Философия Пьера Бейля
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРЫМА
Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского
Реферат
По истории философии
На тему:
Философия Пера Бейля.
Выполнил:
Павленко Сергей
Студент 2 курса
Философского факультета
Кафедры философии
Симферополь 2003.
Содержание.
1. Жизнь и творчество Пьера Бейля……………………………..3
2. Отношения религии и нравственности. Возможность общества
атеистов………………………………………………………… 5
3. Скептицизм Бейля. ……………………………………………..7
Жизнь и творчество Бейля.
Пьер Бейль родился 18 ноября 1647 года в местечке Карлат, находящемся
в нескольких лье к юго-востоку от Тулузы, в семье священника местной
протестантской общины.
Детство Бейля протекло в небогатой интеллигентной семье, в кругу
близких родственников из местного протестантского духовенства, за чтением
старинных книг, которыми изобиловала библиотека его отца, за слушаньем
религиозных диспутов, которые нередко устраивались в их доме. К чтению книг
он пристрастился очень рано и обнаружил прекрасные способности – живой,
любознательный ум и поразительно хорошую память. Уже в 12-летнем возрасте
он в совершенстве овладел латинским и греческим языком, и это дало ему
возможность в подлинниках ознакомиться с классиками греческой и римской
литературы. Отец, видя его блестящие способности, вскоре отправил его для
продолжения образования в соседний город Пюилоран, в протестантскую школу,
находившуюся в ведении местной протестантской общины. Бейль за все время
своего непродолжительного пребывания в школе прочел огромное количество
богословской и философской литературы и вошел в курс всех тогдашних
злободневных религиозных вопросов. В этой же школе он ознакомился с
сочинениями славившегося в то время философа-скептика Монтеня, а также и с
сочинениями Плутарха, которые произвели на него неизгладимое впечатление и,
по его словам, сделались с этого времени его спутниками на всю жизнь.
Читать он принялся здесь так усердно, что скоро серьезно заболел и был
вынужден прервать свои занятия на целых 18 месяцев. Лишь после длительного
отдыха он мог возвратиться в Пюилоран и отдаться любимому занятию. Но это
неумеренное чтение, едва не стоившее ему жизни, было, как он говорил сам,
бессистемным, беспорядочным, что в дальнейшем очень сильно отразилось на
его знаниях.
Недовольный преподаванием логики и философии в Пюилоране, решает
поступать в тулузский университет, который хотя и находился в ведении
иезуитов, однако посещался еще слушателями протестантами.
В феврале 1669 года Бейль прибыл в Тулузу.
К этому времени правительство круто изменило свою церковную политику.
Началось быстрое урезывание прав, представленных французскими протестантами
Нантским эдиктом 1598 года. В особенности же широкого размаха достигло
соревнование католических попов в деле обращения неверных в южной части
Франции, где была сосредоточена основная масса протестантского населения, и
в частности в ее крупнейшем центре – Тулузе.
Бейлю пришлось жить в одном доме с каким-то ревнителем католического
правоверия, который, обратив внимание на его блестящие способности и
огромную начитанность в богословии и философии, начал вовлекать его в
беседы на религиозные темы. Постепенно ему удалось доказать студенту
преимущества католического вероучения перед протестантским и склонить его
неискушенного в тонкостях софистики юношу к переходу в котоличество.19
марта 1669 года Бейль отмечает в своем дневнике как день перехода в
католичество.
С течением времени однако Пьер раскаялся в своем поступке и пожелал снова
вступить в протестантство. Состоялось полное примирение братьев, и вопрос о
переходе Пьера обратно в протестантство был окончательно решен. После
формального завершения этого акта он был отправлен в Женеву, где 5 сентября
1670 года он вступил в число слушателей университета.
Женевский университете, один из лучших тогдашних университетов, быстро
шел на встречу новым научным запросам века, и физические науки занимали в
нем почетное место. Философские и научные идеи Декарта, Гассенди и
следовавших за ними леберменов , как и скептических вольнодумцев,
продолжавших линию Монтеня, его собственная вовлеченность в религиозную
политическую борьбу века сформировали весьма не простое, но весьма
радикальное мировоззрение Бейля.
У Бейля появляются друзья ученые -- Минутоли, Костан, Фабри и др. Один
из них, Банаж, добивается того, что протестантский университет («академия»)
в Седане приглашает Бейля занять кафедру философии. Бейль становится
профессором университета (1675) и в течении шести лет читает лекции по
философии. В написанных им в те годы работах («Философские тезисы»в1676
году и «Диссертация о сущности тел» в 1680 году). Бейль поддерживает
Декартово доказательство Бога, равно как и картезианские идеи о
разграничении мыслящей и протяженной субстанции и о согласии религиозной
веры с разумом. Но из его письма к Ансиньону (1679) ясно, что подлинные его
мнения весьма отличались от этих официальных выступлений. В этом письме
Бейль отвергает Декартовы доказательства бытия Бога, бессмертия души и
заявляет, что картезианцы не опровергли ни учения Гоббса о том, что все
есть материя, ни учения атеистов, что они не сумели также разрушить
противоречия между божественным предопределением и свободной воли.
В 1681 году власти закрывают Седанский университет и Бейль покидает
Францию. Вскоре он получает место профессора философии в Роттердамском
университете.
Здесь вскоре выходит в свет его первое произведение предназначенное для
печати – «Разные мысли, изложенные в письме к доктору Сорбонны по случае
кометы появившейся в декабре 1680 году». Это сочинение имело огромный
успех: не прошло и года, как разошлись два издания книги.
Стремясь бороться за свободу мысли, он начинает с 1684 года публиковать
периодическое издание «Новости литературной республики», а в 1685 году
издает «Новые письма автора «Общие критики «Истории кальвинизма»».
Под впечатлением смерти старшего брата Бейля Якова в тюрьме философ пишет
книгу «Что собой представляет всецело католическая Франция в царствование
Людовика Великого» (1686). Книга защищает не протестантизм, а
веротерпимость.
Восемь месяцев спустя выходит в свет «Философский комментарий» на на
слова Иисуса Христа: «Заставь их войти» (1686) – произведение в котором
наиболее ярко выражен рационализм Бейля.
В обстоятельстве, когда исполненные фанатизма авторы призывали правителей
протестантских стран объявить войну Франции, Бейль издает два памфлета:
«Ответ только что обращенного на письмо изгнанника» (1689) и «Совет
изгнанникам относительно их скорого возвращения во Францию» (1690).
Итоговые произведения Бейля (в котором он вынужден был формулировать свои
мысли весьма осторожно и своеобразно) стал знаменитый многотомный
«Исторический и критический словарь» (1697; второе, расширенное издание
вышло в 1702 году). «Словарь» включает2044 статьи (помещенные в алфавитном
порядке) посвященные главным образом историческим деятелям, философам,
писателям, ученым, а также библейским персонажам. В этих статьях Бейль
выражает свои взгляды по весьма острым вопросам философии, истории, религии
и политики.
В последние шесть месяцев своей жизни Бейль тяжко страдал от «грудного
недуга» ( вероятно заболевание легких). Философ считал свою болезнь
смертельной и, несмотря на наставления друзей отказывался принимать
лекарства. К приближающейся смерти он относился с поразительным
спокойствием, ни на один день не прерывая своей обычной интенсивной работы.
Бейль скончался 28 декабря 1706 года.
Свою мужественную борьбу против религиозной нетерпимости, за право
каждого верить лишь в то, что согласно с его совестью, и говорить лишь то,
что думает, свой неустанный благородный научный труд Бейль продолжал до
последнего дня жизни.
Отношения религии и нравственности. Возможность общества атеистов.
Длительный и горький опыт религиозных распрей, принесший огромное горе
множеству людей и целым государствам, сделал Бейля религиозным защитником
веротерпимости. Основу этой позиции автора «Словаря», в сущности, составлял
его глубокий религиозный индифферентизм – закономерная реакция на
фанатическую нетерпимость католиков и протестантов друг к другу и тем более
к не христианам. Отсюда ненависть к Бейлю и травля его как со стороны его
недавних союзников, гугенотов, так и их противников протестантов.
Особенно интересен здесь «Философский комментарий» на слова Иисуса Христа
«Заставь их войти» (Евангелие от Луки, 14, 29). Слова эти использовались
ревнителями христианских вероисповеданий как основание для насильственного
возвращения в их веру, в единственной истинности которой они были слепо
убеждены, всех «еретиков», уклоняющихся от нее, и даже всех других
инаковерцев.
«Если один историк сравнил Римскую империю с человеком, кто может
помешать нам персонифицировать христианство посредством подобного
сравнения? Его детство и ранняя юность были употреблены на то, чтобы
продвигаться в перед… Он изображал из себя кроткого и доброго подданного,
милосердного и угодливого. Этими средствами он наконец-то выбился из
ничтожества и даже поднялся высоко. Но, достигнув таким путем вершины, он
отбросил притворство и пустил в дело насилие громя все, что пыталось ему
противостоять, распространяя всюду и везде опустошения при помощи крестовых
походов и, наконец, разрушая новый мир жестокостями, вызывающими ужас, и
пытаясь творить тоже самое в той оставшейся части земли, которую он еще не
залил кровью, -- в Китае, Японии, Татарии и т. д. Невозможно помешать
неверным все это говорить, поскольку они могут все это увидеть в истории».
(«Философский комментарий…» ч.1, гл. 5 С.305-306). Автор «Комментария»
Страницы: 1, 2