Философия её смысл и функции

Философия её смысл и функции

Могилёвский университет продовольствия

Контрольная работа по философии №2

Предназначение философии, ее смысл, и

функции

г. Могилёв

План:

1 Введение(что такое философия)

2 Философское знание

3 Предназначение философии

3 Функции философии

4 Заключение

. Философия одна из самых увлекательнейших областей человеческого

знания, духовной культуры. Зародившись в VII—VI веках до и. в Индии. Китае,

Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все

последующие века.

Слово «philosophos» (Любовь к мудрости, любомудрие) впервые

встречается у Гераклита, обозначая исследователя природы вещей. (Возможно,

у Пифагора). Вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее

ценность, является спорным. То от нее ожидают чрезвычайных откровений, то

позволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. На

философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия

необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то

призрачном. Философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и

в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько

трудной, что само занятие ею представляется безнадежным.

1) Приступая к изучению философии, многие уже имеют об этом предмете

некоторое представление: могут объяснить в первом приближении, что такое

философия, выделив из ряда вопросов — житейских, производственных, научных,

политических, художественных и других — те, что носят философский характер.

Откуда же у людей это предпонимание?

Тематика этих раздумий задана потребностью в общей ориентации,

самоопределении человека в мире.

2) Каждый из нас принимал в своей жизни бессчетное количество решений,

которые воздействовали на нашу жизнь и в некоторой степени на окружающих.

Многие из нас принимали даже наиважнейшие решения, не спрашивая себя, на

каких принципах мы основываем наш выбор, заслуживают ли эти принципы

уважения и стоят ли они того, чтобы им следовать. Когда приходит война,

молодые мужчины идут сражаться и умирают, не слишком задумываясь о том,

имеют ли они моральное право убивать другого человека.

Однако бытовое понимание философии весьма иронично. С самого начала

философы были объектом подозрений и даже насмешек. Сократ был осмеян в

пьесе блестящего комического поэта Аристофана как человек, который витает в

облаках и словно сумасшедший говорит бессмыслицу. Самый первый философ,

Фалес, имел репутацию рассеянного. Обычно философов обвиняют в том, что они

разглагольствуют о вещах, слишком далеко стоящих от реальных человеческих

забот. «Дети с избыточным запасом слов», «Люди, не державшие в руках

платежного поручения» и т.п. Традиция складывать анекдоты – от Фалеса до

наших дней. «Три мудреца в одном тазу поплыли по морю в грозу. Будь

попрочнее старый таз длиннее был бы мой рассказ»

В то же время философ – синоним человека, умеющий сопротивляться

невзгодам. Философский взгляд на жизнь». Людей, обладающих особой

внутренней цельностью, умением противостоять невзгодам и жизненным

неурядицам, нередко называют философами. Кого мы могли бы назвать в своей

обычной жизни философами? Видимо тех, к кому сами нередко обращаемся за

житейским советом. Сознаем мы это или нет, но обращаемся не к каждому, а к

разумному человеку.

Т.о. диапазон – от иронии до восхищения.

Однако, что предполагает философская разумность? Ясно, что это не

возрастное состояние мудрого старца. Ведь может быть старый человек

глупцом, а юный — мудрецом. Так что же такое мудрость?

Поскольку это слово софос – мудрость входит в само название науки,

начнем с него.

Попробуем спросить об этом у одного старого философа — Аристотеля (4

в. до н.э.). Аристотель — древнегреческий мыслитель, известен тем, что

основал Ликей (школу философов) и что был учителем великого полководца

Александра Македонского. Что же он нам ответит на наш вопрос? «Во-первых,

... мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о

каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто

способен познать трудное и нелегко постижимое для человека... В-третьих, мы

считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более

способен научить выявлению причин...»

Итак, особенностью философского знания и является мудрость, которая,

конечно, отличается от житейской мудрости. Чем? Аристотель называет такую

его особенность: «знание общего». Почему? Потому что не обязательно для

человека знать много, но важно понимать многое.

А как этого добиться? Не умножением знания, а умением постигать

причины. Это умение даст и способность предвидеть события, а значит и

научит правильно действовать.

Аристотель называл философом того, кто способен удивляться, ибо

удивляющийся размышляет, философствует. Думает о смене положения Луны,

Солнца и звезд, о происхождении Вселенной, о себе и своей судьбе. Важно,

что этот удивляющийся человек считает себя незнающим. Потому что тот, кто

уверен в своем всезнайстве, никогда не станет философом. И не о нем речь.

«Книжный шкаф знает больше».

Чему же удивляется человек-философ? Да всему: миру, звездам, детям,

людям. Он очень любит сказки и мифы и видит в них массу удивительного. Он

хочет много знать. Известны знаменитые слова немецкого философа И. Канта:

«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и

благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них,— это

звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Но это делается не ради какой-то конкретной пользы, а ради того, чтобы

понять явление. Аристотель говорил: «ради разумения». И именно поэтому

Аристотель называл такого человека свободным (не связанным, не скованным

каким-то обязательством), а науку философию — единственно свободной,

существующей не с прагматической (полезной) целью, а как бы ради себя

самой, «ради разумения».

Значит путь философского знания —это путь разумного мышления. И

формируется это знание вместе с формированием человека разумного (homo

sapiens). Вы знаете, что появлению человека разумного предшествовали многие

и многие годы, столетия и тысячелетия.

Философское знание — это культура разумного мышления.

Что это значит? Это мышление основательное, научное, но и не

допускающее произвола, насилия, умеющее отстаивать свою правоту и мышление

свободное, творческое, предполагающее знание бесконечным.

Конечно, культура разумного мышления не может быть навязана человеку

помимо его воли и желания, его интереса. Культура разумного мышления — не в

том, чтобы зазубрить те или иные законы и примеры, подтверждающие их

действие.

Основные черты философского знания:

- Это не столько многознание, сколько «разумение», понимание,

осмысление. Это умение постигать причины явления, «смотреть в корень», и

потому — предвидеть дальнейший ход событий.

- Это умение сомневаться и постоянная готовность к новому, открытость

к познанию («способность удивляться»). Кто уверен в своем всезнании, нечего

делать в философии.

- Это не агрессивное, насильственное отношение к людям, к миру, а

руководствующееся только разумом. Это мудрость, проявляющаяся и в житейских

делах.

- Наконец, для философского знания характерно обращение к «вечным»

смысловым вопросам человеческого бытия, на которые нет сиюминутного ответа,

но без которых не обходится ни один человек: Кто я? Для чего живу? В чем

смысл моей жизни? А вселенной? Кем мне приходятся другие люди, животные?

Что означает для меня природа и ее смерть? И т.д. Философия хотя и не дает

однозначного ответа, но учит думать, размышлять. Она как бы формирует

совесть и прежде всего — экологическую совесть, поскольку позволяет ощутить

мир как единую экосистему и место в нем человека.

В дополнение к профессиональным навыкам, знаниям, эрудиции, так

необходимым при решении конкретных задач, каждому из нас нужно и нечто

большее. Требуется широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы

развития мира, понимать суть всего, что с нами происходит. Человек

стремится к профессиональному знанию. Это естественно. Но ему необходимо и

нечто большее, чтобы решить конкретную задачу. Кругозор, умение видеть

тенденции и перспективы развития мира, конкретного явления, понимать суть.

Важно также понимать смысл и цели наших действий, нашей жизни: зачем мы

делаем то или это, к чему стремимся, что это даст людям. Такого рода

представления о мире и месте в нем человека, если их удается как-то

осознать или даже сформулировать, называют мировоззрением.

Предназначение философии, ее смысл и функции

Время появления человека, руководствующегося в своей жизни не

сиюминутной пользой и т.п., а знанием, мудростью, немецкий философ Карл

Ясперс (1883—1969 гг.), много труда положивший для открытия т.н. «шифров

бытия», называл «осевым временем». «Осевое время, таинственно начавшееся»

почти одновременно в течение от 800 до 200 гг. до н.э. в Китае, Индии и на

Западе. Именно тогда произошло открытие того, что позже стало называться

разумом и личностью. Человек осознавал свое бытие и себя как личность. В

это время происходит много необычайного. Вспомним, именно в тот период в

Китае жили мыслители Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы, Ле-цзы, именно тогда и

появились все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады,

жил Будда; в философии были рассмотрены все возможные взгляды постижения

действительности вплоть до скептицизма, материализма, софистики и

нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в

Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции —

это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, драматургов

Эсхила, Еврипида и Софокла, историка Фукидида и механика Архимеда. Все, что

связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих

столетий в Китае, Индии и на Западе Европы, независимо друг от друга.

Вначале философия включала в себя весь комплекс знаний о мире. Знание

не было разделено по наукам и дисциплинам; оно было единым, синкретичным,

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты