Философские идеи о происхождении жизни на Земле

Философские идеи о происхождении жизни на Земле

Министерство общего и профессионального образования РФ

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА

Центр профессионального образования

Курсовая работа по философии

Философские идеи о происхождении жизни на Земле

Специальность 060400 "Финансы и кредит"

Специализация "Государственные и региональные финансы"

Исполнитель: студентка 3 курса

вечернего отделения 15 группы

И.И. Волгина

Проверила: кандидат философских наук,

доцент О.С. Беляева

Пермь, 2000

Содержание:

|Введение. |стр.3 |

|1. Взгляды на происхождение жизни и ее развитие. |стр.4 |

|2. Естественнонаучные представления о жизни и ее эволюции. |стр.11 |

|3. Теория самопроизвольного зарождения жизни. |стр.13 |

|4. Теория Панспермии. |стр.16 |

|Библиографический список. |стр.20 |

Введение

Жизнь — одна из форм бытия и одна из высших форм движения. Однако при

всей очевидности, казалось бы, и наглядности феномена жизни познание

сущности жизни, ее критериев, закономерностей развития — дело чрезвычайно

сложное. Показателем этой сложности служит факт, что до сих пор отсутствует

определение жизни, которое удовлетворяло бы научным требованиям.

Современная наука во взгляде на жизнь исходит из представлений о

качественном отличии живого от неживого, о наличии общих свойств у

растительного и животного мира, включая человека. Естественнонаучное

познание жизни осуществляется по многим направлениям. Практически в него

вовлечены все науки. И все же основная тяжесть выпадает на биологию — науку

о жизни.

Познание жизни — первоочередная в числе задач, к решению которых

человек приступил с момента своего осознанного существования. И это

понятно, ибо жизнь для него — первейшая ценность; она породила самого

человека и ее биологические механизмы в совокупности с социальными

факторами составляют суть человеческой природы.

Жизнь — это естественный природный процесс, что предопределяет его

познание средствами и методами науки, используемой для изучения всех

природных явлений. Вместе с тем жизнь обладает специфическими свойствами,

которые делают ее принципиально отличной от всех иных проявлений

материального порядка, то есть речь идет о качественном своеобразии жизни.

Жизнь на Земле представлена громадным разнообразием форм, которым

присуща возрастающая сложность строения и функций. Всем живым организмам

свойственны два признака: целостность и самовоспроизведение. В ходе

индивидуального изменения (онтогенеза) организмы приспосабливаются к

внешним условиям, а смена поколений приобретает эволюционно-исторический

характер (филогенез). Организмы выработали способность к относительной

независимости от внешней среды (автономность). Одно из главных свойств

всякого живого организма — обмен веществ. Наряду с ним существенными

признаками жизни являются раздражимость, рост, размножение, изменчивость,

наследственность. Всякий живой организм как бы стремится к главному —

воспроизведению себе подобных.

Сущность жизни есть функция определенной материальной организации.

Познание жизни выявило сложную структурно-функциональную природу

биологических организмов. Долгое время в науке применялось понятие жизни,

предложенное Ф. Энгельсом: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и

этот способ существования состоит по своему существу в постоянном

самообновлении химических составных частей этих тел».

По мере совершенствования методов и средств познания живых структур

уточнялись представления о природе белка, характере обменных процессов в

живом организме и взаимодействии его с окружающей средой. К познанию жизни

подключились физика и химия, что позволило выделить молекулярный уровень

биологической организации. Активно внедряются представления о физико-

химической природе жизни, что якобы предопределяет возможность ее познания

исключительно средствами физики и химии.

И пока ученые не выработали единого определения жизни воспользуемся

таким понятием: жизнь — это частичная, непрерывная, прогрессирующая и

взаимодействующая со средой самореализация потенциальных возможностей

электронных состояний атомов.

Философский интерес к проблеме жизни продиктован следующими

обстоятельствами: во-первых, философским объяснением природы самого

человека, что требует привлечения естественнонаучных представлений о жизни;

во-вторых, необходимостью использования методологических принципов в ходе

научного познания жизни; в-третьих, уяснением закономерностей структурно-

функциональной организации живого, что способствует верному ответу на один

из актуальнейших философских, мировоззренческих вопросов

— в чем смысл жизни человека?

Важным результатом философского и естественнонаучного познания жизни

является вывод о единстве жизни на Земле.

Проблема происхождения жизни на Земле и возможности ее существования в

других областях Вселенной издавна привлекала внимание как ученых и

философов, так и простых людей. За последние годы интерес к этой "вечной

проблеме" значительно возрос.

Это обусловлено двумя обстоятельствами: во-первых, значительными

успехами в лабораторном моделировании некоторых этапов эволюции материи,

проведшей к зарождению жизни, и во-вторых, стремительным развитием

космических исследований, делающих все более реальным непосредственный

поиск каких-либо форм жизни на планетах Солнечной системы, а в будущем и за

ее пределами.

1. Взгляды на происхождение жизни и ее развитие

Происхождение жизни — один из самых таинственных вопросов,

исчерпывающий ответ на который вряд ли когда-нибудь будет получен.

Множество гипотез и даже теорий о возникновении жизни, объясняющих

различные стороны этого явления, неспособны пока что преодолеть

существенное обстоятельство — экспериментально подтвердить факт появления

жизни. Мы не знаем и, возможно, не узнаем никогда условий, в которых

зародились структуры, обладающие свойствами живого. Вероятно, их

воспроизведение в лабораториях — дело будущего, но повторение его в

масштабах планеты - совершенно невероятно.

Возникновение жизни на Земле, по оценкам ученых, имело место 3-4 млрд.

лет назад. В результате сложных космических и земных преобразований

зародились простейшие формы жизни, которые положили начало почти миллиону

видов животных и около 400 тыс. видов растений, конечное число которых

неизвестно и сегодня. Проблема происхождения жизни на Земле — сложнейшая

задача современной науки, интерес к которой никогда не ослабевал в связи с

попытками человека проникнуть в собственную природу и историю. Решающая

роль в прояснении тайны происхождения жизни отводится теоретическому

познанию, изучению истории становления представлений о жизни и их

философскому осмыслению. История взглядов на происхождение жизни уходит в

далекое прошлое. Первые идеи возникновения жизни ограничивались рамками

мифологических представлений. В мифах рождались легенды о возникновении

одушевленных форм из неодушевленных. Охота и собирательство укрепляли связь

людей с живой природой, углубляли понимание ее отличия от неживой.

Мифологическое сознание ограничивало познание: человек даже не

осознавал факта своего рождения и происхождения. Наивные представления о

мире как данности, явленной в целостной и гармоничной жизни, затемняли

проблему ее возникновения. Все, мол, просто и естественно: возникновение,

рождение жизни — факт сам собой разумеющийся и не требующий объяснений.

Лишь по мере становления культуры, совершенствования средств познания,

кристаллизации самосознания формируются два основополагающих взгляда на

происхождение и развитие жизни. Это - креационизм и эволюционизм.

Креационизм —концепция, объясняющая происхождение многообразия форм

органического мира как акт божественного творения. Название учения

происходит от латинского слова creatio, creations — «создание»,

«сотворение». Креационизм исходит из того, что, несмотря на присущее

человеку стремление разрешить вопрос о происхождении мира, он сам по себе

не может добиться этого без помощи Бога, которому мир обязан своим

существованием.

Корни креационизма уходят в эпоху глубокой античности. До сих пор

известен древневавилонский миф о герое-боге Мардуке, который, обладая

колоссальной силой, разорвал надвое чудовище Тиамат и создал из его спины

небо, а из живота — землю.

Исходя из имеющихся представлений о структуре живых организмов,

основным компонентом которых является вода, в известной мере можно

объяснить почему в поисках субстанций жизни упор всегда делался и на воду.

На первых порах идея сотворения выглядела довольно просто: некто создает

нечто и всегда из чего-то. Творец, созидатель (демиург) — это искусный

мастер, копирующий некую модель.

На новый уровень креационисткие представления выходят уже в библейские

времена. Главная идея библейского ответа на вопрос о происхождении жизни,

как частного случая сотворения мира, в том, что Бог создал мир из ничего —

не из готовой материи и не из собственного своего существа. Всему сущему

предшествовала безначальная вечность, в которой творил один Господь. Именно

им было положено новое начало, бытие — мир видимый и невидимый.

В соответствии с Библией, начало жизни на Земле связано с пятым днем

творения, когда появились рыбы и водяные твари, птицы и воздушные творения.

На следующий день на земле являются разного рода животные, обитающие на

суше. Не ясно было только — для кого все это? И на седьмой день Бог

сотворил человека «по образу Нашему, и по подобию Нашему».

Креационистские представления о происхождении жизни и ее развитии

господствовали в науке до возникновения эволюционного учения. Они являлись

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты