Философские направления

Философские направления

ДРЕВНЯЯ ФИЛОСОФИЯ

ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Индия

Две группы школ:

Ортодоксальные (строго следуют законам "Веды")

Философия йоги Сформулирована во 2 веке до н.э. философос

Патанджами. Основная позиция:

мир вечен, в мире cуществуют 2 сферы:

природы и людей Задача: избавить человека от страданий

в этом мире путем освобождения

ума от материи.

Неортодоксальные(не являются поддержателями законов "Веды")

Философия буддизма Основана в 6 в до н.э. царевичем Сиддхардом

(Буддой).Учение

Будды: мир вечен, никем не создан состоит из 5 первоначал и

дхарм. Душа -

комбинация дхарм - смертна.Cмысл жизни: уйти в

мир нирваны.В 1 в. до н.э. возникают 2

направления:хинаяна и

махаяна.

Китай

Возникает во 2 тыс. до н.э. -

религиозно-мифологическое

мировоззрение:мир - хаос, в котором небом управляет ян

мужское начало), а землей - инь (женское).1

тыс. до н.э. -

натурфилософская концепция: в результате

взаимодействия эфира

(ци) на нь и ян появилось 5 первоначал и дао

("путь").

Даосизм

Основан Лао-цзы в 604 г. до

н.э.Дао - всеобщая закономерность,

первооснова и завершение всего

существующего;вечно и

безымянно, бестелестно и бесформенно;

присутствует везде.

Конфуцианство

Основатель - Кун-цзы (551 - 471

гг. до н.э.).Небо - высшая сила и

грозный повелитель, судьбаи рок.

Идеалы конфуция - в прош-

лом. Основа порядка в стране - ли

(церемонии и ретуалы). Каждый

должен следоватьдао - "правильный путь" '.Конфуций развивал

концепцию политики: лучше , если бы народ знал,

поэтому нужно

его просвещать.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Материалистическая

философия Древней

Греции

Милетская школа:

Файес (624 - 547 гг

до н.э.): Архэ (первоначала мира ) - вода, в

воде зародилась жизнь.

Анаксимандр (610-546

гг. до н.э. Архэ - это апейрон (первоначальная

материя, из которой возник мир;

сочитание противоположностей).

Анаксимен (588 - 525

гг. до н.э.) Архэ - воздух, от степени его

уплотнения появляются вода, огонь,

земля и т.д.

Гераклит Эфеский

(к .6 - н. 5 вв.) Архэ - огонь, душа состоит из огня и

воды - "Ради минутной слабости

человек пьет вино - он разжижает свою душу".

Элиаты': Ксенофан

и Зенон (сер. 6 - н. 5в.) Все в мире из воды и земли. Мир вечен ,

неизменяем, в целом

постоянен.Движение - диaлектика прерывного и непрерывного.

Эмпидокл (490 -430

гг. до н.э.) Выделяет 4 формы мира: земля, вода,

огонь и воздух, на которые

действуют активныеначала: Вражда и Дружба, под

влиянием которых корни мира

перемещаются.

Анаксгор (500 - 428

гг. до н.э.) продолжатель ЭмпидоклаСуществуют

гомеомерии - первоначала материи.

Нус - умы обусловлены смешиванием и разделением

гомеометрии. Источник движения противостоит

материи.Атомистическая концепция: Левкипп и Демокрит

Левкипп (500 - 440

гг до нэ) Небытие существует нисколько не менее,

чем бытие (совокупность атомов).

Изменение вещей - результат изменения порядка и

положения атомов.

Демокрит (460 -370

гг до нэ) Выделяет 2 вида качеств: первичные

(зависящие от свойств аома -

плотность, величинна), вторичные (появляются когда вещь

воспринимается человеком - вкус, запах).

Идеалистическая

философия

Древней Греции

Орфейская школа

Орфей Говорил о переселении души, считал, что

вести чистую жизнь - это

значит соблюдать религиозные ретуалы,

воздерживаться от живой пищи.

Пифагор(582 - 500

гг до нэ).

Считал, что истинное познание лежит

через разум и логику, результат

деятельности которой является математика. Вся

Вселенная - гармония и число, мир возникает

изпротивоположностей.

Школа софистов(5 в

до нэ)

Протогор (481-411

гг до нэ) Человек - мера всех вещей, каким человек

видит мир, таким он его и

воспринимает.Объективной истины не существует.

Горкий (483-373 гг до нэ) Отрицает существование: если существует, то

непознаваемо, а если существует и

познаваемо, то знания свои не может передать

другому. Каждый человек живет в своем мире, принадлежащем

только ему.

Сократ(469-399

гг. до н.э.) Считал, что цель философии - научить

человека, как должно ему

жить."Язнаю только то,что я ничего не знаю - с этого начинается

путь

познания."Существует 2 вида извлечения знаний: ирония и

майевтика.

Платон (427-347

гг. до н.э.) Парадокс знаний: "если ты что-то знаешь,

то зачем тебе это познавать, а если

ты ничего не знаешь, то как найдешь что искать".

Душа бессмертна - она причина самого себя.

Аристотель(324-322

гг. до н.э.) вершина классич. антич.

философииПроблема философии:

проблема отношения единичных вещей и общих

понятий(идей).

Высшие роды бытия - категории

(отрожают объективные отношения

вещей).Источник движения, существующий вне материи - форма

(активное

начало).

Эллинско-римская

философия

Эпикур(341-270 до н.э.) Отрицал вмешательство богов в дела мира

и

исходил из позиции вечности материи,обладающей внутренним

источником

движения.Стоики (к.4в до н.э.) - Зенон и ХрисиппМесто и

роль науки

определили следующим образом: логика - ограда,

физика - пло-дотворная

почва, этика - ее плоды, главная задача

философии - в этике.Скептики (4 в до н.э.) - Пиррон, Аркселай,

КарнеадПроповедовали воздержание от суждений

для достижения душевного

спокойствия(атараксии) и тем самым счастья, которое и

есть цель философии.

Средневековая философия

В странах западной Европы 5-15 века.

Господствующая идеалогия -

религиозная.Мистика - познание бога

через чувства, эмоции без участия разума. Бернар Клервосский (12

в.)

Путь познания мира: смирение, любовь, удивление перед Богом,

экстаз.Схоластика - путь познания бога - рационально-логический

Фома Аквинский (13 в.) Познание Бога: интуитивное познание (загробный

мир), мистический (вера),

разум,рациональные доказательства существования Бога.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Возникает в 9 в с принятием

Христианства на Руси.

До 17 века философия существует в

рамках богословия, в 17 веке

происходит отделение философии от богословия

Ломоносов М.В.

(1711-65гг.) Основоположник материалистической

философии в России. Считал, что

разнообразиеявлений природы обусловлено разными формами

движения материи, основнымисвойствами которой являются:

протяженность, сила инерции, форма,

непроница-емость, механическое

движение.

Радищев А.Н.

(1749-1802гг.) Пытался применить в материалистической

системе доказательств смертности

душидиалектические идеи, в частности, идею Лейбница

о том, что "настоящее чревато будущим".

Первая четверть 19 в.

Западники -

П.Я.Чаадаев(

1794-1856 гг.),

Н.В.Станкевич

(1813 1840гг.) Считали, что Россия должна учиться у

Запада и пройти тот же путь

развития, которым шла и идет Западная Европа. Истинная религия -

католицизм.

Герцен Александр

1812-1870 Существует единство бытия и мышления, жизни

и идеала (стремился найти и

сформулировать новый метод познания).

Форма движения к новому миру - соединение философии с

жизнью, науки с массами; тогда начнется

пора "сознательного деяния"

(это характеристика сущности человека,

возвышающегося над неосмысленным существованием и над

бесстрастным занятием наукой).

Природа - первичный живой

процесс, а диалектика - познание и логика - ее отражение и

продолжение.

Белинский

1811-1848 Духовная природа человека отлична от его

физической природы, но неотделима

от нее; духовное есть деятельность физического.

Источник исторического прогресса - сознание, выдвигающее

новые идеалы. Национальное -

выражение и развитие

общечеловеческого: человечество вне национальностей - лишь

логическая абстракция. Славянофилы неправы,

противопоставляя

Россию и Западную Европу.

Чернышевский

1828-1889 Природа человека находится не внутри

индивида, а в его единстве с

природными и социальными силами. История

циклична. Она состоит из закономерных восходящих и

нисходящих фаз развития в революциях нового времени. На

историю влияют силы "зла", т.е. отрицательные

качества людей на правящих постах.

Словянофилы -

И.В.Киреевский

(1806-56гг.),

А.С.Хомяков(1804-60гг.) Стремились обосновать необходимость особого пути

развития России.Считали, что

русские могут расчитывать на прогресс, т.к.

истинной религией являетсяправославие, а основа общественной

жизни - религия народа, определяющая

характерего мышления.

Конец 19 - начало 20 вв. религиозная философия

В.С.Соловьев

(1853-1900гг. ) Представил слудующую картину мира:

существует один

божественный мир в трех главных сферах

(субстанции, умственной

чувственной), человек - акт божественного

творения, проявление того, что

уже есть.

Иванов-Разумнин Человек - это божья тварь, если человек

гордится собой, то это приводит к

падениюморали. Считал,что Россия движется к

страшной катастрофе, отвергая совершенство-вание личности.

Н.А. Бердяев

(1874-1948гг.) Существует 2 вида свободы: иррациональная

(первоначальная, хаос) и разумная

(сво-бода в боге), преодоление зла - соединение с

Богом, возникновение богочеловека.



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты