Философия Пьера Бейля

Философия Пьера Бейля

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРЫМА

Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского

Реферат

По истории философии

На тему:

Философия Пера Бейля.

Выполнил:

Павленко Сергей

Студент 2 курса

Философского факультета

Кафедры философии

Симферополь 2003.

Содержание.

1. Жизнь и творчество Пьера Бейля……………………………..3

2. Отношения религии и нравственности. Возможность общества

атеистов………………………………………………………… 5

3. Скептицизм Бейля. ……………………………………………..7

Жизнь и творчество Бейля.

Пьер Бейль родился 18 ноября 1647 года в местечке Карлат, находящемся

в нескольких лье к юго-востоку от Тулузы, в семье священника местной

протестантской общины.

Детство Бейля протекло в небогатой интеллигентной семье, в кругу

близких родственников из местного протестантского духовенства, за чтением

старинных книг, которыми изобиловала библиотека его отца, за слушаньем

религиозных диспутов, которые нередко устраивались в их доме. К чтению книг

он пристрастился очень рано и обнаружил прекрасные способности – живой,

любознательный ум и поразительно хорошую память. Уже в 12-летнем возрасте

он в совершенстве овладел латинским и греческим языком, и это дало ему

возможность в подлинниках ознакомиться с классиками греческой и римской

литературы. Отец, видя его блестящие способности, вскоре отправил его для

продолжения образования в соседний город Пюилоран, в протестантскую школу,

находившуюся в ведении местной протестантской общины. Бейль за все время

своего непродолжительного пребывания в школе прочел огромное количество

богословской и философской литературы и вошел в курс всех тогдашних

злободневных религиозных вопросов. В этой же школе он ознакомился с

сочинениями славившегося в то время философа-скептика Монтеня, а также и с

сочинениями Плутарха, которые произвели на него неизгладимое впечатление и,

по его словам, сделались с этого времени его спутниками на всю жизнь.

Читать он принялся здесь так усердно, что скоро серьезно заболел и был

вынужден прервать свои занятия на целых 18 месяцев. Лишь после длительного

отдыха он мог возвратиться в Пюилоран и отдаться любимому занятию. Но это

неумеренное чтение, едва не стоившее ему жизни, было, как он говорил сам,

бессистемным, беспорядочным, что в дальнейшем очень сильно отразилось на

его знаниях.

Недовольный преподаванием логики и философии в Пюилоране, решает

поступать в тулузский университет, который хотя и находился в ведении

иезуитов, однако посещался еще слушателями протестантами.

В феврале 1669 года Бейль прибыл в Тулузу.

К этому времени правительство круто изменило свою церковную политику.

Началось быстрое урезывание прав, представленных французскими протестантами

Нантским эдиктом 1598 года. В особенности же широкого размаха достигло

соревнование католических попов в деле обращения неверных в южной части

Франции, где была сосредоточена основная масса протестантского населения, и

в частности в ее крупнейшем центре – Тулузе.

Бейлю пришлось жить в одном доме с каким-то ревнителем католического

правоверия, который, обратив внимание на его блестящие способности и

огромную начитанность в богословии и философии, начал вовлекать его в

беседы на религиозные темы. Постепенно ему удалось доказать студенту

преимущества католического вероучения перед протестантским и склонить его

неискушенного в тонкостях софистики юношу к переходу в котоличество.19

марта 1669 года Бейль отмечает в своем дневнике как день перехода в

католичество.

С течением времени однако Пьер раскаялся в своем поступке и пожелал снова

вступить в протестантство. Состоялось полное примирение братьев, и вопрос о

переходе Пьера обратно в протестантство был окончательно решен. После

формального завершения этого акта он был отправлен в Женеву, где 5 сентября

1670 года он вступил в число слушателей университета.

Женевский университете, один из лучших тогдашних университетов, быстро

шел на встречу новым научным запросам века, и физические науки занимали в

нем почетное место. Философские и научные идеи Декарта, Гассенди и

следовавших за ними леберменов , как и скептических вольнодумцев,

продолжавших линию Монтеня, его собственная вовлеченность в религиозную

политическую борьбу века сформировали весьма не простое, но весьма

радикальное мировоззрение Бейля.

У Бейля появляются друзья ученые -- Минутоли, Костан, Фабри и др. Один

из них, Банаж, добивается того, что протестантский университет («академия»)

в Седане приглашает Бейля занять кафедру философии. Бейль становится

профессором университета (1675) и в течении шести лет читает лекции по

философии. В написанных им в те годы работах («Философские тезисы»в1676

году и «Диссертация о сущности тел» в 1680 году). Бейль поддерживает

Декартово доказательство Бога, равно как и картезианские идеи о

разграничении мыслящей и протяженной субстанции и о согласии религиозной

веры с разумом. Но из его письма к Ансиньону (1679) ясно, что подлинные его

мнения весьма отличались от этих официальных выступлений. В этом письме

Бейль отвергает Декартовы доказательства бытия Бога, бессмертия души и

заявляет, что картезианцы не опровергли ни учения Гоббса о том, что все

есть материя, ни учения атеистов, что они не сумели также разрушить

противоречия между божественным предопределением и свободной воли.

В 1681 году власти закрывают Седанский университет и Бейль покидает

Францию. Вскоре он получает место профессора философии в Роттердамском

университете.

Здесь вскоре выходит в свет его первое произведение предназначенное для

печати – «Разные мысли, изложенные в письме к доктору Сорбонны по случае

кометы появившейся в декабре 1680 году». Это сочинение имело огромный

успех: не прошло и года, как разошлись два издания книги.

Стремясь бороться за свободу мысли, он начинает с 1684 года публиковать

периодическое издание «Новости литературной республики», а в 1685 году

издает «Новые письма автора «Общие критики «Истории кальвинизма»».

Под впечатлением смерти старшего брата Бейля Якова в тюрьме философ пишет

книгу «Что собой представляет всецело католическая Франция в царствование

Людовика Великого» (1686). Книга защищает не протестантизм, а

веротерпимость.

Восемь месяцев спустя выходит в свет «Философский комментарий» на на

слова Иисуса Христа: «Заставь их войти» (1686) – произведение в котором

наиболее ярко выражен рационализм Бейля.

В обстоятельстве, когда исполненные фанатизма авторы призывали правителей

протестантских стран объявить войну Франции, Бейль издает два памфлета:

«Ответ только что обращенного на письмо изгнанника» (1689) и «Совет

изгнанникам относительно их скорого возвращения во Францию» (1690).

Итоговые произведения Бейля (в котором он вынужден был формулировать свои

мысли весьма осторожно и своеобразно) стал знаменитый многотомный

«Исторический и критический словарь» (1697; второе, расширенное издание

вышло в 1702 году). «Словарь» включает2044 статьи (помещенные в алфавитном

порядке) посвященные главным образом историческим деятелям, философам,

писателям, ученым, а также библейским персонажам. В этих статьях Бейль

выражает свои взгляды по весьма острым вопросам философии, истории, религии

и политики.

В последние шесть месяцев своей жизни Бейль тяжко страдал от «грудного

недуга» ( вероятно заболевание легких). Философ считал свою болезнь

смертельной и, несмотря на наставления друзей отказывался принимать

лекарства. К приближающейся смерти он относился с поразительным

спокойствием, ни на один день не прерывая своей обычной интенсивной работы.

Бейль скончался 28 декабря 1706 года.

Свою мужественную борьбу против религиозной нетерпимости, за право

каждого верить лишь в то, что согласно с его совестью, и говорить лишь то,

что думает, свой неустанный благородный научный труд Бейль продолжал до

последнего дня жизни.

Отношения религии и нравственности. Возможность общества атеистов.

Длительный и горький опыт религиозных распрей, принесший огромное горе

множеству людей и целым государствам, сделал Бейля религиозным защитником

веротерпимости. Основу этой позиции автора «Словаря», в сущности, составлял

его глубокий религиозный индифферентизм – закономерная реакция на

фанатическую нетерпимость католиков и протестантов друг к другу и тем более

к не христианам. Отсюда ненависть к Бейлю и травля его как со стороны его

недавних союзников, гугенотов, так и их противников протестантов.

Особенно интересен здесь «Философский комментарий» на слова Иисуса Христа

«Заставь их войти» (Евангелие от Луки, 14, 29). Слова эти использовались

ревнителями христианских вероисповеданий как основание для насильственного

возвращения в их веру, в единственной истинности которой они были слепо

убеждены, всех «еретиков», уклоняющихся от нее, и даже всех других

инаковерцев.

«Если один историк сравнил Римскую империю с человеком, кто может

помешать нам персонифицировать христианство посредством подобного

сравнения? Его детство и ранняя юность были употреблены на то, чтобы

продвигаться в перед… Он изображал из себя кроткого и доброго подданного,

милосердного и угодливого. Этими средствами он наконец-то выбился из

ничтожества и даже поднялся высоко. Но, достигнув таким путем вершины, он

отбросил притворство и пустил в дело насилие громя все, что пыталось ему

противостоять, распространяя всюду и везде опустошения при помощи крестовых

походов и, наконец, разрушая новый мир жестокостями, вызывающими ужас, и

пытаясь творить тоже самое в той оставшейся части земли, которую он еще не

залил кровью, -- в Китае, Японии, Татарии и т. д. Невозможно помешать

неверным все это говорить, поскольку они могут все это увидеть в истории».

(«Философский комментарий…» ч.1, гл. 5 С.305-306). Автор «Комментария»

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты