Философия Феофана Прокоповича

Ареопагита «Про божьи имена» и «Про теологичну мистику». Именно в характере

толкования проблемы «бесконечных божественных возможностей» Прокопович

усматривал мистицизм прежде всего европейской теологии - т. е. томизма и

схоластической ортодоксии. Однако этот же мистицизм усматривался им и у

отцов восточно-христианской церкви, например у того же Дионисия. Анализ

Прокоповичем взглядов видного представителя зенонистов из поколения

представителей «второй схоластики» Арриаги завершался выводом: «Ежели бог

не может сотворить чего-то большего, нежели то, что он сотворил раньше, то

«исчерпывается всемогущество божье», а ежели может, то то, что творит, не

есть бесконечное».

Налицо, конечно, развенчание одного из онтологических доказательств

бытия божьего. Однако Прокопович доходил и до непризнания традиционных

представлений либо признания их символического характера. Он, например,

считал недопустимыми антропоморфистские представления о боге, когда

полагают, «будто бог подобен людям, имеет голову, бороду, руки, ноги и т.

п.». Можно понять, почему некоторые из современников эти высказывания

высокого иерарха православной церкви считали еретическими.

Суждения Ф. Прокоповича о боге дополнялись философскими и

естественнонаучными представлениями конца XVII - начала XVIII в. Не

случайно, подмечая их связь с философией Б. Спинозы, один из младших членов

«Ученой дружины» писал «Лунки Феофана и амстердамского философа ощутимо

сближаются». В этой позиции крылись истоки большей веротерпимости

новгородского епископа по сравнению с С. Яворским и И. Посошковым, Г.

Бужинским и Ф. Лопатинским, Д. Ростовским и А. Волынским - признанными

сподвижниками Петра I. Поэтому мало сказать, что в учении Прокоповича о

боге заметны были следы влияния российского свободомыслия, связанного с

процессами раскола, распространением новгородско-московских ересей,

движений стригольников и духоборов. Неортодоксальность взглядов Феофана

определялась влиянием ренессансных и антитринитаристских идей, религиозно-

реформаторских движений Белоруссии, Литвы, Украины, славянских народов

Восточной Европы, протестантских идей сложной эпохи конца XVII - начала

XVIII в.

Только глубокий и всесторонний синтез мог сообщить воззрениям Ф.

Прокоповича целостность, дополняемую энциклопедичностью и широтой эрудиции,

непререкаемым авторитетом ученого и теолога, философа и проповедника. Ему

по плечу было решение .многих теоретических и практических проблем,

возникавших перед «Ученой дружиной». При этом следует иметь в виду, что

долгое время в Святейшем Синоде президентом был не он, а местоблюститель

патриаршего престола С. Яворский. Между тем при Петре 1 и после смерти

российского императора влияние на события автора «Духовного регламента»

оставалось огромным. Это объясняется прежде всего компромиссным характером

его идеологических позиций. Так, например, в отношении раскола Прокопович

занимал центристскую позицию между государственными и церковными кругами,

что позволяло сохранять независимость в суждениях по данному вопросу. То же

можно сказать о его мировоззрении, включавшем деистические и дуалистические

элементы аристотелизма, идеи рационализма философов нового времени, черты

иррационализма Иоанна Дамаскина и Псевдо-Дионисия Ареопагита, принципы

натурфилософии и логистики.

Постановка проблемы бога, ее рационалистическое осмысление выводили

Ф. Прокоповича в область чрезвычайно важную с точки зрения предмета

философии, трактовки таких сверхсложных понятий, как материя, ее формы,

субстанция, вещь, тело, покой, пространство, время, причинность,

необходимость и т. п. Мыслитель оказывался перед необходимостью решать

бэконовскую задачу критического анализа наследия средневековой схоластики в

уровнях России и других стран Восточной Европы и Азии, а также учений

Кирилла Александрийского, Василия Кесарийского, Григория Богослова

(Назианзина), Иоанна Дамаскина, Дионисия Ареопагита и других отцов церкви,

представлявших традицию греко-византийской духовной культуры. При

освобождении им античной философии и прежде всего философского наследия

Аристотеля от наслоений схоластики не мог не пригодиться опыт мыслителей

Возрождения. Но главной опорой стали духовные традиции Киево-Могилянской

академии и Московской духовной академии, наследие Л. Могилы, И. Гизеля, В.

Ясинского, И. Краковского, братьев Лихудоя и др.

Еще в стенах Киева-Могилянской академии, в курсе «Натурфилософия»

Прокопович всесторонне раскрывал мировоззренческие горизонты своего

времени. По структуре, содержанию и, в известной мере, назначению лекции по

натурфилософии и физике, прочитанные им в 1708/09 учебном году, напоминали

«Новый Органон» Фрэнсиса Бэкона. В лекциях часто упоминается имя

Аристотеля. Нередко оно связывается с основными понятиями натурфилософии,

такими, как материя, актуальная и потенциальная ее разновидности, форма и

«форма форм», движение и виды движения. Много времени отводилось

комментированию понятия «причина», учения о четырех причинах:

«материальной», «формальной», «целевой», «действующей» и т. п. Прокопович

признает наиболее подходящим аристотелевское определение: «Причина - это

то, что порождает собой бытие вещи». Он раскрывает свои представления о

причинах разного рода. Оказывается, что «бог есть первая наиглавнейшая

причина и ему подчинены все остальные». И это пантеистически емкое

определение включает «природную», «материальную», «действующую» и т. п.

естественные причины, облачая самую действительность в теистический наряд.

Ссылаясь на Священное писание (Иоан. 1), Ф. Прокопович обосновывал

вывод о том, что в природе ничего не может возникать и исчезать без бога.

Он также указывал на «свидетельство Августина», якобы подтверждающее

«всемогущество бога», который «скрытою силой приводит в движение все свое

творение». Однако несколькими строками ниже автор «Метафизики» утверждал,

опираясь на авторитет философов, что «первая причина действует с помощью

других причин». А это позволяло предполагать, что «естественные»,

«материальные», «природные» причины могут, находясь вне божества,

обеспечивать его существование. Естественное начало в этом учении в

традициях пантеизма гарантирует функционирование божественного мироздания

(сотворенной природы). Превращение материальных форм из потенциальных в

актуальные, полагал Прокопович, обеспечивается, с одной стороны, действием

бога как первопричины и «перводвигателя», а с другой - действием

универсального движения в природе, имеющего в своем основании собственные

«принципы». Наставляя своих слушателей, Прокопович указывал: «Без

основательного понимания движения нельзя хорошо понять н всего остального

из того, что исследует в природе физик, ибо все перемены, возникновение и

гибель, круговорот небес, движение элементов, активность и пассивность,

текучесть и изменчивость вещей происходят благодаря движению. Движение как

бы представляет собой общую жизнь всего мира» .

Не развивая эту мысль последовательно в учении о природе и социальной

жизни в целом, Прокопович все же в общем движении от метафизики к

диалектике делал сознательные шаги вперед, опережая свое время и многих

своих современников. Предварением геологических исследований М. Ломоносова

являлись высказывания Ф. Прокоповича об эволюции поверхности горных

склонов. «С течением времени, - писал новгородский епископ, - возникало

множество новых гор, многие из них превратились в равнину. Это происходит

обычно определенным способом, действием силы вод, которые вымывают

внутренние слои земли и подымают горы, а другие сносят, нажимая на них, а

также действием силы ветров, движений земли и иных». Поразительно, что даже

терминологически, а особенно это крылатое - «слои земные» - все это

предвосхищало учение М. Ломоносова об эволюции земной поверхности,

некоторые принципы диалектики природы.

Над вещественной, материальной субстанцией, согласно системе Ф.

Прокоповича, возвышается душа - невещественная, т. е. бестелесная и

бессмертная. Возможно, здесь всего больше оснований у комментаторов

наследия автора «Рассуждения о безбожии» указать на влияние Лейбница, а

возможно, и Декарта, картезианцев. Душа - активное начало. Ее сущность,

считал Феофан, может познаваться в сравнении с другими явлениями. «Душа

бестелесная, а не из каких частей сложенная, но вся в себе совокупно

сущая». Таким образом, в структуре представлений Прокоповича материи

противостоит нечто духовное, цельное, идеальное.

Дуализм системы определялся динамикой внутренних противоречий. В свою

очередь, динамика жизни России и других стран содействовала секуляризации

сознания Ф. Прокоповича, расширению пласта светских знаний, создавала

реальную основу для развития в России светской философии. Не случайно

другой из активных сподвижников Петра I - В.Н. Татищев - еще решительней

подчеркивал мысль, что история философии - истинный процесс постепенного

освобождения светских (научных и философских) знаний из-под влияния

богословия. Автор трактата «О пользе наук и училищ» отвечал, что при этом

любомудрие, освобождаясь от опеки магов и волхвов, постепенно включало в

свой круг естественные (математика, механика, астрономия, физика, медицина)

и гуманитарные (грамматика, поэзия, риторика, этика, юриспруденция) науки.

Решительное отделение богословия от философии и превращение

любомудрия в отдельную область занятий углубляло противоречия

дуалистической системы Прокоповича, расширяя в ней сферу секуляризованных

концептуальных построений.

Условия и средства познания: логика, опыт, риторика

В начале XVIII в. интерес к богопознанию и экстатическому

самопознанию спадает. На передний план в связи с острой потребностью в

развитии промышленности, ремесла, техники выдвигается интерес к

естественнонаучным, техническим знаниям и к философии как знанию о путях и

средствах познания мира, овладения истиной.

Активизируемые петровскими преобразованиями наука и особенно

философия России с величайшим напряжением приступали к исследованию

теоретико-познавательных проблем. Философское крыло «Ученой дружины Петра

I» активно разрабатывало принципы теоретико-познавательной концепции,

исходящей из признания познаваемости мира.

Ф. Прокопович в своих теоретико-познавательных построениях, опираясь

и на суждения здравого смысла, и на научно значимые выводы, стремился

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты