Философские шпаргалки
Философские проблемы педагогики: изменение целей, оснований, концепций,
критериев.
Проблемы педагогики - проблемы, поставленные обществом перед сферой
образования. "Какова цель - таковы и средства".
Основание педагогики - то, на чем строится образовательный процесс. а)
классовость (по Марксу). б) национальная культура.
Проблемы: 1) Технология педагогики (т.е. как учить) необходимо отслеживать
изменение и переносить их в жизнь (Например: новые, передовые методики
преподавания) 2) Каким должен быть учитель? Считается, что при "помощи"
педагога возможно либо созидание, либо разрушение личности. Когда учитель в
этическом, моральном плане, и как специалист достиг высот он сможет
воспитать себе подобных; однако неосторожным грубым словом,
непрофессионализмом можно вызвать отчуждение учеников, их последовательное
падение... 3) Кто есть учитель в глазах общества? Необходимо изменить
концепцию учителя, педагогическую, политическую. Поднять престиж профессии.
Необходимо рассматривать образование не только как просвещение, но как
образование, воспитание и самообразование. И начинать нужно с д./садов,
необходимо с самого раннего детства прививать моральные, этические,
эстетические нормы, закладывать основу знаний.
38. Пифагорейская философия и теоретическая математика.
VI-V вв. до н.э. ознаменовались для Греции великими событиями: там впервые
в истории человечества было создано демократическое государство, возникли
трагедия и комедия и, наконец, была создана математика как абстрактная
теоретическая наука. Особенно важно, что математика стала абстрактной
наукой, основанной на системе доказательств, а не рецептурной, каковой она
была в Египте и Вавилоне.
Пифагорейцы - реглигиозно-этическое и философское братство, похожее на
секту, основанное Пифагором. Союз отличался строгими обычаями, члены его
вели аскетический образ жизни. До начала 4 в. до н.э. пифагореизм являлся
сосредоточением математических изысканий. Например, П. открыли
несоизмеримость и уже знали иррациональные числа. Число - это не просто
выражение, но существо и ядро реальности вещи. Не всегда однозначно удаётся
уловить, понимается ли число как первоматерия, как самая вещь или как
образец вещи. Нечётные числа одновременно рассматриваются как ограниченные
и как выражение лучшего, четные - как неограниченные и как выражение
худшего. Табл. 10 основных противоположностей представляет собой начало
полярно-диалектического мышления. Гармония, в соответствие с которой П.
обозначали мир как "космос”, могла выражаться в соответствии с их учением в
движении небесных светил, воплощающемся в определённых тонических
интервалах, но которое для нас неощутимо вследствие его непрерывного
воздействия, как это очевидно в музыке и в цифровых взаимоотношениях. П.
была известна шарообразность Земли. П. учение оказало сильное воздействие,
с одной стороны, на развитие научных дисциплин (математической теории,
музыки, медицины, астрономии), с другой - способствовало расцвету идеализма
(Платон, неопифагоризм) и мистики, особенно цифровой (каббализм).
39.Философия Демокрита как основа атомистической научной программы.
Согласно Демокриту, мир состоит из атомов, и реально существующих пустот,
обуславливающих их отдельное существование (т.к. без пустоты не было бы
промежуточных объёмов). Атомы могут занимать определенное положение по
отношению друг к другу: они двигаются, соединяются и вновь разъединяются.
Число количественного соотношения и движения атомов есть основа
многообразных изменений явлений мира. Д. различал свойства явлений,
представляющих вещи в себе (величина, образ, масса, движение, твердость), и
свойства, которые вытекают из взаимодействия с органами чувств человека
(цвет, яркость, звук, вкус, запах и т.д.). Мир явлений познаётся через
чувственное восприятие. Мир вещей воздействует через истечение "идолов”
(образов) на органы чувств и благодаря им на огненные атомы души.
Объяснение многообразных качественных явлений мира их сведением к
количественным свойствам атомов вовсе не означает их мнимость, (как у
Парменаида), Д. признаёт их реальность. Согласно Д., биологические явления
и даже мышление можно объяснить материалистически - движением и связями
определённых атомов. Напр., души состоят из гладких и круглых атомов,
подобных атомам огня. Поскольку атомы движутся, они могут проникать во все
тела и воздействовать на все жизненные процессы. Атомы воздействуют друг на
друга путем воздействия и толчков.
Всё этот происходит механически с фатальной неизбежностью, в т.ч. и
возникновение бесчисленных миров, находящихся на различных ступенях
развития, и органических существ (через взаимные столкновения падающих с
различной скоростью в пустоте атомов и образующиеся при этом вихревые
движения). В области логики Д. уделяет особое внимание определениям
содержания и исследует также вопросы индукции, аналогии и гипотезы.
40. Учение о знании Платона.
Платон - главный идейный "противник" Демокрита полагал, что существует мир
явлений, доступный нашим органам чувств, и умопостижимый мир истинного
бытия. Этот истинный мир идей, который представляет собой самостоятельную
сферу и венчается идеей блага. Идеи - суть неподвижные, неизменные вечные
сущности, в то время как мир явлений изменчив, преходящ и находится
постоянном движении. Познание мира идей необходимо для достижения
добродетели. [ В своей теории государства, которая основана на учении о
душе, П. является идеологом реакционно-политического строя, олигархичного
режима Спарты, а точнее "казарменного коммунизма"]. П. пришел к двум видам
познания: чувственного восприятия, на почве которого возникают лишь мнения,
и понятийного мышления, составляющего подлинно научное знание. Согласно П.,
чувственному восприятию соответствует эмпирический мир, а умопостигаемому -
мир идей. Каково отношение мира идей к миру вещей? П. ясного ответа не
даёт. Он говорит: "мир идей отражается в мире вещей", "мир вещей участвует
в мире идей" и т.д. П. полагает, что идеальное, напр. человеческая мысль,
представляет собой "воспоминания" душой того, что она созерцала до своего
воплощения в тело. Само "воспоминание” (анамнезис) происходит тогда, когда
мы воспринимаем конкретные вещи, предметы.
41. Философия Аристотеля и перипатетическая физика.
Аристотель - величайший мыслитель и наиболее универсальный ученый
античности. Особое влияние на последующую Ф. имело его обоснование логики,
и особенно учение об истинных и ложных суждениях и выводах. А. разрабатывал
логику как всеобщую методологию научного познания. Согласно логике А.,
особое следует из общего, а между понятием и суждением, а также между
суждением и выводом существует определенная связь. Согласно А.,
многообразие наук соответствует формам бытия, которые иерархически
упорядочены и образуют органически-функциональное единство мира.
Действительность определяется 4 основными причинами: материей; пассивной
возможностью становления; активной формой, которую приобретает материя, а
также действующей и целевой причинами, которые связаны с формой. В
противоположность платоновской двойственности мира он выдвинул идею о том,
что формы, которые составляют принципы вещей и являются по отношению к
материи более реальными, существуют не помимо, а в единстве с материей,
придавал ей определённость. Материя пассивна - она материал для формы.
Согласно его учению о человеке, душа - это форма тела, а разум - форма
души. Этические добродетели зиждутся на разумном действии. Реализация этих
добродетелей предполагает воспитание воли. Назв. пошло от греч. peripatos
(крытая галерея). Наиболее выдающиеся перипатетики (ученики и последователи
А.) оформили учение основателя. Они подчеркивали казуальные(?) принципы
вместо теологических, выдвинули представление о природе, потеснившее
представление о боге, критиковали энтелехию (греч. завершение,
осуществление) активную деятельность предмета осуществленное единство
предмета, свойства и образа действий.
"Физика" - позднее название сочинений Аристотеля в 8 книгах, которые в
древних рукописях назывались "Лекции по физике".
Термин "Перипатетика" происходит от греческого ПЕРИПАТОС или ЛИКЕЙ от
названия гимназии, в которой преподавал Аристотель. Ошибочно, восходящее к
Гераклиту, объясняющий от "перипатеу" - прогуливаюсь. "Физика" открывает
комплекс естественно-научных сочинения, структура которого очерчена во
введении к "Метеорологии" и посвящена фундаментальным принципам и понятиям
учения о "природе".
В кн.1 "О началах" - анализ понятия "становления" или "возникновения".
Основной тезис: бытие не может возникнуть ни из бытия (в этом случае оно
уже есть), ни из небытия -> возникновение невозможно.
В кн.2 формулируется учение о "4-х причинах" ("Метафизика"). Каждая из 4=
причин выводится из понятия "природа": природа - вещество, пр. - источник
движения, пр. - самобытность - эйдос, пр. - мастерство. Анализирует понятия
самобытность, случайность, необходимость и спонтанность. Природа по
определению есть "источник движения и изменения", следовательно, необходимо
исследовать движение, "движение невозможно без места, пустоты и времени".
В кн. 3,4,6 содержится знаменитая полемика с апориями Зенона.
В кн. 8 - основное текст о перводвигателе - центральном понятии космологии
и теории Аристотеля.
42.Философия и научное мышление в эпоху средневековья. Полемика номинализма
и реализма и ее значение для развития.
Медленные темпы исторического развития феодального общества способствовали
возникновению неправильного представления о нем как о периоде застоя и даже
регресса по сравнению с уровнем рабовладельческого античного общества. На
самом же деле научные и философские знания, в значительной своей части были
сохранены и продолжали развиваться в новых условиях. Противостояние
началось между двумя религиозными философскими направлениями: апологетикой
и патристикой. Апологеты - защитники старого христианства, а то, что не
связывалось с "идеями" Платона, отдавалось Богу. Патристика - собрание
сочинений отцов церкви, заложивших основы нового христианства. Она защищала
мир как благое творение Бога, полное целесообразности. Патристика, на
заключительном своем этапе, заложила основы схоластики. В центре внимания
схоластов был вопрос об отношении знания к вере. Они исходили из тезиса о
Страницы: 1, 2