понятию божественного как Интеллекта,
высшего Разума, противопоставляется пантеизм, а религиозность обретает
новые формы. Ненависть к тиранам, экзальтированная свобода, чувства
сильные, страсти неукротимые, характеры цельные и бескомпромиссные - все
это вошло в моду романтического века.
Природа – гигантский организм наподобие человеческого, подвижная игра сил:
ее мощь божественна. Шеллинг заявлял, что природа – окаменевший разум.
Пантеистически звучат сентенции о чувстве бытия как органическом моменте
тотальности. Быть единым со всем, говорил Гельдерлин, - значит жить среди
богов, пребывать со всем, что живо, испытывая счастливое самозабвение. Для
романтиков характерен порыв к свободе. Быть всем, быть, безусловно, – это
мастерство. Мастер – властелин бытия, его свобода – часть сознания,
индивидуальности, святой и неприкосновенной. Каждое движение мастера –
откровение высшего мира, слова Божьего. И Фихте, и Гегель позже начнут с
того же тезиса.
Что касается романтического искусства, то указал на примат в нем «
содержания» над формой Шлегель, подчеркивавший выразительность
бесформенного наброска, фрагмента, чего-то незаконченного, где форма
вторична.
По поводу философии романтизма сказано немало, стоит напомнить одно
суждение Бенедетто Кроче: «Философский романтизм поднял знамя того, что
иногда называют не совсем точно интуицией и фантазией, в пику холодному
разуму, абстрактному интеллекту». Несомненно, обречены философские системы,
пренебрегающие интуитивным, как бесплодны те, что игнорируют логические
формы и элементарный порядок мышления. Еще задолго до романтизма Вико
внятно высказался в защиту интуитивного начала против крайностей
картезианского интеллектуализма; идеализм в этом смысле всегда романтичен.
Теперь, зная структуру, методы и содержание романтизма в общих черт ах, мы
можем отдельно поговорить о крупных его представителях.
«ДВИЖЕНИЕ БУРИ И НАТИСКА»
Немалый вклад в культуру внесли немецкие романтики братья Шлегели,
Гете,Шиллер,Новлис , Гёльдерлин ,Якоби,Гердер позже Шеллинг и
Гегель.Романтизм в Германии начался с движения
«Sturm und Drang»- « Буря и натиск». Это название одной из драм Фридриха
Максимилиана Клингера (1752-1831) использовал А. Шлегель в качестве
наименования целого движения. (Имелась в виду « буря чувств»,
лавинообразный поток страстей: ведь и Клингер сначала назвал свою драму
«Wirrwarr»-«Суматоха».)
Но не Клингер и составили славу романтизма. Его символами стали
Гете, Шиллер, Якоби, Гердер. О романтизме заговорили с появлением Гете в
Страсбурге и позже во Франкфурте.
Движение «Бури и натиска» иногда называют революцией на немецкий
манер, репетицией Великой французской революции. Другие ученые, напротив,
предвосхитившую эту революцию, своего рода аллергию на крайности
Просвещения, завершением которого и стола революция. Так или иначе, ясно,
что это была прелюдия к романтизму. « Штурмерцы» сумели выразить дух
целого народа, состояние немецкой души в час исторического перелома.
Классицизм - уже остепененная зрелость немецкой души. «Sturm» – это юность
Гердера и Гете, символ молодости нации, преодоление кризиса имело не только
персональный, но и социальный контекст.
Здесь классицизм выступает как корректив по отношению к движению
«Штурма и натиска», однако нельзя не видеть в нем существенный компонент и
диалектический полюс романтизма. Культ классики вовсе не чужд Просвещению,
но ему явно не доставало жизни и души, что заметил уже Иоганн Винкельман
(1717-1768) в своих работах об античном искусстве, призывая преодолеть
пассивное воспроизведение древних идеалов классицизма. «Для нас есть
единственный путь стать великими и, если возможно, неподражаемыми-это
подражать древним». Но нужна такая имитация, которая позволит усвоить
античный глазомер, каким он был у Микеланджело и Рафаэля, знавших
«подлинный вкус родниковой влаги» и безупречное правило живописи не
понаслышке. Поэтому естественно для Винкельмана, что такая «имитация» ведет
не просто к природе, но и выводит за ее пределы, к Идее чистой красоты,
творимой разумом, - это и есть истинная возвышенная природа. Если художник
взял за основание греческий канон красоты, он непременно найдет себя на
пути подражания природе. Понятие цельности и безупречности естества в
античном понимании очищают идею природной сущности. Узнав красоту нашей
натуры, он не замедлит связать ее с совершенно прекрасным. С помощью
утонченных форм, в нем присутствующих, художник станет правилом самому
себе.
Возрождение классики в немецком духе и от немецкого же духа,
благодаря вечной молодости природы и духа – этим вдохновлялись лучшие
писатели. От механической имитации греческого искусства к прорыву в новое,
гениальное питаемое греческим духом, - такова, по мнению известного
историка немецкой литературы Л. Миттнера, органическая эволюция немецкого
духа. Излить натуру в форму, а жизнь – в искусство, не повторяя, а,
обновляя греческие образцы, стало целью неоклассицизма.
Лучшие представители «Sturm» классическим идеалом называли меру,
предельность, равновесие. Именно этот, на первый взгляд странный, союз
безмерной стихии и «предела» произвел на свет романтизм. И в философии мы
видим новое обращение к классике: Шлейермахер не только перевел
платоновские диалоги, но сделал их частью философского дискурса. Шеллинг
уверенно использовал платоновскую теорию Идей, и понятие мировой души. Да и
гегелевская система появилась на свет после нового прочтения классики,
осознания смысла «диалектики» и роли спекулятивного элемента (фрагменты из
Гераклита Гегель широко использует в своей «Логике»).
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЯРКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА
Йена стала родиной романтизма, здесь на излете 18 в. нашли друг друга
братья Шлегели - Август Вильгельм (1767-1845) и Фридрих (о котором речь
впереди). – Каролина Михаэлис (1763-1809) (жена Шлегеля – старшего,
впоследствии жена Шеллинга) и сам Шеллинг. Каролина была вдохновительницей
кружка: Шиллер называл ее «мадам Люцифер». Повздорив с Шиллером, в 1797 г.
Фридрих Шлегель уехал в Берлин, где начал издавать журнал «Athenaeum»,
первый номер которого вышел в мае 1798 г. Просуществовав всего два года,
журнал стал необычно популярен. Благодаря активности обоих Шлегелей,
теоретические семинары состоялись в Дрездене (1798) и зимой 1799 – 1800 гг.
в Йене. К движению примкнули поэты Новалис, Людвиг Тик (1773-1853),
Вильгельм Генрих Ваккенродер (1773-1798). Шлейермахер сблизился со Шлегелем
в Берлине. Автор «Гипериона» Гёльдерлин, хотя и держался в стороне от
движения, не избежал романтизма в мыслях и стихах. Гёте и Шиллер,
высказывались против идеологических эксцессов романтиков, все же
принадлежали к веку романтическому, дышали его воздухом.
Фридрих Шлегель (1772-1829) отошел от классицизма Винкельмана и теории
Шиллера, обретя свой путь в философии после встречи с Фихте и Шеллингом.
Как для любого романтика, главное для него - бесконечное, к которому можно