Философские шпаргалки

Философские шпаргалки

Философские проблемы педагогики: изменение целей, оснований, концепций,

критериев.

Проблемы педагогики - проблемы, поставленные обществом перед сферой

образования. "Какова цель - таковы и средства".

Основание педагогики - то, на чем строится образовательный процесс. а)

классовость (по Марксу). б) национальная культура.

Проблемы: 1) Технология педагогики (т.е. как учить) необходимо отслеживать

изменение и переносить их в жизнь (Например: новые, передовые методики

преподавания) 2) Каким должен быть учитель? Считается, что при "помощи"

педагога возможно либо созидание, либо разрушение личности. Когда учитель в

этическом, моральном плане, и как специалист достиг высот он сможет

воспитать себе подобных; однако неосторожным грубым словом,

непрофессионализмом можно вызвать отчуждение учеников, их последовательное

падение... 3) Кто есть учитель в глазах общества? Необходимо изменить

концепцию учителя, педагогическую, политическую. Поднять престиж профессии.

Необходимо рассматривать образование не только как просвещение, но как

образование, воспитание и самообразование. И начинать нужно с д./садов,

необходимо с самого раннего детства прививать моральные, этические,

эстетические нормы, закладывать основу знаний.

38. Пифагорейская философия и теоретическая математика.

VI-V вв. до н.э. ознаменовались для Греции великими событиями: там впервые

в истории человечества было создано демократическое государство, возникли

трагедия и комедия и, наконец, была создана математика как абстрактная

теоретическая наука. Особенно важно, что математика стала абстрактной

наукой, основанной на системе доказательств, а не рецептурной, каковой она

была в Египте и Вавилоне.

Пифагорейцы - реглигиозно-этическое и философское братство, похожее на

секту, основанное Пифагором. Союз отличался строгими обычаями, члены его

вели аскетический образ жизни. До начала 4 в. до н.э. пифагореизм являлся

сосредоточением математических изысканий. Например, П. открыли

несоизмеримость и уже знали иррациональные числа. Число - это не просто

выражение, но существо и ядро реальности вещи. Не всегда однозначно удаётся

уловить, понимается ли число как первоматерия, как самая вещь или как

образец вещи. Нечётные числа одновременно рассматриваются как ограниченные

и как выражение лучшего, четные - как неограниченные и как выражение

худшего. Табл. 10 основных противоположностей представляет собой начало

полярно-диалектического мышления. Гармония, в соответствие с которой П.

обозначали мир как "космос”, могла выражаться в соответствии с их учением в

движении небесных светил, воплощающемся в определённых тонических

интервалах, но которое для нас неощутимо вследствие его непрерывного

воздействия, как это очевидно в музыке и в цифровых взаимоотношениях. П.

была известна шарообразность Земли. П. учение оказало сильное воздействие,

с одной стороны, на развитие научных дисциплин (математической теории,

музыки, медицины, астрономии), с другой - способствовало расцвету идеализма

(Платон, неопифагоризм) и мистики, особенно цифровой (каббализм).

39.Философия Демокрита как основа атомистической научной программы.

Согласно Демокриту, мир состоит из атомов, и реально существующих пустот,

обуславливающих их отдельное существование (т.к. без пустоты не было бы

промежуточных объёмов). Атомы могут занимать определенное положение по

отношению друг к другу: они двигаются, соединяются и вновь разъединяются.

Число количественного соотношения и движения атомов есть основа

многообразных изменений явлений мира. Д. различал свойства явлений,

представляющих вещи в себе (величина, образ, масса, движение, твердость), и

свойства, которые вытекают из взаимодействия с органами чувств человека

(цвет, яркость, звук, вкус, запах и т.д.). Мир явлений познаётся через

чувственное восприятие. Мир вещей воздействует через истечение "идолов”

(образов) на органы чувств и благодаря им на огненные атомы души.

Объяснение многообразных качественных явлений мира их сведением к

количественным свойствам атомов вовсе не означает их мнимость, (как у

Парменаида), Д. признаёт их реальность. Согласно Д., биологические явления

и даже мышление можно объяснить материалистически - движением и связями

определённых атомов. Напр., души состоят из гладких и круглых атомов,

подобных атомам огня. Поскольку атомы движутся, они могут проникать во все

тела и воздействовать на все жизненные процессы. Атомы воздействуют друг на

друга путем воздействия и толчков.

Всё этот происходит механически с фатальной неизбежностью, в т.ч. и

возникновение бесчисленных миров, находящихся на различных ступенях

развития, и органических существ (через взаимные столкновения падающих с

различной скоростью в пустоте атомов и образующиеся при этом вихревые

движения). В области логики Д. уделяет особое внимание определениям

содержания и исследует также вопросы индукции, аналогии и гипотезы.

40. Учение о знании Платона.

Платон - главный идейный "противник" Демокрита полагал, что существует мир

явлений, доступный нашим органам чувств, и умопостижимый мир истинного

бытия. Этот истинный мир идей, который представляет собой самостоятельную

сферу и венчается идеей блага. Идеи - суть неподвижные, неизменные вечные

сущности, в то время как мир явлений изменчив, преходящ и находится

постоянном движении. Познание мира идей необходимо для достижения

добродетели. [ В своей теории государства, которая основана на учении о

душе, П. является идеологом реакционно-политического строя, олигархичного

режима Спарты, а точнее "казарменного коммунизма"]. П. пришел к двум видам

познания: чувственного восприятия, на почве которого возникают лишь мнения,

и понятийного мышления, составляющего подлинно научное знание. Согласно П.,

чувственному восприятию соответствует эмпирический мир, а умопостигаемому -

мир идей. Каково отношение мира идей к миру вещей? П. ясного ответа не

даёт. Он говорит: "мир идей отражается в мире вещей", "мир вещей участвует

в мире идей" и т.д. П. полагает, что идеальное, напр. человеческая мысль,

представляет собой "воспоминания" душой того, что она созерцала до своего

воплощения в тело. Само "воспоминание” (анамнезис) происходит тогда, когда

мы воспринимаем конкретные вещи, предметы.

41. Философия Аристотеля и перипатетическая физика.

Аристотель - величайший мыслитель и наиболее универсальный ученый

античности. Особое влияние на последующую Ф. имело его обоснование логики,

и особенно учение об истинных и ложных суждениях и выводах. А. разрабатывал

логику как всеобщую методологию научного познания. Согласно логике А.,

особое следует из общего, а между понятием и суждением, а также между

суждением и выводом существует определенная связь. Согласно А.,

многообразие наук соответствует формам бытия, которые иерархически

упорядочены и образуют органически-функциональное единство мира.

Действительность определяется 4 основными причинами: материей; пассивной

возможностью становления; активной формой, которую приобретает материя, а

также действующей и целевой причинами, которые связаны с формой. В

противоположность платоновской двойственности мира он выдвинул идею о том,

что формы, которые составляют принципы вещей и являются по отношению к

материи более реальными, существуют не помимо, а в единстве с материей,

придавал ей определённость. Материя пассивна - она материал для формы.

Согласно его учению о человеке, душа - это форма тела, а разум - форма

души. Этические добродетели зиждутся на разумном действии. Реализация этих

добродетелей предполагает воспитание воли. Назв. пошло от греч. peripatos

(крытая галерея). Наиболее выдающиеся перипатетики (ученики и последователи

А.) оформили учение основателя. Они подчеркивали казуальные(?) принципы

вместо теологических, выдвинули представление о природе, потеснившее

представление о боге, критиковали энтелехию (греч. завершение,

осуществление) активную деятельность предмета осуществленное единство

предмета, свойства и образа действий.

"Физика" - позднее название сочинений Аристотеля в 8 книгах, которые в

древних рукописях назывались "Лекции по физике".

Термин "Перипатетика" происходит от греческого ПЕРИПАТОС или ЛИКЕЙ от

названия гимназии, в которой преподавал Аристотель. Ошибочно, восходящее к

Гераклиту, объясняющий от "перипатеу" - прогуливаюсь. "Физика" открывает

комплекс естественно-научных сочинения, структура которого очерчена во

введении к "Метеорологии" и посвящена фундаментальным принципам и понятиям

учения о "природе".

В кн.1 "О началах" - анализ понятия "становления" или "возникновения".

Основной тезис: бытие не может возникнуть ни из бытия (в этом случае оно

уже есть), ни из небытия -> возникновение невозможно.

В кн.2 формулируется учение о "4-х причинах" ("Метафизика"). Каждая из 4=

причин выводится из понятия "природа": природа - вещество, пр. - источник

движения, пр. - самобытность - эйдос, пр. - мастерство. Анализирует понятия

самобытность, случайность, необходимость и спонтанность. Природа по

определению есть "источник движения и изменения", следовательно, необходимо

исследовать движение, "движение невозможно без места, пустоты и времени".

В кн. 3,4,6 содержится знаменитая полемика с апориями Зенона.

В кн. 8 - основное текст о перводвигателе - центральном понятии космологии

и теории Аристотеля.

42.Философия и научное мышление в эпоху средневековья. Полемика номинализма

и реализма и ее значение для развития.

Медленные темпы исторического развития феодального общества способствовали

возникновению неправильного представления о нем как о периоде застоя и даже

регресса по сравнению с уровнем рабовладельческого античного общества. На

самом же деле научные и философские знания, в значительной своей части были

сохранены и продолжали развиваться в новых условиях. Противостояние

началось между двумя религиозными философскими направлениями: апологетикой

и патристикой. Апологеты - защитники старого христианства, а то, что не

связывалось с "идеями" Платона, отдавалось Богу. Патристика - собрание

сочинений отцов церкви, заложивших основы нового христианства. Она защищала

мир как благое творение Бога, полное целесообразности. Патристика, на

заключительном своем этапе, заложила основы схоластики. В центре внимания

схоластов был вопрос об отношении знания к вере. Они исходили из тезиса о

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты