Философские категории как отражение действительности в процессе познания

сущности – вещи разные. Мы определяем понятие сущности не относительно всех

систем, а относительно каждой из систем.

Таковы основные характеристики системности как атрибуты материи,

выражаемые понятиями «структура – элемент – система», «целое – часть»,

«содержание – форма», «сущность – явление». К этой группе категорий

характеризующих системность материи, относится также «вещь – свойство –

отношение»; «единичное – особенное – общее» и некоторые другие категории.

Дальнейшую свою конкретизацию системность получает при анализе развития и

детерминации (само детерминации) материальных систем.

4.4 Причина и следствие.

Основанием философского детерминизма является учение о причинной

обусловленности всех явлений. Причинная связь или причинное отношение

является отношением между двумя явлениями, событиями, одно из которых

выступает в качестве причины, а другое в качестве следствия. В самом общем

виде отношение причинения можно определить как такую генетическую связь

между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии

определенных условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое

явление, называемое следствием.

За признанием всеобщности причинности в силу его субстанционального

характера стоит старая философская максима: «Ничто не может возникнуть из

ничего или превратиться в ничто».

Утверждение о всеобщем характере причинной обусловленности явлений

обычно называется принципом причинности. Возможны различные его

формулировки. К примеру: « Всякое изменение в состоянии какого бы то ни

было материального тела может быть вызвано только материальным

воздействием, определенным материальным процессом».

Хотя принцип причинности и не исчерпывает концепции детерминизма, он

составляет его основу. (Те же функциональные зависимости, как, к примеру,

день и ночь, радиус круга и его площадь, имеют своим основанием

определенную причину).

Имеются следующие виды цепей причинения (материал дается по работам

В.Г. Борзенкова, В.П. Бранского, М. Бунге, И.В. Кузнецова);

1) Однолинейные цепи причинения. В них одно и то же явление выступает

и причиной, и следствием, причиной в одном отношении и следствием в другом:

…A ( B ( C ( D…

Для них характерна пространственно-временная смежность и

транзитивность (если в алгебре a=b, a b=c, то a=c; здесь же B, будучи

причиной С, а С – причиной D, хотя и не непосредственной, но опосредованной

причиной D).

2) Цепи причинения двулинейные с обратной связью. Пример – работа

холодильника. С повышением температуры внутри холодильника срабатывает

терморегулятор, включающий холодильную установку, которая приводит

температуру к нужной величине.

Определение: Материальные системы, в цепях причинения которых перенос

вещества, энергии и информации от следствия к причине имеет существенное

значение для функционирования системы в целом, называется системами с

обратной связью.

3) Разветвляющиеся цепи причинения.

Пример: разброс попаданий в мишень при стрельбе из мелкокалиберной

винтовки; причины вроде бы одинаковые и кажется, будто нарушается закон

причинности.

С С

A B D D B F

E E

Однако, учет условий дает представление о таких явлениях как

составленных из нескольких однолинейных цепей, “наложенных” друг на друга;

закон причинности здесь соблюдается.

Совокупность однолинейных, двулинейных и разветвляющихся цепей

причинения может дать сеть причинения.

Причинная сеть – это такое отношение между объективно существующими

явлениями, в котором каждое из них многократно (но в разных отношениях)

выступает и причиной и следствием.

B1 C1 D1

A B C

B2 C2 D2

Причинная сеть может образовывать замкнутый в себе причинный комплекс

(тело, вещь, систему и пр.), способный в свою очередь на новом уровне

отношений выступать как причина.

Итак, основой казуальной детерминации является элементарная причинно-

следственная связь; причинные связи образуют причинные цепи; цепи

причинения могут формировать причинные сети; причинные сети могут

формировать причинные комплексы, которые, в свою очередь, могут выступать в

качестве одной причины на новом структурном уровне организации материи.

Существует бесконечная иерархия причинных отношений.

4.5 Необходимость и случайность.

В разных концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают

категории необходимости и случайности. Философский детерминизм имплицитно

предполагает существование объективной необходимости. Необходимость

выступает в качестве определяющей характеристики причинно-следственных

связей и отношений регулярной обусловленности, выражаемой в понятиях закона

и закономерности. Одновременно в любой концепции детерминизма требуется и

выявление ее отношения к существованию в мире случайности. Необходимость –

это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов,

событий и что должно произойти (или происходит) в главном так, а не иначе.

Пример – развитие организма человека, прохождение человеком нескольких

последовательных стадий. “Необходимость” это то, чего нельзя обойти, что

“не-обойти” (“не-обходить”). Случайность же – то, что имеет основание и

причину не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и

отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может

произойти так, но может произойти и по другому.

Традиция анализа взаимосвязи, существующей между случайностью и

необходимостью, была заложена Гегелем. Можно выделить несколько моментов,

характеризующих взаимосвязь необходимости и случайности.

Первый момент связан с пониманием категорий необходимости и

случайности, как парных категорий, между которыми имеет место отношение

диалектического противоречия: они предполагают друг друга, не существуют

друг без друга и вместе с тем отрицают друг друга. Ни случайности, ни

необходимости не бывает в чистом виде.

Второй важный момент связан с характеристикой случайности как формы

необходимости. Необходимость всегда прокладывает себе дорогу через массу

случайностей. Так, общественный прогресс, подчиняясь необходимым законам,

осуществляется через массу случайных отклонений, которые могут привести и к

попятным движениям. По отношению к общему прогрессу научного познания

открытие неэвклидовой геометрии именно Лобачевским было случайным событием,

но само это открытие было с необходимостью подготовлено всем ходом развития

геометрии в конце XVIII – начале XIX в. Именно поэтому независимо от

Лобачевского неэвклидова геометрия была открыта также Больяи и Гауссом. Все

примеры так называемых параллельных научных открытий обнаруживают их

внутреннюю необходимость.

В тех случаях, когда мы имеем дело с динамическими закономерностями,

случайность также оказывает свое действие. Так, траектория полета снаряда

однозначно определяется исходными условиями и законами динамики.

Теоретически действие случайностей здесь исключено. Но реальная траектория

полета снаряда всегда отклоняется от расчетной в силу действия таких

случайных факторов, как состояние атмосферы (ветер, температура, давление).

В итоге снаряд летит по траектории, которая отклоняется от расчетной, и в

этой траектории результируется как действие начальных условий и законов

динамики, так и действие случайных факторов.

Третий момент в диалектике необходимости и случайности связан с

пониманием случайности как дополнение необходимости. Наше познание в

основном нацелено на раскрытие существенных и необходимых связей предмета,

определяющих его существование. Познание сущности и закона одновременно

являются и познанием общего, того, что характеризует целый класс однородных

явлений. Но каждый представитель этого класса наряду со всеобщими имеет и

индивидуальные черты, возникновение и проявление которых определяется

случайностью. Полное знание о том или ином объекте будет достигнуто только

в том случае, когда знание необходимых черт предмета будет дополнено

знанием случайных, уникальных черт этого явления. Это требование дополнять

знание необходимости знанием случайности особенно важно для таких отраслей

науки, как геология, биология, история. Так, понимание процесса зарождения

жизни на земле должно базироваться на знании общих и необходимых

закономерностей эволюции и возникновения новых структурных уровней

существования материи. Но поскольку мы говорим о происхождении жизни в

земных условиях, которые являются относительно уникальными, важно знать

также и конкретные условия, существовавшие на Земле в период зарождения

жизни, а они были в значительной мере случайными по отношению к общим

законам эволюции материи. Равным образом и в гражданской истории изучение

того или иного исторического периода базируется на знании общих законов

зарождения, эволюции и смены общественных формаций; но и личностные

особенности исторических деятелей, климатические условия, географическая

среда и.т.д. По отношению к общему ходу истории они имеют случайный

характер, но они в равной степени важны для понимания тех конкретных

изменений, которые происходят в развитии человеческого общения.

Вообще говоря, диалектическая взаимосвязь между необходимостью и

случайностью коренится в самом процессе развития материальных систем и

связана с диалектикой превращения возможности в действительность в ходе

этого процесса. Каждый реально осуществившийся этап процесса развития той

или иной материальной системы порождает целый спектр возможностей ее

дальнейшего развития. Потенциально реализация любой из этих возможностей в

будущем является случайным событием. Но фактически реализуется только та

возможность, для осуществления которой имеются в наличии необходимые

условия. По отношению к этим конкретным условиям осуществляющаяся

возможность оказывается необходимой, хотя первоначально она была только

случайной. Превращение одной из возможностей в действительность порождает

новый спектр возможных путей дальнейшего развития и так до бесконечности. В

таком представлении процесса развития одновременно происходит и превращение

случайности в необходимость, и проявление необходимости сквозь массу

случайностей.

4.6 Возможность и действительность.

В широком смысле слова под действительностью понимается весь

объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее

конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, взятых в

единстве с их сущностью. На последний момент в характеристике категории

действительности обращал особое внимание Гегель, отмечая, что

”действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и

существования, или внутреннего и внешнего”(“Соч”. M.—Л.,1929.Т.1.С.238). В

более узком и специфическом смысле слова под действительностью понимают

конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, в определенных

условиях; действительность отдельного конкретного материального объекта –

это его актуальное бытие. В этом значении категория действительности и

сопоставляется с категорией возможности.

Возможность – это такое состояние (или такая ситуация), когда имеется

одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или

когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое

явление.

Каждая материальная основа, природная или социальная, сначала

существует потенциально, а затем может стать действительностью. С этой

точки зрения развитие представляет собой бесконечный процесс реализации

одних возможностей и возникновения новых возможностей.

Имеются разные виды возможностей (существенная и несущественная,

обратимая и необратимая, формальная и реальная и др.).

Обратимой возможностью называется такая возможность, с превращением

которой в действительность первоначальная действительность становится

возможностью. Пример – превращение жидкого состояния воды в газообразное.

Необратимой называется такая возможность, с превращением которой в

действительность первоначальная действительность становится невозможностью.

Пример – смерть человека.

Абстрактные возможности -- это возможности, для осуществления которых

на данной стадии не могут сложиться соответствующие условия; эти

возможности могут появиться лишь при достижении материальным образованием

более высокой стадии развития. Так, в Западной Европе при простом товарном

производстве разрыв цепи Д – Т – Д` в течении ряда столетий являлся лишь

абстрактной возможностью кризиса этого производства. Лишь после 1825 года,

как известно, такое нарушение естественного процесса более чем на столетие

определило уже конкретную возможность экономических кризисов. Конкретная

возможность – это возможность, для осуществления которой на данной стадии

развития материальной системы могут сложиться соответствующие условия.

Для превращения возможности в действительность необходимо действие

объективных законов, которые задают спектр возможных тенденций развития

предмета, и формирования определенных условий для реализаций одной из

возможностей.

Для количественной оценки возможности в науке разработано понятие

вероятности. На базе частнонаучных представлений о вероятности в настоящее

время формируется философское понятие вероятности.

Вероятность—это количественная мера возможности. Вероятность

характеризует те пределы, в которых существует возможность; она определяет

степень близости возможности к осуществлению, к действительности.

Вероятность указывает на величину основания возможности в реальной

действительности.

Диалектическое понимание взаимосвязи возможности и действительности

имеет большое значение для познавательной и практической деятельности

человека. В познании отражается не только действительность, но и те

возможности, которые в ней коренятся. Именно знание возможностей и условие

их реализации придает человеческому познанию предсказательный,

прогностический характер, что в свою очередь позволяет науке опережать

практику и объяснять цело полагающий характер человеческой деятельности.

Мера познания объективных возможностей и условий их реализации прямо

пропорциональна мере познания объективных законов действительности, ибо

только в отношении к законам можно выявлять объективные тенденции развития

материальных систем.

4.7 Свобода и необходимость. Свобода и ответственность.

В детерминистской философии свобода понимается как способность

человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь

на познание объективной необходимости. Антонимом термина «свобода» в таком

случае выступает «принуждение», т. е. Действие человека под влиянием каких-

либо внешних сил, вопреки своим внутренним убеждениям, целям и интересам.

Человеческий опыт и наука показывают, что даже самые на первый взгляд

иррациональные поступки человека всегда обусловлены внутренним миром

человека или внешними обстоятельствами. Абсолютная свобода воли – это

абстракция от реального процесса формирования волевого акта человека.

Безусловно, волевое решение человека, связанное с выбором цели и мотивов

деятельности, определяется в основном его внутренним миром, миром его

сознания, но ведь этот внутренний мир человека или мир сознания не

противостоит внешнему миру, а является в конечном счете отражением этого

внешнего объективного мира, и диалектическая взаимообусловленность событий

в этом внутреннем мире является отражением диалектической

взаимообусловленности явлений в мире внешнем. Объективная детерминация

явлений в мире, объективная естественная необходимость отражается в мире

сознания в виде логической и психологической необходимости, связывающей

человеческие идеи, познавательные образы, понятия и представления. Более

того, сами цели человеческой деятельности, лежащие в основе свободного

выбора линии поведения человеком, определяются его интересами, возникающими

в ходе его практической деятельности, в которой субъективная диалектика его

сознания формируется и развивается под влиянием объективной диалектики.

Проблема свободы воли тесным образом связана с проблемой моральной и

правовой ответственности человека за свои поступки. Если человек силой

принужден совершить тот или иной поступок, то он не может нести за него

моральной или правовой ответственности. Примером такого поступка является

травмирование или убийство насильника в порядке самообороны.

Свободное действие человека всегда предполагает его ответственность

перед обществом за свой поступок. «Свобода и ответственность – это две

стороны одного целого – сознательной человеческой деятельности. Свобода

есть возможность осуществления целеполагающей деятельности, способность

действовать со знанием дела ради избранной цели, и реализуется она тем

полнее, чем лучше знание объективных условий, чем больше избранная цель и

средства ее достижения соответствуют объективным условиям, закономерным

тенденциям развития действительности. Ответственность же есть диктуемая

объективными условиями, их осознанием и субъективно поставленной целью

необходимость выбора способа действия, необходимость активной деятельности

для осуществления этой цели... Свобода порождает ответственность,

ответственность направляет свободу» (Косолапов Р.И., Марков В.С. Свобода и

ответственность. М., 1969. С.72).

Проблема свободы, включающая в себя проблему познания и социального

действия, является одной из ведущих проблем, связывающих в единое целое

диалектику, теорию познания и этику, а также философию бытия и социальную

философию.

Список используемой литературы:

П.В. Алексеев, А.В. Панин “Философия” 1997. М.: “Проспект”

Философия: Курс лекций. 1997. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС

Составители П.В. Алексеев, А.В. Панин “ Хрестоматия по философии” 1997.М.:

Гардарика.

Международная сеть интернет.

( 1998 Балахонов И. Е. (mail to garry@russia.crosswinds.net)

-----------------------

Сущность

Отвечает на вопрос; - что есть бытие?

Обратное

Действие

Причина

Воздействие

на

систему

Результат

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты