Философские идеи о происхождении жизни на Земле
Министерство общего и профессионального образования РФ
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА
Центр профессионального образования
Курсовая работа по философии
Философские идеи о происхождении жизни на Земле
Специальность 060400 "Финансы и кредит"
Специализация "Государственные и региональные финансы"
Исполнитель: студентка 3 курса
вечернего отделения 15 группы
И.И. Волгина
Проверила: кандидат философских наук,
доцент О.С. Беляева
Пермь, 2000
Содержание:
|Введение. |стр.3 |
|1. Взгляды на происхождение жизни и ее развитие. |стр.4 |
|2. Естественнонаучные представления о жизни и ее эволюции. |стр.11 |
|3. Теория самопроизвольного зарождения жизни. |стр.13 |
|4. Теория Панспермии. |стр.16 |
|Библиографический список. |стр.20 |
Введение
Жизнь — одна из форм бытия и одна из высших форм движения. Однако при
всей очевидности, казалось бы, и наглядности феномена жизни познание
сущности жизни, ее критериев, закономерностей развития — дело чрезвычайно
сложное. Показателем этой сложности служит факт, что до сих пор отсутствует
определение жизни, которое удовлетворяло бы научным требованиям.
Современная наука во взгляде на жизнь исходит из представлений о
качественном отличии живого от неживого, о наличии общих свойств у
растительного и животного мира, включая человека. Естественнонаучное
познание жизни осуществляется по многим направлениям. Практически в него
вовлечены все науки. И все же основная тяжесть выпадает на биологию — науку
о жизни.
Познание жизни — первоочередная в числе задач, к решению которых
человек приступил с момента своего осознанного существования. И это
понятно, ибо жизнь для него — первейшая ценность; она породила самого
человека и ее биологические механизмы в совокупности с социальными
факторами составляют суть человеческой природы.
Жизнь — это естественный природный процесс, что предопределяет его
познание средствами и методами науки, используемой для изучения всех
природных явлений. Вместе с тем жизнь обладает специфическими свойствами,
которые делают ее принципиально отличной от всех иных проявлений
материального порядка, то есть речь идет о качественном своеобразии жизни.
Жизнь на Земле представлена громадным разнообразием форм, которым
присуща возрастающая сложность строения и функций. Всем живым организмам
свойственны два признака: целостность и самовоспроизведение. В ходе
индивидуального изменения (онтогенеза) организмы приспосабливаются к
внешним условиям, а смена поколений приобретает эволюционно-исторический
характер (филогенез). Организмы выработали способность к относительной
независимости от внешней среды (автономность). Одно из главных свойств
всякого живого организма — обмен веществ. Наряду с ним существенными
признаками жизни являются раздражимость, рост, размножение, изменчивость,
наследственность. Всякий живой организм как бы стремится к главному —
воспроизведению себе подобных.
Сущность жизни есть функция определенной материальной организации.
Познание жизни выявило сложную структурно-функциональную природу
биологических организмов. Долгое время в науке применялось понятие жизни,
предложенное Ф. Энгельсом: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и
этот способ существования состоит по своему существу в постоянном
самообновлении химических составных частей этих тел».
По мере совершенствования методов и средств познания живых структур
уточнялись представления о природе белка, характере обменных процессов в
живом организме и взаимодействии его с окружающей средой. К познанию жизни
подключились физика и химия, что позволило выделить молекулярный уровень
биологической организации. Активно внедряются представления о физико-
химической природе жизни, что якобы предопределяет возможность ее познания
исключительно средствами физики и химии.
И пока ученые не выработали единого определения жизни воспользуемся
таким понятием: жизнь — это частичная, непрерывная, прогрессирующая и
взаимодействующая со средой самореализация потенциальных возможностей
электронных состояний атомов.
Философский интерес к проблеме жизни продиктован следующими
обстоятельствами: во-первых, философским объяснением природы самого
человека, что требует привлечения естественнонаучных представлений о жизни;
во-вторых, необходимостью использования методологических принципов в ходе
научного познания жизни; в-третьих, уяснением закономерностей структурно-
функциональной организации живого, что способствует верному ответу на один
из актуальнейших философских, мировоззренческих вопросов
— в чем смысл жизни человека?
Важным результатом философского и естественнонаучного познания жизни
является вывод о единстве жизни на Земле.
Проблема происхождения жизни на Земле и возможности ее существования в
других областях Вселенной издавна привлекала внимание как ученых и
философов, так и простых людей. За последние годы интерес к этой "вечной
проблеме" значительно возрос.
Это обусловлено двумя обстоятельствами: во-первых, значительными
успехами в лабораторном моделировании некоторых этапов эволюции материи,
проведшей к зарождению жизни, и во-вторых, стремительным развитием
космических исследований, делающих все более реальным непосредственный
поиск каких-либо форм жизни на планетах Солнечной системы, а в будущем и за
ее пределами.
1. Взгляды на происхождение жизни и ее развитие
Происхождение жизни — один из самых таинственных вопросов,
исчерпывающий ответ на который вряд ли когда-нибудь будет получен.
Множество гипотез и даже теорий о возникновении жизни, объясняющих
различные стороны этого явления, неспособны пока что преодолеть
существенное обстоятельство — экспериментально подтвердить факт появления
жизни. Мы не знаем и, возможно, не узнаем никогда условий, в которых
зародились структуры, обладающие свойствами живого. Вероятно, их
воспроизведение в лабораториях — дело будущего, но повторение его в
масштабах планеты - совершенно невероятно.
Возникновение жизни на Земле, по оценкам ученых, имело место 3-4 млрд.
лет назад. В результате сложных космических и земных преобразований
зародились простейшие формы жизни, которые положили начало почти миллиону
видов животных и около 400 тыс. видов растений, конечное число которых
неизвестно и сегодня. Проблема происхождения жизни на Земле — сложнейшая
задача современной науки, интерес к которой никогда не ослабевал в связи с
попытками человека проникнуть в собственную природу и историю. Решающая
роль в прояснении тайны происхождения жизни отводится теоретическому
познанию, изучению истории становления представлений о жизни и их
философскому осмыслению. История взглядов на происхождение жизни уходит в
далекое прошлое. Первые идеи возникновения жизни ограничивались рамками
мифологических представлений. В мифах рождались легенды о возникновении
одушевленных форм из неодушевленных. Охота и собирательство укрепляли связь
людей с живой природой, углубляли понимание ее отличия от неживой.
Мифологическое сознание ограничивало познание: человек даже не
осознавал факта своего рождения и происхождения. Наивные представления о
мире как данности, явленной в целостной и гармоничной жизни, затемняли
проблему ее возникновения. Все, мол, просто и естественно: возникновение,
рождение жизни — факт сам собой разумеющийся и не требующий объяснений.
Лишь по мере становления культуры, совершенствования средств познания,
кристаллизации самосознания формируются два основополагающих взгляда на
происхождение и развитие жизни. Это - креационизм и эволюционизм.
Креационизм —концепция, объясняющая происхождение многообразия форм
органического мира как акт божественного творения. Название учения
происходит от латинского слова creatio, creations — «создание»,
«сотворение». Креационизм исходит из того, что, несмотря на присущее
человеку стремление разрешить вопрос о происхождении мира, он сам по себе
не может добиться этого без помощи Бога, которому мир обязан своим
существованием.
Корни креационизма уходят в эпоху глубокой античности. До сих пор
известен древневавилонский миф о герое-боге Мардуке, который, обладая
колоссальной силой, разорвал надвое чудовище Тиамат и создал из его спины
небо, а из живота — землю.
Исходя из имеющихся представлений о структуре живых организмов,
основным компонентом которых является вода, в известной мере можно
объяснить почему в поисках субстанций жизни упор всегда делался и на воду.
На первых порах идея сотворения выглядела довольно просто: некто создает
нечто и всегда из чего-то. Творец, созидатель (демиург) — это искусный
мастер, копирующий некую модель.
На новый уровень креационисткие представления выходят уже в библейские
времена. Главная идея библейского ответа на вопрос о происхождении жизни,
как частного случая сотворения мира, в том, что Бог создал мир из ничего —
не из готовой материи и не из собственного своего существа. Всему сущему
предшествовала безначальная вечность, в которой творил один Господь. Именно
им было положено новое начало, бытие — мир видимый и невидимый.
В соответствии с Библией, начало жизни на Земле связано с пятым днем
творения, когда появились рыбы и водяные твари, птицы и воздушные творения.
На следующий день на земле являются разного рода животные, обитающие на
суше. Не ясно было только — для кого все это? И на седьмой день Бог
сотворил человека «по образу Нашему, и по подобию Нашему».
Креационистские представления о происхождении жизни и ее развитии
господствовали в науке до возникновения эволюционного учения. Они являлись