Не было мудрости, не было исследования души, не было искусства говорить до
Заратустры; самое близкое, самое повседневное говорит здесь о неслыханных
вещах. Самое могучая сила образов, какая когда-либо существовала, является
убожеством и игрушкой по сравнению с этим возвращением языка к природе
образности. Здесь в мгновении преодолевается человек, понятие
"Сверхчеловек" становится здесь высшей реальностью, - в бесконечной дали
лежит здесь все, что называлось великим в человеке лежит ниже его. О
совмещении злобы и легкомыслия и обо всем, что вообще типично для типа
Заратустры, никогда никто еще не мечтал как о существенном элементе
величия. Заратустра именно в этой шири пространства, в этой доступности
противоречиям чувствует себя наивысшим проявлением всего сущего, и когда
услышит как он это определяет, откажутся от поисков ему равного.
"Я ЛЮБЛЮ ТОГО, КТО ЖИВЕТ РАДИ ПОЗНАНИЯ И СТРЕМИТСЯ ПОЗНАВАТЬ ВО ИМЯ
ТОГО, ЧТОБЫ ЖИЛ НЕКОГДА СВЕРХЧЕЛОВЕК. ИБО ТАК ХОЧЕТ ОН ГИБЕЛИ СВОЕЙ."13
"Падающего - толкни." Ницше прежде всего имел в виду критику
христианства, которое считал религией слабых, униженных рабов. Христианская
религия отрицает свободу мышления, самостоятельность действий человека.
Человек свободен, а смирение есть оковы, которые окутывают власти. Вывод
Ницше: не свержение строя, порождающего несвободу, а возрождение идеала
сильной и свободной личности - идеала античности и возрождения, отказ от
культа слабости и униженности, покаяние, жертвы и самопожертвование,
навязанного религией лицемерия. Фашистская интерпретация идей Ницше до
крайности искажала его мысли, превращала мыслителя в шовиниста и
человеконенавистника, каким он не был. Вины философа в такой интерпретации
его трудов нет, читатель может убедиться в этом, внимательно прочитав
перевод "Антихристианина". Нацизм в свое время ухватился за эти рассуждения
Ницше, истолковав их на свой лад и объявив войну "слабым, а именно тем,
кого следовало бы поработить или уничтожить ради процветания высшей расы.
4. "ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА - СВЕРХЧЕЛОВЕК"
Человек имеет цель внутри себя; его цель - это жизнь. Вот эта идея
абсолютной ценности человеческой жизни по существу явилась тем лозунгом,
который объединяет все творчество Ницше. С этим лозунгом связан и
ницшеанский идеал человека - Сверхчеловек. Этот идеал, по замыслу Ницше
может быть реализован лишь при условии, если человечество возвратится к
истокам своей истории, когда бал жизни будут править люди высшей расы -
"хозяева", люди, представляющие собой совершенство прежде всего в
биологическом отношении. Они не будут отягощены ни бытовыми, ни
социальными, ни религиозными ограничениями и предрассудками и потому будут
абсолютно свободны.
Биологически обусловленным, считает Ницше, является все, что в
человеческом общежитии считается добром, что составляет для людей ценность,
включая и ценность моральную. Соответственно, нет и быть не может
объективно обусловленной морали. Каждый имеет такую мораль, которая в
наибольшей мере соответствует требованиям его жизни : мораль одного
оправдывает все, к чему он стремится; мораль другого делает его
умиротворенным; мораль третьего призывает к мщению врагам и т.д. Люди даже
могут не осознавать, каков на самом деле источник их моральных убеждений и
представлений, но это не меняет дела. Всяк имеет тот тип морали, который
больше всего соответствует его природе.
Наиболее существенное различие между людьми, по мнению Ницше,
состоит в том, что некоторые из них от природы слабы, другие сильны опять-
таки по природе. Соответственно различается и их мораль. Сильные
("хозяева", по терминологии Ницше) ценят личное достоинство, решительность,
настойчивость, самоуверенность, несгибаемую волю и неистощимую энергию в
достижении поставленной цели. Слабые ("рабы" по той же терминологии) ценят
то, что в большей мере выражается в их слабости - сострадательность,
мягкосердечие, альтруизм, и рассудительность и т.п.
Некогда хозяева господствовали в жизни. У них была своя мораль,
свои понятия и представления о добре и зле. Но со временем их одолели рабы,
но победили они не силой, а числом. Добром стало признаваться то, что в
большей мере соответствует их интересам; мягкосердечие, любовь к ближнему,
покорность, доброта - все эти и им подобные качества возвышены до уровня
добродетели. В эпоху после восстания рабов господствующей стало и
продолжает оставаться рабская мораль.
В оценке господствующей морали Ницше хотел занять беспристрастную,
научно обоснованную, натуралистическую поэзию. Он отмечал, что все идет
так, как и должно идти в условиях, когда рабы приемлют мораль рабов. Одно
тут плохо : даже хозяева начинают подчиняться этой морали. Однако Ницше не
мог удержаться на этой объективной, беспристрастной позиции, так как ощущал
себя принадлежащим к расе хозяев и признавал их мораль не только более
высокой, но и единственно достойной этого названия. Релятивистская этика с
ее тезисом : "каждый имеет тот тип морали, который подходит ему"
оказывается только внешней видимостью. В ее основании лежит этика
абсолютизма, согласно которой правильной является только одна мораль -
мораль хозяев.
Если попытаться суммировать различные разрозненные оценки, данные
Ницше господствующей морали, то, вероятность их можно свести к некоторому
общему знаменателю и выразить в виде следующих трех претензий.
Господствующая мораль, по мнению Ницше, своим основанием имеет
предположение, во-первых, о всеобщем равенстве; во-вторых, о свободе -
каждый должен быть свободен в той мере, в какой он не посягает на свободу
других; в-третьих, об абсолютности моральной ценности, которая якобы не
требует никаких доказательств, поскольку она не средство, а цель.
Основанная на этих предположениях мораль вполне закономерно
включает в себя принципы справедливости, альтруизма или любви к ближнему,
сострадания, милосердия, превосходства духовных ценностей над
материальными, преимущество общественного блага перед личным и т.п.
Собственная моральная позиция Ницше, позиция хозяина почти прямо
противоположна господствующей в обществе морали. Ее краеугольными камнями
служат : во-первых, ценность жизни в ее биологическом смысле - только жизнь
имеет абсолютную ценность и порождает все то, что имеет ценность; во-
вторых, свобода сильного - свобода принадлежит только тому, кто имеет
достаточно силы, чтобы завоевать и отстоять ее; в-третьих, неравенство -
люди не равны, они лишь лучше или хуже, в зависимости от того, сколько
жизненной силы заключено в каждом из них. Естественно, этим устоям
соответствуют и принципы морали. Справедливость в том виде, как ее понимает
господствующая мораль есть ложь. Истинная справедливость, считает Ницше,
основана отнюдь не на равенстве - каждый имеет столько, сколько
заслуживает, а заслуги его измеряются количеством жизни. Равенство - это
признак упадка. Ложным является и принцип полезности - назначение жизни
состоит не в увеличении добра. Сама жизнь есть высшее и величайшее добро, и
только это имеет значение. Ложью является и принцип альтруизма : если и
может у кого-либо быть великая цель, то она наверняка важнее благополучия
ближнего. Дело не в любви к ближнему; уважения и поклонения достойны лишь
лучшие, а лучшие - это наиболее сильные. Кроме того, альтруизм есть не что
иное, как эгоизм, но только эгоизм слабого. Не видит Ницше каких-либо
достоинств и у принципа милосердия - оно есть пустая трата энергии на
слабых и вырождающихся. Требованием жизни является не спасение и даже не
помощь слабым. Лозунгом, достойным подлинной жизни, должен быть :
"Падающего подтолкни!". То же и в случае с принципом общественного блага –
только великие индивидуальности имеют ценность. Что касается массы, то она
может представлять интерес или как копия великого, или как сила,
сопротивляющаяся ему, или как орудие в его руках.
Кроме всего прочего, господствующая мораль, считает Ницше,
базируется на ложной психологии, а это значит, она не почитает и не может
почитать природных инстинктов, обрекая тем самым людей на следование
принципам, несовместимым с их природой. Она говорит об альтруических
поступках, свободе воли, моральном порядке, но на деле ничего подобного нет
и быть не может. Есть только ложь. но наибольший вред господствующей морали
состоит в том, что она культивирует посредственность и тем самым разрушает
единственное ценное - жизнь.
Своей главной заслугой Ницше считает то, что он предпринял и
осуществил переоценку всех ценностей : все то, что обычно признается
ценным, на самом деле не имеет ничего общего с подлинной ценностью. Нужно
все поставить на свои места – на место ценностей мнимых поставить истинные
ценности. В этой переоценке ценностей, по существу своему составляющей
собственно философию Ницше, он стремится встать "по ту сторону добра и
зла". Обычная мораль, сколько бы ни была она развитой и сложной, всегда
заключена в рамки, противоположные стороны которой составляют представление
о добре и зле. Их пределами исчерпываются все формы существующих моральных
отношений. Что касается Ницше, то согласно его мнению мораль, ограниченная
этими рамками есть ложь. Подлинный человек должен строить всю свою жизнь в
пространстве, границы которого пролегают не там, где находится добро и зло
господствующей морали. Именно в этом смысле Ницше называет себя
имморалистом.
Однако возможна ли в принципе точка зрения абсолютного
имморализма? Разумеется, речь идет не об отдельных поступках,
противоречащих требованиям общественной морали, не о преступниках в обычном
смысле, а о морали как системе взглядов, представлений, предписаний,
требований и т.п. С этой точки зрения то, что провозглашает Ницше, так
сказать, сдвинуты, поставлены на непривычное место эти самые рамки. Точнее
говоря, у него принят иной критерий добра и зла.
Следовательно, по сравнению с предшествующей традицией позиция Ницше
характеризуется тем, что если вся европейская философская традиция
претендовала на создание или перестройку этики, не посягая при этом на
самое мораль, то Ницше претендует на создание не только новой или
подновленной системы этики, но и новой морали. Ни один из философов
прошлого - ни Платон, ни Аристотель, ни Августин Блаженный, ни Фома
Аквинский, ни Кант - не заходил столь далеко : каждый из них претендовал на
создание новой этики как философии морали, но не самой морали. Иными
словами они стремились концептуализировать мораль своего времени, выявить
ее основные черты, фундаментальные оновоположения и показать вытекающие из
них следствия.
Провозглашенная Ницше мораль своим фундаментом имеет жизнь как
первую и абсолютную ценность. Соответственно ее движущий механизм включает
не только размышление и осмысление, сколько инстинктивные реакции.
Инстинкты этого рода в наибольшей мере развиты у Сверхчеловека - созданного
философией Ницше идеала человека. Его еще нет в реальности. Залогом его
появления служат те единицы, вроде самого Ницше, которые живут жизнью
провозвестников.
"МЫ, ТЕ, КТО МЫСЛИТ И ЧУВСТВУЕТ, ЕДИНСТВЕННЫЕ, КТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО И
ПОСТОЯННО ДЕЛАЕТ НЕЧТО, ЧЕГО ЕЩЕ НЕТ : ВЕСЬ ПОСТОЯННО РАСТУЩИЙ МИР
ЦЕННОСТЕЙ, КРАСОК, ВЕСА, ПЕРСПЕКТИВЫ, ЛЕСТНИЦЫ УТВЕРЖДЕНИЙ И ОТРИЦАНИЙ.
НАЙДЕННЫЕ НАМИ ПОЭТИЧЕСКИЕ ВЫМЫСЛЫ СТАНОВЯТСЯ РУКОВОДСТВОМ ДЛЯ ТАК
НАЗЫВАЕМЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ (НАШИХ АКТЕРОВ), ПРИЗВАННЫХ ПРЕВРАЩАТЬ ИХ В
ПЛОТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ДАЖЕ В ПОВСЕДНЕВНОСТЬ".
" ... ВОКРУГ ТВОРЦОВ НОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВЕРТИТСЯ МИР; ОН ВРАЩАЕТСЯ
НЕСЛЫШНО".
"МОЯ ЗАДАЧА ПОДВИГНУТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО К РЕШЕНИЯМ, КОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЯТ ВСЕ
БУДУЩЕЕ".
"Я ХОЧУ НАУЧИТЬ ВАС УСТРЕМЛЯТЬСЯ ВСЛЕД ЗА МНОЙ В ДАЛЕКОЕ БУДУЩЕЕ".14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В учении Ницше, как в любом серьезном нравственно-философском
исследовании, есть много ценного для нашего времени. Прежде всего, это
яркая критика мещанства. Никто до и после Ницше с такой прозорливостью не
смог предвидеть всю опасность общества маленьких, серых, покорных людей.
Это, кроме того, неприятие социальной системы, построенной либо
на безмерном подчинении какой-либо одной идеологии, либо на принципах
утилитаризма и прагматизма, где обесценено главное - личность, ее
индивидуальность и неповторимость. Это идея возвышения человека,
преодоление всего мелочного, обыденного, незначительного для жизни. Многие
категории нравственного учения Ницше вошли в философско-этическую науку и в
наш обыденный язык: "переоценка ценностей", "Сверхчеловек", то есть
"которых слишком много"; "человеческое, слишком человеческое"; мораль "по
ту сторону добра и зла".
В советской философской науке существовал один ответ на вопрос о
гуманности учения Ницше - негативный. Безусловно, учение Ницше
противоречиво, потому и не может быть оценено как только негативное или
только позитивное. Ницше заставляет думать, сравнивать, размышлять.
Главной позитивной ценностью нравственного учения Ницше, без
сомнения, является идея возвышения человека. Ницше с полным правом можно
было бы назвать исследователем антропологического метода в философии. В
своих нравственных оценках он стремился идти от индивида. Причем сам
индивид рассматривался им как бесконечно становящаяся ценность, как
процесс, как неисчерпаемость. По Ницше, человечество - это целостность,
проявляющаяся через различие. Но абсолютизация неординарности приводила
Ницше к парадоксальным выводам. Впрочем, любая абсолютизация приводит к
крайностям и в познании и, что всего печальнее, в социально нравственной
практике.
Одним из аспектов философского учения Ницше является критика
христианской морали. Отметим, что здесь Ницше занимал весьма оригинальную
позицию. Он считал, что религия формирует зависимое, несамостоятельное
сознание, смирение, несвободу человека. Для Ницше религия стала символов
зависимого "несчастного" сознания.
Конечно же, содержание и практику христианского учения нельзя
свести к подобному его толкованию. Но тем не менее эта точка зрения
немецкого мыслителя очень актуальна сегодня. Весьма распространенным
является мнение о том, что религия едва ли не единственная нравственная
спасительница России : только она способна дать человеку подлинный подъем
духа; только она "скрепляет нацию"; она "наиболее действенное средство
массового воспитания морали", так как она "дает общедоступное представление
о сверхнациональном абсолюте, без которого мораль не существует". Трудно
сказать, что больше в этом признании : или потребности в "сверхнациональном
абсолюте", или снисходительной заботы о человеке из "массы", который только
благодаря религии сможет стать нравственным? Ницше верил в возможности
самого человека - единственного творца и самого себя, и своей истории.
"УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ МЕНЯ МОЖНО ПОНИМАТЬ, - А ТОГДА УЖ
ПОНИМАТЬ С НЕИЗБЕЖНОСТЬЮ, - МНЕ ОНИ ИЗВЕСТНЫ ДОСКОНАЛЬНО,
ДОПОДЛИННО. НЕОБХОДИМО В ДЕЛАХ ДУХА ЧЕСТНОСТЬ И НЕПОДКУПНОСТЬ,
И НЕОБХОДИМО ЗАКАЛИТЬСЯ В НИХ, - ИНАЧЕ НЕ ВЫДЕРЖИШЬ СУРОВЫЙ
НАКАЛ МОЕЙ СТРАСТИ. НУЖНО СВЫКНУТЬСЯ С ЖИЗНЬЮ НА ВЕРШИНАХ
ГОР, - ЧТОБЫ ГЛУБОКО ПОД ТОБОЙ РАЗНОСИЛАСЬ ЖАЛКАЯ БОЛТОВНЯ О
ПОЛИТИКЕ, ОБ ЭГОИЗМЕ НАРОДОВ. НУЖНО СДЕЛАТЬСЯ РАВНОДУШНЫМ И НЕ
ЗАДАВАТЬСЯ ВОПРОСОМ О ТОМ, ЕСТЬ ЛИ ПОЛЬЗА ОТ ИСТИНЫ, НЕ
ОКАЖЕТСЯ ЛИ ОНА РОКОВОЙ ДЛЯ ТЕБЯ ... НУЖНО, КАК ТО СВОЙСТВЕННО
СИЛЬНОМУ, ОТДАВАТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ВОПРОСАМ, КОТОРЫЕ В НАШИ ДНИ
НИКТО НЕ ОСМЕЛИВАЕТСЯ СТАВИТЬ; НЕОБХОДИМО МУЖЕСТВО, ЧТОБЫ
СТУПИТЬ В ОБЛАСТЬ ЗАПРЕТНОГО; НЕОБХОДИМА ПРЕДОПРЕДЕЛЕН-
НОСТЬ - К ТОМУ, ЧТОБЫ СУЩЕСТВОВАТЬ В ЛАБИРИНТЕ. И СЕМИКРАТНЫЙ
ОПЫТ ОДИНОЧЕСТВА. И НОВЫЕ УШИ ДЛЯ НОВОЙ МУЗЫКИ. И НОВЫЕ
ГЛАЗА - СПОСОБНЫЕ РАЗГЛЯДЕТЬ НАИОТДАЛЕННЕЙШЕЕ. НОВАЯ СОВЕСТЬ,
ЧТОБЫ РАССЛЫШАТЬ ИСТИНЫ, ПРЕЖДЕ МОЛЧАВШИЕ. И ГОТОВНОСТЬ ВЕСТИ
СВОЕ ДЕЛО В МОНУМЕНТАЛЬНОМ СТИЛЕ - ДЕРЖАТЬ В УЗДЕ ЭНЕРГИЮ
ВДОХНОВЕНИЯ ... ПОЧИТАТЬ СЕБЯ САМОГО; ЛЮБИТЬ СЕБЯ САМОГО; БЫТЬ
БЕЗУСЛОВНО СВОБОДНЫМ В ОТНОШЕНИИ СЕБЯ САМОГО."15
Ссылки
1Ницше Ф. Соч.: В. 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 34.
2 Ницше Ф. Соч.: В. 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 45.
3 Ницше Ф. Указ. соч. Т. 1. С. 237.
4Цит. по вступ. статье К. Свасьяна к изд.: Ницше Ф. Соч.: В. 2 т. М., 1990.
Т. 1. С. 7.
5Ницше Ф. Указ. соч. Т. 2. С. 106.
6 Ницше Ф. Соч.: В. 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 84.
7 Ницше Ф. Указ. соч. Т. 2. С. 289.
8 Ницше Ф. Указ. соч. Т. 2. С. 686.
9 Ницше Ф. Соч.: В. 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 231.
10 Ницше Ф. Указ. соч. Т. 2. С. 635.
11 Ницше Ф. Соч.: В. 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 453.
12 Ницше Ф. Указ. соч. Т. 2. С. 651.
13 Ницше Ф. Указ. соч. Т. 2. С. 633.
14 Ницше Ф. Указ. соч. Т. 2. С. 687.
15 Ницше Ф. Указ. соч. Т. 2. С. 691.
Список использованной литературы.
Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1.-693с.
Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2.-702с.
Диалектика общественного развития. Л., 1988. –434с.
4. Духовное производство. М., 1981.-548с.
5. Поппер К. Нищета историзма// Вопросы философии. 1992. №8,9,10.
6. Колошина И.П. Структура и механизм творческой деятельности. М., 1983.-
578с.