Философия истории Ф. Гегеля

его кажущуюся противоречивость. Ведь история, по определению, занимается

лишь тем, что было и есть, а философия — наоборот, порождает собственные

мысли, не принимая в расчет того, что есть. И если бы философия подходила к

истории таким образом, то фактически это было бы не изучение, а

конструирование истории, чего как бы не наблюдается. Поэтому Гегель

говорит, что философия привносит с собой в историю лишь мысль о том, что в

мире господствует разум, а потому всемирно-исторический процесс совершался

и совершается разумно. Разум господствует как в мире вообще, так и в

истории в частности. Это умозаключение является одной из основополагающих

предпосылок всей работы.

Таким образом, Гегель характеризует свое понимание истории как

мыслящее рассмотрение ее. Мир не предоставлен случаю и случайным внешним

причинам, а управляется провидением. Всемирная история с его точки зрения

не есть простое нагромождение тех или других событий, не поле, где

господствуют случайность, произвол и хаотичное переплетение отдельных

человеческих устремлений и чувств и не случайный круговорот общественных

состояний и формаций. По мысли философа, собственно развитие свойственно

только человечеству, так как человеческая история есть высшая сфера, в

которой развивается духовное, мысль, познание. А вместе с этим и

господствующий во вселенной абсолютный разум находит средства своего

конкретного и сознательного воплощения в действительности, средства

познания самого себя как вечной и неисчерпаемой силы совершенствования,

прогресса и возникновения нового. Природе же присущи только простое

изменение и вечное повторение явлений. Поступательного движения в ней нет,

ибо нет в ней и духовной жизни: «…абстрактное изменение вообще,

совершающееся в истории, давно уже было понимаемо в общем виде в том

смысле, что в нем вместе с тем заключается переход к лучшему, к более

совершенному. При всем бесконечном разнообразии изменений, совершающихся в

природе, в них обнаруживается лишь круговращение, которое вечно

повторяется; в природе ничего не ново под луной, и в этом отношении

многообразная игра ее форм вызывает только скуку. Лишь в изменениях,

совершающихся в духовной сфере, возникает новое». То есть всемирная история

совершается исключительно в духовной сфере. Физическая природа, конечно,

тоже играет некоторую роль, но все же субстанциальным является дух и ход

его развития, а, следовательно, необходимо определиться с понятием природы

духа.

Природу духа Гегель объясняет все тем же диалектическим методом:

поскольку сущностью материи (антитезы духа) является тяжесть, постольку

сущностью духа является свобода, и все его свойства соответственно

определяются именно свободой, а, следовательно, свобода является

единственно истинным духом. Отсюда логически вытекает, что история есть

процесс осознания свободы. Каждый народ и каждая эпоха в своем духовном

принципе достигают в осознании свободы только определенной ограниченной

ступени и поэтому должны передать эстафету осознания свободы последующим,

более глубоко охватывающим истину народам и эпохам.

«Восточные народы знали только, что один свободен, а греческий и

римский мир знал, что некоторые свободны, мы же знаем, что свободны все

люди в себе, то есть человек свободен как человек».

Затем философ ставит правомерный вопрос о средствах, благодаря которым

идея свободы реализуется в мире, и ответом на него определяет именно

историческое явление. «Если свобода как таковая, прежде всего, есть

внутреннее понятие, то средства, наоборот, оказываются чем-то внешним, тем,

что является, что непосредственно бросается в глаза и обнаруживается в

истории». Делая далее указание на то, что главную роль в действиях людей

играют их потребности, интересы и страсти, Гегель приходит к

неутешительному выводу о том, что вообще ничто и никогда не осуществлялось

в истории без интереса самих участников — людей. А поскольку интерес

философ логически отождествляет со страстью, то и вывод звучит как «ничто

великое в мире не совершалось без страсти».

Говоря далее о предмете философии истории, Гегель указывает на то, что

в него входят два момента: идея и человеческие страсти. Для иллюстрации

своего тезиса философ использовал весьма образный пример: «Первый момент

составляет основу, второй является уткум великого ковра развернутой перед

нами всемирной истории». Центральным же пунктом и соединением обоих

моментов Гегель определил нравственную свободу в государстве. Причем

государство он рассматривает именно как результат полной реализации духа

(идеи свободы) в наличном бытии, и сильным и благоустроенным оно становится

тогда, если частный интерес граждан соединяется с его общей целью. Когда

достигается такое соединение, наступает период процветания государства, его

доблести, силы и счастья. Но в то же время Гегель утверждает, что всемирная

история создается, пишется только тогда, когда в обществе идет борьба,

когда оно полно живых противоречий и лишь стремится к счастливой жизни.

Сами же «периоды счастья являются в ней пустыми листами, потому что они

являются периодами гармонии, отсутствия противоположности… ничто великое в

мире не совершалось без страсти…». Нельзя рассматривать человека вне его

страстей и интересов, энергии и определенного характера, потому что

«…индивидуум оказывается таким, каким он конкретно существует, не человеком

вообще, потому что такого человека не существует, а определенным

человеком…». Стоит также обратить внимание на высказывание Гегеля о роли

исторических личностей в истории. Ими, по мысли философа, являются те люди,

которые с величайшей проницательностью понимают перспективу исторического

процесса, они «…преследуя свои цели, не сознавали идеи вообще, являясь

практическими деятелями, но в то же время… понимали то, что нужно и что

своевременно».

Истина, по Гегелю, состоит только «в соединении всеобщего, сущего в

себе и для себя вообще с единичным, субъективным». В философии истории эта

истина рассматривается в соответствии с особенностью всемирно-исторического

процесса. Особенность эта — в том, что объективная абсолютная цель

исторического процесса в самом ходе его развития не может адекватно

осознаваться самими участниками: чистая последняя цель истории еще не

является содержанием потребности и интереса. По отношению к этой цели

интерес отдельных участников всемирно-исторического процесса является еще

бессознательным. Тем не менее всеобщее все же содержится в частных целях

отдельных лиц и даже осуществляется благодаря им. Поэтому в философии

истории вопрос об отношении всеобщей цели исторического процесса к частным

целям его единичных участников, принимает форму вопроса о соединении

свободы и необходимости. По мысли философа, происходит это от того, что в

«философии истории» мы «рассматриваем внутренний, в себе и для себя сущий,

духовный процесс как необходимое, а, напротив, то, что в сознательной воле

людей представляется их интересом, приписываем свободе». Переход от

необходимости к свободе предполагает движение разума от постижения бытия в

аспекте единичности и конечности к постижению его в аспекте всеобщности и

бесконечности.

Таким образом, для развития и процветания любого народа необходимо

достижение полной свободы духа и наоборот, полная реализация идеи свободы

возможна только в сильном и процветающем государстве. Во всемирной истории

может быть речь только о таких народах, которые образуют государство.

Государство существует само для себя, а вся ценность человека, его духовная

действительность существует исключительно благодаря государству. В

противоположность мнению о том, что государство есть структура,

ограничивающая свободу человека, Гегель утверждает и успешно доказывает

мысль о том, что государство — это способ осуществления свободы.

«Государство есть духовная идея, проявляющаяся в форме человеческой воли и

ее свободы. Поэтому исторический процесс изменения вообще по существу дела

совершается при посредстве государства, и моменты идеи являются в нем как

различные принципы». То есть, всемирная история представляет собой ход

развития принципа, содержание которого есть сознание свободы.

Итак, по Гегелю, развитие необходимо связано с возникновением нового,

более совершенного, и что это возникновение не есть продукт случайного

стечения обстоятельств. Наоборот, оно внутренне связано и подготовлено всем

ходом жизни старой, предыдущей формы и идет на смену ему по внутренней,

имманентной обусловленности. Общей категорией, объединяющей бесконечную

смену людей и народов, Гегель называет изменение вообще, и «ближайшим

определением, относящимся к изменению, является то, что изменение, которое

есть гибель, есть в то же время возникновение новой жизни, что из жизни

происходит смерть, а из смерти — жизнь». Эта гениальная и великая мысль

нашла воплощение в идее реинкарнации или, позже, в образе феникса у

античных народов. К 19-му веку абстрактная мысль о простом изменении

превратилась в мысль о духе, всесторонне себя проявляющем и развивающем.

Существенной характеристикой духа является его деятельность. «Дух по

существу дела действует, он делает себя тем, что он есть в себе, своим

действием, своим произведением; таким образом он становится предметом для

себя, таким образом, он имеет себя, как наличное бытие пред собой». Но это

относится не только к деятельности духа отдельных людей. Таким же образом

действует и дух народа. «Он есть определенный дух, создающий из себя

наличный действительный мир, который в данное время держится и существует в

своей религии, в своем культе, в своих обычаях, в своем государственном

устройстве и в своих политических законах, во всех своих учреждениях, в

своих действиях и делах. Это есть его дело — это есть этот народ. Народы

суть то, чем оказываются их действия». Отношение отдельного человека к

народному духу есть отношение усвоения и приближения к его исторически

сложившемуся в действии характеру: «Отношение индивидуума к этому

заключается в том, что он усваивает себе это субстанциальное бытие, что

таков становится его образ мыслей, и его способности развиваются так, чтобы

он представлял собою нечто». по Гегелю, сила действенности народного духа

настолько велика, что ею снимается противоречие между тем, что народ есть в

своей возможности и тем, что он есть в действительности. Возможность, хотя

бы путем рефлексии, указывает на нечто такое, что должно стать

действительным. Таким образом, «разлад между тем, что народ есть в себе,

субъективно, по своей внутренней цели и по существу своему, и тем, что он

действительно есть, устраняется».

Развитие мирового духа, по Гегелю, влечет за собой то, что оно

является рядом ступеней, и всякая ступень как отличающаяся от другой имеет

свой собственный принцип. Таким принципом в истории является определенность

духа, особый дух народа. В этом принципе народного духа Гегель находит

обоснование своеобразия каждой эпохи: общее — то, что он (принцип) есть

ступень развития и конкретизации единого начала (мирового духа);

индивидуальное — деятельность людей как необходимое орудие претворения в

действительность содержания народного духа.

При таком подходе индивидуальное в истории, как случайный и хаотичный

элемент, исчезает и приобретает вполне закономерный характер как особенный

тип и содержание сознания эпохи. Индивидуальность же сохраняет значение

лишь как претворяющее в жизнь то, чего желает народный дух. Человек в своей

деятельности становится определенным человеком определенного исторического

народа, и характер его действий теперь обуславливается общим содержанием

данной эпохи. Вопрос же перехода одних исторических формаций в последующие

оказывается разрешенным, ибо всякий принцип есть нечто определенное,

исторически особенное, а, следовательно, исторически ограниченное и

обреченное со временем к переходу в новое, более высокое и развитое по

содержанию: «Только конкретный дух проявляется во всех делах и стремлениях

народа, он осуществляет себя, приобщается к самому себе и доходит до

понимания себя, потому что он имеет дело лишь с тем, что он сам из себя

производит. Но высшее достижение для духа заключается в том, чтобы знать

себя, дойти не только до самосозерцания, но и до мысли о самом себе. Он

должен совершить это, но это свершение оказывается одновременно и его

гибелью и выступлением другого духа, другого всемирно-исторического народа,

наступлением другой эпохи всемирной истории».

Народ создает то, что он желает, он имеет то, чего хочет, и он много

еще чего может сотворить и на войне, и в мире, и в своей стране, и за ее

пределами, но в этом случае уже без участия живой души. Она бездействует, и

поэтому из жизни народа исчезает интерес. Народ живет как стареющий

человек, наслаждаясь самим собой, довольствуясь тем, что он именно таков,

каким он желал быть, и что он достиг того, чего желал достигнуть. Эта

привычка вызывает естественную смерть как отдельных людей, так и целых

народов. Но принципы духов народов являются лишь моментами всеобщего

мирового духа, который через них возвышается и завершается в истории,

постигая себя и становясь всеобъемлющим.

Еще одной главой, предваряющей исследование пути всемирной истории,

является «Географическая основа всемирной истории», в которой философ

обосновывает принцип многообразия форм воплощения мирового духа в виде

действительно существующих народов наличием различных естественных типов

местности, которые находятся в тесной связи с типом и характером народов,

выросших в этих местностях. Характер же народа обнаруживается, по Гегелю,

именно в том, «каким образом народы выступают во всемирной истории и какое

место и положение в ней занимают». Рассматривая климатические зоны, Гегель

утверждается в мысли, что «истинной ареной всемирной истории» может быть

только широкая континентальная равнина в северной зоне умеренного пояса

(читай — Германия и иже с ней!), так как в холодных и жарких странах

«гнетущие потребности» людей не могут быть полностью удовлетворены. По

мысли философа, существенное значение имеют три основных типа местности:

безводное плоскогорье с обширными степями и равнинами, низменности в

долинах крупных рек и прибрежные (приморские) страны. Эти три типа

обуславливают характер стран и народов на них проживающих. И далее ученый

делает краткий анализ по странам и континентам применительно к своей

классификации, затем переходит к делению истории на этапы (ступени)

развития по признаку государственной организации: деспотизм, демократия и

аристократия, монархия. Он называет восточный мир — детством истории,

греческий мир — юностью, римский мир — возрастом возмужания и, наконец,

германский мир соотносит с человеческим возрастом старения. А затем Гегель

приступает к подробному рассмотрению и анализу каждого из названных миров,

но рамки данного реферата не позволяют хоть в малой степени осветить эту

часть грандиозной работы ученого.

Мне остается лишь подытожить то, о чем я написал выше.

Своеобразие подхода Гегеля к объяснению исторического процесса

заключается, прежде всего, в сочетании им сразу двух способов:

телеологического, то есть через цели — смысл есть предельная цель

существования, и каузального, то есть через причины. Тогда получается, что

в первом случае философия истории отвечает на вопрос «зачем?», а сама

история подразумевается как данность; во втором же случае возникает вопрос

«почему?», требующий раскрытия сущности истории. Такой подход стал для

ученого возможным благодаря применению им диалектического метода построения

суждений, предложенного ранее Фихте и доведенного затем до логического

совершенства самим Гегелем: его знаменитое «тезис — антитезис — синтезис».

Кроме того, для поиска истины философ использовал особый, системный подход.

Историческая деятельность человечества складывается из действий людей.

Каждый человек преследует свои индивидуальные цели, а в результате

возникает нечто иное, что было в его действиях, но не было в его намерениях

(например, поджег дом соседа, а сгорел весь город), таким образом, массовая

случайность переходит в необходимость. Отсюда следует, что живущие

индивидуумы и, соответственно, народы, ища и добиваясь своего, в то же

время оказываются средствами и орудиями чего-то более высокого и далекого,

о чем они ничего не знают, но что они бессознательно исполняют. Вот это что-

то и есть Абсолютная Идея, Мировой Разум или Дух. У Гегеля все эти три

понятия — суть одно и то же в силу применяемого им самого метода

диалектики. Таким образом, по мысли философа, весь путь человечества можно

рассмотреть в виде единой, замкнутой системы развития Мирового Разума.

Внутреннюю структуру системы развития Мирового Разума выражают формы мысли,

являющиеся категориями диалектики, а реализацию этой системы во времени —

философия истории. «Действительность» же есть отчуждение Духа. Абсолютная

Идея отчуждает себя, «порождая» мир и человека. В процессе развития

человечества Дух познает себя, и таким образом происходит «снятие

отчуждения». Другими словами, история и есть процесс познания Абсолютной

Идеей себя. Когда же Мировой Разум познает себя, и отчуждение снимется —

история завершится.

Безусловно такой всеобъемлющий и грандиозный по замыслу труд не мог не

произвести соответствующего впечатления как на современников, так и на

последующие поколения историков и философов, да и не только их. Оценка

этого, как и других, произведения великого мыслителя была весьма не

однозначной — от восхищения до полного неприятия позиции автора. В

частности, в России Гегель (наравне с Шеллингом) явился идейной причиной

возникновения наиболее оригинального, по мнению Э.Л. Радлова, философского

направления — славянофильства Строгая методичность системы, возможность

вместить в схему развития самые разнообразные, даже противоречащие друг

другу явления, плюс видимость абсолютного знания — все это, естественно,

должно было подкупать и очаровывать. К числу «правоверных гегельянцев»

Радлов относит М.А. Тулова с его сочинениями по эстетике, П. Редкина,

написавшего обширную историю древней философии, Б. Чичерина, проявившего

склонность к гегельянству в области логики, метафизики и философии права и

многих других. А в самый полный рост влияние философской мысли великого

ученого можно обнаружить не где-нибудь, а в марксизме!

Конечно, сегодня многие посылки в «Философии истории» выглядят, по

меньшей мере, несостоятельными и смешными, но ведь не будь этой

замечательной и интересной для чтения (даже сейчас!) работы, не было бы,

наверное, и многих наших современных представлений и исторических открытий.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты