Философия как наука и тип мировоззрения
Московский гуманитарно-экономический институт
Нижегородский филиал
Факультет психологии
Реферат
По дисциплине: «Философия»
Тема: «Философия как наука и тип мировоззрения»
Выполнила: студентка I курса
факультета психологии
Ладугина Наталья Александровна
Проверила: декан факультета,
зав. каф. психологии
Волкова Вера Олеговна
Нижний Новгород, 2001
План
1. Введение
2. Философия как тип мировоззрения
3. Философия как наука
4. Заключение
Введение
Философия - одна из самых увлекательнейших областей человеческого
знания, духовной культуры. Зародившись в VII—VI веках до и. в Индии. Китае,
Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все
последующие века. Однако, как ни странно, до сих пор окончательного
согласия в отношении того, является ли философия наукой ли нет, а также о
ее связи с естественнонаучными дисциплинами, среди ученых нет. Начиная
примерно с середины двадцатого столетия наблюдается повышенный интерес к
философии в среде физиков, - интерес, обусловленный развитием квантовой
теории и необходимостью интерпретации полученных результатов, для чего
формальный физический аппарат оказался бесполезен.
Примечательны слова известного отечественного физика и философа
С.Сипарова (цитата из предисловия к физическим страницам сайта «Со-
знание»):
«Я пишу его (предисловие – Н.Л.) потому, что хотелось бы, чтобы
возникло некое связующее звено между тем, что написано в "гуманитарной"
части сайта, доступной практически всем, но, возможно, неинтересной людям с
естественнонаучным складом ума или характера, и тем, что написано ниже.
Фокус тут в том, что физические результаты, полученные в следующих далее
статьях, имеют непосредственное отношение к мировосприятию, которому
посвящена гуманитарная часть. Я ответственно заявляю, что сначала выдумывал
ответы, а потом придумывал, как их получить (по ходу дела они обрастали
количественными подробностями). После чего они из "фантазий" становились
"научными результатами" и подвергались публикации в соответствующих
журналах. Это представляет собой прямую иллюстрацию того процесса, который
был доведен до алгоритма в статье "Физический мир как функция сознания
наблюдателя".»
Как говорится, no comments...
В данной работе сделана попытка обобщения различных взглядов на
философию, приведения их «к единому знаменателю». Особый акцент делается на
вопросах научности философского знания.
Философия как тип мировоззрения
Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место в нем человека.
Русский философ XIX в. Владимир Соловьев в статье «Идея «сверхчеловека»
определил мировоззрение как «умственное окошко». В своей статье Соловьев
сравнил три таких «окошка»: экономический материализм К. Маркса,
«отвлеченный морализм» Льва Толстого и теорию «сверхчеловека» Ф. Ницше. Он
писал: «В окошко экономического материализма мы видим один задний, или как
французы говорят, нижний двор... истории и современности; окно отвлеченного
морализма выходит на чистый, но уж слишком, до совершенной пустоты чистый
двор бесстрастия, опрощения, непротивления, неделания и прочих без и не; ну
а из окна ницшеанского «сверхчеловека» прямо открывается необъятный простор
для всяких жизненных дорог, и если, пускаясь без оглядки в этот простор,
иной попадает в яму, или завязнет в болоте, или провалится в живописную,
величавую, но безнадежную пропасть, то ведь такие направления ни для кого
не представляют безусловной необходимости, и всякий волен выбрать вон ту
верную и прекрасную горную дорожку, на конце которой уже издалека сияют
средь тумана озаренные вечным солнцем надземные вершины».
Таким образом, «умственное окошко», или мировоззрение зависит от
ориентации личности. Последняя тоже в свою очередь зависит от многих
факторов: исторических условий, социальных перемен.
Мировоззрение — это убеждение. Однако важным фактором убеждения
является сомнение, готовность к скепсису. Сомнение необходимо для того, кто
хочет продвигаться по пути знания и истины. В противном случае он попадает
на дорожку застоя, в болото. Фанатичное, безоговорочное следование
избранной доктрине называют догматизмом. Избежать догматизма помогают
сомнение, творческая мысль, критичность.
«Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому,
универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знание о
космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы
жизни» (Г. Мейер);
Обобщая, мировоззрение есть совокупность взглядов, оценок, принципов,
определяющих общее видение, понимание мира, места в нем человека; это
жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация.
Различают следующие типы мировоззрения: миф, религия, философия.
Исторически первым был мифологический взгляд на мир.
Миф — это:
1) общественное сознание, способ самовыражения древнего общества.
2) наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой
соединены зачатки знаний, элементы верований, политических
взглядов, различных видов искусства, собственно философии.
3) единая, синкретическая форма сознания, выражающая миропонимание и
мировосприятие тогдашней эпохи.
В мифах такого рода содержатся попытки ответа на вопросы о
происхождении и строении Вселенной, о важнейших явлениях природы —
солнечных и лунных затмениях, наводнениях, падениях метеоритов и др., о
мировой гармонии. Многочисленные мифы о происхождении человека, стадиях его
жизни, проблеме жизни и смерти. Библия — одно из важнейших явлений духовной
культуры — тоже базируется в известных пределах на мифологическом
фундаменте.
Особое место принадлежит в мифах проблеме культурных достижений
человека; мифологический — это не значит полностью оторванный от реальной
практики, смысла, элементов науки и т. д.
Для мифологического мировоззрения характерны следующие черты:
1) эмоционально-образная форма,
2) очеловечивание природы,
3) отсутствие рефлексии,
4) утилитарная направленность.
Очеловечивание природы в мифах проявлялось в переносе человеческих
черт на окружающий мир, в олицетворении и одушевлении космоса, природных
сил. Мифологии свойственны нежесткие разграничения мира природы и человека,
мысли и эмоций, художественных образов и научного знания.
Рефлексия (работа сознания, мысли человека над собственным сознанием;
размышление над своими взглядами, психическим состоянием, их оценка, т. е.
размышление над собственными размышлениями) в мифологическом мировоззрении
отсутствует.
Утилитарная направленность мифологии проявляется в том, что решаемые
ею мировоззренческие проблемы тесно связаны с практическими задачами: на
удачу, счастливую жизнь, защиту от голода, болезней, нужды и т. д.
В мифологии практически создавалась система ценностей, принятая в
данном обществе, осуществлялся поиск единых оснований природы и человека,
природы и общества.
Религия (от лат. religio — благочестие, святость) есть форма
мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных
сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека
мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Миф и религия взаимосвязаны.
Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму
восприятия. Верующий человек — субъект религиозного сознания. Такой человек
переживает в реальных эмоциях свое видение Бога, различных картин,
связанных с особенностями того или иного религиозного направления.
Важнейшими атрибутами религии являются вера и культ. Религия - не
рефлексивный тип мировоззрения.
Вера — это способ осознания мира религиозным сознанием, особые
состояния религиозного сознания субъекта.
Религиозных течений много. Только в России их свыше 40. В рамках
религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают
этические представления, нормы, идеалы, ценности (этика конфуцианства,
десять заповедей в христианской религии и т. д.).
В религиозном сознании культивируются чувства любви человека к
человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует
духовный мир человека.
Несмотря на близость религии и философии, они различны — идеализм
философский есть теоретическая основа религии.
Идеализм и религия как мировоззрения часто решают сходные задачи по
объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека.
Их различие состоит в том, что философия есть отражение мира в
теоретической, рационально понятной форме. В философии сформировался
жесткий категориальный аппарат: логос, причинность, закон, идея,
необходимость и т. д.
Язык философии — не образы, не картинки, а категории, понятия.
Философия обычно сводит дело к логичности, к доказательствам. Положения
философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в
соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.
Философия Согласно историческим свидетельствам, слово «философ»
впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.)
по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу
жизни.
На олимпийских играх, говорил Пифагор, можно видеть людей трех
основных типов. Одни приходят, чтобы торговать — они стремятся к роскоши и
богатству. Другие хотят прославиться — это рабы славы. Третьи — мудры, они
довольствуются наблюдениями. Их не терзает страсть к богатству и славе, они
свободны от страстей, а потому это свободные люди.
Развитие философии означало не только отмежевание от мифологии, но и
выход от тесных рамок обыденного сознания, преодоление его ограниченности.
Любовь к истине и мудрости представляла из себя совершенно новую
ценностную ступень развития духовной культуры. Именно мудрость, истина
Страницы: 1, 2