Философия Николая Кузанского

Философия Николая Кузанского

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии

Р Е Ф Е Р А Т

на тему: "Философия Николая Кузанского"

Выполнил: аспирант

Кузин А.В.

Проверил:

Донецк 1999

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО………….5

1.1 Начало пути……………………………………………………………………5

1.2 Церковно-политическая деятельность Николая Кузанского…………6

1.3 Гуманисты и Николай Кузанский………………………………………….8

1.4 Естественные науки в творчестве Кузанского……………………………9

1.5 Философия в творчестве Кузанского………………………………………10

2 ФИЛОСОФИЯ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО……………………………….12

2.1 Проблема соотношения бога и мира………………………………………12

2.2 "Максимум", "Неиное", "Бытие-Возможность"………………………..13

3. Понятия "развертывания" и "свертывания"…………………………..14

2.4 Проблема бесконечности и новая космология…………………………..16

2.5 Человек микрокосма - наиболее совершенное подобие

природы и бога……………………………………………………………….18

2.6 Познание………………………………………………………………………19

2.7 Вера и знание………………………………………………………………….22

2.8 Интуиция и бесконечность познания………………………………………22

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………….25

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК…………………………………………………………..27

ВВЕДЕНИЕ

Николай Кузанский является крупнейшим европейским мыслителем XV

века, одним из видных гуманистов эпохи Возрождения и родоначальником

итальянской натурфилософии.

Время жизни и творчества философа - эпоха перехода от средневековья к

новому времени, когда формируется ранняя буржуазная культура, эпоха,

которую принято называть эпохой Возрождения. Как и все переходные эпохи в

истории человечества, она была противоречивой.

Именно противоречивость, свойственная данной эпохе, - одна из

особенностей философии Николая Кузанского, представляющих борьбу разных

тенденций. Антифеодальное в основе своей содержание его философии еще

сковано средневековыми представлениями.

Спекуляции об ангелах, восхваление веры, призывы к аскетизму,

придание в развитии организма человека числу семь особого значения,

призывы к умерщвлению плоти, несовместимые с жизнерадостным духом

Возрождения и в тоже время - свойственные новым временам критическое

отношение к схоластике, интерес к античности, к познанию природы, высокая

оценка математики, человеческого разума характерны для философии Кузанца.

Недаром горячий поклонник Николая Джордано Бруно писал о нем: "Он был

подобен пловцу, которого бурные волны кидают то вверх, то вниз, ибо он не

видел непрерывного, открытого, ясного света, он не плавал в спокойной,

ясной воде" [1, с. 368].

В наши дни философское творчество Николая Кузанского представляет

большой интерес и занимает прочное место в истории философии: ни один

историк философии, анализирующий мировоззрение эпохи Возрождения, не может

пройти мимо философского учения Николая из Кузы, поскольку именно философия

Кузанского демонстрирует путь перехода от средневековья к возрожденческим

представлениям.

Однако чтобы лучше понять значение философского творчества Кузанца в

истории Возрождения, следует рассмотреть и исследовать не только его

философию, но и обстоятельства личной жизни, его взаимоотношения с

различными слоями тогдашнего общества.

1 ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО

1.1 Начало пути

Николай Кузанский родился в 1401 году в Германии - в местечке Куза

Трирской епархии, в семье зажиточного крестьянина - рыбопромышленника

Иоганна Кребса. Биографы сообщают [2, c. 11], что незаурядные способности

Николай обнаружил еще в детстве: он много читал, и очень скоро его

интересы вышли за пределы отцовских занятий. Отцу не удалось заставить

сына идти по своим стопам. Подростком Николай бежал из родного дома и

нашел прибежище у графа Теодориха фон Мандершайда, который занялся

образованием подающего надежды подростка.

Граф покровительствовал Николаю в течение многих лет, способствуя его

карьере. Предполагают, что на первых порах граф отдал способного подростка

в школу "братьев общей жизни" в Девентере (Голландия), где впоследствии

обучался Эразм Роттердамский. Это была школа мистиков, владевших

имуществом сообща, отвергающих богатство, славу, а вместе с ними и все

светское, мирское. Наставники этой школы проповедовали аскетизм и

благочестие, с помощью которых надеялись приблизиться к Христу. Обучали в

Девентере "семи свободным искусствам" и в то же время отвергали знание,

считая его недостаточным для постижения бога. Возможно, здесь Николай

проникся ненавистью к роскошной, разнузданной жизни высших сановников

римской церкви, здесь получил первые уроки аскетизма, отсюда вынес

неприязнь к премудростям схоластиков.

Вернувшись в Германию, Николай некоторое время изучал философию в

Гайдельбергском университете. Шестнадцатилетним юношей, подобно знаменитым

соотечественникам Пурбарху и Региомонтану, будущий философ устремился в

Италию, известную своими гуманистами по всей Европе. Здесь, в Падуанском

университете в школе церковного права Николай завершил свое образование.

Именно в Падуе проявилось увлечение Кузанца естественными науками

математикой, медициной, астрономией, географией. Одним из его друзей стал

Паоло Тосканелли (1377-1446), будущий знаменитый математик, физик, географ,

первый наблюдатель-астроном в Европе, которому многим был обязан Кузанец.

Тосканелли обратил его внимание на ошибки астрономических альфонсовых

таблиц, которые Кузанец пытался исправить. В Падуе Кузанец познакомился и

со своим будущим другом, профессором права Джулиано Цезарини (1398 - 1444),

который пробудил в ученике любовь к классической литературе и философии.

Свои основные философские трактаты "Об ученом незнании" и "О

предположениях" Николай посвятил именно Цезарини.

В годы учебы Николая в Падуе преподавал лучший эллинист и латинист

своего времени Филельфо (1398 - 1481), лекции которого, возможно, слушал

Николай.

Окончив университет в 1423 году и получив степень доктора

канонического права, Николай посетил в следующем году Рим, где

познакомился с гуманистом Поджо Браччолини, в то время канцлером Римской

сеньории.

1.2 Церковно-политическая деятельность Николая Кузанского

Вернувшись на родину и проиграв здесь судебный процесс, затеянный

его покровителем-графом, Кузанец решил посвятить себя богословской

деятельности. В течение года будущий кардинал изучал богословие в

Кельнском университете, где значительным влиянием пользовались следовавшие

неоплатонической традиции средневековья сторонники Альберта Великого [2, с.

53]. Получив звание священника, в 1426 году Кузанец поступил секретарем к

папскому легату в Германии кардиналу Орсини. Став через некоторое время

священником, а затем деканом церкви св. Флорина в Кобленце, Николай не

утратил своего увлечения античностью. По примеру других гуманистов он

разыскивал в монастырских библиотеках древние рукописи; ему удалось найти

12 неизвестных в то время комедий Плавта.

Близко был знаком Кузанец и с крупными гуманистами того времени

Амброджо Траверсари (ум. 1439) и Лоренцо Валла (1407-1457). Именно

благодаря содействию Траверсари Николай Кузанский поступил на службу в

папскую курию.

Необычайно одаренный, преданный церкви и энергичный священник делает

успешную церковную карьеру, много сил уделяя попыткам реформирования

церковных нравов и учреждений, и становится (в 1448 году) кардиналом.

Его многообразная церковно-политическая деятельность была направлена

к попыткам восстановления единства и авторитета католицизма, достижению

мира и согласия вероисповеданий. Например, когда в 1437 году церковное

руководство решило послать в Константинополь миссию для переговоров с

греками по поводу объединения западной и восточной церквей, в это

посольство включили и Николая, учитывая его прекрасное знание греческого

языка. Необходимо отметить, что Кузанец был к тому же знатоком арабского

и древнееврейского языков, что позволило ему глубоко вникнуть в существо

средневековой арабской и еврейской философии. В Константинополе он собрал

ценные греческие рукописи, которые привез в Италию. Возвращаясь из

Константинополя, после изучения работ Псевдо-Дионисия он приходит к

одному из основных положений своей философии - к идее совпадения

противоположностей [2, c. 13].

Кроме того, Кузанец ведет переговоры с гуситами в Чехии (результаты

которых были неудачными), выдвигает планы имперских реформ, борется с

развращенностью духовенства.

Благодаря покровительству пап (особенно папы гуманиста Пия II)

Николай Кузанский играл выдающуюся роль в церковно-политической жизни

Европы своего времени, вместе с тем уделяя большое внимание научным

занятиям. В 1459 году Кузанский даже замещал в Риме отлучившегося на

некоторое время папу Пия II. Уже на склоне лет Николай путешествовал по

монастырям Германии с целью реформировать их, чтобы удержать духовенство от

падения нравов.

Видную роль играл Кузанец на Базельском соборе, куда прибыл в 1433

году. Здесь он выступал сначала как сторонник верховной власти соборов и

противник папского абсолютизма, но затем встал на сторону папы Евгения IV.

Возможно, здесь сыграло роль покровительство римских пап этого времени

гуманистам.

Николай, начиная с 1437 года и вплоть до своей смерти в Тоди в 1464

году, связывает свою судьбу с римскими папами. При этом он отличался

честностью и принципиальностью и не боялся выступить с критикой папы и

римской курии.

1.3 Гуманисты и Николай Кузанский

Связи Николая Кузанского с великими гуманистами Энеем-Сильвием

Пикколомини (впоследствии папой Пием II), с Лоренцой Валлой, Амброджо

Траверсари и другими не исчерпывались личным знакомством и дружбой.

Филологическая культура гуманизма сказалась в том, что кардинал

из Кузы изучил греческий язык и обратился к подлинным памятникам античной

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты