Философия Платона
«Не золото надо завещать детям,
а наибольшую совестливость»
Платон
Введение
Ни об одном явлении культуры мыслящее человечество не высказывало
столь разнообразные и разноречивые суждения, как о философии.
Философия - «любовь к мудрости» (от греч. phileo – люблю и sophia –
мудрость).
Философия возникла в VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на
Востоке – в Индии и Китае. С тех пор не утихают споры о предмете
философских размышлений, назначении философии, ее соотношении к другим
формам человеческой духовной деятельности.
Философия - первая исторически сложившаяся форма теоретического
сознания, которая приобретает теоретический и понятийный характер. Предмет
философии как науки изменялся в ходе исторического развития. Зарождение ее
совпадает с зачатками форм научных знаний и просто науки. Рождение
философии означало рождение понятийного мышления - мышления, которое
оперирует понятиями, категориями.
В самом общем смысле философия – это особый вид теоретической
деятельности, предметом которой являются всеобщие формы взаимодействия
человека и мира. Философия затрагивает человеческие интересы, хотя и далека
от примитивной полезности. Философские положения невозможно не только
подтвердить на опыте, но даже опровергнуть. Философия равнодушна к
отдельным фактам. Ее исходные положения формулируются с помощью предельно
простых понятий, поэтому их истинность нельзя доказать с помощью какой-то
другой теории – более общей теории не существует.
Невозможно выстроить философские учения хотя бы в какое-то подобие
линейной последовательности, невозможно показать степень продвижения
философии в решении своих проблем.
Философское мышление критично, философ порой сомневается в основах
собственной концепции. Предмет Философии противоречив, об этом
свидетельствует противоречивость оценок. И. Кант противоречивый характер
философии выразил в трех вопросах: «что я могу знать», «что я должен
делать», «на что я могу надеяться». В этих вопросах сочетается не
сочетаемое: сущее, должное и желаемое и возможное. Но именно это
парадоксальное единство и составляет сущность человека. Недаром Кант пришел
к выводу, что все три вопроса можно свести к одному: «что есть человек».
Философия изучает всеобщие законы развития природы общества и
человеческого мышления. В качестве теоретической дисциплины философия имеет
ряд разделов. Традиционно философия включает онтологию - учение о бытие,
гносеологию - учение о познании, аксиологию - учение о ценностях. Порой
выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую
антропологию.
Функции, выполняемые Философией:
1) Синтез знаний и создание единой картины мира,
соответствующей
определенному уровню развития науки, культуры и исторического
опыта;
2) Обоснование, оправдание и анализ мировоззрения
3) Разработка общей методологии познания и деятельности человека в
окружающем
мире.
Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к
бытию. Он, также как и сама философия эволюционирует, меняет форму, однако
всегда остается выражением человеческого стремления к целостности, лежащего
в глубине жизненного мира. В зависимости от решения этого вопроса все
философские направления делятся на два больших лагеря – материалистический
и идеалистический.
Идеализм – учение, признающее исходным, первичным началом всего дух,
идею, сознание. Идеализм имеет две разновидности. Первая – объективный
идеализм.
Философы этого направления считают идеальное существующим объективно,
независимо от человека. Вторая – субъективный идеализм. Субъективные
идеалисты считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта.
Материализм – направление в философии, которое признает материю
первичной, а сознание и мышление - вторичным. В учениях материалистов
дается резкая критика философского идеализма, наносится удар религиозным
идеям, обосновывается принцип материалистичности мира, поднимаются на щит
силы и способности человеческих чувств и разума.
Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в
этой борьбе прогрессивной материалистической линии являются законом всего
многовекового развития философии.
Существует две разновидности философии: философия, как теория и
философия, как метод. Философия, как теория отвечает на вопрос: что такое
объективная и субъективная реальность и что такое материя и познание.
Философский метод говорит о том, как применять эти знания для понимания
преобразования бытия и сознания.
Античная философия: Три периода в развития
В истории греческой философской мысли, начиная с Гегеля, принято
выделять три основных периода. Первый период - формирование греческой
философии (VI в. до н.э.), философия, так называемых, «досократиков».
Второй период – расцвет греческой философской мысли (V-VI вв. до н.э.), в
центре его находится философия Сократа и его последователей, философия
Платона и Аристотеля. Третий период – закат и, затем, упадок (III в. до
н.э.-V в. до н.э.), греко-римская философия.
Первый период – VI век до н.э.
Это философия периода образования рабовладельческого общества.
Первоначальный, наивный материализм, который был одновременно стихийно-
диалектическим взглядом на мир, представлен на этом этапе милетской школой
и Гераклитом.
Материалистические школы - милетская и эфесская – боролись с
идеалистическими и антидиалектическими взглядами пифагорейской и элейской
школ.
Философы милетской школы Фалес, Анаксимен, Анаксимандр – исходили из
признания единого, вечно движущегося материального первоначала.
Представители пифагорейской школы развивали мистическое учение о
«гармонии» в природе и в обществе, исключающей борьбу противоположностей.
Элейцы (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) представлению об изменчивости и
многообразии природы противопоставили учение о неподвижном и неизменном
бытии.
Элейская школа положила начало идеализму.
Второй период - V век до н.э.
На этом этапе предмет философии расширился и углубился. Вопрос о строении
материи встал в центре внимания всех материалистических школ, связанных с
именами Анаксимена, Эмпедокла и Демокрита.
Третий период – философия периода кризиса и упадка рабовладельческого
общества. Материалистическая линия античной философии была продолжена в
этот период Эпикуром и его школой. Эпикур - материалист, атеист и
просветитель – возрождает атомистическое учение Демокрита и защищает его от
нападок мистиков и теологов. Эпикур вносит в это учение ряд изменений.
Немного о гр. Платоне
Древнегреческий философ; сын Аристона и Периктионы.
Родился 07.11.428 г. Умер 347 г. Родом из Афин, настоящее имя его —
Аристокл.
По преданию, Аристокл получил свое прозвище Платон (греч. platus —
«полный», «широкоплечий») от Сократа за ширину двух частей тела - груди и
лба.
Семья была небогатой, хотя и знатной: Аристон происходил из рода
последнего афинского царя Кодра, а Периктиона - из семьи, давшей Афинам
Солона. Получил обычное для знатного афинянина образование: гимнастика,
грамматика, музыка, математика.
Рано познакомился с философией Гераклита, Парменида, Зенона,
пифагорейцев. В 407 г. до н.э. познакомился с Сократом и до смерти Сократа
был в числе его ближайших учеников.
Много времени уделил поэзии. Платону приписываются эпические и
лирические произведения, трагедии и комедии. Под его именем дошло до нас
около 25 стихотворных миниатюр-эпиграмм. Однако знакомство с Сократом и
полное посвящение себя философии привело к тому, что Платон сжег свои
поэтические произведения.
В 389—387 гг. до н. э. Платон посетил Италию и Сицилию. В Сицилии
случилась какая-то коллизия между ним и Дионом — родственником сиракузского
тирана Дионисия. Этот конфликт закончился для Платона рабством, из которого
выручил философа пифагореец Архит, заплатив 30 мин. Когда друзья Платона,
собрав деньги, решили погасить Архиту долг, тот от денег отказался. Тогда
Платон на эти 30 мин купил сад, носивший имя афинского героя Академа, и
открыл в нем свою философскую школу. (Сад героя Академа, был у афинян
обычным местом прогулок) Гиппарх, сын тирана Писистрата, обнес его стеной,
Кимон, превратил эту местность из запущенной и безводной в хорошо орошаемую
рощу с тенистыми аллеями и устроил там гимназий.
Философия
Идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходны
с ними и суть их подобия, самая же причастность вещей идеям заключается не
в чем ином, как только в уподоблении им.
Идея — это нечто, во-первых, вечное, то есть не знающее ни рождения,
ни гибели, ни роста, ни оскудения, а во-вторых, само по себе, всегда в
самом себе единообразное, все ее разновидности причастны к ней таким
образом, что они возникают и гибнут, а ее не становится ни больше, ни
меньше, и никаких воздействий она не испытывает.
Платон первым обозначил виды любви, навсегда связал свое имя с
открытием любви духовной, без чувственного элемента.
С точки зрения Платона, тело является не очень надежным предметом для
любовного влечения. Оно и слабое и ничтожное, то больное, то здоровое, а то
и просто смертное, оно умирает, исчезает, забывается, забывается сначала не
всеми, а потом и всеми.
Куда надежнее душа. Но и души человеческие тоже слишком капризны,
слишком неустойчивы, слишком истеричны, слишком нуждаются во всем, и,
прежде всего в воспитании, и тоже уходят куда-то в неизвестную бездну,
откуда еще неизвестно когда они вернутся и вернутся ли.
Произведения души и ума как будто бы более устойчивы и более заслуживают
быть любимыми. Произведения науки и искусства, конечно, тоже влекут к себе
с огромной силой и тоже заставляют их любить и на них любоваться. Но что
такое наука? Сегодня она есть, а завтра ее забыли. И что такое искусство?
Сегодня на него любуются, а завтра его проклинают.
Нет, уж если что любить, то давайте любить, думает Платон, что-нибудь
более твердое, более надежное, более устойчивое. И если к чему иметь
Страницы: 1, 2