всего человечества ничтожна по сравнению с массой живого вещества, и прямые
проявления в живой природе его питания и его размножения сравнительно почти
равны нулю. Разум все изменяет. Руководствуясь им, человек употребляет все
вещество, окружающее его, - косное и живое – не только на построение своего
тела, но также и на нужды своей общественной жизни. И это использование
является уже большой геологической силой. Разум вводит этим путем в
механизм земной коры новые мощные процессы, аналогичных которым не было до
появления человека.»[6, стр.297-298]. Эта новая стадия в эволюции биосферы
получила название ноосферы.
Основные положения учения о ноосфере
Учение о ноосфере, разработанной Вернадским, представляет собой
выдающееся достижение научной мысли. «Вернадский осознал необходимость
нового мышления, в условиях, когда человеческая деятельность приняла
общепланетарный характер и стала мощной геологической силой, изменяющей
биосферу» [9, стр.41]. В этих условиях, по мнению Вернадского, человек
должен мыслить и действовать в планетарном, биосферном масштабе. Особенно
это относится к научной работе, к ученому, несущему полную ответственность
за судьбу биосферы и за будущее человечества.
Ноосферная концепция, основы которой были заложены Вернадским в его
работах 30-х и 40-х годов, адресована современности, сегодняшнему дню. Она
выражает качественно новую ступень в развитии самого естествознания, его
коренного поворота к научному освоению производительных сил природы.
2 Единство биосферы и человека
Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и
человечества. «Человечество, как живое вещество, неразрывно связано с
материально – энергетическими процессами, определенной геологической
оболочки Земли – с ее биосферой. Оно не может физически быть от нее
независимым ни на одну минуту»[7, стр.504]. Вернадский в своих работах
раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в
развитии человечества. Это позволяет понять место и роль исторического
развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в
ноосферу.
Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о
ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым
существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри
природы и является частью ее. Это единство обусловлено, прежде всего,
функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался
показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть
природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только
на среде жизни, но и на образе мысли.
Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и
обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние
человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт,
что в последнее время заметно активизировались планетарные геологические
силы. «...мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас
геологические силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в
научное сознание убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с
выявлением нового состояния биосферы — ноосферы — и является одной из форм
ее выражения. Оно связано, конечно, прежде всего, с уточнением естественной
научной работы и мысли в пределах биосферы, где живое вещество играет
основную роль». [1, стр.26] Так, в последнее время резко меняется отражение
живых существ на окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции
переносится в область минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То
есть эволюция видов, сама превратилась в геологический процесс, так как в
процессе эволюции появилась новая геологическая сила. Вернадский писал:
«Эволюция видов переходит в эволюцию биосферы». [1, стр.27]
Мы являемся наблюдателями и исполнителями глубокого изменения
биосферы. Причем перестройка окружающей среды научной человеческой мыслью
посредством организованного труда вряд ли является стихийным процессом.
Корни этого лежат в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в
ходе естественного процесса эволюции. «Человек ... составляет неизбежное
проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение,
по крайней мере, двух миллиардов лет». [1, стр.28]
Отсюда, кстати, можно заключить, что высказывания о самоистреблении
человечества, о крушении цивилизации не имеют под собой веских оснований.
Было бы, по меньшей мере, странно, если бы научная мысль – порождение
естественного геологического процесса противоречила бы самому процессу. Мы
стоим на пороге революционных изменений в окружающей среде: биосфера
посредством переработки научной мыслью переходит в новое эволюционное
состояние – ноосферу.
Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно-
организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в
биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее
заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области
жительства, человечество начинает представлять себя все более сплоченную
массу, так как развивающие средства связи – средства передачи мысли
окутывают весь Земной шар. «Этот процесс – полного заселения биосферы
человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со
скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью
мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете».
[1, стр.34]
При этом человек впервые реально понял, что он житель планеты и может
и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте
отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в
планетном аспекте. XX век характерен тем, что любые происходящее на планете
событие связываются в единое целое. И с каждым днем социальная, научная и
культурная связанность человечества только усиливается и углубляется.
«Увеличение вселенскости, спаянности всех человеческих обществ непрерывно
растет и становится заметным в немногие годы чуть не ежегодно». [1, стр.88]
Подведем краткий итог:
. Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как
всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном
ее пространстве-времени;
. Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы;
. Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет
эволюционные корни. Ноосфере – это биосфера, переработанная научной
мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и
переходящее геологическое явление.
Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием
сегодняшнего дня. Современны и понятны нам его мысли о целостности,
неделимости цивилизации, о единстве биосферы и человечества. Переломный
момент в истории человечества, о чем сегодня говорят ученые, политики,
публицисты, был увиден Вернадским.
Вернадский видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как
эволюцией биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки
зрения ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки
развития мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза
мировой экологической катастрофы, производство средств массового
уничтожения — все это должно иметь преходящее значение. Вопрос о коренном
повороте к истокам жизни, к организованности биосферы в современных
условиях должен звучать как набат, призыв к тому, чтобы мыслить и
действовать, в биосферном — планетном аспекте.
4.2. Наука как основной фактор ноосферы
В ноосферной концепции Вернадского вопрос о роли науки логически
вытекает из диалектики соотношения человечества с биосферой, из объективной
необходимости перехода к новым формам связи. Вернадский исходил из того,
что наука с самого начала была ориентирована на овладение силами природы.
«Сформировавшаяся как целостность, наука становиться мощной
исторической и геологической силой, которая коренным образом изменяет
биосферу. Она является тем основным звеном, посредством которого
углубляется единство биосферы и человечества»[9, стр.43].
Именно в XX в. наблюдается небывалый расцвет науки, своего рода взрыв
научного творчества. Наука становится вселенской, мировой наукой,
охватывающей всю планету.
Вернадский обращал большое внимание на гуманистическое содержание
науки, на ее роль в решении задач человечества, на ответственность ученых
за применение научных открытий. Эти и многие другие идеи Вернадского о роли
науки в развитии человечества, в переходе биосферы в ноосферу имеют
актуальное значение для нашего времени.
История всей научной мысли – суть история создания в биосфере новой
геологической силы – научной мысли, ранее отсутствующей. И этот процесс не
случаен, он закономерен как всякое природное явление. «Биосфера XX столетия
превращается в ноосферу, создаваемую, прежде всего ростом науки, научного
понимания и основанного на ней социального труда человечества» [1, стр.44].
Необходимо подчеркнуть неразрывную связь создания ноосферы с ростом научной
мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания. Ноосфера
может создаваться только при этом условии.
Значение происходящих на планете в XX веке изменений настолько
велико, что равные по роли процессы можно найти разве только в далеком
прошлом. В настоящий момент вряд ли возможно оценить всю научную и
социальную важность этого явления, потому что научно понять – значит
поставить явление в рамки реальной космической реальности. Но то, что мы
можем увидеть – это то, что наука перестраивается на наших глазах.
Биогенный эффект работы научной мысли реально смогут увидеть только наши
отдаленные потомки: он проявится ярко и ясно только через сотни лет.
Еще более резкое изменение происходит сейчас в основной методике
науки. Здесь вследствие вновь открытых областей научных фактов вызвали
одновременное изменение самых основ нашего научного познания, понимания
окружающего. Такими совершенно неожиданными и новыми основными следствиями
новых областей научных фактов являются вскрывшиеся перед нами
неоднородность Космоса, всей реальности и неоднородность нашего познания.
Вернадский писал, что сейчас надо различать три реальности: реальность в