Философия Николая Кузанского
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии
Р Е Ф Е Р А Т
на тему: "Философия Николая Кузанского"
Выполнил: аспирант
Кузин А.В.
Проверил:
Донецк 1999
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО………….5
1.1 Начало пути……………………………………………………………………5
1.2 Церковно-политическая деятельность Николая Кузанского…………6
1.3 Гуманисты и Николай Кузанский………………………………………….8
1.4 Естественные науки в творчестве Кузанского……………………………9
1.5 Философия в творчестве Кузанского………………………………………10
2 ФИЛОСОФИЯ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО……………………………….12
2.1 Проблема соотношения бога и мира………………………………………12
2.2 "Максимум", "Неиное", "Бытие-Возможность"………………………..13
3. Понятия "развертывания" и "свертывания"…………………………..14
2.4 Проблема бесконечности и новая космология…………………………..16
2.5 Человек микрокосма - наиболее совершенное подобие
природы и бога……………………………………………………………….18
2.6 Познание………………………………………………………………………19
2.7 Вера и знание………………………………………………………………….22
2.8 Интуиция и бесконечность познания………………………………………22
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………….25
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК…………………………………………………………..27
ВВЕДЕНИЕ
Николай Кузанский является крупнейшим европейским мыслителем XV
века, одним из видных гуманистов эпохи Возрождения и родоначальником
итальянской натурфилософии.
Время жизни и творчества философа - эпоха перехода от средневековья к
новому времени, когда формируется ранняя буржуазная культура, эпоха,
которую принято называть эпохой Возрождения. Как и все переходные эпохи в
истории человечества, она была противоречивой.
Именно противоречивость, свойственная данной эпохе, - одна из
особенностей философии Николая Кузанского, представляющих борьбу разных
тенденций. Антифеодальное в основе своей содержание его философии еще
сковано средневековыми представлениями.
Спекуляции об ангелах, восхваление веры, призывы к аскетизму,
придание в развитии организма человека числу семь особого значения,
призывы к умерщвлению плоти, несовместимые с жизнерадостным духом
Возрождения и в тоже время - свойственные новым временам критическое
отношение к схоластике, интерес к античности, к познанию природы, высокая
оценка математики, человеческого разума характерны для философии Кузанца.
Недаром горячий поклонник Николая Джордано Бруно писал о нем: "Он был
подобен пловцу, которого бурные волны кидают то вверх, то вниз, ибо он не
видел непрерывного, открытого, ясного света, он не плавал в спокойной,
ясной воде" [1, с. 368].
В наши дни философское творчество Николая Кузанского представляет
большой интерес и занимает прочное место в истории философии: ни один
историк философии, анализирующий мировоззрение эпохи Возрождения, не может
пройти мимо философского учения Николая из Кузы, поскольку именно философия
Кузанского демонстрирует путь перехода от средневековья к возрожденческим
представлениям.
Однако чтобы лучше понять значение философского творчества Кузанца в
истории Возрождения, следует рассмотреть и исследовать не только его
философию, но и обстоятельства личной жизни, его взаимоотношения с
различными слоями тогдашнего общества.
1 ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО
1.1 Начало пути
Николай Кузанский родился в 1401 году в Германии - в местечке Куза
Трирской епархии, в семье зажиточного крестьянина - рыбопромышленника
Иоганна Кребса. Биографы сообщают [2, c. 11], что незаурядные способности
Николай обнаружил еще в детстве: он много читал, и очень скоро его
интересы вышли за пределы отцовских занятий. Отцу не удалось заставить
сына идти по своим стопам. Подростком Николай бежал из родного дома и
нашел прибежище у графа Теодориха фон Мандершайда, который занялся
образованием подающего надежды подростка.
Граф покровительствовал Николаю в течение многих лет, способствуя его
карьере. Предполагают, что на первых порах граф отдал способного подростка
в школу "братьев общей жизни" в Девентере (Голландия), где впоследствии
обучался Эразм Роттердамский. Это была школа мистиков, владевших
имуществом сообща, отвергающих богатство, славу, а вместе с ними и все
светское, мирское. Наставники этой школы проповедовали аскетизм и
благочестие, с помощью которых надеялись приблизиться к Христу. Обучали в
Девентере "семи свободным искусствам" и в то же время отвергали знание,
считая его недостаточным для постижения бога. Возможно, здесь Николай
проникся ненавистью к роскошной, разнузданной жизни высших сановников
римской церкви, здесь получил первые уроки аскетизма, отсюда вынес
неприязнь к премудростям схоластиков.
Вернувшись в Германию, Николай некоторое время изучал философию в
Гайдельбергском университете. Шестнадцатилетним юношей, подобно знаменитым
соотечественникам Пурбарху и Региомонтану, будущий философ устремился в
Италию, известную своими гуманистами по всей Европе. Здесь, в Падуанском
университете в школе церковного права Николай завершил свое образование.
Именно в Падуе проявилось увлечение Кузанца естественными науками
математикой, медициной, астрономией, географией. Одним из его друзей стал
Паоло Тосканелли (1377-1446), будущий знаменитый математик, физик, географ,
первый наблюдатель-астроном в Европе, которому многим был обязан Кузанец.
Тосканелли обратил его внимание на ошибки астрономических альфонсовых
таблиц, которые Кузанец пытался исправить. В Падуе Кузанец познакомился и
со своим будущим другом, профессором права Джулиано Цезарини (1398 - 1444),
который пробудил в ученике любовь к классической литературе и философии.
Свои основные философские трактаты "Об ученом незнании" и "О
предположениях" Николай посвятил именно Цезарини.
В годы учебы Николая в Падуе преподавал лучший эллинист и латинист
своего времени Филельфо (1398 - 1481), лекции которого, возможно, слушал
Николай.
Окончив университет в 1423 году и получив степень доктора
канонического права, Николай посетил в следующем году Рим, где
познакомился с гуманистом Поджо Браччолини, в то время канцлером Римской
сеньории.
1.2 Церковно-политическая деятельность Николая Кузанского
Вернувшись на родину и проиграв здесь судебный процесс, затеянный
его покровителем-графом, Кузанец решил посвятить себя богословской
деятельности. В течение года будущий кардинал изучал богословие в
Кельнском университете, где значительным влиянием пользовались следовавшие
неоплатонической традиции средневековья сторонники Альберта Великого [2, с.
53]. Получив звание священника, в 1426 году Кузанец поступил секретарем к
папскому легату в Германии кардиналу Орсини. Став через некоторое время
священником, а затем деканом церкви св. Флорина в Кобленце, Николай не
утратил своего увлечения античностью. По примеру других гуманистов он
разыскивал в монастырских библиотеках древние рукописи; ему удалось найти
12 неизвестных в то время комедий Плавта.
Близко был знаком Кузанец и с крупными гуманистами того времени
Амброджо Траверсари (ум. 1439) и Лоренцо Валла (1407-1457). Именно
благодаря содействию Траверсари Николай Кузанский поступил на службу в
папскую курию.
Необычайно одаренный, преданный церкви и энергичный священник делает
успешную церковную карьеру, много сил уделяя попыткам реформирования
церковных нравов и учреждений, и становится (в 1448 году) кардиналом.
Его многообразная церковно-политическая деятельность была направлена
к попыткам восстановления единства и авторитета католицизма, достижению
мира и согласия вероисповеданий. Например, когда в 1437 году церковное
руководство решило послать в Константинополь миссию для переговоров с
греками по поводу объединения западной и восточной церквей, в это
посольство включили и Николая, учитывая его прекрасное знание греческого
языка. Необходимо отметить, что Кузанец был к тому же знатоком арабского
и древнееврейского языков, что позволило ему глубоко вникнуть в существо
средневековой арабской и еврейской философии. В Константинополе он собрал
ценные греческие рукописи, которые привез в Италию. Возвращаясь из
Константинополя, после изучения работ Псевдо-Дионисия он приходит к
одному из основных положений своей философии - к идее совпадения
противоположностей [2, c. 13].
Кроме того, Кузанец ведет переговоры с гуситами в Чехии (результаты
которых были неудачными), выдвигает планы имперских реформ, борется с
развращенностью духовенства.
Благодаря покровительству пап (особенно папы гуманиста Пия II)
Николай Кузанский играл выдающуюся роль в церковно-политической жизни
Европы своего времени, вместе с тем уделяя большое внимание научным
занятиям. В 1459 году Кузанский даже замещал в Риме отлучившегося на
некоторое время папу Пия II. Уже на склоне лет Николай путешествовал по
монастырям Германии с целью реформировать их, чтобы удержать духовенство от
падения нравов.
Видную роль играл Кузанец на Базельском соборе, куда прибыл в 1433
году. Здесь он выступал сначала как сторонник верховной власти соборов и
противник папского абсолютизма, но затем встал на сторону папы Евгения IV.
Возможно, здесь сыграло роль покровительство римских пап этого времени
гуманистам.
Николай, начиная с 1437 года и вплоть до своей смерти в Тоди в 1464
году, связывает свою судьбу с римскими папами. При этом он отличался
честностью и принципиальностью и не боялся выступить с критикой папы и
римской курии.
1.3 Гуманисты и Николай Кузанский
Связи Николая Кузанского с великими гуманистами Энеем-Сильвием
Пикколомини (впоследствии папой Пием II), с Лоренцой Валлой, Амброджо
Траверсари и другими не исчерпывались личным знакомством и дружбой.
Филологическая культура гуманизма сказалась в том, что кардинал
из Кузы изучил греческий язык и обратился к подлинным памятникам античной