Философия как наука и тип мировоззрения

Философия как наука и тип мировоззрения

Московский гуманитарно-экономический институт

Нижегородский филиал

Факультет психологии

Реферат

По дисциплине: «Философия»

Тема: «Философия как наука и тип мировоззрения»

Выполнила: студентка I курса

факультета психологии

Ладугина Наталья Александровна

Проверила: декан факультета,

зав. каф. психологии

Волкова Вера Олеговна

Нижний Новгород, 2001

План

1. Введение

2. Философия как тип мировоззрения

3. Философия как наука

4. Заключение

Введение

Философия - одна из самых увлекательнейших областей человеческого

знания, духовной культуры. Зародившись в VII—VI веках до и. в Индии. Китае,

Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все

последующие века. Однако, как ни странно, до сих пор окончательного

согласия в отношении того, является ли философия наукой ли нет, а также о

ее связи с естественнонаучными дисциплинами, среди ученых нет. Начиная

примерно с середины двадцатого столетия наблюдается повышенный интерес к

философии в среде физиков, - интерес, обусловленный развитием квантовой

теории и необходимостью интерпретации полученных результатов, для чего

формальный физический аппарат оказался бесполезен.

Примечательны слова известного отечественного физика и философа

С.Сипарова (цитата из предисловия к физическим страницам сайта «Со-

знание»):

«Я пишу его (предисловие – Н.Л.) потому, что хотелось бы, чтобы

возникло некое связующее звено между тем, что написано в "гуманитарной"

части сайта, доступной практически всем, но, возможно, неинтересной людям с

естественнонаучным складом ума или характера, и тем, что написано ниже.

Фокус тут в том, что физические результаты, полученные в следующих далее

статьях, имеют непосредственное отношение к мировосприятию, которому

посвящена гуманитарная часть. Я ответственно заявляю, что сначала выдумывал

ответы, а потом придумывал, как их получить (по ходу дела они обрастали

количественными подробностями). После чего они из "фантазий" становились

"научными результатами" и подвергались публикации в соответствующих

журналах. Это представляет собой прямую иллюстрацию того процесса, который

был доведен до алгоритма в статье "Физический мир как функция сознания

наблюдателя".»

Как говорится, no comments...

В данной работе сделана попытка обобщения различных взглядов на

философию, приведения их «к единому знаменателю». Особый акцент делается на

вопросах научности философского знания.

Философия как тип мировоззрения

Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место в нем человека.

Русский философ XIX в. Владимир Соловьев в статье «Идея «сверхчеловека»

определил мировоззрение как «умственное окошко». В своей статье Соловьев

сравнил три таких «окошка»: экономический материализм К. Маркса,

«отвлеченный морализм» Льва Толстого и теорию «сверхчеловека» Ф. Ницше. Он

писал: «В окошко экономического материализма мы видим один задний, или как

французы говорят, нижний двор... истории и современности; окно отвлеченного

морализма выходит на чистый, но уж слишком, до совершенной пустоты чистый

двор бесстрастия, опрощения, непротивления, неделания и прочих без и не; ну

а из окна ницшеанского «сверхчеловека» прямо открывается необъятный простор

для всяких жизненных дорог, и если, пускаясь без оглядки в этот простор,

иной попадает в яму, или завязнет в болоте, или провалится в живописную,

величавую, но безнадежную пропасть, то ведь такие направления ни для кого

не представляют безусловной необходимости, и всякий волен выбрать вон ту

верную и прекрасную горную дорожку, на конце которой уже издалека сияют

средь тумана озаренные вечным солнцем надземные вершины».

Таким образом, «умственное окошко», или мировоззрение зависит от

ориентации личности. Последняя тоже в свою очередь зависит от многих

факторов: исторических условий, социальных перемен.

Мировоззрение — это убеждение. Однако важным фактором убеждения

является сомнение, готовность к скепсису. Сомнение необходимо для того, кто

хочет продвигаться по пути знания и истины. В противном случае он попадает

на дорожку застоя, в болото. Фанатичное, безоговорочное следование

избранной доктрине называют догматизмом. Избежать догматизма помогают

сомнение, творческая мысль, критичность.

«Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому,

универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знание о

космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы

жизни» (Г. Мейер);

Обобщая, мировоззрение есть совокупность взглядов, оценок, принципов,

определяющих общее видение, понимание мира, места в нем человека; это

жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация.

Различают следующие типы мировоззрения: миф, религия, философия.

Исторически первым был мифологический взгляд на мир.

Миф — это:

1) общественное сознание, способ самовыражения древнего общества.

2) наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой

соединены зачатки знаний, элементы верований, политических

взглядов, различных видов искусства, собственно философии.

3) единая, синкретическая форма сознания, выражающая миропонимание и

мировосприятие тогдашней эпохи.

В мифах такого рода содержатся попытки ответа на вопросы о

происхождении и строении Вселенной, о важнейших явлениях природы —

солнечных и лунных затмениях, наводнениях, падениях метеоритов и др., о

мировой гармонии. Многочисленные мифы о происхождении человека, стадиях его

жизни, проблеме жизни и смерти. Библия — одно из важнейших явлений духовной

культуры — тоже базируется в известных пределах на мифологическом

фундаменте.

Особое место принадлежит в мифах проблеме культурных достижений

человека; мифологический — это не значит полностью оторванный от реальной

практики, смысла, элементов науки и т. д.

Для мифологического мировоззрения характерны следующие черты:

1) эмоционально-образная форма,

2) очеловечивание природы,

3) отсутствие рефлексии,

4) утилитарная направленность.

Очеловечивание природы в мифах проявлялось в переносе человеческих

черт на окружающий мир, в олицетворении и одушевлении космоса, природных

сил. Мифологии свойственны нежесткие разграничения мира природы и человека,

мысли и эмоций, художественных образов и научного знания.

Рефлексия (работа сознания, мысли человека над собственным сознанием;

размышление над своими взглядами, психическим состоянием, их оценка, т. е.

размышление над собственными размышлениями) в мифологическом мировоззрении

отсутствует.

Утилитарная направленность мифологии проявляется в том, что решаемые

ею мировоззренческие проблемы тесно связаны с практическими задачами: на

удачу, счастливую жизнь, защиту от голода, болезней, нужды и т. д.

В мифологии практически создавалась система ценностей, принятая в

данном обществе, осуществлялся поиск единых оснований природы и человека,

природы и общества.

Религия (от лат. religio — благочестие, святость) есть форма

мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных

сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека

мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Миф и религия взаимосвязаны.

Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму

восприятия. Верующий человек — субъект религиозного сознания. Такой человек

переживает в реальных эмоциях свое видение Бога, различных картин,

связанных с особенностями того или иного религиозного направления.

Важнейшими атрибутами религии являются вера и культ. Религия - не

рефлексивный тип мировоззрения.

Вера — это способ осознания мира религиозным сознанием, особые

состояния религиозного сознания субъекта.

Религиозных течений много. Только в России их свыше 40. В рамках

религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают

этические представления, нормы, идеалы, ценности (этика конфуцианства,

десять заповедей в христианской религии и т. д.).

В религиозном сознании культивируются чувства любви человека к

человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует

духовный мир человека.

Несмотря на близость религии и философии, они различны — идеализм

философский есть теоретическая основа религии.

Идеализм и религия как мировоззрения часто решают сходные задачи по

объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека.

Их различие состоит в том, что философия есть отражение мира в

теоретической, рационально понятной форме. В философии сформировался

жесткий категориальный аппарат: логос, причинность, закон, идея,

необходимость и т. д.

Язык философии — не образы, не картинки, а категории, понятия.

Философия обычно сводит дело к логичности, к доказательствам. Положения

философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в

соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.

Философия Согласно историческим свидетельствам, слово «философ»

впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.)

по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу

жизни.

На олимпийских играх, говорил Пифагор, можно видеть людей трех

основных типов. Одни приходят, чтобы торговать — они стремятся к роскоши и

богатству. Другие хотят прославиться — это рабы славы. Третьи — мудры, они

довольствуются наблюдениями. Их не терзает страсть к богатству и славе, они

свободны от страстей, а потому это свободные люди.

Развитие философии означало не только отмежевание от мифологии, но и

выход от тесных рамок обыденного сознания, преодоление его ограниченности.

Любовь к истине и мудрости представляла из себя совершенно новую

ценностную ступень развития духовной культуры. Именно мудрость, истина

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты