Философия права (краткая учебная программа)

Философия права (краткая учебная программа)

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

краткая учебная программа

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КРАТКАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине: «Философия права»

(название дисциплины)

для направления: 5380100-Юриспруденция

(код и название)

Ташкент – 2004

Программа обсуждена и рекомендована Учебно-методическим Советом

Ташкентского государственного юридического института Протокол №6 от «26»

февраль 2004г.

Составитель: доктор философских наук, доцент

Сафар Абдухаликов

Ответственный редактор: Заслуженный юрист Республики

Узбекистан, доктор юридических наук,

профессор М.Х.Рустамбоев

Рецензенты: доктора юридических наук, профессора

Х.Б.Бобоев, З.М.Исламов, Х.Т.Одилкарыев,

Ж.У.Ташкулов, М.Файзиев, доц. Ф.Тохиров,

доктора философских наук, профессора

Н.Маматов, С.Мамашокиров, Б.Туйчиев,

Б.Тураев, М.Холматова, доктор политических

наук, профессор И.Эргашев

В связи c независимостью в Республике Узбекистан осуществляются

определенные изменения в системе высшего образования. Изучение философии

права введено в систему общеобязательных юридических дисциплин для

студентов магистратуры по направлению юриспруденции. Автор разработал не

все, но некоторые существенные вопросы, учитывая и корректируя

опубликованные учебники и учебные пособия. Составил краткую примерную

учебную программу для учебных пособий.

Некоторые философские вопросы уголовного права введены проф.

М.Х.Рустамбаевым.

Данная примерная краткая учебная программа рекомендована для студентов

магистратуры юридических факультетов и институтов.

( Ташкентский государственный юридический институт, 2004 г.

I. ПРЕДИСЛОВИЕ.

1.1. Цель и задачи преподавания науки.

В процессе глубокого преподавания специальных дисциплин студентам –

магистрантам важные значение имеет философии права. Через эту науку у

студентов появляется возможность связать изучение юридических наук с

философским анализом права и его закономерностями.

Задачами дисциплины «Философия права» являются следующие:

а) определение сущности, качественных признаков и критериев права,

единство и различие права и закона, философских корней правовых взглядов;

б) анализировать системаобразующих субстанциональных элементов

правового бытия (правовой жизни);

в) раскрытие субстанциональных, универсальных, структурных,

детерминационных и функциональных закономерностей – всеобщих взаимодействий

правового бытия;

г) объяснение путей познания правовых ценностей и обучение научных

методов познания права.

1.2. Требования к знаниям, умениям и навыкам по учебной дисциплине в

соответствии с ГОС.

Каждый студент, обучающийся в магистратуре по специальности

юриспруденции должен глубоко знать философию права, анализировать правовое

бытие и его закономерности. Место и роль права в обществе имеет важные

значение. Оно расширяет научное мировоззрение студентов.

С этой целью поставлены следующие требования к знаниям учёбе и навыкам

студентам:

а) доскональное основание тем лекции и семинарских занятий включенны в

программу;

б) эффективное использование самостоятельной формы обучения. В

самостоятельном изучении наук проблемные вопросы даются в связи с

диссертационной темой студентов.

в) активное участие на лекциях и семинарских занятиях, запись

содержания лекций тетрадях и дополнять их используя основную

рекомендованную литературу.

г) полностью использовать литературу включенную в план во время

подготовки семинарских занятий, обобщение поставленных вопросов на уровне

требования.

1.3. Связь предмета с другими науками в учебном плане.

Глубоко изучаются юридические науки в системе образования магистратуры

по специальности. Поставленные вопросы в этих науках выполняют задачи как

объектами преподавания философии права. Следовательно, философия права

изучается в связи с юридическими науками. Но темы в философии права не

является темой для отраслевых юридических наук, которые охватывается

отдельные правовые вопросы. А в философии права изучается общие картины и

взаимодействия права в связи с её своеобразными, отдельными вопросами.

1.4. Применение компьютерных, информационных и других современных

технологий обучения.

Изучение дисциплины осуществляется посредством использования

традиционных и передовых методов преподавания : полемики, экспресс -

опросов, тестовых опросов, программного обучения, проведения «круглых

столов», деловых игр, коллоквиумов, проблемного обучения, использования

технических средств обучения и др…

II. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.

Введение

Тема: Предмет, структура и функции философии права.

Введение в научный оборот термина «философия права» и изменение ее

предмета исследования в ходе истории.

Объект и предмет философии и права. Отношение к бытию человека как

правовое существо как основной вопрос философии права. Философии права как

наука изучающая правовое бытие в целостном виде и наиболее общих законов

правового бытия как предмета.

Логическая структура философии права. Цель изучения правовых взглядов

– поиск их философско-методологических основ. Правовая онтология. Правовая

диалектика. Правовая гносеология и аксиология .

Полемика о методологии познания права. Философские и нефилософские

методологические уровни познания права. Место философии права в системе

методологии права. Соотношение философии права с теорией государства и

права находящихся в системе нефилософского уровня методологии права.

Относительность методологического характера юридических наук в познании

права. Зависимость использования методов познания права от определенных

пониманий и методологии.

Зависимость легистического и юридического подхода к праву в

юриспруденции от их философского понимания. Проявления понимания

действительности как содержания абстрактного мышления, а понятия- суждения

- умозаключения как её формы, и стиль мышления её сущности. Виды стиля

мышления. Диалектический стиль мышления и её этапы. Стихийно-

диалектическое, идеалистическо - диалектическое, материалистическо –

диалектическое и диалектико-культурное понимание права как философской

основы легистического и юридического подхода к праву.

Связь философии права с философией и социальной философией. Система

юридических наук и место философии права. Проявление юридико-

мировоззренческих и методологических функций философии права через

юридические науки.

Правовая идеология и философия права. Значение философии права в

формировании демократического гражданского общества.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ИСТОРИЯ ПРАВОВЫХ ВОЗЗРЕНИЙ: ПОИСК ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ

ОСНОВ.

Тема – 1. Философские корни правовых взглядов в

древности и средневековье.

Понимание права в Древнем Востоке: верховенство религиозно-

мифологических мировоззрений и начало наивно-светских взглядов.

Выражение в памятниках Древнего Египта вопросов правопорядка через

мифологические божественные образы.

Разработка законов народов Древнего Востока и евреев опираясь на

религиозной мифологии. Обожествление правовых норм в учениях «Авесты» в

Иране и Центральной Азии.

Теология как сильный фактор в определении законов в Древней Индии.

Религиозно-мифологическая форма изложения прав и обязанностей в эпических

произведениях «Веде», «Упанишаде», «Рамаяне», «Махабхарате». Превосходство

брахманизма в законах Ману. Критика божественности закона и начало наивно-

светского подхода к праву в школах Чорвака-локаята и буддизма.

Трактовка правовых норм в Древнем Китае во взглядах Конфуция опираясь

на божественность морали. Во взглядах Лао Цзи выдвижение естественности

права и естественного равенства. Выступления Хан Фея против религиозной

мистики в своем легистическом подходе к праву.

Обоснование права Древнем Востоке в связи с религиозной моралью.

Обычное право как основной источник. Опора на религиозную концепцию в

судебной практике.

Периодизации в Древней Греции философских и правовых взглядов.

Мифологические подходы к праву в поэмах Гомера и Гессиода. Взгляды семьи

мудрецов и начало очищения от мифологического подхода к праву в законах

Салона.

Идеи о равенстве Пифагора и Фалси Халкидонского.

Начало стихийно-диалектического подхода к действительности в учениях

Гераклита. Об источнике божественных законов для человеческих законов.

Превосходство натурфилософских подходов в правовых взглядах Демокрита.

Выбор как мера человеческих знаний в подходах софистов, идея в учениях

Платона и человека в политико-правовых учениях Аристотеля. Переход Эпикура

от атомистических воззрений к договорной интерпретации права. Выдвижение

стоиков фаталистических концепций естественного права.

Опора римлян Лукреция и Цицерона на светское, а правоведы как Марициан

на божественное содержание воззрений греков о естественном праве.

Превращение христианства в государственную религию. Синтезирование

идей Платона и Аристотеля в первоначальном христианстве. Синтезирование

Аврелия Августина неоплатонизма с христианством. Спор номиналистов и

реалистов об универсии.

Теологическое и философско-правовые воззрения Фомы Аквинсокого.

Классификация законов. Его взгляды о государственной и церковной власти.

Формирование в средневековой Европе церковных (католических прав) законов

из обычного права.

Ослабление католического права в Европе в период Возрождения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты