Вольтер считал несомненным, что политико-юридические законы … могут
радикально меняться в течение сравнительно непродолжительного времени. При
этом Вольтеру … свойственна уверенность, что свобода, социальная
справедливость и самая высокая духовная культура могут утвердиться у
народов всего мира, живущих в любых географическо-климатических поясах».[5]
Как уже было сказано выше одним из компонентов построения общественно-
правового идеала было воспитание граждан. Наибольшее внимание этике
воспитание уделено в философии Жан Жака Руссо, который рассматривал
воспитание как «… важнейшее средство утверждения и поддержания в обществе
необходимых гражданских добродетелей. Заявляя, что «родина не может
существовать без свободы, свобода без добродетели, добродетель без
граждан», Руссо высказывал убеждение, что «у вас будет все, если вы
воспитываете граждан; без этого у вас все, начиная с правителей
государства, будут лишь жалкими рабами»».[6]
Наиболее полно один из аспектов становления «царства разума» –
справедливые законы были разобраны в теории основоположника географического
детерминизма Шарля Луи Монтескье, который «на этапе своего формирования …
сыграл прогрессивную роль, ибо он явился альтернативой и теологическому
объяснению социальных явлений и философскому идеалу – как объективному,
объясняющему историю предопределением, сверхъественным вмешательством, так
и субъективному с его концепцией истории как случайного стечения
обстоятельств».[7] Концепция географического детерминизма состояла в том,
что характер политической системы, включая законы определяется внешними
географическим факторами (песчаная местность, горы и т.д.) Монтескье
разделял также идущую от Локка теорию разделения властей.
В заключение данной части контрольной работы хочу сказать, что в XVII-
XVIII вв. Просвещение и создаваемая им в обществе идейно-нравственная
атмосфера оказывали значительное влияние на содержание, способы и
направление развития юридических (теория государство и право, гражданское
право и др.) и гуманитарных наук (этика, эстетика, педагогика), образуя
один из самых значимых для этих наук духовных факторов.
Часть 3. Основные идеи немецкой классической философии.
«Германия к концу XVIII в. была конгломератом государств, королевств,
кюрфюств, герцогств, княжеств, баронств и вольных имперских городов. Каждое
такое государство имело свои таможенные границы, взимало налоги. Крепостное
право, оброк, барщина, цеховые привилегии были реалиями экономической
жизни. Городское население достигло 25%. Германия была отсталой европейской
страной».[8]
Виднейшие идеологи того времени Кант, Гегель и другие разработали в
абстрактно-теоретической форме те задачи буржуазии, которые она реализовала
в ходе французской буржуазной революции.
Философская система Канта (1724-1804 гг.) изложена в его главных
трудах: «Критика чистого разума» (1781 г.), «Пролегомены во всякой будущей
метафизике, могущей возникнуть в качестве науки» (1783 г.). В этих работах
дана теория познания, очерчены границы познания, рассмотрено самопознание
как орудие философского постижения мира. Этическое учение Канта изложено в
1788 г. в «Критике практического разума». Политико-юридическая концепция
свободы воли, представленная в «Критике практического разума» заключается в
том, что «…поскольку существует нравственность, и любой моральный поступок
(впрочем, и противное морали действие) является таковым, потому что воля
свободна, то есть делается выбор между добром и злом. Правда, идея свободы
воли не может быть почерпнута из опыта, в сфере которого господствует
строжайший детерминизм. Это – априорная идея, постулат чистого
практического разума».[9] В центре философии Канта – человек как свободная
личность и его теоретические и практические способности. Содержание
основного нравственного закона Кант раскрывает, формулируя свой
категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в
тоже время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Право, по Канту
– это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с
произволом другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы.
Существенный вклад Канта в учение о законности состоит в разграничении им
внутренней области человеческой индивидуальности, безразличной для
правового закона, и внешней сферы действий человека, для которой необходимы
правовое регулирование и защита. «Кант – противник революционных методов
борьбы народа, сторонник реформ осуществляемых правительством. Он защищал
частную собственность, считая ее «святой» и «естественной». Государство у
него должно выполнять функцию достижения «общего блага». … Кант был
сторонником вечного мира в международных отношениях. Его критиковали слева
материалисты за его агностицизм и субъективизм, справа – последователи
идеализма. И те, и другие «подчищали» Канта, делали его более правоверным
применительно к своим взглядам».[10] Историческая заслуга Канта в развитии
философского осмысления всеобщих основ государства и права состоит в
исследовании тонких и многозначных связей между моралью и правом, между
свободой воли человека и необходимостью государственного принуждения, в
исследовании источника происхождения различных видов права.
Гегель (1770-1831 гг.) – один из виднейших представителей немецкой
классической философии, ученый-энциклопедист, создатель системы абсолютного
идеализма, в основе которого лежит выявленная им внутренняя логика историко-
философского процесса. Высший принцип Гегеля – абсолютное тождество
мышления и бытия, которое он трактовал одновременно как первооснову мира и
как принцип познания. В своем развитии то тождество различает в себе
объективное и субъективное, историческое и логическое, природное и
духовное. Основной элемент философской системы Гегеля – диалектический
метод, наиболее адекватно воплощенный в науке логике. В соответствии с этим
методом разворачивается содержание философии природы и философии духа. В
рамках последней Гегель развивает свои идеи о сущности государства и права.
Этой проблематике посвящен специальный труд Гегеля «Философия права» (более
точное название: «Основания естественного права и науки о государстве.
Основы философии права»). Предметом философской науки о праве он считал
«понятие о природе свободы вне зависимости от того, что признано, от
представления данного времени». Свободу, которую он рассматривал в качестве
сущности духа, реализует себя в процессе отношения одной личности к другой,
в сфере морали и нравственности. К области последней Гегель также относит
государство и всемирную историю. В целом, философия Гегеля оказала большое
влияние на развитие мировой философской и правовой мысли.
Подводя итог рассказу о немецкой классической философии, нельзя не
затронуть философское наследие Фихте (1762-1814 гг.). Общетеоретические
взгляды Фихте на государство и право развиваются в русле естественно-
правовой доктрины. Фихте, также как и представителей немецкой классической
мысли, впрочем как и французских просветителей волновала тема свободы
личности. Но, как мне показалось, Фихте уходит далеко вперед, предлагая
механизм реализации этой свободы. Он полагал, «чтобы гарантировать свободу
отдельного человека и совместить с ней свободу всех, нужна правовая
общность людей. Стержнем такой правовой общности должен стать юридический
закон, вытекающий из взаимоотношений разумно-свободных существ, а не из
нравственного закона. Право функционирует независимо от морали, регулируя
исключительно область действий и поступков людей».[11] Подобная точка
зрения встречается практически у всех представителей немецкого классицизма
в философии, верной она считается и по сей день. Так, современный
российский правовед С.С. Алексеев говорит, что «… моральные требование
воздействовали на человека изнутри, через его сознание, через его духовный
мир при помощи стимулов сознания и общественного мнения. Право же –
преимущественно регулятор внешний, он призван регламентировать людские
поступки главным образом путем установления формально-определенных писаных
норм, содержащихся в законах, или иных нормативно-правовых актах,
поддерживаемых властью».[12]
Мне кажется, что наибольшее влияние на развитие мировых философско-
правовых позиций оказали именно воззрения немецкого классицизма, и это
проявляется при решении таких проблемных вопросов, как например,
соотношение права и морали.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, эпохе Просвещения исторически предшествует эпоха Реформации и
Возрождения. Возрождение было началом секуляризации общественного, в
особенности религиозного сознания. Реформация, которая выступала как
религиозное движение, возвышающее религиозное сознание посредством прямого
обращения к Священному писанию, опосредованным образом также вела к
секуляризации знания и все общественной жизни. Реформация оказалась в
конечном итоге, секуляризацией самой религии, поскольку она признала, что
человек своей повседневной полезной деятельностью, своим трудом, заботой о
семье, становится угодным Богу. Все эти начала, все достижения духовного
прогресса получили свое развитие в идеях представителей немецкой
классической философии, в особенности у Канта. Эпоха Канта – эпоха
Просвещения, которому Кант придает новую, обогащаемую самокритикой разума,
историческую форму. Просветители настаивали на решающем значении
распространения знаний. Кант видел процесс распространения знаний намного
глубже («всегда мыслить самому, мыслить внутрь себя»).
Новое время в отличие от Средневековья, характеризуется господством
не духовного, а светского сознания, которое заключает в себе момент
иррелигиозности. Кроме того, если в Средние века пользовались в основном
дедуктивным методом, то есть рассуждением и получением истины, идя от
общего к частному, то философия Нового времени строится на методе эмпиризма
(познания с помощью опыта) и рационализма.
Список использованной литературы.
1. Алексеев С.С. Философия права. – М.1998.
2. История политических и правовых учений (под ред. В.С. Нерсесянца). –
М.,1996.
3. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.,1998.
4. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская
философия XVIII в. – М.,1986.
5. Ойзерман Т.И. Этикотеология Канта и ее современное значение. Вопросы
философии,1997. - № 3.
6. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. – Спб.,1998.
7. Философия. Курс лекций (под ред. В.Л. Калашникова). – М.,1997.
8. Харенберг Б. Хроника человечества. – М.,1996.
17 января 2000 года Подпись студента:_________________
-----------------------
[1] Цит. по: Харенберг Б. Хроника человечества. – М.,1996. – с. 384.
[2] История политико-правовых учений (под ред. В.С. Нерсесянца). – М.,1996.
– с. 262.
[3] Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. – Спб.,1998. – с. 29-31.
[4] История политических и правовых учений (под ред. В.С. Нерсесянца). –
М.,1996. – с. 277.
[5] Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская
философия XVIII в. – М,1986.- с. 210.
[6] Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская
философия XVIII в. – М,1986. – с. 227-228.
[7] Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.,1998. – с. 19.
[8] Философия. Курс лекций (под ред. В.Л. Калашникова). – М.,1998. – с.
276.
[9] Ойзерман Т.И. Этикотеология Канта и ее современное значение. // Вопросы
философии,1997. – № 3. – с. 104.
[10] Философия. Курс лекций (под ред. В.Л. Калашникова). – М.,1997. – с.
279-280.
[11] История политических и правовых учений (под ред. В.С. Нерсесянца). –
М.,1996. – с. 409.
[12] Алексеев С.С. Философия права. – М.,1998. – с. 57-58.
Страницы: 1, 2