Философские учения в Древней Индии и современная индийская философия

человека на каждой стадии его существования.

Роль “Упанишад” в истории всей индийской философии чрезвычайно велика.

Они, по существу, являются фундаментом для всех или почти всех последующих

философских течений, появившихся в Индии, так как в них были поставлены или

разрабатывались идеи, которые длительное время “питали” философскую мысль в

Индии. Можно сказать, что в истории Индии, а в известной мере и некоторых

близлежащих стран Среднего и Дальнего Востока, “Упанишады” являются тем же,

чем для Европы философия Древней Греции.

Джайнизм: общие черты

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных

систем, или школ, и деление их на две большие группы. Первая группа — это

ортодоксальные философские школы Дpевней Индии, признающие авторитет Вед

(Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до

н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в. до

н.э.)). Втоpая гpуппа — неоpтодоксальные школы, не пpизнающие автоpитет Вед

(Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чаpвака-Локаята). Джайнизм,так же,

принадлежит к последней группе.

Джайнизм — религиозно-философское учение, оформившееся в 6-5 вв. до н.э.

и ставшее одной из наиболее известных религий Индии. Основателем джайнизма

считается странствующий проповедник Вардхамана, получивший впоследствии

имена Махавиры (“Великий герой”) и Джины (“Пообедитель”). Возникнув на

северо-востоке Индии, в областях добрахманистско-ведийской культуры,

джайнизм распространился затем по всей Индии (преимущественно в ее

центральных областях), никогда не выходя за ее пределы.

Ядром литературы джайнизма является канон шветамбаров (буквально —одетых

в белое), одного из направлений джайнизма, составленный в конце 4 в. до н.

э. И приобретший окончательную форму около около 10-11 вв. Более

ортодоксальные дигамбары (буквально — одетые в воздух) признают

аутентичными только древнейшие части этого канона. Среди неканонической

литературы наибольшее значение имеют сочинения Умашвати (4-5 вв.), первого

систематизатора джайнизма, в частности его “Татгвартхадхигама-сутра”,

Сиддхасены Дивакара (6 в.), Гамачандры (11-12 вв.), особенно знаменитое

изложение учения джайнизма “Йогашастра” и др.

Джайнизм, как и одинаковый с ним по направленности буддизм, выступал

против крайностей ритуализма и абстрактного догматизма брахманистско-

ведийского мировоззрения и в центр своей доктрины поставил проблему бытия

личности. Особенностью джайнизма, в отличие от буддизма, является меньшая

внутренняя цельность, более тесная связанность с отвергаемым брахманизмом,

обусловившая присутствие в нем как черт догматизма, так и собственно

“ритуализма”.

В основе джайнизма лежит утверждение определяющего значения двух вечных

(несотворенных и неразрушимых) субстанций, или сущностей (таттв): дживы

(души, вообще живого), основным свойством которой является сознание, и

адживы (не-души, вообще неживого), выступающей в виде пудгалы (или

материи), акаши (или пространства), времени, дхармы и адхармы (эфира,

создающего условия для возникновения движения, и эфира, создающего условия

для его прекращения). В зависимости от степени связанности с адживой,

джива, определяющая процесс взаимодействия между сущностями, предстает в

двух формах бытия: совершенном и несовершенном. В состоянии несовершенного

бытия джива, находясь в соединении с материей, теряет свои потенциальные

качества и повергается в состояние страдания. В состоянии совершенного

бытия, освобождаясь от материи и оказавшись способной управлять своим

бытием, джива переходит в состояние блаженства — состояние нирваны или

мокши. Материя в джайнизме — одна из разновидностей адживы, обладающая

качествами осязаемости, звука, запаха, цвета и вкуса. Материя атомарна,

доступна органам чувств, подвержена изменениям, не имеет начала и конца и

не является результатом божественного творчества. Кроме того, существует

еще тонкая, так называемая “кармическая материя”, обуславливающая связь

души с телом. Единой души, или высшего бога, нет: в мире существует

огромное и неизменное количество душ, воплощенных в живые существа или

невоплощенных. Души, как и материя, никем не созданы, существуют изначально

и всегда. Всякая душа потенциально всеведуща, всепроникающа и всемогуща, но

ее возможности ограничены конкретным телом (как уже говорилось выше), в

котором она живет. Соответственно двум видам бытия дживы, джайнизм признает

познание несовершенное — непосредственное и опосредованное — и совершенное,

интуитивное, доступное только освобожденному от уз материи. Признавая в

целом адекватность познания предмету, джайнизм одновременно утверждает

относительность познания, возможность множества точек зрения, с помощью

которых может рассматриваться реальность. С этим связан “диалектический”

метод джайнизма — сьядвада.

Решающую роль в переходе бытия из несовершенного состояния в совершенное

играет этическое воспитание личности. В отличие от буддизма джайнизм

настаивает на обязательности жестких нравственных норм. Следствием этого

является подчеркивание джайнизмом различия между идеальным и обычным

состоянием, религиозной и светской моралью. Тщательная разработка правил и

внешних форм аскетического поведения и требование строжайшего их соблюдения

(в частности принципа ахинсы — непричинения малейшего вреда живому) —

характерная особенность этической системы джайнизма.

Признав единицей своего плюралистического универсума не текучее, а

ставшее, не деятельность, а субстанцию, джайнизм в отличии от буддизма

строго онтологичен, однако в отличии от брахманизма он дуалистичен. В

основе этой промежуточной философской позиции джайнизма лежит одновременно

отрицание — как в буддизме — неизменного начала (разумности вещей) и

признание — подобно брахманизму — этого начала. В результате это приводит к

признанию диалектичности существующей реальности, ее способности делаться

разумной, поскольку движущей причиной этого превращения признана

нравственная активность человеческой личности (что подчеркивается крайним

аскетизмом). Джайнизм, как и буддизм, утверждает в конечном итоге

имманентность божественного человеку при признании равенства всего

существующего.

Этика джайнизма

В основе этики джайнизма лежат так называемые “три жемчужины”: правильная

вера, правильное познание и правильное поведение, а также ахимса —

непричинение зла живому существу. “Вера в реальное существование, или

таттвы, — это правильная вера; познание реальной природы без сомнений и

ошибок — правильное познание. Нейтральное, без симпатии и отвращения,

отношение к объектам внешнего мира — правильное поведение”. Правильная вера

— это вера в учение Махавиры и почтительное отношение к истине. Вера —

основа основ, без нее не может быть ни правильного познания, ни правильного

поведения. Вера — это дверь, ведущая в бесконечный мир истины. Но с другой

стороны, совершенная вера может быть только результатом совершенного

знания, которое служит отправным пунктом по пути к освобождению (мокше).

Знание сообщается джайну учителем и его получают из правильно понятых

текстов священных книг. Знание должно быть двояким: оно включает понимание

и самоотречение. Невежество — причина страстей, а те, в свою очередь,

причины страданий и зависимости. Люди, не понимающие причин греха и не

отвергающие их, обречены на новые рождения и новые страдания. Грех,

согласно джайнистским воззрениям и как это явствует из Ачаранги-сутры,

состоит в причинении вреда любым живым существам, в насилии, а также в

стремлении к удовольствиям и наслаждениям, в привязанности к этому

“страдающему и жалкому” миру. Души тех, кто подвержен греху, заполнены

кармой, а потому они слепы и не могут видеть свет истинного учения. Как

говорит Ачаранга-сутра: “Немудрые спят, мудрецы всегда бодрствуют”.

Только знающий герой, мудрец, свободен от этого мира. Он равнодушен к

мирским страстям. Он завоевал мир, ибо победил себя. Немудрые, не имеющие

правильного знания, подвержены притоку чуждой материи в душу и связанности.

Последняя вызывается ложной верой, отказом от самоотречения,

беззаботностью, страстями и колебаниями, вызываемыми в душе умом, телом и

речью. Лишь тот, кто победил себя, познал истину учения Джины.

В то время как связанность является результатом дурной кармы,

приостановление и прекращение ее влияния — результат правильного поведения.

Этой третьей “жемчужине” джайнизма и посвящена большая часть Ачаранги-

сутры. Правильное поведение — это воздержание от дурного и выполнение того,

что справедливо. Для этого необходимо: во-первых, дать пять великих обетов;

во-вторых, размышлять о кардинальных истинах, дающих знание о самом себе и

о мире; в-третьих, добиваться невозмутимости, душевной чистоты, абсолютного

отсутствия жадности, совершенного поведения. Монах или монахиня должны

обуздывать мысли, речь и движение тела; им следует соблюдать исключительную

осторожность в ходьбе, разговоре, получении милостыни и проч. Кроме того,

для правильного поведения необходимо побеждать силой духа все страдания и

лишения, проистекающие от голода, жажды, жары, холода и т.д.

Йога: цели и основные доктрины

Одна из ортодоксальных идеалистических систем индийской философии. С

точки зрения йоги, основной целью всех поступков человека должно быть

полное освобождение от материального существования, смерти и рождения.

Двумя основными условиями этого освобождения являются вайрагья

(отрешенность) и йога (созерцание). Первому предшествует убежденность в

бесплодности мирской жизни, исполненной зла и страдания. Второе возникает

из убеждения в необходимости познать высшую истину – Бога. В отличие от

других систем индийской философии йога придает исключительное значение

совершенствованию тела и органов чувств.

Йога, которая практикуется, не только для нас но и для Божественного. Её

цель – осуществить волю божественного в этом мире, произвести духовную

трансформацию и привести Божественную природу и Божественную жизнь вниз, в

ментальную, витальную и физическую природу и жизнь человека. Её цель – не

личное Мукти, хотя Мукти необходимое условие этой йоги, а освобождение и

трансформация человеческого существа. Не личная Ананда, а приведение

Божественной Ананды – царствие небесного Христа.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты