Философская теория личности

человека – украшение его быта, коллекциям, рукописям, письмам и т.д. Защита

себя, своего тела, своей идентичности, равно как и своего ближайшего

окружения, относится к числу древнейших личностных качеств человека и в

истории общества, и в истории индивида. Как сказал Г. Гейне: каждый человек

есть “целый мир, рождающийся и умирающий вместе с ним …”

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных

форм общения матери с ребенком. По сути дела она представляет как система

социальных ролей человека, в разных группах, мнением которых он дорожит.

Все формы самоутверждения в профессии, соперничестве и т.д. формируют

социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или

недовольство собой всецело определяется дробью, в которой числитель

выражает наш действительный успех, а знаменатель – наши притязания.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего “Я”,

на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие

устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не

осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о “душе” является

квинтэссенцией личностного развития. Рано или поздно каждый человек, хотя

бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего

существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то

внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания даже лучшим

примерам.

Зачастую она не только “держит” личность, подобно стержню, но и

является высшим благом, верховной ценностью, во имя которой иногда жертвуют

жизнью. Потребность в духовном развитии личности в полном смысле слова

ненасыщаема, чего нельзя сказать о физических и социальных потребностях. В

знаменитом выражении Паскаля о человеке как “мыслящем тростнике”

подчеркивается сила духа, даже при самых суровых условиях бытия. Более

того, история дает массу примеров того, как интенсивная духовная жизнь

(мудрецов, ученых, деятелей литературы и искусства, религиозных

подвижников) была залогом не только физического выживания, но и активного

долголетия. Люди, сохраняющие свой духовный мир, как правило, выживали и в

условиях каторг и концлагерей, что еще раз подтвердил горький опыт XX века.

Выделение физической, социальной и духовной личности (так же как и

соответствующих потребностей) носит достаточно условный характер. Все эти

стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на

разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение. Известны,

скажем, периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы

расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности.

Так или иначе, но какая-то черта принимает системообразующий характер и во

многом определяет сущность личности на данном этапе ее развития, вместе с

тем, возрастающие, тяжелые испытания, болезни и прочее могут во многом

изменить структуру личности, привести к своеобразному ее “расщеплению” или

деградации.

Личность – это совокупность трех ее основных составляющих:

биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия,

нормы) и ее психосоциального ядра – “Я”. Оно представляет собой как бы

внутреннее социальное личности, ставшее феноменом психики, определяющее ее

характер, сферу мотивации, способ соотношения своих интересов с

общественными. Она же является основой формирования социальных чувств

человека: чувства собственного долга, достоинства, ответственности,

совести. Таким образом “Я” есть сущностный элемент структуры личности, это

высший духовно-смысловой ее центр. Процесс соотнесения образа “Я” с

реальными жизненными обстоятельствами, служит базой для самовоспитания,

развития собственной личности. Человек как личность не есть некая

законченная данность. Он – процесс, требующий неустанной душевной

деятельности.

Одновременно с формированием мировоззрения складывается и характер

личности – психологический стержень человека. Только в характере индивидуум

приобретает свою постоянную определенность.

Слово “характер”, употребленное в качестве синонима слову “личность”,

означает, как правило, меру личностной силы, то есть силу воли, которая

тоже есть результирующий показатель личности. Сила воли делает

мировоззрение цельным, устойчивым и придает ему действующую силу. Люди с

сильной волей обладают и сильным характером. Таких людей обычно

воспринимают как лидеров, зная, чего можно ожидать от такого человека.

Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками

добивается великих целей.

Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность,

невозможно вообще общественное самоутверждение индивида как личности.

Особым компонентом личности является ее нравственность. Социальные

обстоятельства нередко ставят человека перед выбором и он не всегда следует

самому себе. В такие моменты он превращается в марионетку социальных сил, и

это наносит непоправимый ущерб цельности его личности.

Новорожденный - уже выраженная, яркая индивидуальность, и каждый день

его жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на окружающий

мир. Буквально с первых дней жизни, с первых кормлений, формируется свой,

особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью.

Индивидуальность ребенка нарастает к двум-трем годам, который сравнивают с

обезьяной по интересу к миру и освоению собственного «Я». Большое значение

для дальнейшей судьбы имеют особые «критические» моменты, во время которых

происходит запечатлевание ярких впечатлений внешней среды, что потом во

многом определяет поведение человека. Они носят название "импрессинга" и

могут быть очень разными, например, музыкальной пьесой, потрясшей душу

историей, картиной какого-то события или внешним видом человека.

Дальнейшее развитие личности связано с «происхождением» других

возрастных периодов и с, другой стороны, - с особенностями развития девочек

и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, как, профессия, круг общения, эпоха

– все это формирует личность. На жизненном пути неизбежны и взлеты – как

правило, в юности и в возрасте 30 - 40 лет и застои(25-30, 40-45). Рубежами

в жизни человека становятся отрыв от родительской семьи, создание

собственной семьи, рождение детей и т.п.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и

ценностной ориентации данного общества, что называют социализацией. Человек

учится выполнять особые социальные роли, т.е. учиться вести себя в

соответствии с ролью ребенка, студента, мужа и т.д. все они имеют

выраженный культурный контекст и, в частности, значительно зависят от

стереотипа мышления. Если нет тяжелых врожденных дефектов развития

головного мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то становление

личности – итог взаимодействия человека и общества. В течение жизни человек

может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития

хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний ЦНС и т.п. в

принципе личность может «умереть» в еще живом человеке, что говорит о

сложной внутренней структуре этого феномена.

Первая грань Я – это так называемое телесное или физическое Я,

переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживания

физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного Я мы

ощущаем не столько личность, сколько её материальный субстрат – тело, через

посредство которого она проявляет себя и иначе проявиться не может. Тело

очень большой вклад в целостное ощущение собственного Я – об этом всем

известно на собственном опыте. Особенно большое значение телесное Я

приобретает в подростковом возрасте, когда собственное Я начинает выходить

из человека на передний план, а другие стороны Я еще отстают в своем

развитии.

Вторая грань Я – это социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя

носителем тех или иных социальных ролей и функций. Доминирование социально-

ролевого Я – характеризующая черта бюрократа всех времен и народов, который

мыслит себя как воплощение определенных должностных функций и

государственных интересов – и ничего кроме этого я не содержит.

Третья грань – психологическое Я. Она включает в себя восприятие

собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и

отвечает на вопрос «какой я».

Четвертая грань Я - это ощущения себя как источника активности или,

наоборот пассивного объекта воздействий, переживание свой свободы или

несвободы. Его можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражаются

личностные особенности высшего экзистенциального уровня, особенности не

каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений

личности с окружающим ее миром.

Наконец, пятая грань Я – это самоотношение или смысл Я. Наиболее

поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка. Следует

различать самоуважение – отношение к себе как бы со стороны, обусловленное

какими-то реальными достоинствами или недостатками – и самопринятие –

непосредственное эмоциональное отношение к себе.

Формирование индивидуальных способностей

как становление личности.

Исторически индивидуализм возник в классовом обществе, которое

преодолевало нормы родовой общности и делало человека самоцелью развития. В

этом смысле индивидуализм был противоположностью коллективизму. Гораздо

более содержателен другой термин “индивидуальность”, обозначающий

уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных

качеств и свойств.

“… Сущность “особой личности”, - писал К. Маркс, - “составляет не ее

кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество …”

Вместе с тем, свойства личности не сводятся к ее индивидуальным

особенностям. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном

преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.

Индивидуальные свойства личности – это не одно и то же, что личностные

свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность.

Индивидуальность – не просто “атомарность” человека, а скорее

характеристика его единичности и своеобразия, выводящего за рамки этой

единичности. Как сказал современный немецкий философ Ю. Хабермас, “моя

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты