Философские идеи И. Канта

Философские идеи И. Канта

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра политологии

РЕФЕРАТ на тему:

«Философские идеи И. Канта»

Выполнил студент I курса ФБД: Клименок М. А.

Проверил преподаватель: Васильева И. Л.

Минск 2001г.

Список использованной литературы:

1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2ч. Ч. 1

/ Под общ. ред. И. Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989.

2. Шаповалов В. Ф. «Основы философии. От классики к современности»: Учеб.

пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

От Р. Декарта до И. Канта пролегает целая эпоха. По справедивости следует

упомянуть как минимум двух мыслителей. Это Дж. Локк и Г. Лейбниц. Их труды

составили важную веху в эволюции философской и научной мысли. И все же, не

кто иной, как И. Кант сумел обобщить в своем творчестве то, что накопила

Европа в период после декартовских новаций.

Свою долгую восьмидесятилетнюю жизнь И. Кант провел безвыездно в родном

Кенигсберге (ныне Калининград) в Восточной Пруссии. Отец его был небогатым

ремесленником. Будущий мыслитель получил образование в протестантской

школе. Закончив богословский факультет Кенигсбергского университета, он

несколько лет проработал домашним учителем в богатых семействах, затем до

конца своих дней занимался научно-философской и преподавательской

деятельностью в стенах университета родного города. С детства И. Кант

отличался слабым здоровьем. Однако благодаря строгой самодисциплине и

аскетическому образу жизни он достиг того, что дожил до глубокой старости.

1. Смысл учения И. Канта в контексте новоевропейской культуры

И. Кант внес свой вклад в дальнейшее развитие и утверждение основных

особенностей новоевропейской культуры. Напомним, что ранее они были

сформулированы нами следующим образом: активное отношение к миру («западный

активизм») и формирование такого понимания научного знания, которое

исключало бы из науки всякий субъективный произвол, сделало бы ее знанием

общеобязательным — всеобщим и необходимым. Что касается первого

(активизма), то здесь вклад И. Канта кажется не столь очевидным: философ

делает акцент на активности во внутреннем (духовном) плане. С его точки

зрения

сфера подлинной свободы — это сфера духа, т.е. сфера внутреннего мира

человека. Именно в своем духовном мире человек волен самоопределяться по

собственному усмотрению в отличие от мира природы. В последнем царствует

необходимость, что подтверждается открываемыми наукой законами природы.

Законы природы, формулируемые наукой, действуют с железной необходимостью,

не зависящей от человека. Обоснованию и изучению сущности научных (т.е.

общеобязательных) истин посвящена значительная часть творчества мыслителя,

прежде всего его знаменитый труд «Критика чистого разума» (1781). «Критика»

для И. Канта — это уяснение возможностей и границ, в данном случае —

познавательных способностей человека. Одной из таких способностей является

то, что у мыслителя получило название «чистого разума». Чистый разум — это

способность к теоретическому, т.е. научному мышлению. Этим он отличен от

практического разума — способности человека строить свои отношения с

другими людьми, определенным образом вести себя. Согласно И. Канту, как

теоретический, так и практический разум имеют свои возможности и пределы, в

рамках которых они только и могут быть признаны компетентными. Они не

только взаимно ограничивают друг друга (практический разум полагает границы

чистому разуму и наоборот), но и заключают ограничения внутри себя.

Последнее означает, что разум, как и все другие познавательные способности

человека, имеет свою внутреннюю структуру и закономерности

функционирования. Следовательно, эти способности могут быть изучены строго

научно. По сути дела, в этом состояло великое открытие И. Канта — он

показал, а затем раскрыл, что процесс познания может быть рассмотрен особо,

отдельно от других. Гносеология (наука о познании) может быть построена как

точная наука на манер математического естествознания. Построению такой

науки о познании посвящена значительная часть творчества мыслителя. Она во

многом совпадает с его философией в целом. Сам И. Кант сравнивал свой

подход с революцией, совершенной Н. Коперником. Своеобразный

«коперникианский переворот», произведенный И. Кантом, состоял в том, что

мыслитель предложил переместить центр рассмотрения (подобно тому как Н.

Коперник переместил центр мира) с того, «что познается» (предмета

познания), на то, «с помощью чего и как познается» (познавательные

способности человека). Решая задачу создания гносеологии, отвечающей

критериям научности, И. Кант поступал в соответствии с духом эпохи.

Одновременно он вносил новый вклад в торжество новоевропейской науки.

Заложенный Р. Декартом взгляд на общеобязательный и в этом смысле

«безличный» характер научного знания получил у И. Канта Дальнейшее

развитие. Но И. Кант переносит подход, примененный до него в сфере

естествознания, на ту сферу, которая издавна была сфе-рой метафизики.

Теперь ему необходимо провести новые разграничительные линии между наукой и

нравственностью, между наукой и личной душевной жизнью и даже между

последней и этикой (наукой о нравственности). Система разграничительных

линий — характерная черта философии И. Канта, на нее следует обратить

особое внимание. Характерен пример, который приводит в своей книге

известный русский философ Ф. Степун (1889-1965). Ему довелось быть учеником

профессора В. Виндельбанда, глубокого знатока творчества И. Канта, одного

из представителей школы неокантианства, возникшей в конце XIX — начале XX

в.

«В семинаре Виндельбанда шла оживленная дискуссия о свободе воли.

Виндельбанд разъяснял свою (в основе кантовскую) точку зрения, согласно

которой признание за человеком свободной воли с научной точки зрения

невозможно, а с нравственной — необходимо. Вполне понимая эту

методологическую мысль, я все же настойчиво допрашивал Виндельбанда, какая

же точка зрения, научная или этическая, соответствует высшей истине. С

непринятою в университете горячностью я доказывал маститому философу, что

его методологическое разрешение проблемы было бы допустимо лишь в том

случае, если бы у каждого преступника было бы две головы: одна для снесения

с плеч, как того требуется с нравственной точки зрения, согласно которой

человек отвечает за свои поступки, а другая для оставления ее на плечах

ввиду господства над душою человека закона причинности, не признающего

различия между добром и злом. Это мое соображение Виндельбанд

спокойно и снисходительно парировал выяснением третьего методологического

ряда. Вопрос о наказании разрешался им и не в научно-причинном, и не в

этически-нормативном плане, а в плане целесообразности. Наказание

преступника он оправдывал необходимостью охранения общества и государства

от «асоциальных элементов». В связи с такой постановкой вопроса Виндельбанд

допускал ослабление наказания в благополучные времена и требовал

резкого его усиления в эпохи войн и революций. Этот «цинизм» до глубины

души возмутил меня... Когда спор окончательно загнал меня в тупик, я,

набравшись храбрости, в упор спросил его: как, по его мнению, думает сам

Господь Бог, будучи высшим единством мира. Он ведь никак не может иметь

трех разных ответов на один и тот же вопрос... Ласково улыбнувшись мне

своего умно-проницательной улыбкою, он ответил, что на мой вопрос у него,

конечно, есть свой ответ, но это уже его «частная метафизика» (Privat

metaphysik), его личная вера, не могущая быть предметом семинарских

занятий»1.

Кантовская философия в двух ее важнейших разделах — учении о познании и

этике — сознательно строится по образцу объективной науки. (Основные черты

этого образца разработаны Р. Декартом и другими мыслителями XVII в.) А раз

это так, то в такой философии для интимных откровений и душевных излияний

уже нет места. Личные взгляды превращаются в частное дело индивида —

«приватную метафизику», по словам В. Виндельбанда. Они не только не могут

быть предметом университетского семинара, но и не должны определяться

государственной или иной властью, контролироваться ею. Отсюда прямо

вытекает идея либерального государства. Одним из основоположников этой идеи

по праву считается И. Кант, о чем мы специально скажем ниже. Пока же

вернемся к общей характеристике кантовской философии.

В результате кантовского переворота в философии изучение познавательных

способностей становится важнейшей философской темой. Таким образом,

гносеология, или учение о познании, оказывается отправным пунктом

кантовской системы. И. Кант выделяет три формы, или три главные способности

познания — чувственность (органы чувств), рассудок, разум. Однако

интересуют они мыслителя лишь постольку, поскольку участвуют в производстве

знания особого типа — знания необходимого и всеобщего. Это то самое знание,

которое со времен Р. Декарта только и может считаться подлинно научным.

Такое знание выражается через суждения определенного типа. Согласно Канту —

это «синтетические суждения априори», или «априорные синтетические

суждения». Их отличают две характеристики. Во-первых, они не вытекают из

опыта; в них констатируется то, что носит доопытный — «априорный» —

характер. Этим они отличаются от суждений опытного — «апостериорного» —

характера. Во-вторых, в них полагается нечто новое, не содержащееся в

понятии того, о чем в них сказывается. Этим они отличаются от суждений

аналитических. В последних предикат вытекает из субъекта, например: «тело

есть нечто протяженное». Эта истина имеет всеобщий характер, но только

потому, что протяженность уже содержится в понятии тела. Это суждение

аналитическое.

Синтетические суждения априори характерны для математики: арифметики и

геометрии. Все арифметические операции суть не что иное, как такого рода

суждения. На чем основывается наше убеждение в их истинности? Или же,

например, геометрический тезис о том, что кратчайшее расстояние между двумя

точками есть прямая, — почему он нам кажется естественным? Ответ И. Канта

таков. В основе арифметики лежит наше представление о временной

последовательности, о промежутке между «до» и «после». Само понятие числа

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты