человека на каждой стадии его существования.
Роль “Упанишад” в истории всей индийской философии чрезвычайно велика.
Они, по существу, являются фундаментом для всех или почти всех последующих
философских течений, появившихся в Индии, так как в них были поставлены или
разрабатывались идеи, которые длительное время “питали” философскую мысль в
Индии. Можно сказать, что в истории Индии, а в известной мере и некоторых
близлежащих стран Среднего и Дальнего Востока, “Упанишады” являются тем же,
чем для Европы философия Древней Греции.
Джайнизм: общие черты
Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных
систем, или школ, и деление их на две большие группы. Первая группа — это
ортодоксальные философские школы Дpевней Индии, признающие авторитет Вед
(Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до
н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в. до
н.э.)). Втоpая гpуппа — неоpтодоксальные школы, не пpизнающие автоpитет Вед
(Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чаpвака-Локаята). Джайнизм,так же,
принадлежит к последней группе.
Джайнизм — религиозно-философское учение, оформившееся в 6-5 вв. до н.э.
и ставшее одной из наиболее известных религий Индии. Основателем джайнизма
считается странствующий проповедник Вардхамана, получивший впоследствии
имена Махавиры (“Великий герой”) и Джины (“Пообедитель”). Возникнув на
северо-востоке Индии, в областях добрахманистско-ведийской культуры,
джайнизм распространился затем по всей Индии (преимущественно в ее
центральных областях), никогда не выходя за ее пределы.
Ядром литературы джайнизма является канон шветамбаров (буквально —одетых
в белое), одного из направлений джайнизма, составленный в конце 4 в. до н.
э. И приобретший окончательную форму около около 10-11 вв. Более
ортодоксальные дигамбары (буквально — одетые в воздух) признают
аутентичными только древнейшие части этого канона. Среди неканонической
литературы наибольшее значение имеют сочинения Умашвати (4-5 вв.), первого
систематизатора джайнизма, в частности его “Татгвартхадхигама-сутра”,
Сиддхасены Дивакара (6 в.), Гамачандры (11-12 вв.), особенно знаменитое
изложение учения джайнизма “Йогашастра” и др.
Джайнизм, как и одинаковый с ним по направленности буддизм, выступал
против крайностей ритуализма и абстрактного догматизма брахманистско-
ведийского мировоззрения и в центр своей доктрины поставил проблему бытия
личности. Особенностью джайнизма, в отличие от буддизма, является меньшая
внутренняя цельность, более тесная связанность с отвергаемым брахманизмом,
обусловившая присутствие в нем как черт догматизма, так и собственно
“ритуализма”.
В основе джайнизма лежит утверждение определяющего значения двух вечных
(несотворенных и неразрушимых) субстанций, или сущностей (таттв): дживы
(души, вообще живого), основным свойством которой является сознание, и
адживы (не-души, вообще неживого), выступающей в виде пудгалы (или
материи), акаши (или пространства), времени, дхармы и адхармы (эфира,
создающего условия для возникновения движения, и эфира, создающего условия
для его прекращения). В зависимости от степени связанности с адживой,
джива, определяющая процесс взаимодействия между сущностями, предстает в
двух формах бытия: совершенном и несовершенном. В состоянии несовершенного
бытия джива, находясь в соединении с материей, теряет свои потенциальные
качества и повергается в состояние страдания. В состоянии совершенного
бытия, освобождаясь от материи и оказавшись способной управлять своим
бытием, джива переходит в состояние блаженства — состояние нирваны или
мокши. Материя в джайнизме — одна из разновидностей адживы, обладающая
качествами осязаемости, звука, запаха, цвета и вкуса. Материя атомарна,
доступна органам чувств, подвержена изменениям, не имеет начала и конца и
не является результатом божественного творчества. Кроме того, существует
еще тонкая, так называемая “кармическая материя”, обуславливающая связь
души с телом. Единой души, или высшего бога, нет: в мире существует
огромное и неизменное количество душ, воплощенных в живые существа или
невоплощенных. Души, как и материя, никем не созданы, существуют изначально
и всегда. Всякая душа потенциально всеведуща, всепроникающа и всемогуща, но
ее возможности ограничены конкретным телом (как уже говорилось выше), в
котором она живет. Соответственно двум видам бытия дживы, джайнизм признает
познание несовершенное — непосредственное и опосредованное — и совершенное,
интуитивное, доступное только освобожденному от уз материи. Признавая в
целом адекватность познания предмету, джайнизм одновременно утверждает
относительность познания, возможность множества точек зрения, с помощью
которых может рассматриваться реальность. С этим связан “диалектический”
метод джайнизма — сьядвада.
Решающую роль в переходе бытия из несовершенного состояния в совершенное
играет этическое воспитание личности. В отличие от буддизма джайнизм
настаивает на обязательности жестких нравственных норм. Следствием этого
является подчеркивание джайнизмом различия между идеальным и обычным
состоянием, религиозной и светской моралью. Тщательная разработка правил и
внешних форм аскетического поведения и требование строжайшего их соблюдения
(в частности принципа ахинсы — непричинения малейшего вреда живому) —
характерная особенность этической системы джайнизма.
Признав единицей своего плюралистического универсума не текучее, а
ставшее, не деятельность, а субстанцию, джайнизм в отличии от буддизма
строго онтологичен, однако в отличии от брахманизма он дуалистичен. В
основе этой промежуточной философской позиции джайнизма лежит одновременно
отрицание — как в буддизме — неизменного начала (разумности вещей) и
признание — подобно брахманизму — этого начала. В результате это приводит к
признанию диалектичности существующей реальности, ее способности делаться
разумной, поскольку движущей причиной этого превращения признана
нравственная активность человеческой личности (что подчеркивается крайним
аскетизмом). Джайнизм, как и буддизм, утверждает в конечном итоге
имманентность божественного человеку при признании равенства всего
существующего.
Этика джайнизма
В основе этики джайнизма лежат так называемые “три жемчужины”: правильная
вера, правильное познание и правильное поведение, а также ахимса —
непричинение зла живому существу. “Вера в реальное существование, или
таттвы, — это правильная вера; познание реальной природы без сомнений и
ошибок — правильное познание. Нейтральное, без симпатии и отвращения,
отношение к объектам внешнего мира — правильное поведение”. Правильная вера
— это вера в учение Махавиры и почтительное отношение к истине. Вера —
основа основ, без нее не может быть ни правильного познания, ни правильного
поведения. Вера — это дверь, ведущая в бесконечный мир истины. Но с другой
стороны, совершенная вера может быть только результатом совершенного
знания, которое служит отправным пунктом по пути к освобождению (мокше).
Знание сообщается джайну учителем и его получают из правильно понятых
текстов священных книг. Знание должно быть двояким: оно включает понимание
и самоотречение. Невежество — причина страстей, а те, в свою очередь,
причины страданий и зависимости. Люди, не понимающие причин греха и не
отвергающие их, обречены на новые рождения и новые страдания. Грех,
согласно джайнистским воззрениям и как это явствует из Ачаранги-сутры,
состоит в причинении вреда любым живым существам, в насилии, а также в
стремлении к удовольствиям и наслаждениям, в привязанности к этому
“страдающему и жалкому” миру. Души тех, кто подвержен греху, заполнены
кармой, а потому они слепы и не могут видеть свет истинного учения. Как
говорит Ачаранга-сутра: “Немудрые спят, мудрецы всегда бодрствуют”.
Только знающий герой, мудрец, свободен от этого мира. Он равнодушен к
мирским страстям. Он завоевал мир, ибо победил себя. Немудрые, не имеющие
правильного знания, подвержены притоку чуждой материи в душу и связанности.
Последняя вызывается ложной верой, отказом от самоотречения,
беззаботностью, страстями и колебаниями, вызываемыми в душе умом, телом и
речью. Лишь тот, кто победил себя, познал истину учения Джины.
В то время как связанность является результатом дурной кармы,
приостановление и прекращение ее влияния — результат правильного поведения.
Этой третьей “жемчужине” джайнизма и посвящена большая часть Ачаранги-
сутры. Правильное поведение — это воздержание от дурного и выполнение того,
что справедливо. Для этого необходимо: во-первых, дать пять великих обетов;
во-вторых, размышлять о кардинальных истинах, дающих знание о самом себе и
о мире; в-третьих, добиваться невозмутимости, душевной чистоты, абсолютного
отсутствия жадности, совершенного поведения. Монах или монахиня должны
обуздывать мысли, речь и движение тела; им следует соблюдать исключительную
осторожность в ходьбе, разговоре, получении милостыни и проч. Кроме того,
для правильного поведения необходимо побеждать силой духа все страдания и
лишения, проистекающие от голода, жажды, жары, холода и т.д.
Йога: цели и основные доктрины
Одна из ортодоксальных идеалистических систем индийской философии. С
точки зрения йоги, основной целью всех поступков человека должно быть
полное освобождение от материального существования, смерти и рождения.
Двумя основными условиями этого освобождения являются вайрагья
(отрешенность) и йога (созерцание). Первому предшествует убежденность в
бесплодности мирской жизни, исполненной зла и страдания. Второе возникает
из убеждения в необходимости познать высшую истину – Бога. В отличие от
других систем индийской философии йога придает исключительное значение
совершенствованию тела и органов чувств.
Йога, которая практикуется, не только для нас но и для Божественного. Её
цель – осуществить волю божественного в этом мире, произвести духовную
трансформацию и привести Божественную природу и Божественную жизнь вниз, в
ментальную, витальную и физическую природу и жизнь человека. Её цель – не
личное Мукти, хотя Мукти необходимое условие этой йоги, а освобождение и
трансформация человеческого существа. Не личная Ананда, а приведение
Божественной Ананды – царствие небесного Христа.